•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
Екатеринбург, 5 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».
Александр Шахов родился в 1995 году в Екатеринбурге. С пятилетнего возраста занимается скрипкой, окончил музыкальную школу. Год назад, после окончания 8-го класса, поступил в Уральский музыкальный колледж (бывшая школа-десятилетка при Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского). Это особое учебное заведение, в котором 11 классов наряду со специальными предметами преподаются предметы общеобразовательные, а 12-й класс посвящен исключительно музыкальной подготовке. В 2010 году окончил курсы православных звонарей, и в данный момент является действующим звонарем храма Владимирской иконы Божией Матери.
– Саша, расскажи, пожалуйста, о том, как ты попал в храм?
– Меня крестили, когда мне не было еще и года, в Иоанно-Предтеченском храме. После крещения каждое воскресенье мама возила меня на службу, на Причастие. Я рано помню себя в храме, помню обстановку, помню, как сидел с другими детьми во время службы посередине, видимо, на кафедре архиерея. А еще хорошо запомнились наши с мамой паломнические поездки в Москву, где мы посещали разные храмы, а еще ездили в Троице-Сергиеву Лавру, в скит преподобного Варнавы недалеко от Лавры.
О храме на Семи Ключах мы узнали от воспитательницы детского сада, куда я ходил. Она сказала, что при доме престарелых открылся храм, и пригласила сходить вместе с ней. Нам в этом храме понравилось, и мы остались.
Здесь я учился в воскресной школе. Когда мама уволилась со своей работы, батюшка позвал ее работать при храме. Мама, строитель по образованию, согласилась, тем более что начиналось строительство храма. Я часто ходил к ней на работу и помогал, чем тогда мог. А вообще на строительстве нового храма бревна шкурили всем приходом, и настоятель о. Андрей вместе со всеми бревна катал.
Когда окончательно переехали в этот храм, я благословился у о. Андрея стоять на клиросе, чтобы было интереснее и чтобы лучше понимать службу. Приблизительно два года назад в августе о. Андрей попросил остаться и предложил: «Если хочешь, и если это не будет в ущерб учебе, можешь попробовать помогать в алтаре». Я хотел, ведь там интересно, можешь видеть, что происходит, действительно участвуешь в богослужении. Сначала было технически страшно, например, разжигать кадило – вдруг горячий уголь упадет.
Сейчас о. Андрей снова благословил учиться петь на клиросе, если есть, кому помогать в алтаре. Это тоже очень интересно, интересно слушать гармонии – у нас поют двухголосьем с исоном.
– В чем, по-твоему, особенности вашего прихода?
– Особенная, очень серьезная подготовка к Таинствам, школа покаяния. У нас много подготовленных причастников, не бывает такого, чтобы кто-то подходил просто так, случайно зайдя в храм. Отец Андрей особенный – он, если можно так сказать, резвый, кажется, что везде успевает.
Теперь есть еще храм Георгия Победоносца, который нужно достраивать, обустраивать и налаживать там службы. Кроме того, о. Андрей очень внимательный, всех прихожан помнит. Иногда бывает, что совсем старенькие прихожанки забываются, думают, что были накануне на исповеди, подходят к Причастию, а о. Андрей им: «Вы ведь не были на исповеди в этот раз». – «Да? Не была? Извините, забыла».
– Кроме помощи в алтаре и клиросного пения ты выполняешь в храме еще одно важное послушание – послушание звонаря. Как появилось желание звонить в колокола, и как ты стал звонарем?
– Попробовать позвонить хотелось всегда. Когда был маленький, мы с мамой выходили из храма Иоанна Предтечи, смотрели наверх и слушали. Позже ездили с воскресной школой в Нижний Тагил, поднимались на колокольню. Но там я побоялся на самый верх подняться, поэтому так ни разу и не звонил. Конечно, было желание, чтобы и в нашем храме были колокола. Даже был такой проект храма с колокольней, но построили без нее.
Недавно, когда я уже был алтарником, батюшка позвал меня и других алтарников на серьезный разговор. Мы испугались, что опять в чем-то провинились. Но он сказал, что идет набор на курсы православных звонарей и благословил туда поступать. Я серьезно готовился к вступительным экзаменам, повторял «Закон Божий», думал, будут все спрашивать. Оказалось, просто проверили чувство ритма.
Учиться на курсах было интересно, да и помогла музыкальная школа – такой предмет как «Теория музыки» дался легко. Самое интересное, когда уже знаешь основные приемы, потом уже находишься в ритме и пробуешь что-то свое.
Когда окончили курсы, у нас в приходе колоколов еще не было. Я обратился к о. Андрею: «Надо что-то делать, а то у нас навык пропадет». Начали собирать деньги, поставили кружку с надписью «Подари голос храму». Сначала о. Андрей хотел купить минимальное количество – семь колоколов. Но мы с мамой просили настоятеля и прихожан, что надо купить двенадцать, чтобы можно было какие-то мелодии, рисунки на альтовых колоколах играть, чтобы звон не был однообразным. Очень быстро насобирали на весь набор, меньше чем за год.
А один колокол – маленький благовестник – нам подарил Александр Черкашин (Комбинат мясной гастрономии «ЧЕРКАШИН И ПАРТНЕРЪ» - прим. ред.). Для купленных колоколов сначала сварили звонницу по образцу учебной установки курсов православных звонарей. А когда начали собирать деньги на альты и второй благовестник, соорудили более серьезную звонницу.
– Как ты думаешь, зачем храму нужны колокола?
– Чтобы люди знали, что есть храм. Паломники, идущие мимо него на Ганину Яму, слышат, что звонят, заходят к нам. Некоторые говорят, что узнали о храме Владимирской иконы Божией Матери по колоколам. Звон призывает на службу, когда слышишь его, сразу хочется поторопиться. Звон начинает молитву перед богослужением и продолжает ее после, сообщает о важных моментах службы.
Некоторые люди, правда, возмущаются, тем, что колокола рано их будят. На меня даже пытались несколько раз напасть. Один раз двое, другой раз один пьяный замахивался бутылкой и бежал за мной. Так иногда бывает, кричат: «Эй, звонарь, иди сюда!». Приходится пережидать или бежать в другую сторону.
– У тебя много звонов в арсенале? Есть какие-то заготовки или ты импровизируешь?
– Просто звоню, пробую разные затравки, т.е. разные начала для звона. Во время самого звона «приходят» приемы. А бывает, что вечером дома что-то придумывается. Хочешь записать и потом попробовать, но часто не получается, так как записываю на листочках, которые куда-то пропадают.
– Как звонарю, тем более, звонарю-музыканту совместить такое требование к звону, как каноничность, и заботу о новых приемах, стремление к оригинальности? Удается ли всегда помнить о связи звона с церковной молитвой?
– Молиться можно во время благовеста – читать 50-й псалом, во время трезвона уже не получается. Но все равно выдумыванием приемов можно не увлекаться. Звонишь, как получается, в конце концов, уже привыкаешь именно к храмовому звону и ритму, уже и не встраивается ничего, например, джазового.
– В предыдущем вопросе не случайно появилось определение «звонарь-музыкант». Большая часть твоей жизни связана с музыкой – с игрой на скрипке. Возможно, с ней будет связана и твоя будущая профессиональная деятельность.
Как получилось, что ты стал учиться играть на скрипке?
– В садике я, видимо, хорошо пел, а еще слышал, что играет музыкальный работник на фортепиано, и подбирал дома. Как раз музыкальный работник и порекомендовала маме отвести меня в хоровой лицей. Мы сходили, нам сказали, что у меня хороший слух, но учиться в лицее еще рано – мне было пять лет. К тому же, мне там не понравилось. Мама сама хотела отдать меня учиться играть на фортепиано, но тоже надо было подождать. Однако, ждать не пришлось, потому что в садик пришла Татьяна Николаевна Грищёва, моя первая учительница по скрипке, и отобрала из нашей группы меня и еще одного мальчика.
Сначала мне Татьяна Николаевна показалась суровой, я даже ее испугался. Но она спросила меня: «Хочешь играть?». Я не знал, что это означало играть на скрипке, понял по-своему: «Кто же не хочет играть? Конечно, я хочу». Потом спросила, знаю ли я номер домашнего телефона, я сказал, что знаю, и стал называть цифры, которые на телефоне написаны: «0, 1, 2, 3…». Пришлось ей самостоятельно узнавать номер нашего телефона. Она позвонила маме и очень долго уговаривала, потому что непонятно было, что это за инструмент – скрипка.
– А ты знал, что такое скрипка? Понравилась она тебе, когда ты начал учиться?
– Сначала не хотел держать скрипку правильно, возмущался: кто так придумал ее держать! Смычок брал в кулак. Когда учительница что-нибудь объясняла, я смотрел в окно на проезжающие машины. Я ленивый, помню, что со мной все мучались – Татьяна Николаевна, бабушка, мама.
Позже меня заставляли записывать, сколько времени в день я занимаюсь. Доходило до тринадцати минут, по секундомеру замечал, например, что этюд учил 30 секунд. Хотя нужно было заниматься по три часа. Сейчас бывает, что играю-играю, потом надоест так, что два дня вообще в руки скрипку не беру. Если надо выучить какое-то произведение наизусть, сразу после урока учу, а потом только перед самым уроком повторю. Хорошо, что у меня пальцы быстро запоминают, только надо сразу правильно играть, чтобы не закрепить какие-то ошибки.
– Что помогает преодолевать лень и не бросать скрипку? Что тебе нравится в этом инструменте?
– Нравится, прежде всего, сама музыка. Нравится звучание скрипки, особенно когда она не скрипучая. Когда слушаю музыку, хочется самому разобрать и исполнить. Причем, обычно не хочется разбирать и играть то, что задают. Например, мне очень нравился концерт Баха ля минор. Я его сам разобрал, для себя играл, но как только мне его задала Татьяна Николаевна, он мне сразу разонравился.
– Есть ли у тебя какие-то предпочтения в музыке, много ли музыки ты слушаешь?
– Музыку я слушаю классическую. Мама считает, что слишком много музыки меня окружает: то на фортепиано играю, то на скрипке, то так послушаю. И вообще, если дома что-то делаю, всегда играет музыка. Иногда бывает, что в голове какое-нибудь произведение заиграет, хочется его прослушать, самому разобрать ноты, поиграть.
– Ты учишься в музыкальном колледже, и возможно, продолжишь свое обучение в консерватории. Ты действительно хочешь связать свою жизнь с музыкой или у тебя нет выбора?
– У меня пока нет желания заниматься только музыкой. Мы изучали культуру Древней Греции, там каждый был обязан заниматься музыкой, но это не должно было быть его основным занятием. А в колледже музыка считается именно основным занятием, подготовка общеобразовательная не очень сильная. Многие ученики считают не обязательным посещать все уроки, например, физику или химию, потому что уверены, что это им не нужно. Учителя не задают большого домашнего задания, чтобы не отрывать время от музыки. Хотя некоторые пытаются нам внушать, что нам самим это нужно, что мы не только музыканты. Большинство думает: мы музыканты, и ничего кроме музыки нам не нужно. Но у меня другое мнение. Мало ли что может случиться, можно, например, сломать руку, после чего играть не сможешь. И что тогда делать?
У меня есть желание получить высшее образование, поступить в юридический институт. Но мама говорит, что я никуда не гожусь, кроме музыки. А учительница по музыке говорит, что у меня «руки, как дрова и пальцы, как крючья». Вот и не знаю пока, куда я гожусь.
Иногда бывает, что я занимаюсь, но ничего не получается, тогда хочется бросить скрипку. Или когда с уроков выгоняют, тоже хочется бросить. Но потом послушаешь музыку или с мамой поговоришь – снова хочется заниматься.
– Расскажи о конкурсах, в которых ты участвовал.
– Сначала это были районные конкурсы «Весенняя капель», потом городские «Юные таланты Екатеринбурга», потом областные, например «Каменный цветок» в Каменск-Уральском. Ездили ансамблем – дуэтом – в Санкт-Петербург на международный конкурс «Северная Венеция».
На районных конкурсах занимал первые места, но не всегда все было так гладко. Перед конкурсом мне обычно говорят: «Главное не победа, главное участие». Ну, я так и настраиваюсь: «Главное для меня участие». Но в итоге получается немного по-другому: на городском конкурсе первое место занял – хорошо, на областном второе – ладно, тоже ничего. Потом на городском конкурсе получил второе место. Мама считает, что это только из-за того, что я плохо готовился. И учительница звонила и говорила: «Это все у тебя от лени». Потом начал заниматься, в Санкт-Петербурге мы получили первое место.
– Скажи, победа на конкурсах не питает тщеславие?
– Тут не до тщеславия: чуть ли не за год до конкурса начинаешь дрожать, ни играть, ни выступать уже не хочется, а после конкурса – только вздохнуть облегченно можно. Главное, отыграть, не сбиться.
– Ну, а первое место разве потом не греет?
– В нашей семье это не считается какой-то необычной заслугой, первое место должно быть достигнуто трудом, и оно является чем-то само собой разумеющимся как результат этого труда. Так же и на экзамене: должен быть только высший балл – девятка.
Один раз я получил на экзамене семерку, чем снова огорчил маму, как и после второго места на конкурсе. Такие требования и на общеобразовательные уроки в школе распространяются – можно получать только пятерки, исключая физкультуру. По этому предмету можно иметь четверку, потому что, если я потружусь на пятерку, у меня начинают болеть ноги, со ступенек не могу спускаться. «Мама, пятерку по физкультуре получил, только ходить не могу теперь».
Вот такой встретился нам собеседник – живой, непосредственный и интересный. У него очень много идей, которые он воплощает там, где может. Учась пению на клиросе, он вносит свои предложения, потому что слышит, как будет лучше. Совершенствуя свое звонарское мастерство, в этом году он принимал активное участие уже во втором фестивале колокольного звона «Благовествуй, земле Уральская!» в рамках «Царских дней». Стал участником колокольного фестиваля в Елабуге.
Саша – один из таких людей, которые могут кого угодно воодушевить. Он может предлагать проекты, в осуществление которых никто не верит, но, тем не менее, эти проекты реализуются в ближайшее время. Так было, например, со звонницей храма Владимирской иконы Божией Матери.
Остается только пожелать, чтобы добрые идеи продолжали приходить в Сашину голову, и чтобы ни лень, ни усталость, ни равнодушие не мешали их осуществлению.
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Екатеринбург, 5 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Когда у человека возникают вопросы о том, как и для чего следует жить, почему с ним происходят неприятности
Екатеринбург, 5 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». День рождения человека может быть счастливым и несчастным. Счастливое рождение – это когда человека ждали
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.