•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
Люди могут быть друг с другом в родстве, дальнем или близком. А храмы?
История храма в честь Казанской иконы Божией Матери берет свое начало в конце XIX века, когда на территории современного микрорайона Химмаш Екатеринбурга был открыт Нижне-Исетский завод (в черту города эта местность вошла позже).
Первое время при заводе не было церкви, и рабочим приходилось ездить в Никольский храм на Уктус, пока, наконец, они не обратились в духовную консисторию с прошением об устройстве своего храма.
А в это время в центре Екатеринбурга вместо деревянной Вознесенской церквушки горожане решили построить новую – каменную, двухэтажную. Правда, немного поодаль от первоначального места – повыше, на горке. Ставший ненужным деревянный сруб бережно разобрали и увезли в Нижне-Исетский завод, где и выстроили храм. Было это в 1809 году.
Между прочим, там, откуда перенесли деревянную Вознесенскую церковь, на месте алтаря соорудили часовню. В конце XIX века рядом с ней был построен дом, название которого имеет известность сколь широкую, столь же и трагическую: в 1908 году здание было приобретёно инженером Николаем Ипатьевым. В 1918-м оно стало именоваться домом особого назначения. Сейчас на его месте стоит Храм-на-Крови.
Но – вернёмся в посёлок Нижне-Исетского завода.
24 мая 1815 года здесь был заложен ещё один храм – в честь иконы Божией Матери «Казанская» (церковь Казанской иконы Божией Матери, Богородицкая церковь, Богородице-Казанская церковь).
В сентябре 1824 года в строящемся храме побывал российский император Александр I, проезжавший через Нижне-Исетский завод в город Екатеринбург.
8 июля 1840 года церковь была освящена епископом Евлампием и стала главным приходским храмом Нижне-Исетска.
В храме в честь Казанской иконы Божией Матери было два придела: южный – во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, северный – во имя святителя Стефана Великопермского.
1 марта 1909 г. при храме было открыто Нижне-Исетское отделение Арамильского церковного общества трезвости, в котором в 1911 году состояло 146 человек (а всего в приходе числилось более трёх с половиной тысяч человек).
В 1935 – 1936 гг. храм был закрыт советскими властями (дата пока точно не установлена. Так, например, есть предположение, что это произошло в 1946 г.)
В советские годы в здании храма располагались в разное время клуб детдома, клуб Химмашзавода, заводской цех. Долгие годы здание пустовало.
Решением горисполкома храм взорвали 20 июня 1974 года в 2 часа дня. Какое-то время здесь был пустырь, потом на месте храма появилось троллейбусное кольцо, а когда линию продлили, и оно перестало существовать.
Спустя почти 30 лет, 5 апреля 2002 года, архиепископом Викентием был освящён закладной камень, и началось восстановление храма. 21 июля 2004 г. на этом месте впервые за несколько десятилетий была отслужена Божественная Литургия. С июня 2011 года в храме регулярно совершаются богослужения.
Готовя эту историческую справку, мы воспользовались материалами сайта kazansky.cerkov.ru – да, в возрождённом храме есть теперь не только стены и купол, но и свой приходской сайт, а также воскресная школа и библиотека! Обратились и к архивным сведениям, опубликованным в других источниках.
И посмотрите, какая получилась удивительная история! Какие дальние и близкие родственники и соседи обнаружились у Богородице-Казанского храма: это и храм на Уктусе (ранее – Никольский, ныне – Преображенский), и Вознесенская церковь Екатеринбурга, и Храм-на-Крови, и даже Богоявленский кафедральный собор (дело в том, что самым первым адресом пребывания деревянного сруба Вознесенской церкви была Главная площадь города – место будущего Богоявленского кафедрального собора).
Согласитесь, порой читать историю храма ничуть не менее интересно и поучительно, чем узнавать о чьей-то жизни, насыщенной неожиданными поворотами. Кстати, именно эти характеристики вполне применимы к судьбе человека, который на протяжении 4-х лет возглавляет Богородице-Казанский приход. И лишний раз убеждаешься, как порой неожиданно переплетаются разнообразные события и приводят человека к тем далям, о которых он не помышлял!
По просьбе наших корреспондентов о своём пути к Престолу Божию рассказывает настоятель храма иерей Георгий Слесарев.
Всё будет хорошо
Мои первые поверхностные представления о вере связаны с моей бабушкой. Она была родом из Белоруссии, но вслед за родителями переехала на целину, в Казахстан, и жила там вместе с нами.
Помню, у бабушки на полке в уголке стояли иконы, иногда я видел, как она молилась. А после шалостей мне жутковато было перед ними пробегать –казалось, лики с икон смотрели на меня строго.
Удивительно, но до шестнадцати лет я не был крещен, хотя вся семья была крещеная. Дело в том, что мы жили в 450 километрах от областного центра, где была ближайшая церковь, и родители всё не находили возможности туда съездить: то заняты, то дороги нет.
А я, приехав просто за компанию, вдруг оказался среди семинаристов. Поразмыслив, я решил, что это судьба, воля Божия.
И вот однажды мы отправились в райцентр за покупками к новому учебному году, а на обратном пути, вечером, заглянули в храм, чтобы крестить меня. Восприемниками согласились стать наши попутчики. Когда отец Александр перед таинством пригласил их к себе для разговора, я понял, что дело предстоит серьезное. Крестильной рубашки у меня не было, так что креститься пришлось в новой футболке с надписью «Coca-Cola! всё будет хорошо!». Потом бабушка хранила её, как святыню. А после таинства отец Александр показал мне алтарь, и помню, как я удивился, насколько там всё просто и скромно было устроено.
До сих пор благодарен батюшке за то, что он крестил меня, дал пропуск в жизнь.
Эпизоды
После школы я поступил учиться на электромонтёра в Кустанайский механико-технологический колледж. Как и многие студенты, во время сессии для смелости забегал в церковь свечки поставить. А однажды в праздник Преображения Господня наведался в храм с двумя большими пакетами яблок, чтобы освятить их и угостить домашних, но опоздал. Несмотря на это батюшка покропил яблоки, так что радости моей не было предела.
В церковной жизни я всё ещё ничего не смыслил, поэтому, когда заходил в храм, все действия старался повторять за старушками. Вижу, они заходят – крестятся и выходят – крестятся, значит, и мне нужно так делать. Они идут в лавку за свечками – и я иду вслед за ними. Как-то, кроме свечей, попросил в лавке молитвослов, причём, выбрал самый большой и красивый – раньше похожий был у моей бабушки, только он совсем пообтрепался. Старушка, которая там работала, поняла, что я новичок, молиться не умею, и предложила мне другой молитвослов, толковый. Я взял его, дома старательно перечитал, но так ничего и не понял. Правда, хранил его бережно среди студенческих книг и учебников, и открывал иногда, чтобы вдохнуть запах ладана и воска, которым он пропитался в церкви.
Первый пост
Впервые о Великом посте я услышал от батюшки в храме и решил, что мне нужно поститься. Тогда было время сессии. Я жил на квартире у одной пожилой женщины. Когда она заметила, что я не ем мяса, то очень всполошилась, думала, что я в секту попал. А когда поняла, что я в православный храм хожу, успокоилась, но всё равно иногда предлагала: «У меня есть борщ мясной, может, покушаешь?». Я отказывался, и так потихоньку первый пост выдержал. А на Пасху отправился на службу. Помню, было очень красиво, торжественно, и даже плакать хотелось. А после службы батюшка вышел куличи освящать, началась давка, и, как только мой куличик он освятил, кто-то оступился и раздавил его. Я расстроился, конечно, но что поделаешь?
Большая перемена
Окончил техникум я в трудные 1990-е годы, тогда работы не было, и пришлось переехать из Казахстана в Свердловскую область. Началась суета, поиск своего места в жизни, за которыми я веру из виду потерял.
И вот однажды вечером, когда особенно навалилось одиночество, я вышел прогуляться по нашему Белоярскому поселку. Незаметно дошел до церквушки – храма Успения Пресвятой Богородицы. Обошел её вокруг: темно, тихо, дверь на замке – чего еще ожидать в воскресенье, в 9 часов вечера? Но про себя я рассердился: вечно у этих православных, когда тебе больше всего надо, церковь закрыта! И вдруг слышу за спиной скрип шагов, кто-то идет к церкви. Неужели, думаю, воры? Смотрю – приличная женщина, пытается своим ключом дверь открыть, я ей помог. Оказалось, что это церковная староста Валентина Максимовна, которую вместе с другими женщинами батюшка благословил читать по вечерам акафист Пресвятой Богородице в честь Её иконы «Неупиваемая чаша».
После знакомства она попросила меня дров наколоть, воды принести, пригласила на службу. Так я начал ходить в церковь, постепенно батюшка стал меня примечать, звать на чаепития.
А через какое-то время Валентина Максимовна спрашивает: «А что ты на исповедь не ходишь? Все православные люди должны исповедоваться, причащаться, а ты что?» Исповеди я очень боялся, собирался, как на расстрел, но пересилил себя. И после этого со мной произошла большая перемена: страх исчез, и я начал исповедоваться и причащаться регулярно. Вскоре батюшка поставил меня церковным сторожем и певчим на клиросе, а потом и алтарником. Тут уже ничто не пугало, и я очень прикипел к этой своей новой деятельности.
Семинарист поневоле
В алтаре я прислуживал вместе с Валерой, сыном нашей певчей. Он был младше меня, оканчивал школу и хотел поступать в семинарию. Правда, парнем он был робким, и его мама попросила меня съездить вместе с ним подать документы. Сам я в семинарию не собирался, но решил поддержать друга.
Мы сдали документы и вскоре отправились на экзамены. Изложение и тестирование я написал спокойно, а на экзамене по Закону Божьему мне попался самый лёгкий билет: жизнь первых людей в раю. На тот момент я ни одной церковной книги ещё не прочитал, но слышал что-то об этом в проповедях батюшки и разговорах прихожан, так что чувствовал себя вполне уверенно. Правда, преподаватели, слушая мой ответ, давились от смеха.
Впереди оставалось последнее испытание – собеседование с приёмной комиссией. Первыми зайти пригласили нескольких абитуриентов, мы думали, что лучших из нас.
А в итоге оказалось, что поступили как раз все те, кто остался томиться в неизвестности за дверью. Я был в шоке! Валера, который готовился целый год и был в числе вызванных «счастливчиков», не поступил. А я, приехав просто за компанию, вдруг оказался среди семинаристов. Поразмыслив, я решил, что это судьба, воля Божия. Приехал на работу, рассчитался и вернулся обратно в семинарию.
Дланью Божией
Учёба в семинарии была непростой. Я думал, что меня отчислят с первого курса. Но закончился первый курс – и не отчислили. Решил, что, значит, со второго вылечу – и опять оставили. От старшекурсников слышал, что третий курс – «экватор», самый трудный, но и его я осилил: отличником не был, но и в троечниках не ходил. Только на четвёртом курсе я понял, что доучусь до конца.
В первый же год учёбы в семинарии я стал преподавать в детской воскресной школе при храме Преображения Господня на Уктусе. Проработал четыре года, а потом стал вести там же огласительные курсы перед крещением. Накануне выпуска из семинарии настоятель храма, отец Николай Ладюк, спросил меня, собираюсь ли я стать священником.
Я сомневался, не чувствовал себя достойным. «Смотри, думай, – сказал он тогда. – Жизнь у священника не генеральская, погоны со звездами на тебя падать не будут. Но если решишь – надо уже идти. У тебя есть подруга, жениться будешь?» – «Жениться буду». В общем, отец Николай взял меня под своё крыло. Три года я был диаконом в храме Преображения, а потом меня рукоположили в священники.
Ещё года через четыре я попал в поле зрения Владыки и благодетелей, которые уже начали строить храм в честь Казанской иконы Божией Матери в микрорайоне Химмаш. Отец Георгий Скала, настоятель храма во имя Стефана Великопермского, это дело здесь умело организовал, но наступил кризис 2008 года, и тянуть два прихода – свой и наш, строящийся – стало тяжело. В результате мне предложили возглавить этот приход. Я ответил, что из меня плохой организатор, да и священником стал недавно, попросил дать мне испытательный срок.
И вот, настоятельствую здесь уже четвёртый год. Часто вспоминаю и удивляюсь, как Божественной дланью я был выдернут из казахских степей и поставлен служить на это место. Слава Богу за все!
На добром фундаменте
Давно известно, что самый тяжелый этап в строительстве храма – это фундамент, и сложен он, в первую очередь, не финансовыми или бытовыми вопросами, а большим дефицитом людей. Но чем больше храм выходит из земли, тем больше он привлекает доброхотов. Так и к нашему храму потянулись честные и неравнодушные люди, которые узнавали о его возрождении на православных выставках, от знакомых или просто заходили из интереса и оставались. Так потихоньку и собрался при храме очень дружный приход.
У нас появились свои традиции, главная из которых – совместные чаепития. Возникла она стихийно, когда храм ещё не отапливался, и зимой после Литургии все бежали к самовару греться.
Начинали тогда с трехлитрового самовара, потом перешли на пятилитровый термопот, а теперь уже сорокалитрового титана не хватает.
Для того, чтобы подобные чаепития с прихожанами были возможны, в храме установили особый богослужебный порядок: в субботу и воскресенье молебны и панихиды служатся до Литургии, а потом наступает время для неформального общения.
Прими залог сей и сохрани
Во время хиротонии каждому священнику вручается часть Агнца со словами: «Прими залог сей и сохрани его цел и невредим до последнего твоего издыхания, о немже имаши истязан быти во второе и страшное пришествие Великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (т.е. «Прими это в залог и сохрани его целым и невредимым до последнего твоего вздоха, о нём [залоге] будешь спрошен во второе и страшное пришествие Великого Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа»). Я часто вспоминаю эти слова и данное мне тогда архиерейское благословение: «За каждого человека, которого привел к тебе Господь, ты несёшь ответственность, потому что ничего дороже души человеческой в мире нет и быть не может».
Хроника строительства
2002 – получено благословение на проектирование, 5 апреля отслужен молебен и заложен первый камень
2004 – установлен фундамент и выстроена половина несущих стен храма. 21 июля первая Литургия в строящемся храме отслужена архиерейским чином
2004 – 2007 – достроены стены храма, выполнены железобетонные перекрытия и достроена половина колокольни, изготовлены и смонтированы несущие перекрытия кровли храма
2008 – 2009 – в кризисный период стройка была приостановлена. Небольшая группа еженедельно собирается на молебен пред Казанской иконой Божией Матери
2010 – отгородили придел, установили остекление и провели отопление придела
2011 – начаты регулярные богослужения
2012 – готовы центральный свод и барабан храма, установлен крест
2013 – выполнена кровля над приделами. Отремонтировано помещение под библиотеку. Появилась детская приходская школа. Открыт приходской сайт kazansky.cerkov.ru
2014 – достраивается колокольня, идет монтаж централизованного отопления
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.