•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
Для священника община – большая семья, а храм – общий дом, в котором священник служит, молится и проповедует, а еще выслушивает приходящих к нему и пытается им помочь. Традиционно на Руси священника выбирали из прихожан, рукополагали его для «своего храма», где он и служил всю жизнь. Теперь традиции изменились: священника посылают служить не туда, где его все знают и где он знает всех, а туда, где острее чувствуется необходимость именно в его участии, в его личных качествах. Поэтому так часто разные храмы переживают расставание со священником, уход части общины за «своим батюшкой» и приход «новеньких». Момент сложный, но всегда не случайный, промыслительный. Опытом перехода на новое место служения, из рядового священника – в настоятели и первым опытом формирования общины делится протоиерей Евгений Попиченко, настоятель собора во имя Успения Пресвятой Богородицы на ВИЗе г. Екатеринбурга.
Отец Евгений, как вы решились покинуть удобный, отстроенный, расписанный Свято-Пантелеимоновский храм и перейти в разрушенный, неустроенный, где нужно все начинать сначала?
Решился очень непросто. Сказано в 114 псалме: «Смирихся, и спасе мя Господь». Смиренному везде рай, потому что он всегда с Богом, потому что дается ему благодать. А смирение обязательно выражается в послушании старшему. А я нашему дорогому Владыке Кириллу послушание быть настоятелем храма оказал только с третьего раза. Когда мы впервые с Владыкой встретились и поговорили, он сразу задал мне духовную задачу: «Вы уже батюшка взрослый, состоявшийся. Давайте будем думать про настоятельство».
Конечно, я стал переживать по этому поводу, ведь в храме целителя Пантелеимона я духовно родился и взрослел в течение 20 лет. Сначала служил на разных церковных послушаниях: киоскером, певчим, алтарником, посыльным. После рукоположения в духовный сан тоже вернулся в родной храм. Все 20 лет на моих глазах формировался приход, все рождалось и строилось, собиралось главное сокровище – люди. Приходили молодые люди, становились алтарниками, а потом, рукоположившись, по благословению Архиерея сразу же уходили на другие приходы. А я оставался. Понятно, что к этой жизни и, в особенности, к людям сердце сильно прикипело. И казалось, что до конца своих дней я буду спокойно и мирно трудиться в одном приходе. Поэтому предложение Архиерея было воспринято очень тяжело.
Успение Пресвятой Богородицы – праздник, который мне очень дорог, потому что это главный день в жизни Божией Матери. В жизни любого человека главный день после дня его рождения – это день его успения, день встречи со Христом. Пресвятая Владычица после Воскресения и Вознесения Своего Божественного Сына всю последующую жизнь жила ожиданием встречи с Ним.
1 октября 2011 года, в день памяти иконы Божией Матери «Целительница», Владыка Кирилл предложил мне быть настоятелем одного из екатеринбургских храмов и дал сутки на размышление. Меня все убеждали соглашаться – храм в центре города, с богатой историей и огромным потенциалом. Прошла ночь, началось воскресенье, Божественная литургия. Помню: на клиросе читают часы, а я стою перед иконостасом, смотрю на все такое родное, многолетнее, привычное – и прямо чуть слезы не бегут, такой серьезный переворот в сердце происходит. Надо от всего родного отрываться, все оставлять… я просто физически чувствовал надрыв в сердце. А потом вспомнились слова: «Смирихся, и спасе мя Господь», «Да будет воля Твоя», – и так стало легко после принятия решения. Прихожу к Владыке и говорю: «Владыка, пусть Ваша воля будет выражением Божией воли. Я согласен». Владыка говорит: «А я передумал».
Но вы уже знали, что придется покинуть родной храм?
После этих событий прошло еще два года служения в родном Пантелеимоновском храме. Видимо, это время было необходимо, чтобы решимость окончательно созрела. И ровно через два года, 1 октября 2013 года, состоялся епархиальный совет, на котором было принято решение: Отдел социального служения, которым я руковожу, перевести на базу Свято-Успенского прихода на ВИЗе.
Конечно, между этими двумя датами была и жизнь молитвенная, и вопрошание воли Божией, и размышления, и важные для меня паломничества. Например, для воспитания наших с прихожанами душ мы совершили три поездки в Свято-Успенскую Псково-Печерскую обитель. Трижды удалось нам помолиться в этой древней обители – у святых и у святынь. Теперь я ясно вижу, что получилась духовная эстафета – из Печерского Успения в Успение на ВИЗе.
Год назад, в апреле, была удивительная однодневная поездка – с одним добрым человеком мы побывали в Доме Пресвятой Богородицы, на Святой Горе Афон. Поскольку времени было немного, мы успели только попытаться взойти на гору Афон и дошли до площадки, на которой располагается храм в честь Царицы Небесной – Панагии Всесвятой. Здесь собрались немцы, румыны, белорусы – получилась интернациональная молитва. Пресвятая Богородица как бы дала нам Свое благословение.
Когда ты видишь, что исполняется воля Божия, то душа уже не сопротивляется и с миром принимает важные жизненные изменения.
Как приняла эти перемены ваша супруга, матушка Ольга?
Приняла с радостью, как волю Божию. Как возможность нового роста, как новое послушание Церкви: «Как бы трудно ни было, я всегда рядом». Это очень ценно и дорого. То, что Господь дает делать, невозможно было бы исполнить без любви, поддержки, смирения и молитвы дорогой матушки и всей семьи. Служение Богу жены священника в каком-то смысле более трудное, чем служение пастыря.
«Подвиг есть и в сраженье,
Подвиг есть и в борьбе.
Высший подвиг – в терпенье,
Любви и мольбе».
Мужьям вообще нужна душевная и молитвенная поддержка жен. Важно, чтобы в противовес нашему маловерию и малодушию близкий человек сказал: «Ничего, все будет хорошо».
Ваша первая встреча с собором Успения – какой она была?
На территории этого храма до дня назначения я не был ни разу. И вот 2 октября 2013 года произошло первое знакомство с настоятелем храма, отцом Дионисием Рубленовым, и некоторыми прихожанами. Шло приходское собрание, на которое мы и приехали с благочинным, протоиереем Николаем Ладюком. Указ, зачитанный им, был как гром среди ясного неба. Понимаю, что и отцу Дионисию, и прихожанам потребовалось поистине христианское мужество и смирение, чтобы принять волю Архиерея. За все труды хочется тепло поблагодарить отца Дионисия и его помощников. Пусть Господь поможет батюшке на новом месте служения, в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы поселка Кедровое.
Когда вы уходили из Пантелеимоновского храма, то звали кого-нибудь из прихожан с собой?
Вообще никого не звал, потому что это в каком-то смысле нечестно, как будто бы я стал кого-нибудь переманивать. Каждый человек, если у него нет в храме послушания, свободен выбирать, где ему полезнее и интереснее. К сожалению, некоторые прихожане пережили и переживают до сих пор кризис. Кто-то и хотел бы перебраться в другой храм, а возможности нет (трудно с тремя детьми без машины добираться, ведь многие живут очень далеко от ВИЗа, в районе Компрессорного завода). Другие несут в Пантелеимоновском храме послушания и тоже не могут уйти, пока не подготовят себе замену. Для таких прихожан перевод духовника в другой храм – это испытание веры, проверка на смирение и на сопротивляемость печали.
Каким было первое настоятельское решение, которое вы приняли на новом месте?
Первая пришедшая на сердце мысль – нужно начинать богослужения в стенах самого собора. Слава Богу, что в первые же дни после назначения со мной пришли братья и сестры – сотрудники Православной Службы Милосердия, с которыми мы много лет трудились вместе. Никаких сомнений не было, что послушание старосты нужно предложить Олегу Олеговичу Савину. Он даже не размышлял, а ответил, как солдат: «Батюшка, благословите», – и вперед. Вот перед ним и были поставлены задачи: готовить храм, в котором нет до сих пор ни отопления, ни водоснабжения, к зиме и к обустройству для богослужения. Одновременно мы начали расширять помещение, в котором располагался временный храм, ведь прихожан стало значительно больше.
Трудно ли из приходского священника превращаться в настоятеля? Появляется, наверное, много новых направлений работы?
Когда ты приходской священник, твои обязанности, как правило, соотносятся с тем, что ты умеешь и любишь. А настоятель должен входить во все процессы жизни прихода. «Прелести» настоятельского служения я частично вкусил во время прошедшей Рождественской службы. У нас в соборе особая обстановка. В центре огромного здания с помощью деревянных опор и старых баннеров огорожена часть пространства – по бокам и сверху, чтобы удерживать тепло; алтарь без иконостаса, на бугристом полу ковры – тоже для тепла и для того, чтобы хоть как-то выровнять пол, три печки-буржуйки топятся дровами, службы «с дымком». Так вот, зайдя в храм в 10 часов вечера, я намеревался спокойно подготовиться к исповеди, встать у аналоя и принимать народ.
Но, когда зашел в собор, вижу – печки почему-то не растоплены. И понимаю, что сейчас в храм на ночную службу впервые за много-много лет придет множество людей. И эти люди просто сразу замерзнут. И тут начинается настоятельская жизнь: с горячим желанием кому-то оторвать голову ищешь «крайнего» печника, а потом вылавливаешь кого-нибудь из пришедших мужиков, чтобы быстренько организовать растопку. Мужички начинают топить, но топят неумело: дым из печи идет в храм, люди стоят, как ежики в тумане, интенсивно вдыхая углекислый газ, перерабатывая его в другой, менее пахнущий. В середине службы алтарник случайно разбивает посуду, предназначенную для запивки после Причастия, хор поет как-то неспешно, потом начинается беспокойство за то, что после службы нужно накормить народ – а все ли готово? И весь этот ворох мыслей нужно отмести и все-таки настроиться на Литургию. И вот чудеса – все эти проблемы благодаря помощникам и с помощью Божией решаются. Труд настоятеля – это баланс труда Марфы и Марии.
Сегодня перед приходом стоит грандиозная задача – восстановление собора. Наверное, это ваша самая главная забота?
Для того, чтобы начать восстанавливать собор, нужно сначала освободить его от оков, то есть, разрушить пристройки и надстройки советского периода. И уже для проекта нужны и благотворители, и рабочие руки, и решение задачи по оформлению земли и построек на территории в собственность. Каждый вопрос – отдельная тема. Плюс обязательная и важнейшая задача – работа с прихожанами, обучение их вере, воспитание их в стремлении к литургической жизни. В общем, хлопот хватает. И, кроме того, прежних послушаний никто не отменяет.
Надеюсь на милость Божию и на помощь Пресвятой Богородицы. Один мудрый человек сказал мне: «Раньше вы, батюшка, служили великомученику Пантелеимону, сейчас вы служите Пресвятой Богородице». Великая милость Божия и доверие Архиерея в том, что мы сейчас можем хоть сколько-то потрудиться над восстановлением этой святыни, одного из древнейших соборов Екатеринбурга.
Кажется, что от генеральной цели – восстановления собора – ничто не должно отвлекать. Но, если посмотреть на жизнь Успенского прихода, то в ней много всего такого, что к восстановлению собора, казалось бы, не имеет отношения: зимой для детей – горка и елки, для прихожан концерты и праздники.
Знаете, восстановление собора – не генеральная цель. Народная мудрость давно подметила, что Бог не в бревнах, а в ребрах, и что Церковь – это не стены, а люди. Люди, которые всей душой, всем сердцем и всей крепостию (то есть волей) своей устремлены к Богу. Если люди будут приходить в Церковь «ради Иисуса, а не ради хлеба куса», если прежде всего будем искать Царствия Небесного и правды его, то все остальное приложится. Генеральная цель каждого христианина – стать причастником Божественного естества.
Мы, в основной массе своей, к сожалению, когда-то неожиданным образом ввалились в церковную жизнь. Без подготовки, без предварительной работы над своей душой, без серьезного очищения ее от той скверны, которая накоплена за десятки-десятки лет. В Церковь мы пришли с таким настроением, как будто мы всех здесь облагодетельствовали своим приходом. Когда знакомишься с людьми, с их жизнью, мотивами, приоритетами, то понимаешь, что Господь и Причастие Ему стоит у них вообще непонятно на каком месте. Непонятно, как они себе это Таинство представляют, как они к нему готовятся, как относятся. Причащаются редко, раз в пост или раз в год.
Как быть в таком случае, если забывают о самом главном?
Святые отцы говорят, что познание себя и обретение опыта духовной жизни – это наука из наук и искусство из искусств. Об этом написаны десятки, сотни книг. Но вот парадокс: у нас люди фактически не читают духовную литературу, они читают литературу душевную, то есть литературу о вере, замечательные книги художественного содержания. Классический пример – книга архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», которая у многих людей пробуждает интерес к Церкви потрясающим рассказом о верующих людях и церковной жизни. Но появившийся интерес человек должен начать развивать чтением аввы Дорофея, святителя Феофана Затворника, святителя Игнатия (Брянчанинова), преподобного Серафима Саровского – то есть практиков духовной жизни, которые учат, как жить по вере. И вот эти-то книги люди читать не приучены.
От этого возникает серьезная проблема, что человек в духовной жизни может десятки лет топтаться на месте. Освоит разрозненные элементы церковной жизни – как ставить свечки, какие акафисты читать, когда делать поклоны и когда не делать – но опыта борьбы со страстями и приобретения добродетелей так и не накопит.
Поэтому для настоятеля одна из главных задач – воспитать прихожан таким образом, чтобы для них это было центральным делом жизни. Нужно настраивать и готовить людей к осознанной церковной литургической жизни. Для этого мы организовали цикл огласительных бесед для взрослых, во время которых человек должен заинтересоваться духовной жизнью, у него должна пробудиться жажда узнавания и приобретения опыта православной жизни. Это целый путь. Чтобы осознанно подойти к Причастию, во-первых, нужно изучить и проверить веру, узнать о духовных законах. Во-вторых, нужно всерьез разобраться со своей предыдущей жизнью – вытащить из души все безобразия тяжких смертных грехов. В-третьих, очень важно настроить сегодняшнюю свою жизнь по Евангелию, потому что духовная жизнь – это война за драгоценную и бессмертную нашу душу, самое дорогое для Бога сокровище.
Искренний человек всегда ищет благодати Божией путем очищения себя от греха и жизни по Евангелию и по святым отцам. Поэтому в Церковь обязательно будут собираться живые люди, которые всерьез хотят спасти свою душу, которые ищут Христа.
А если в храме будет община, желающая спастись, община молящаяся, то Господь обязательно поможет в материальном плане очень быстро. Может быть, звучит это несколько странно, но я вообще не беспокоюсь о восстановлении собора в какие-то сроки. Может быть, это легкомысленно, и я просто не представляю, какая это грандиозная задача. Но мне кажется, что для Пресвятой Богородицы несколько сотен миллионов рублей – это такая мелочь, что Она очень легко может их изыскать. Не мы, грешные, а Она расположит сердца людей, которые захотят поучаствовать в этом деле жизни – восстановлении храма Божиего, храма Божией Матери.
Поделитесь «рецептом» устроения нормальной приходской жизни?
Рецепт и сложный, и простой одновременно. Это проповедь, оглашение и беседы с людьми – «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10, 17). Это хороший церковный киоск, в котором не только свечки продаются, но есть достойный выбор духовной литературы для детей и для взрослых, для образованных и для простых людей. Важная задача – это организация доступной полноценной библиотеки, церковного хора, способного не только воспроизводить красивые мелодии, но и молиться. Чтобы от церковного молитвенного пения души и прихожанина, и священника возносились бы к Богу, чтобы люди могли сказать: «Не знаем, где были, на Небе или на земле».
Важный элемент воспитания прихожан – это совместные поездки, паломничества, когда люди на несколько дней оказываются в святом месте, приобщаются к монастырской молитве. Некоторое время назад мы съездили к святыням Сибири, Тобольска и Свято-Знаменского Абалакского монастыря. Для многих это были потрясающие впечатления, укрепление веры, следующий шаг в духовной жизни, возможность ближе познакомиться. У нас были незабываемые вечера, наполненные теплым, живым общением, совместным чтением, которые, несомненно, нас укрепили. Ну и, конечно, приход должен иметь радостную внешнюю жизнь, которая просто является жизнью: это и совместные трапезы после общих больших богослужений, и каток, и горка, и конкурс на лучшую рождественскую елочку, летние походы и сплавы.
Очень важным делом именно для нашего прихода видится создание братства верующих церковных серьезных мужчин. Братство, объединенное молитвой и общей целью. Сестричество у нас уже есть, так как сестры милосердия пришли за мной вместе с другими сотрудниками и добровольцами Православной Службы Милосердия.
За два десятка лет служения в Пантелеимоновском храме вы успели пройти и детский садик, и школу, потом как будто и в вузе поучились. Теперь Господь отправил вас в самостоятельную настоятельскую жизнь.
Один батюшка в 18-ю годовщину моего рукоположения сказал: «Ну, все, 18 лет прошло – пора в армию». Эти слова оказались пророческими: теперь – армия. Все, чему научился, нужно применять в боевых условиях. Нужно все силы приложить, чтобы создать единый приход, чтобы не было разделений на новеньких и стареньких, наших и пришлых. Все наши.
«…Евфросинии, Матроны, Татианы, Екатерины, Сергия», – слышится из алтаря звонкий (ни с кем не спутаешь) голос игумена Димитрия (Байбакова). Когда вовремя Божественной литургии батюшка возглашает эту молитву об упокоении, давние прихожане понимают:
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.