Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №5 (117) → Нельзя оскорбить Бога отказом

Нельзя оскорбить Бога отказом

№5 (117) / 27 •марта• ‘15

В подготовке материала принимали участие Олег Васюнин, Ольга Морозова, Ксения КабановаЖизнь прихода

Когда человек приходит к Богу – это обязательно история. А когда человек приходит к Богу и становится священником – это История с большой буквы. Потому что ответственности тоже больше: и за себя, и за семью, и за прихожан.

Отец Андрей Николаев доверил свою жизнь Богу. Историю веры и доверия расскажет сам батюшка, несущий свое служение в храме, особенно близком небу.

Из армии – в Церковь

По профессии я военный, в армии отслужил 14 лет и к вере пришел во время службы. В последние годы советской власти в моей части стали появляться верующие солдаты. Было удивительно, что некоторые солдаты в увольнение идут не гулять и развлекаться, а стоят в Ивановском храме на богослужении. Однажды в наряде разговорился с таким верующим солдатом. Стал ему говорить, что Бога нет. Он ответил, что спорить не хочет, просто даст книжку, в которой есть ответы на многие вопросы. После прочтения этой книги я начал сомневаться в том, чему учили в советской школе. В книге были разобраны и подверглись критике мифы об эволюции. Я понял, что есть что-то высшее, что Кто-то создал этот мир, природу, людей. После этого я написал заявление и вышел из комсомола. Но в церковь ходить ещё не начал.

Через некоторое время стали открывать храмы. В Арамили открыли храм в 1991 году. Туда мы и поехали всей семьей, чтобы креститься. Народу было много, и что нужно делать после крещения, нам не сказали. Поэтому крещение нашу жизнь сразу не изменило.

Но потом случилось несчастье, погиб сын. Мне очень хотелось разобраться, понять, что происходит с человеком после смерти. Нас тогда учили, что мужчина в жизни должен вырастить сына, посадить дерево, построить дом. Сына я потерял, начинал строить дом – он у меня частично разрушился, посаженные мной деревья кто-то выкопал, украл. Захотелось понять смысл происходящего. Неподалеку жила одна бабушка, её звали матушка Мария. Она не была женой священника, просто пожилая верующая женщина. Когда случилось несчастье, она дала нам Евангелие. Сказала, будет тяжело – просто берите в руки и читайте.

Прочитал Евангелие – и оно стало для меня откровением, захотелось понять, что нужно делать, как жить дальше. Поехал в арамильский храм в библиотеку. Она закрыта. Поехал во второй раз – она опять закрыта. Оказалось, что библиотекарь была в декретном отпуске, попал в библиотеку только с третьего раза. При этом увидел, какая неустроенность была в храме. Посмотрел, что провода протянуты криво, закреплены неаккуратно большими гвоздями. А я по военной специальности был связист – радиосвязь, телеграф, телефон. Поэтому я предложил в свободное время приехать, помочь провода провести, сделать параллельный телефон. Приехал, помог, провел.

С этого времени мы стали ездить в храм исповедоваться и причащаться, вошли в общину. Настоятель, отец Евгений Шевченко, попросил помочь с электричеством, и я стал помогать с проводкой, а потом и с восстановлением храма.

Через некоторое время началось реформирование армии, и моя армейская должность попала под сокращение. К тому времени я поступил на заочное отделение Екатеринбургской семинарии. Отец Евгений сказал, что ему нужен помощник, и предложил стать священником. Супруга была не против. А у меня был выбор – можно было перевестись на другую должность. Но я тогда ещё в книжке прочитал, что если Господь тебя зовёт, а ты отказываешься, то это оскорбление Бога. Поэтому я написал рапорт и ушёл из армии по сокращению.

В течение года был помощником старосты, занимался восстановлением храма. 8 февраля 1999 года меня рукоположили в диаконы. На следующий день, 9 февраля – в священники. Рукополагал меня владыка Никон, шёл последний год его пребывания на нашей кафедре. После сорокоуста я пришел в арамильский храм, а также помогал окормлять посёлок Кольцово.


Старинная чудотворная икона Божией Матери, которая впоследствии стала именоваться Касперовской, появилась впервые в Херсонской губернии в конце XVI века. В 1809 году оказалась в семье помещицы Касперовой. В тяжелые для семьи времена помещица усердно молилась перед этим образом и стала замечать, что образ приобрел новый вид, а лики Богоматери и Богомладенца просветлели. Произошло это ровно 175 лет назад в 1840 году. А вскоре от иконы стали происходить многочисленные чудеса исцелений и благодатной помощи. Верующие всех близлежащих городов стали стекаться к этой сильной иконе со своими чаяниями и молитвами.

Во время войны 1853-1855 годов молитвами перед этой сильной иконой был защищен город Одесса от вторжения захватчиков. В то тяжелое время святыню с крестным ходом принесли из села Касперовка в Одессу, и она осталась нетронутой. На постоянном месте пребывания икона находится всего около четырех месяцев, в остальное время она путешествует по южным городам Украины, давая возможность простым верующим ощутить всю ее безграничную благодать.


Богородица пришла Сама

Однажды женщина из поселка Кольцово пожаловалась мне на то, как сложно добраться до храма. В храм целителя Пантелеимона можно доехать на автобусе, но путь занимает 30-40 минут – с маленьким ребенком тяжело, старым людям тоже. Арамиль рядом, но автобус туда ходит редко. Если ехать утром на Литургию, то вернуться обратно можно только вечером. Так возникла идея организовать приход в Кольцово. Владыка Викентий благословил, и мы провели организационное собрание прихода. Потом аэропорт выделил нам помещение в здании лётного общежития.

Мы сделали алтарь и с 27 ноября 2001 года стали служить. А в сентябре 2003 года меня назначили настоятелем прихода. Начались постоянные службы, венчание, крещение. Людей стало больше приходить. Нам дали ещё две комнаты общежития, мы расширили алтарь, сделали отдельный вход. 20 января 2005 года был заложен этот храм. И 16 декабря 2006 года владыка Викентий освятил верхний придел в честь Касперовской иконы Божией Матери. Ещё мы сделали цокольную часть храма и нижний придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи – он был освящён 10 сентября 2008 года.

Однажды меня позвали в гости. Дочка соседей работала в комиссионном магазине, куда принесли для продажи икону Богородицы. Семья прошлых владельцев просила, чтобы икона попала в хорошие руки. Икону принесли домой, позвали друзей и попросили меня прийти и тоже посмотреть. В назначенное время на квартире собралось человек двадцать. Я освятил образ, отслужили молебен, сели чай пить. Зашел разговор об этой иконе. Сзади было написано, что икона Касперовская, была приведена ее краткая история. Решили – раз собираемся организовывать приход, пусть это будет наша первая икона. Тут же скинулись, и набралось как раз столько денег, сколько нужно было для её покупки.

А через некоторое время икону увидела баба Дуся. Это наша прихожанка, подруга матушки Марии, которую я уже упоминал. Матушка Мария к тому времени умерла, и бабушка Дуся как раз перед этим видела её во сне. Ей приснилось, что матушка Мария молится перед чем-то, а потом говорит: «И вы будете молиться вот этому». Наша баба Дуся решила, что это был молитвенник, отделанный бисером, но когда увидела икону, узнала её по окладу. Он был отделан как раз таким бисером, который она видела во сне. Получилось, что икона сама пришла в наш храм.

До окончания строительства храма икона «жила» у разных прихожан, мы переносили её из квартиры в квартиру. Неделю – в одной семье, следующую – в другой: собираемся, беседуем, чай пьем, а потом следующая семья её забирает, несёт к себе и в течение недели молится перед этим образом.

Храм, близкий к небу

Храм строили всем миром: нам очень хорошо помогали аэропорт и авиакомпания «Уральские авиалинии», а рядовые прихожане собирали пожертвования на бревнышки. И, пока здание было не очень высоким, дети выжигали имена жертвователей на бревнах. Внутри, между бревнами. До сих пор иногда вспоминают, в каком углу написаны имена их родных.

Храм находится в посёлке авиаторов. В связи с этим есть особенности в жизни нашего прихода. Иногда приходится освящать не только автомобили, но и самолёты. Когда мы выбирали цвет куполов, специально выбрали жёлто-синюю полосу. С одной стороны, синий – это цвет Богородицы. С другой стороны, жёлто-синий – это цвет флага авиации. Летчики и стюардессы часто приходят на службы.

А прихожане – это в основном жители посёлка Кольцово. Креститься приезжают из разных мест, однажды даже волейболистки из «Уралочки» крестились.

Когда разговариваю с крестными – всегда спрашиваю, откуда они. Всегда советую поддерживать свой храм, помогать строительству храма у себя по месту жительства.

Много людей приезжает и на праздники, которые устраиваем, – на Пасху, Рождество, Масленицу. В прошлое Рождество катали детей на олене и на верблюде. Делаем крепость: одни защищают, другие нападают. Блины, концерты и т. д. Казан у нас есть на 100 порций, готовим в нём и всех кормим.

У нас активно работает детская воскресная школа. На её основе создан волонтёрский отряд. С самого начала строительства храма я ставил такую задачу – дети должны участвовать в строительстве. Пусть даже прибраться, помочь по мелочи. Например, когда красили забор – поручили детям. Пусть ушло много краски, много кисточек и перчаток, зато дети сделали это сами. Приходят за компанию и невоцерковленные ребята, и ребята-мусульмане. Но родители не запрещают им, и они участвуют.

Помогаем животным. То щенят подкинут, то котят. Знают, что мы их не выбросим.

Собираем вещи для дома ребенка в поселке Вьюхино и для нуждающихся. Планируем построить новое здание для церковной лавки, старую хотим использовать для вещей, чтобы можно было их развесить. Хотя бывает – приносят такие, которые только сразу выбрасывать. Приходится сортировать. Частично отправляем собранное по деревням.

У нас есть планы по строительству дошкольного православного образовательного центра. Подготовлено два проекта – спортивно-оздоровительный детский комплекс и здание со встроенным детским садом на две группы. Плюс собираемся сделать небольшой стадион. Можно будет поиграть в баскетбол, волейбол. Земля для этого уже есть. Нужно найти людей, которые помогут это сделать. Я знаю, что Господь всегда помогает, и, если делаешь доброе дело, посылает кого-то в помощь.

Благочинный батюшка

Так уж получилось, что долгое время я нёс служение благочинного Сысертского округа, куда относятся Арамильский городской округ и Сысертский городской округ. В общей сложности 22 прихода. В основном храмы деревенские. Больших только два прихода – Святой Троицы города Арамили и Симеоно-Анненский города Сысерти. Можно выделить еще храм Петра и Павла в Сысерти. Остальные – небольшие деревенские приходы.

Благочинному нередко приходится разбирать неприятности, но бывают и приятные вопросы. Например, побывать на престольном празднике прихода, по мере возможности какой-то подарок сделать. Смотришь по календарю, какой грядет праздник, и уже в уме прикидываешь, какой приход навестить-проведать.

Основные проблемы приходов – юридические. Надо заключать договоры на отопление, на воду, на электричество, делать учёт тепла. Настоятелям приходится вникать во все эти проблемы. Возникают вопросы, связанные с землей, с возвращением Церкви бывших храмов.

Старые храмы восстанавливаются, строятся новые, количество прихожан увеличивается. Появляются новые батюшки – молодые, активные. Деревня понемногу начинает просыпаться. Лет пять назад я всегда возил с собой в машине валенки. Приезжая на приход, часто приходилось их надевать, потому что без них служить было невозможно, ноги мерзли. Сейчас я валенки не вожу, в храмах везде тепло. В благочинии есть юрист, помощник по образованию, помощник по социальному служению. Работа идёт.

Матушка

Слава Богу, что тыл надежный, а то что бы я смог сделать? С матушкой Фотинией мы уже много лет вместе, в прошлом году отмечали серебряную свадьбу. Она мне была сильным тылом в армии, очень много помогает и сейчас. С самого начала взяла на себя воскресную школу, хотя до этого работала главным бухгалтером одной из строительных компаний. Когда стало очень много дел в приходе, я ей предложил бросить светскую работу, всех денег не заработаешь. Она уволилась и всё своё время отдает воскресной школе – она там директор. Помогает во всех делах, в подготовке праздников, шьёт костюмы, готовит с детками концертные номера... Словом, не оставляет своей заботой ни семью, ни приход.

Вот так усилиями и молитвами больших и маленьких прихожан Богородице-Касперовский храм в Кольцово полон и жив. А ведь это так важно для храма, чтобы он был жив: чтобы и службы служились, и таинства совершались, и чтобы после литургии энергия ребячьей массы направлялась в самые разные полезные русла. Хорошо, когда в посёлке, связанном с таким опасным делом, как авиация, живёт и молится храм в честь Божией Матери. От всей души желаем отцу Андрею и его близким помощи Богородицы и сил для исполнения воли Божией.

 

•В других номерах:•

№1 (113) / 11 •декабря• ‘14

Жизнь прихода

Протоиерей Евгений Попиченко: Все мы на службе у Пресвятой Богородицы

Беседовала Ксения Кабанова

№3 (115) / 15 •декабря• ‘14

Жизнь прихода

Богородице-Казанская

Авторы: Олег Васюнин, Ольга Морозова

№1 (113) / 11 •декабря• ‘14

Жизнь прихода

Уроки дискомфорта

Ольга Баталова

 
Люди и время

Константин Грюнберг: «Ради этого и живу»

 
Мужество

Герои для вечности

Беседовала Светлана Ладина

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс