•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
Екатеринбург, 5 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».
Своей удивительной историей прихода к вере c нашим корреспондентом поделился священник прихода в честь Владимирской иконы Божией Матери отец Валерий Мартьянов. Глядя на этого скромного седовласого батюшку, сторонний наблюдатель может подумать, что это, так сказать, «старослужащий» священник. Немногие знают, что до рукоположения большую часть жизни Валерий Борисович прослужил в Вооруженных Силах, занимал высокие командные должности, а в 2005 году, в возрасте 45-ти лет, нашел дорогу к храму и стал священником.
Священник Валерий Мартьянов:
– Наверное, если любого верующего спросить о том, как он пришел к вере, он не сможет толком объяснить. Не получится четко разложить по полочкам в голове: было это, это и это. Действительно пути Господни неисповедимы. И Промысл Божий до конца понять человеческим умом не получится. Но есть нечто общее у всех людей, приходящих к вере: однажды человек начинает понимать, что его Кто-то по жизни ведет, принимает непосредственное участие в обстоятельствах его жизни. Происходит то, что нельзя описать словами «случилось», «повезло», «не повезло», а есть разумный Путеводитель.
К сожалению, в большинстве случаев человек начинает это чувствовать в какие-то сложные периоды жизни. Я не являюсь исключением. Получилось так, что моя жена стала интересоваться духовными вопросами. Сначала она попадала в разные другие духовные организации, которые мы сейчас называем сектами. Но Господь ее привел в храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. И она там осталась, укрепилась, начала часто посещать церковь. Это был как раз тот период времени, когда в этом приходе начались систематические занятия с прихожанами по изучению основ православной веры, основ покаяния, молитвы – самого необходимого, что нужно для внутренней, а не просто внешней, духовной жизни.
Люди, только начинающие ходить в церковь, особенно это касается женщин, сразу пытаются приобщить всю свою семью к Православию. Часто бывает, начинают со своих мужей. А мужчина – существо, по природе своей более склонное к гордости – конечно, начинает противиться. То же самое происходило и у нас в семье. Жена пыталась меня убедить, призвать словами, умозрительными доводами зазвать в храм. Естественно, это вызывало только отторжение. Но, как я уже потом понял, именно благодаря занятиям, которые проводились в приходе, до многих людей дошло, что пропаганда веры и проповедь о Христе со стороны любого христианина должна заключаться не в этом. Нужно убеждать человека не словами, а своим смирением, кротостью и другими добродетелями, которые апостол Павел называет плодами духа. Когда из человека это исходит, никакие слова не нужны. А когда человек призывает словами, а сам не меняется, плодов духа в нем нет, то другого это лишь отталкивает от веры, от Церкви. И, видимо, эти занятия повлияли на мою супругу таким образом, что она от меня отстала и начала смиряться.
А дальше стали происходить вещи, которые я тоже объяснить не могу. Почему-то захотелось прочитать Священное Писание. Оно у нас дома было. И я его тайком читал. Читал, как обычную книжку, беллетристику. Мог лежа читать, в кресле, засыпать при этом. Но так получилось, что Библию я прочел от корки до корки: начиная сотворением мира и заканчивая Апокалипсисом – Откровением Иоанна Богослова. Появилось очень много вопросов, сомнений, недоразумений. Но что-то все-таки зацепило.
Был еще один интересный момент. Жена давно просила меня купить ей приемник, чтобы слушать православное радио. И как-то на день рождения я сделал ей такой подарок. Жена стала слушать радио на кухне. В это время я в другой комнате своими делами занимался. Но мне было слышно. И это тоже имело очень большое значение. Беседы, которые транслировались по православному радио, случайно долетающие до слуха фразы стали потихоньку цеплять мое сознание. И, в конце концов, я тоже стал его постоянно слушать. Появилось желание слушать молитвы утренние и вечерние – это почему-то было приятно.
Однажды в нашу епархию привезли чудотворную икону Пресвятой Богородицы и объявили об этом по радио. И почему-то возникло желание съездить в Свято-Троицкий кафедральный собор, приложиться к этой иконе. После того, как я съездил туда, храмы стал посещать уже целенаправленно, но пока еще тайком от семьи.
…В жизни каждого человека наступает момент, когда он начинает остро нуждаться в духовном окормлении, наставничестве. И, в конце концов, я себя переломил и пришел в храм Владимирской иконы на Литургию. Предварительно вечером прогулялся, посмотрел, где он находится, как заходить, какая там вообще обстановка (провел, как говорят военные, рекогносцировку), утром пошел на Литургию.
Храм был домовый, при пансионате. Конечно, в отличие от храмов соборных, больших, он был маленький, не такой пышный. Но там сразу почувствовалась духовная жизнь, внутренняя начинка. В этом храме после Литургии для желающих регулярно проводились лекции, беседы по основам веры. Я тоже стал на них оставаться. И однажды просто решился и пошел на исповедь к отцу Андрею. Он был тогда единственным священником, настоятелем. Так мы с ним познакомились. На следующую исповедь я шел уже с другим чувством – со смущением, что не могу в себе разобраться, было очень много вопросов, я все это «вывалил» на исповеди отцу Андрею. А он предложил мне пройти Школу покаяния. Таким образом я в этом храме и остался. Он стал для меня родным домом, семьей. Такая вот история.
– А как Вы решили стать священником?
– Никогда прежде об этом и мысли не было. Большую часть своей жизни, с 1978 по 1998 гг., прослужил в Вооруженных Силах: Дальний Восток, Западная группа войск в ГДР, Туркменистан, Санкт-Петербург и, наконец, УрВО. Уволился в звании подполковника. А работу по специальности продолжил уже в мирных условиях (я связист по образованию). Работал в различных телекоммуникационных компаниях нашего города, в том числе в области сотовой связи. С одной стороны, был хороший карьерный рост (до заместителя генерального директора компании), с другой стороны, я в это время уже пришел в храм, и начало появляться чувство какого-то раздвоения. У меня стал теряться интерес к этой земной линии. Было, вроде бы, все: способности, неограниченные возможности карьеры, уважение и признание коллег. Но душа перестала туда стремиться. Все выходные проводил в храме. В это время как раз началось строительство нашего храма: приходили с братьями, работали, таскали бревна.
Когда я закончил заниматься в Школе покаяния, отец Андрей предложил мне стать катехизатором. Чувство было двоякое: с одной стороны, страшно, а с другой – годы, проведенные в армии, приучили к тому, что, когда говорят, надо идти и делать. С этой точки зрения я отказаться не смог. А через год отец Андрей предложил подумать о том, чтобы изменить свою жизнь и посвятить себя до конца Церкви и служению в духовном сане. Это было не менее неожиданно. Было много смущений, недоумений, размышлений и сомнений. Но как-то укрепил Господь, решение я принял. Поехали к Архиерею. Владыка благословил еще какое-то время послужить в храме алтарником, чтецом. Прошло больше года, прежде чем состоялось мое диаконское рукоположение (я за это время уже смирился с мыслью, что ничего этого не будет). Но это произошло 6 мая, в день памяти великомученика Георгия Победоносца, в храме во имя этого святого в селе Коуровка. А 6 июля, в наш престольный праздник Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, в храм приезжал Владыка Викентий, и состоялась моя иерейская хиротония.
– Какие есть преимущества, какие сложности, когда священником становится человек уже в зрелом возрасте?
– Здесь двоякое положение. И опять же, как ни смотри, везде Промысл Божий. В течение всей предыдущей жизнь, хоть она была и без веры, закладывалось то, что сейчас очень сильно помогает. Это в первую очередь опыт работы с людьми. А с другой стороны десятилетия жизни без Бога принесли закостенелость. У человека, пришедшего в Церковь в молодом возрасте, воспитывавшегося в верующей семье, нет таких душевных наслоений, нет таких закостенелых пороков, каких-то недостатков, которые потом надо ломать в сжатое время и с применением больших усилий. Поэтому есть и польза, есть и отягчающие обстоятельства.
– Батюшка, в Ваши обязанности входит окормление тубдиспансера. Расскажите, пожалуйста, об этом.
– Я бы не назвал это окормлением в полном смысле этого слова. Просто вокруг нашего храма расположены лечебные учреждения, а больные нуждаются не только в медицинской, но и в духовной помощи (может быть, даже, в первую очередь). Многие пациенты туберкулезного диспансера свою болезнь получили в процессе употребления наркотиков – то есть, в результате греховной жизни.
Эти люди начинают задумываться, что в их жизни что-то не так. И часто обращаются к нам за помощью. Некоторые приходят в храм, других приходится навещать в стационаре. Зачастую это бывает очень сложно, потому что у людей с тяжелыми болезнями ухудшается слух, зрение, да и вообще восприятие информации. Человеку уже и думать-то тяжело, не говоря о том, чтобы как-то меняться. Но, тем не менее, были люди, которых удавалось подготовить к крещению, привести к покаянию. В этом учреждении наша роль состоит в том, чтобы заронить в человека зерно веры и поддержать его. И, возможно, он дальше все-таки придет к Богу, придет к покаянию, начнет исповедоваться, причащаться, т.е. вести жизнь христианскую.
То же самое можно сказать и о служении в пансионате для престарелых и инвалидов: есть люди, которых мы там регулярно исповедуем и причащаем. Еженедельно молебны проводим, беседуем, готовим людей. Стараемся их к самому главному подвести, чтобы они были готовы приступить к Таинствам, чтобы понимали самые основы.
Девятая детская больница также находится с нами по соседству, там тоже мы бываем.
– А как вас принимает медицинский персонал?
– В туберкулезном диспансере персонал очень доброжелательный. Начиная с гардеробщицы на входе. Я никаких кривых взглядов не видел. И в девятой детской больнице нет отторжения. Бывает иногда безразличие со стороны отдельных людей, но это исключение.Руководство пансионата для престарелых заинтересовано, чтобы там велась духовная работа: с тех пор, как приход переместился оттуда в новый построенный храм, там обострились конфликты, возросло пьянство, появились случаи самоубийств и т.д.
Отношение руководства к нам изменилось в лучшую сторону. И сейчас там организован маленький храм. Еженедельно там собираются человек 10-15, мы вместе молимся, служим панихиду. Желающие посещают специально организованные для них занятия по Закону Божиему. Недавно Владыка благословил окормлять еще и Отдел вневедомственной охраны нашего района.
– Это была их инициатива?
– Да. Начальник городской вневедомственной охраны обратился к Владыке с просьбой. Такая работа будет вестись в каждом районе, в том числе и в нашем.
– То есть, в ближайшей перспективе – еще и окормление полиции?
– А почему нет? Встретимся, познакомимся, узнаем, что за люди, какие у них проблемы, духовные, прежде всего. Примечательно, что в обращении начальника вневедомственной охраны есть такая формулировка: «для снижения суицидальных настроений среди личного состава». Так что не все гладко в правоохранительных органах. Ну, а по-другому как может быть, если нет жизни духовной? Начинается распад, деградация.
Мне это, кстати, очень знакомо по бывшей службе. В силовых структурах было очень много суицидов и других преступлений. Там ведь в советские годы какая начинка была? Коммунистическая.
А я прекрасно помню, что в душе-то творилось. Снаружи призывы, давление, все эти лекции, беседы, семинары партийные, а внутри отторжение. Душа-то человеческая чувствует, что ей чуждо. Как и тело наше чувствует, пища доброкачественная или нет – или усваивает, или отторгает.
Поэтому очень хорошо, что сейчас руководство силовых структур стало обращаться к Церкви, здесь – пища доброкачественная, только ей душу и можно напитать.
– Отец Валерий, раскройте секрет Богородице-Владимирского прихода. Откуда на Литургии столько причастников?
– Это ведь не секрет! Это то, что надо вспомнить: «Идите и научите все народы, крестя во имя Отца и Сына, и Святаго Духа». Человека прежде всего надо научить. Мы, люди, так устроены, что все должны через разум получать. Я по самому себе знаю это состояние, когда в начале прихода в Церковь где-то что-то прочитал, от кого-то что-то услышал, недопонял или понял по-своему – в результате в душе какая-то каша, винегрет складывается. У человека формируется свое представление о вере. А ведь опыт показывает, это свое, личное представление может кардинально расходится с Евангелием.
Секрет нашего прихода очень простой: здесь стали возвращаться к древней традиции катехизации – оглашения. Только раньше оглашение было обязательным перед крещением, а сейчас в Церковь приходит большинство людей, уже принявших крещение, но не понимающих, что дальше с этим крещением делать.
Все наши причастники (человек 200 – 250), за редким исключением, прошли Школу покаяния. Все поняли, что такое христианская жизнь, что центр этой жизни – Христос – и центр, и цель, и эталон, все вокруг Него; что к Нему можно приблизиться только через покаяние; что, если не будешь вкушать Тело Христово и Кровь Христову, то жизнь вечную не наследуешь; что причащаться нужно, обязательно готовясь к этому: самое главное – подготовить сердце свое.
Главный секрет только в этом – довести до сознания людей самое основное, чтобы они пришли к Таинствам с пониманием, которое совпадает с Евангелием. Больше никаких секретов нет.
– А не тяжело исповедовать накануне такое большое количество людей?
– Люди, прошедшие Школу покаяния, приходят на исповедь, которую можно назвать генеральной. А дальше, если человек ведет православный образ жизни, не реже, чем раз в три недели исповедуется и причащается, у него на исповедь много времени не уходит. Конечно, срывы у людей происходят, но это становится исключением. Люди, как правило, приносят на исповедь грехи повседневные, условно мы их называем простительными, часто повторяющимися. Это проявления человеческой немощи, когда человек уже видит, над чем ему больше всего работать надо.
Еще один аспект. Нет канонического положения о том, что к Причастию нужно допускать только тех, кто накануне исповедовался. Если человек в субботу исповедался, в воскресенье причастился, и в среду он хочет опять прийти к Причастию, при этом он готовился, следил за собой, не впадал ни в какие тяжкие грехи, я могу его благословить на Причастие без исповеди. Потому что, если ставить обязательным условием исповедь накануне, она очень легко превращается в формальность. Человек ее рассматривает, как пропуск к Причастию. И начинает выдумывать свои грехи. Это тоже нехорошо.
В основном время на исповеди занимают люди, пришедшие случайным образом. С ними у аналоя приходится очень долго разговаривать. Ведь иногда бывает, что грехи человеку не прощаются, даже если он принес длинный список, как отчет о проделанной работе. Их Господь не отпустит, если в человеке нет покаяния, нет осознания. Бесы ведь тоже о своих грехах знают прекрасно, не скрывают их. Вот с такими людьми приходится длительно общаться. Но другие прихожане в это время смиренно стоят и молятся, не ропщут, слава Богу.
Мы стараемся всех призвать, и люди понимают, что ко вновь приходящим в Церковь надо относиться, как к младенцам, их надо оберегать, чтобы они почувствовали тепло в Церкви и не были бы отторгнуты назидательным, высокомерным обращением.
– Отец Валерий, чем бы Вам хотелось напоследок поделиться с читателями нашего журнала?
– Хотелось бы поделиться наблюдением, как удивительно проявился Промысл Божий в истории нашего храма. Появление храма именно в том месте, где он сейчас стоит, с точки зрения человеческого разума было совершенно случайным. Администрация района выделила нам именно этот участок земли, расположенный где-то на отшибе – его местоположение поначалу казалось не совсем удачным.
Но позже выяснилось, что эта точка лежит совсем рядом с той самой Старой Коптяковской дорогой, по которой в июле 1918 года везли тела убитых Царственных Страстотерпцев и их слуг.
Непонятным для нас образом вырос этот храм. Территория более или менее сложилась, есть часовня со святой водой. Планируется строительство Благовещенского храма – по проекту это очень внушительное двухэтажное сооружение, по типу Храма-на-Крови.
Не знаем, как будем строить, но мы не знали, как и этот будем строить, а он уже есть. Так что окраинный район Сортировки с духовной точки зрения разрастается. И нет чувства, что здесь какой-то тупик. Наоборот, непочатое поле деятельности, людям это нужно, Господь все дает для этого.
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Екатеринбург, 5 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». …
Екатеринбург, 5 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Когда у человека возникают вопросы о том, как и для чего следует жить, почему с ним происходят неприятности
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.