Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №3 (101) → «Ура, каникулы!» или «А что вы делаете этим летом?»

«Ура, каникулы!» или «А что вы делаете этим летом?»

№3 (101) / 28 •июня• ‘11

В летних лагерях гостила Елена РысеваСемейная педагогика

•В этой теме:•

Семейная педагогика
Женское счастье: был бы милый рядом…
Елена Макеева, психологСемейная педагогика
Экзамен у Владыки
Игумен Флавиан (Матвеев), наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря

Закончился учебный год. «Да здравствуют каникулы!» –  радостно ликуют дети. Но совсем по-другому смотрят на этот вопрос родители: «Куда бы отправить на лето ребенка? Чем бы полезным его занять?» Ведь детство – единственная и неповторимая пора в жизни каждого человека, и хочется сделать так, чтобы ребёнок не пережил лето, а прожил его по-настоящему, во всей полноте впечатлений и красок. И вы, родители, должны ему в этом помочь – постараться сделать так, чтобы он напитался впечатлениями, узнал что-то новое, интересное, познакомился с ребятами, чему-то научился, и летнее время прошло не просто так, а с пользой для души.

К счастью, в последние несколько лет все чаще открываются православные детские лагеря. Создаются они силами неравнодушных к судьбе  будущего России священников и любящих своих детей родителей. Вместе с нашим корреспондентом мы побываем сегодня  в нескольких православных детских лагерях.

Первоуральск

А начнем мы с рассказа о детском лагере, действующем вблизи Первоуральска. С завучем церковно-приходской школы храма в честь Иверской иконы Божией Матери, начальником православного детского лагеря Ниной Фёдоровной Ющик, мы беседовали зимой. За окном царили снег и мороз, а в лучистых глазах моей собеседницы отражалось лето – приключения и трудности, песни у костра и походы – в общем, все то, без чего нельзя себе представить детский лагерь.

Палатка на поляне

Идея организации православного лагеря принадлежит нашему батюшке, отцу Василию Зудилову. Он долго её вынашивал, и летом 2010 года вдохновил ею нас, педагогов и прихожан. Лагерь этот гостевой, потому что батюшка решил его устроить на территории своего приусадебного участка. В Первоуральске, в посёлке Динас, у него есть свой дом, расположенный в живописнейшем месте. Стоит дом на горке, а под горкой – прекрасная большая поляна и речка. В общем, место идеальное. На этой поляне батюшка и решил устроить палаточный лагерь.

Конечно, чтоб идею воплотить, нужно было приложить очень-очень много усилий. Во первых, бытовые условия. Нам нужно было закупить палатки, походную кухню, сделать туалет, душ, навес для столовой, для спортинвентаря, стенды для газет*. Около месяца мы над этим трудились. Ну, и конечно, главной нашей задачей было придумать «начинку»: каким должен быть православный лагерь? чем он должен отличаться?

«Со своим уставом…»

У нас был Устав, где всё было прописано. День проходил примерно так: подъём в 7:30, личная гигиена, потом линейка, утренняя молитва, затем трапеза, после чего начиналось послушание – какие-то трудовые дела. К послушанию мы относили, например, дежурство детей в столовой. Затем до 12 ти часов шли развивающие занятия.

В нашем лагере были театрально-музыкальный кружок, кружок оригами, каждый день батюшка и воспитатели вели с детьми беседы о вере и Церкви. Проводились интерактивные игры – они являются хорошими психологическими тренингами и средством для сплочения коллектива. Так как дети собрались из разных храмов, эти игры были очень полезны. Все эти занятия мы проводили своими силами. Приходящим был только учитель физкультуры, который занимался с детьми спортивными играми.

В 14 часов начинался обед, потом тихий час, затем полдник. А с 16 до 18 часов мы играли, соревновались или шли на родник. После ужина начиналось самое «забойное» дело – общий сбор у костра. К нему ребята готовились в течение всего дня. Презентации отрядов, игра Брейн-ринг, самодеятельные спектакли – эти мероприятия были самые главные, самые мощные, самые любимые и долгожданные.

Дети – наше отражение

У нас в лагере было 14 мальчиков и 4 девочки в возрасте от 8 до 14 лет. Дети есть дети, они отражение нашей жизни. В лагере, где находишься с ними день и ночь, видишь их уже не такими послушными, как в храме по воскресеньям. Были проблемы, были разногласия, но всё решалось – батюшка ведь с нами был. Духовник обязательно нужен в детском лагере.

То мальчишки начали подглядывать за девчонками, то стали прыгать с кровати на кровать – да так, что из разряда «повеселиться» это перешло в разряд «беситься». Позвали батюшку, он пришёл, провёл беседу. После этого такого уже не было. Словом, отец Василий выполнял роль «скорой помощи».

На будущее мы решили, что в качестве воспитателей нам нужны парни. Предложили батюшке пригласить на следующее лето семинаристов: и детям будет интересно с ними общаться, и будущим священникам практика.

Откровенность за откровенность

За основу нашей игровой деятельности мы взяли коммунарскую методику: сборы, «свечки», костёр. После отбоя, в 23 часа, тушится свет и зажигается свечка. Детям не хватает разговоров на жизненные темы. Ни дома, ни в школе с ними об этом почти никто не говорит – некогда, не до того. Поэтому у нас первая «свечка» была такой: представься, расскажи о себе, чем ты интересуешься, чего ты ожидаешь от лагеря. И все дети рассказывали – так тепло, хорошо было. Вторую «свечку» провели на пятый день. Тут дети тянули заготовленные вопросы из шапки, и тоже все отвечали. Всё происходило ночью, в потёмках. А третья «свечка» была в последнюю, десятую нашу ночь. Тут уже в шапке были вопросы, которые сами дети написали. Эта «свечка» прошла вообще на «ура».

Особенно запомнились ответы детей на вопросы о счастье и образовании. Что ты считаешь главным – счастье или образование? Нужно ли нам образование? Можно ли быть образованным и несчастливым? А дети говорили о том, что образованные люди иногда бывают несчастными, профессия, карьера – это не есть счастье. Если в семье нет любви, значит, и счастья нет. Потом говорили о том, какими должны быть будущая жена или муж, когда надо жениться… Вот такие житейские вопросы.

И, конечно, мы очень много говорили с детьми о Боге, о молитве. Спрашивали, как часто они дома молятся. Как правило, родители лукавят – мол, нет дома у нас молитвенности; мы поняли, что каждый день родители на молитву не становятся, этого нет… Спрашивали, есть ли дома уголок с иконами, где можно помолиться. Тоже, оказывается, не у всех есть… Почему к Богу обращаемся? Когда надо обращаться к Богу? Как Господь нам помогает? Обо всем этом с детьми нужно говорить. Налету, днём это не скажешь, нужна соответствующая атмосфера, нужно детей разговорить – так что лучше уж вечерком, в задушевной беседе, при свете свечки.

Духовная составляющая

В конце смены мы с детьми обсуждали, что у нас не получилось, что не удалось. И все дети правильно ответили. У нас не хватило терпения и любви. Обиды были – часто же дети обижаются: тот взял, тот сказал… Обижаемся друг на друга, прощать не умеем, мало любим друг друга. А ведь Господь какую заповедь самой главной назвал? Возлюби ближнего, друга. А у нас не было этого. И я рада тому, что они это поняли. На деле очень трудно любить друг друга, трудно не замечать обиду, и мы все в этом убедились.

Но было и другое. За 10 дней мы дважды ходили на источник преподобного Сергия Радонежского. Там читали акафист, обливались святой водой, шли 5 км обратно – это тоже духовное упражнение. В воскресенье ходили в храм, отстояли Литургию, дети исповедались. Каждый день, утром и вечером, а также до и после трапезы вместе молились. Перед сном читали жития святых. Всё это открывает Слову Божиему путь к сердцам детей.

Православный лагерь детям обязательно нужен. Это школа православной жизни в неформальной обстановке. Если мы говорим о Боге, о вере, о заповедях, нам надо всё это исполнять на деле. Мы должны отличаться тем, что у нас есть духовный омофор – то, чего нет в остальных лагерях.


* Стоимость путевки в лагерь на одного человека на 10 дней составила 2 000 рублей. Деньги были необходимы для того, чтобы купить 20-тиместную палатку, в которой жили дети, и походную кухню).

Поселок Юшала. «Заозерье»

Однажды в редакцию «Православного вестника» пришло письмо, в котором автор, священник Игорь Онкин, делился опытом устроения детского православного лагеря. Прошлым летом лагерь действовал уже второй год, а, значит, организаторы могли учесть недочёты первой пробной попытки. О том, каким был второй сезон работы лагеря, нам рассказал отец Игорь.

Лагерь расположен на территории юшалинского прихода, за церковным озером, поэтому название долго придумывать не пришлось – «Заозерье». Если в 2009 году в лагере побывали пять групп детей, то в 2010 году в период с 1 июля по 1 октября лагерь посетили 12 групп (а это 120 детей и 40 взрослых). По географии это были дети из Юшалы, Тугулыма, Мохиревой, Заводоуспенского и Тюмени.

Какова же была цель всего этого проекта? Точнее сказать, цели, так как их было много. Первое – это военно-патриотическое воспитание. Оно достигалось военно-спортивными играми («Мини-Зарница», «Разведка», «Морской бой»); стрельбой из пневматики и лука; фехтованием на деревянных мечах; знакомством с историей Отечества. Второе – физкультура. Это были эстафеты, гонки на лодках, занятия на турнике, основы самообороны, игра в «добробол» и «пионербол». Третье – экологическое воспитание. Дети спасали озеро от зарастания; изучали флору и биогеоценоз, сложившиеся вокруг озера; знакомились с тем, как растет настоящий хлеб, и как в поле вырастет льняная рубашка; делали уборку прилежащей к озеру территории. Четвертое – походная жизнь, которая давала туристические навыки: питание от костра, рубка дров, ночевка в дощатом домике на подстилке из сена.

Но самое главное и необходимое – это духовно-нравственное воспитание. Каждая смена начиналась с экскурсии в храм и на колокольню, где дети осознавали необходимость приобщения русского человека к ценностям Православия. А во время пребывания в лагере это приобщение к христианской культуре происходило как бы само собой.

Известно, что в детской среде нередки злоба, вражда, ссоры, зависть, жестокость, несправедливость. Все подобные проявления в лагере служили сигналом к серьезному коллективному разговору. Примирение и взаимное уважение достигались любой ценой, даже угрозой немедленно всех отправить домой и прекратить пребывание в лагере. И дети постепенно меняли свое мировоззрение согласно заповеди «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

В этом году, с учетом полученного опыта, программа лагеря будет усовершенствована. Лагерь откроется уже в июне. Будут приниматься заявки от взрослых, набравших группу детей из 10–15 человек, на однодневное и двухдневное (с ночевкой) пребывание. Питание все приносят свое, снаряжение тоже. Ничего платить за лагерь не нужно. Помоги нам, Господи, воспитать наших детей достойными и полезными Церкви и Отечеству гражданами.

Село Черданцево. «Червонград»

Об этом лагере вспоминает священник Никита Суровейкин. Чтобы как можно больше ребят узнало об открывшемся лагере, придумали сделать красочные афиши и обклеить ими всё село и соседние деревни. Содержание афиш было очень привлекательным: здесь и историческое фехтование, и стрельба из лука, и обучение кузнечному делу, а также история оружия и доспехов, уроки верховой езды, мастер-классы по походной кухне, беседы о православной культуре, клуб журналистов и многое-многое другое. Не удивительно, что дети, желающие оказаться в таком лагере, приезжали даже из других городов.

Летом 2010 года при нашем храме была организована летняя детская площадка. Даже не просто площадка. Это был настоящий детский лагерь. От привычного лагеря он отличался лишь тем, что был дневного типа – все собирались к десяти утра у храма и ближе к пяти вечера расходились по домам.

Опыта проведения подобных лагерей ни у кого из нас не было, поэтому готовить его мы начали еще в середине весны. Для начала важно было определить, каким лагерь будет по содержанию. Перебрав ряд проектов, мы поняли, что он должен быть с историческим уклоном. Поэтому в дальнейшей работе лагерю активно помогали наши друзья из «Общества Экспериментальной Истории» – Мария Давыдова и её соратники. Мария Владимировна была в нашем лагере старшим тренером и вообще человеком, который мог разрешить любую, самую сложную ситуацию. Чтобы в непогоду не оказаться без крыши над головой, была арендована и установлена специальная восьмиметровая палатка-шатер.

Символом лагеря стал наш Черданский храм с восходящим из-за него солнцем. Как и положено было у древнерусских витязей, мы поместили его на «каплевидный» славянский щит. Флаг с этим изображением мы торжественно выносили каждое утро из храма, проносили перед строем ребят, которые пели в этот момент гимн России. Кстати, сначала и не планировалось что-либо петь на выносе флага. Это была инициатива ребят. Когда в первый день флаг вынесли, все, не сговариваясь, хором запели «Россия – священная наша держава!..». Традиция прижилась, и так стал начинаться каждый день в лагере.

1 июня состоялось открытие лагеря «Червонград». К нам в гости приехал благочинный района, отец Андрей Николаев, со своей воскресной школой. Мы отслужили молебен «О ниспослании Святого Духа перед началом всякого доброго дела» и объявили всем собравшимся о начале смены.

В первый день собралось человек сто – и тех, кто хотел участвовать в лагере, и просто любопытствующих. Мы кратко рассказали о предполагаемом содержании лагеря и пригласили всех желающих взять в руки мечи и щиты и попробовать себя в роли древнерусских вояк. Никто не остался в стороне.

Радость от сражения длилась недолго – пошел дождь, и нам пришлось сделать перерыв. В шатре к этому времени уже все было готово к раннему полднику. В этот день из-за погоды пришлось корректировать планы, и после окончания дождя хватило времени лишь на несколько партий в «городки». Так закончился первый день. А дальше начались трудовые будни будущих мастеров ратного дела.

Всего в лагерь записалось шестьдесят ребят. Это немало. И, конечно же, с самого первого дня у нас начались проблемы с дисциплиной. Поддерживать порядок приходилось давно испытанным приёмом: «Упор лежа принять! Десять отжиманий! Приготовились! Начали!» И все отжимались.

Для повышения дисциплины Мария Владимировна предложила ввести ряд правил, обязательных для исполнения. Мы установили импровизированную школьную доску и совместно придумали «Правила поведения в лагере». Все согласились с тем, что лучше правила не нарушать, но если это произошло, то наказанием станут отжимания для мальчиков и приседания для девочек. И в дальнейшем при нарушении дисциплины, не споря, отжимались ровно столько, сколько требовал за то или иное нарушение наш внутренний устав.

Ближе к 12 ти часам в «Червонграде» наступал самый важный момент – обед. Обедом ребят кормили в трапезной храма наши прихожанки – Нина Викторовна, Александра Ивановна и Александра Григорьевна. Обед всегда был очень вкусный и полезный. Подкрепившись, воины «Червонграда» продолжали совершенствовать своё боевое искусство на полях сражений.

В конце первой недели работы лагеря мы устроили торжественную церемонию. Ребятам присвоили звание «юный боец». Для начала каждый должен был пошить себе галстук. Нужно было самостоятельно раскроить и вырезать материю из общего куска ткани. Затем аккуратно подшить края. И галстук готов!

На самом деле задача оказалась не из легких – многие уносили галстуки домой, где их подшивали на швейных машинах любимые бабушки и мамы. Цвет галстуков – желтый, такой же, как цвет восходящего солнца на флаге «Червонграда». И каждый, надевший галстук на себя, несет частицу солнышка вместе с собой. Кстати, самое суровое наказание (сто отжиманий), предполагалось за потерю галстука. И кое-кто из ребят, умудрившись потерять свой галстук, эти отжимания делал. Когда галстуки были пошиты, объявили общее построение. Мария Владимировна прочитала торжественное обещание, которое хором повторили все ребята. И галстуки были торжественно повязаны. С того момента желтый галстук стал обязательным атрибутом участника Червонграда.

В воскресенье к нам в гости из Екатеринбурга приехал священник Андрей Щукин. Отец Андрей рассказывал о православной культуре и христианской этике. Батюшка приезжал в гости по воскресеньям и всегда рассказывал что-то новое и интересное. А еще отец Андрей научил всех играть в лапту. И эта мега-игра стала хитом в лагере! Сейчас все стоят расслабленные, но через полсекунды Ксюша попадет по мячу, выбьет его метров на тридцать, и все заорут: «Беги, Ксюха! Беги!». Так мы и бегали все оставшееся лето.

На 15 июня была назначена поездка в город Верхнюю Пышму, в музей военной техники. В этом музее под открытым небом многие были впервые. День выдался жарким, но все с удовольствием слушали рассказ экскурсовода и фотографировали бронетехнику. Я предложил сфотографироваться всем вместе рядом с гордостью нашей Родины – танком Т 34.

Поездка в музей всем очень понравилась, но без приключений в это день не обошлось. Во первых, на обратном пути сломался наш автобус. До Черданцево мы не доехали километров пять. Пришлось вызывать подмогу – родителей. Несколькими машинами всех перевезли к месту назначения, и тут случилась другая неожиданность. Стоявшая в последние несколько дней жара закончилась, и разразился настоящий ураган. Порывистый ветер сорвал наш шатер и прорвал его в нескольких местах. Палатку пришлось свернуть и отдать в починку.

На следующий день Мария Владимировна провела мастер-класс по плетению кольчуг. Шатер был в ремонте, и нам пришлось расположить учебные мастерские под открытым небом. Сплести кольчугу оказалось делом непростым. Сначала нужно было разрезать проволоку и смотать её в бухту при помощи специального приспособления. Затем намотанную проволоку разрезать на маленькие колечки – заготовки для будущей кольчуги. Работа это кропотливая и требует терпеливого подхода. В конце звенья соединяли между собой. Настоящую кольчугу нам сплести не удалось, но маленький кусочек получился у каждого, кто набрался достаточного терпения.

Во время работы лагеря ребята учились работать и с кожей, и с тканью, но самым интересным стала работа по металлу в учебной кузнеце. Мария Владимировна научила даже гвозди сгибать в узел. А еще мы попробовали сходить в поход. Сначала планировали сходить с ночевкой на дальнее водохранилище, потом приняли решение устроить пробную вылазку в ближайший лес. Походному делу нас обучал дядя Женя. Отделение совершило марш-бросок на другую сторону Черданского водохранилища. Был разведен костер и заварен чай. Все делали своими руками. Чай закипел, был разлит по стаканам и кружкам и выпит под бутерброды.

24 июня состоялось закрытие лагеря «Червонград». Сначала был отслужен благодарственный молебен. Затем прошло награждение победителей турнира «Доблесть веков», прошедшего накануне. Занявшим первые места были вручены медали, всем остальным вручили памятные грамоты. После состоялась кульминация праздника – командная «Зарница» с захватом флага. А еще в последний день можно было пострелять из настоящего лука по надувным шарам.

Таким был летний лагерь «Червонград» в селе Черданцево в июне 2010 года. Всем ребятам очень понравился наш лагерь. Он объединил его участников на целый месяц, и дал возможность научиться чему-то новому и интересному. А для прихожан нашего храма организация и проведение подобного лагеря было делом новым, и потому интересным.

Поселок Дивноморское, Геленджик. «Горное солнце»

Говорят, лучше гор могут быть только горы. А лучше отдыха на море ничего быть не может. О православном детском лагере на берегу Чёрного моря рассказывает директор телеканала «Союз» Елена Владимировна Костина. Вместе со своим маленьким сыном она побывала в лагере «Горное солнце» 2 года назад.

Детки не из клетки

Сейчас в Европе все более популярны курорты и отели с запрещающим условием: без детей. 45 процентов взрослых утверждают, что не хотят находиться на отдыхе рядом с чужими детьми, даже если тех сопровождают родители. С европейцами часто солидарны и россияне. Все чаще чужие дети становятся бедствием летнего отдыха. Подобные встречи с детьми плачевны не только для отдыхающих, но и для обслуживающего персонала. Недаром проводницы двух вагонов поезда «Екатеринбург-Новороссийск» вздрогнули, увидев посадку детей. Ведь подростки, по их компетентному мнению, в дороге неуправляемы. Но на вторые сутки девушки облегченно вздохнули: «Эти дети – совершенно другие». Их прежние малолетние пассажиры целовались на коленках друг у друга, курили в тамбуре, матерились. А эти – сражались в шахматы, пели, устраивали конкурсы на лучшее купе. Да, тоже влюблялись, капризничали, баловались, но при этом в них чувствовалось чистое, свежее мировосприятие неиспорченных маленьких людей. Многие из этих детей имели свой духовный опыт исповеди и Причастия. А там, где витал Дух Божий, все успокаивалось и очищалось. И некрещеным детям тоже оказывалось легче справляться с собственными характерами.

Большую роль играли совместные утреннее и вечернее молитвенные правила. Встали, прочитали – и сразу задан верный тон…

«Мы поссоримся и помиримся…»

Однажды произошел конфликт между двумя детьми. Воспитатели пригласили батюшку. В чем была причина – неизвестно, это и не выносилось на всеобщее рассмотрение. Просто был конфликт, и он был разрешен. Была совершена ошибка, и была проведена работа над ней, очевиден только результат – конфликт исчерпан.

Складывались и другие сложные ситуации, особенно в том отряде, где больше всего детей «со стороны». А вот в отряде храма Рождества Христова были ребята из одной воскресной школы – и здесь дети были по-настоящему единым целым. А в отряде, куда набирали «с бору по сосенке», проблемы в основном и всплывали. Но здесь помогал батюшка и отчасти семинаристы-вожатые. Вроде бы они играли с детьми, но это было такое воспитание между делом, воспитание мимоходом. Хорошая мамка ведь не каждый раз дает ребенку подзатыльник – где-то к слову пришлась шутка, где-то – история из жизни, то есть, настоящее воспитание осуществляется мимоходом. А дети мотают на ус и делают правильные выводы.

Лекарство от инфантилизма

Один раз мы все вместе убирали территорию. Сначала поразило, с какой досадой ребята это восприняли: «У-у-у, зачем это надо…» А потом они с удовольствием носились с мешками и собирали в них листья, а в листьях обнаруживали лягушек или еще какую-нибудь живность и с интересом ее рассматривали – происходило знакомство городских детей с окружающим миром. Это нормальная романтика детского летнего лагеря.

Был момент, когда нужно было перенести церковную утварь из временного храма в отремонтированную церковь. По желанию были сформированы группы, которые ее помогали перетаскивать. И они это делали с удовольствием: девочки мыли окна, парни переставляли киоты, переносили подсвечники. Все это покажется скучным человеку, который вообще никогда ничем не занимался, и которого родители только развлекают. Чадо хочет то, чадо хочет это, самое удобное место, где ребенку проще всего заткнуть рот – это торговый центр. Но можно ли его сделать здесь человеком? А в лагере дети получают внутренне удовлетворение от того, что принесли пользу, после этого у них даже глаза по-другому блестят.

Дети в лагере учатся ответственной, самостоятельной жизни, которой в современных городских семьях они лишены. Нужно за собой застелить постель, нужно вовремя переодеть грязную рубашку, постирать свой носовой платок или носочки (это делают автоматические стиральные машины, и для многих становится открытием, что можно носки в тазике стирать). Дети крайне инфантильны – и вот этот инфантилизм здесь прекрасно лечится.

Однажды отряды ходили в поход на дольмены, и нужно было перебираться вброд через ручей. Сильные убежали вперед, слабые – отстали. Понимание, что нужно младшего поддержать, понести его рюкзачок – в современном воспитании почти исключено, и не все дети готовы услышать призывы о помощи.

Но есть те, кто сам малышню тащит через горный ручей. И есть те, кто готов это после подсказки воспринять это как норму. Но, если этого не показать хотя бы в таком лагере, то где еще показать? И ребята получают настоящее удовольствие, когда входят во вкус истинного человеческого взросления.


* Всю информацию об условиях проживания в детском православном лагере Дивноморска, а также о стоимости путевки и документах, необходимых для поездки, можно узнать в Паломническом отделе Екатеринбургской епархии по адресу ул. Репина 6 А, Духовно-Просветительский центр, тел. (343) 253 10 35, (343) 253–10–36.

 

•В других номерах:•

№2 (79) / 12 •февраля• ‘09

Семейная педагогика

О воспитании девочек

Елена Макеева, детский психолог

Принято считать, что воспитать девочку не так сложно, как мальчика. Дескать, мальчики озорные, а девочки гораздо спокойнее.

№8 (85) / 14 •августа• ‘09

Семейная педагогика

Сила родительского слова

Елена Макеева, детский психолог

«Благословляйте, а не проклинайте» (Рим. 12, 4).

№1 (78) / 12 •января• ‘09

Семейная педагогика

Семейные традиции встречи светлого праздника Рождества Христова

Елена Макеева

Рождество Христово — один из самых светлых православных праздников, время, которого с нетерпением ждут и дети, и взрослые.

 
Семейная педагогика

Мужчины о женском счастье

Опрос подготовили Ксения Кабанова, Светлана Кислова, Елена Контанистова, Ирина Пономарева

Руслан, 33 года, в браке 5 лет: – Моя жена сейчас не работает, сидит дома с ребенком. Понимаю, что она устает, поэтому устраиваю ей маленькие сюрпризы, прибираю в квартире, дарю цветы, поддерживаю, как могу, в сложных ситуациях.

 
Культурограф

«Сотворим человека…» или мы живем во время антиутопий

Ксения Кабанова

«Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь;  мужайтесь: Я победил мир»…

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс