Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №3 (101) → «Сотворим человека…» или мы живем во время антиутопий

«Сотворим человека…» или мы живем во время антиутопий

№3 (101) / 28 •июня• ‘11

Ксения КабановаКультурограф

«Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь;  мужайтесь: Я победил мир»

(Ин. 16, 32-33).

…Она шла по городу, гремящему трамвайными звонками, обгоняла стоящие в пробке машины, воняющие выхлопными газами, автоматически отклонялась от бегущих навстречу людей. Это было обычное возвращение домой. Не возвращение в каком-то романтически-глобальном значении, а просто возвращение с работы – перемещение тела из одного адреса в другой. Не то, чтобы она ненавидела Город, как некоторые ее знакомые, иногда эта улица, даже ей очень нравилась. Она, как настоящее создание этого Города, умела увидеть в нем все, что угодно – красоту или уродство. Она умела его любить или не замечать, умела его использовать, да и Городу позволяла использовать себя. Так они договорились, и договором, как она думала, стал сам факт ее рождения в нем.

На этот раз она просто шла по улице. Мысли ее были заняты работой, точнее, они не крутились вокруг каких-то сделанных или недоделанных дел, но пробивались в самую суть работы. Несколько лет назад она со всеми своими талантами и достоинствами была принята в перспективную крупную организацию – и не просто рядовым сотрудником, а «сотрудником с явной перспективой». И действительно, прошло некоторое время, и ей предложили работу, о которой она мечтала – она стала корпоративным тренером.

Она не только обучала сотрудников «эффективным продажам». Нет, ее задачи были более высокого полета. Она грезила сотрудничеством, корпоративным братством, всеобщей дружбой и поддержкой, открытыми сердцами, доброжелательностью… Перечислять все эти идеалистические устремления нет смысла, тот, кто знаком с работником-идеалистом, может прочитать все это в его поступках.

Самым главным ее идеалом и принципом была «Личность Человека» (да, именно так, с большой буквы). Не человек-персона с его усредненными качествами и подчинением воле большинства, из которого он никогда не выделяется, да и не желает этого. А личность как индивидуальность, которая обладает собственной волей и жаждой самоутверждения через поступки. Вот такую личность она и стремилась воспитывать в сотрудниках с помощью тренингов.

Она умела увлекать и вести за собой. Люди на время окрылялись, но только на время. Потом она замечала, что в них снова появляется зависимость непонятно от чего, безразличие. И, что самое противное – появлялся страх, который личность превращал в ноль. Страх за то, что уволят, сократят, подсидят коллеги, что он не пройдет конкурс, не поймет линию начальства и сделает что-нибудь не в духе компании и так далее. «Уж лучше выполнять свои трудовые нормы и не высовываться, то есть, быть ноликом.

И эти «нолики», кажется, плодились в компании. Только хочешь на кого-нибудь опереться, проявить инициативу, а опора проваливается в пустоту, которая у «нолика» прямо в центре. А вот почему так происходило, и почему невозможно было победить эту ситуацию, она понять еще не могла.

Эго-концепция, как еще сегодня обозначают идею личности, оказалась только формально совместимой с современным представлением об успешной компании. Да, личность, измененная десятилетиями безбожия и превалирования материальных ценностей над духовными, покалеченная государственными строями, реформами и внезапно открывшимся пресловутым железным занавесом – даже такая личность уже не соответствует требованиям современного мира.

Даже личность лидера-управленца, которому, казалось бы, нечего бояться, растворяется в механизме корпоративного функционирования. Человек рассматривается как шурупчик или винтик, то есть с точки зрения пользы. Вопрос «А чем он или она может быть мне полезен?» настолько въелся в сознание современного человека, что любая встреча, любой поступок, качества личности и даже внешность постоянно оцениваются под этим углом.

Гуманитарное образование – процесс внушения специалисту нужных качеств

Сделаем небольшую передышку в разговоре. Знаете ли вы основные идеи подготовки профессионального сотрудника, которые продвигаются в современной системе высшего образования? Ведь винтика где-то готовят к его будущему «служению». В конце марта 2011 года в Уральском Федеральном Университете (бывшем УПИ) прошел интереснейший круглый стол, на котором перед изумленной публикой (читай перед гуманитарным образованием) были поставлены следующие цели и задачи.

Цитируем: «Сегодня образование должно быть заточено под требования работодателя. Время ориентации образования на потребности личности к счастью уходит в прошлое. <…> От работника требуется наличие таких качеств как: правильное целеполагание (правильно понять задачи компании – прим. автора), нацеленность на результат, гибкость, адаптивность. Развитие этих качеств и должно обеспечить гуманитарное образование, причем, обеспечить быстро и эффективно, даже при помощи мозговых штурмов или НЛП (нейро-лингвистического программирования – прим. автора).

Современному работнику не нужны общие знания, ему не нужно знать то, что он может посмотреть в интернете. Он должен быть исполнительным и точным, он должен уметь работать в команде, работать самостоятельно, уметь соответствовать запросу. <…> Учитель должен превратиться в модератора, тренера, симулятора. Сама система образования в ближайшие два года должна стать мегамашиной, которая выдает заранее запланированный результат».

Потрясающие планы разрабатываются в сфере детства и юношества! Преподаватели – часть мегамашины, которая выдает заранее запланированный результат – работника. Те, кто внутри машины оказался (студент или преподаватель), должны просто выполнять условия контракта, делать то, что должны – и все! Их отношение к делу, их настроение, их внутренний мир никого не интересует. Само призвание образования – выявление в человеке образа Божия, ну, или (на худой конец) выявление его личностных особенностей и помощь в их реализации – устарело, по мнению тех, кто держит в руках пульт управления мегамашиной.

И если раньше образование подразумевало и воспитание (ведь образ Божий нужно взращивать в сложнейшем процессе общения личностей), то теперь из уст высокопоставленного руководителя звучит новый постулат: «К слову «воспитание» я отношусь негативно. Я вообще считаю, что не должен вмешиваться во внутренний мир человека». Вот это уж точно! Но ведь вы, уважаемый, как раз вмешиваетесь, ломаете и регламентируете этот внутренний мир студента, будущего работника, в соответствии с заказом работодателя.

Откровенные и шокирующие слова, приведенные в цитате, являются лишь продолжением тех тенденций, к которым мы уже попривыкли. Мы заполняем резюме и говорим: «Вы можете использовать меня вот так и так, и я настолько хорош, что хочу зарплату не меньше…» – и продаем себя, как шурупчик. Встречаясь с новыми людьми, с гордостью рассказываем им, где работаем, умалчивая о промахах и подчеркивая «трудовые достижения» – для нас так важно, чтобы наше продвижение по служебной лестнице было отмечено не только коллегами, но и другими людьми. Один открыто грезит о популярности, мол, «пусть все знают и завидуют»; другой прикрывается «чем-то большим», постулируя «мои успехи помогут другим достигнуть того же».

Гордость и самодовольство движет всеми, кто хвастается своими «физкультурными» упражнениями на служебной лестнице, которая, как правило, никуда не ведет. Она упирается в какую-то должность, дойдя до которой один успокаивается и вешает на стенку «диплом» или «почетную грамоту» – ну, или хотя бы фотографию с начальником. А другой с удивлением обнаруживает, что вожделенная должность, к которой он так долго шел, уже не устраивает его. Так человек перерастает свою мечту, и ему остается только уходить в другую организацию и начинать все заново, чтобы работа винтика не останавливалась.

Добро пожаловать в систему!

Мы заказываем визитки, на которых рядом со своей фамилией не можем не обозначить свою функциональность – «менеджер», «сотрудник», «директор». И по нашему тщеславию хочется обозначить как-то громко, «чтобы звучало». Никто не удивится, что сегодня даже приемщики стеклотары заказывают себе визитки, в которых претенциозно и продвинуто именуют себя «стеклотрейдерами» или чем-то вроде этого.

Вообще, принадлежность к корпорации – это сегодня предмет особой мирской гордости, которая всячески поддерживается. И не случайно. Ведь это чувство – гордость за компанию и за «себя в ней» – заполняет опустошенные сердца сотрудников. Конечно, можно оскорбиться; «Почему это опустошенные?! В каком смысле?». Мир изменился и изменил людей, его населяющих. И если раньше человек определял себя через принадлежность к роду, к определенной системе нравственных ценностей и идеалов, к Родине и т. д., то теперь все эти системы координат оказались либо разрушены, либо дискредитированы, либо размыты.

Современный мир полон всего: тут есть тысячи вариантов нравственности, сто вариантов родины, миллионы моделей идеалов. Этот мир предоставляет человеку огромные возможности, но и огромные риски потерять все, в том числе и самого себя.

М. Берман сказал, что быть современным – это обнаружить себя в мире, который обещает нам приключения, радость, власть, рост, трансформацию нас самих и мира. И в то же время он угрожает нам тем, что разрушит все, что имеем, чем живем и чем являемся. А потом он добавил: «Быть современным – быть частью вселенной, в которой все твердое и незыблемое тает в воздухе». История пересматривается, будущее уже не угадывается (и гадалки не помогут), но всем ясно, что в гонке за миром сердцу современного человека уже не суждено успокоиться никогда – ну, разве что тогда, когда современность закончится (кстати, если говорить научно, то она уже закончилась, и мы живем в эпоху пост-современности), или когда человек сам уже не захочет стремиться к современности.

А стремиться-то надо, ведь нужно как-то выживать в этом мире. Постоянно находиться в состоянии беспокойства человек не может, ему нужно что-то вечное – ну, или хотя бы более или менее устойчивое, в соответствии с чем он будет действовать, строить свои личные планы. Вот тут-то и появляется корпорация, на благодатной и широкой груди которой успокаивается сердце сотрудника. Но она – не мама, не нянька и не широкая душа. Это система, которая предоставляет сотруднику работу. Ее нельзя винить за использование людей, ведь это ее сущность (так же как нельзя винить человека, например, за желание общаться, любить, творить, что является его сущностью).

Корпоративный дух – то, что нас объединяет

Итак, корпорация использует винтики, которые по собственному желанию (зачастую, пройдя конкурс) «вкручиваются» в ее тело. И постыдного тут ничего нет. Этот perpetuum mobile заинтересован, чтобы винтики работали как можно дольше. Вот, пожалуйста, соцпакет и медицинская страховка.

Но быть для сотрудников только банкоматом или кормушкой мало. Также мало стать для них вторым (или даже первым) домом. Нужно стать для них всем! Стать и идеалом, и совестью, и Богом – и если уж не заместить собой весь внутренний мир человека, то загнать этот мир далеко-глубоко. Так из простого места работы корпорация превращается в нечто одушевленное, обладающее собственной волей. Как это происходит – уловить невозможно, но эту волю начинают осуществлять все – от рядовых до топ-менеджеров. От этого и поселяется страх у сотрудников, от этого они и превращаются в «нолики».

И хотя, в принципе, у корпорации вполне человеческое лицо, власть в ней осуществляется какими-то сверхчеловеческими силами. Тут действуют технологии обработки личности, которые можно только пунктирно обозначить:

Корпорация – это особое время

Это грамотное чередование напряженной работы и корпоративных праздников. Время таких праздников, как правило, сакрализуется: присутствуют все, если это праздник местного значения, или избранные, если значение более глобальное. А вслед за сакрализацией времени праздничного сакрализуется и время рабочее. Обман не заметен? Конечно, для корпорации важнее, чтобы «нолик» со священным трепетом отрабатывал свою смену, но упорно создается впечатление «первостепенной заботы об отдыхе».

Корпорация – это особое пространство

Особый дизайн: например, рядовые сотрудники находятся вместе в течение всего рабочего дня. Их разделяют стеклянные перегородки (выдумка гения!), которые позволяют отслеживать действия любого человека, создают впечатление совместной работы и в то же время резко разделяют людей по их ячейкам. Люди разделяются на группы, на смены, на отряды и знают только узкий круг «своих», да, к тому же, упорно создается впечатление, что «мы все вместе». Не только в рамках корпорации, но и при ее участии люди научаются этому давно описанному состоянию «одиночества в толпе», хотя латинское слово «corporatio» означает объединение.

Начальство тоже сидит в отдельных ячейках. Их перегородки уже не стеклянные, они как будто замутились от важности дел, творящихся внутри этих ячеек и этих голов. И, словно преодолевая эту разъединенность, сотрудники напряженно набирают в аське короткие послания, заменяющие им настоящее общение. Короткие фразы, короткие встречи по пути из туалета в столовую, поверхностные отношения, которые, в отличие от встреч на корпоративных праздниках, ничего не значат – безразличная анонимность!

Корпорация – это особые места в городе

Каждая корпорация самоутверждается через оккупацию, это целая гонка за престижными городскими местами. Пространство города наполняется корпоративными знаками. «Во-о-н на той крыше наш логотип, а это здание наполовину завешано нашей растяжкой. Не важно, что памятник архитектуры уже не радует глаз горожан и туристов. Главное, что тысячи взглядов скользнут в течение дня по нашим гениальным слоганам. И ведь они нам самим безумно нравятся! И это тоже здорово».

Эта деталь больше не нужна!

Корпорация – это особая цветовая гамма

«Мы – сине-белые! А мы – сине-черные!». Так одна корпорация позиционирует себя перед другой. Этот «корпоративный расизм» всячески воспитывается: сотрудникам бесплатно (халява! ну, как не полюбить свою корпорацию?!) выдаются ручки, сумки, пледы, зонты, портфели и прочее-прочее с корпоративной символикой. И вот уже душа безудержно радуется при виде знакомого сочетания цветов, как на улице города, так и в природе.

Иногда случается, что корпорация ломает у «ноликов» нормальные стереотипы восприятия мира: «Радуйся нашим успехам, горюй над нашими печалями! Помни, что есть НАШИ радости, а есть и ЧУЖИЕ. Чужая радость – наша печаль, потому что ЧУЖОЙ – это наш конкурент, а, значит, и твой кровный враг. НАШИ тайны, НАША правда, НАШИ люди. Жизнь «нолика» проходит в условиях постоянного разоблачения и зависимости. А если ты сказал больше, чем от тебя готовы были услышать? А если ты не такой активный – не выполняешь «свои» задачи, которые на самом деле были установлены для тебя твоим начальником?

Можно возразить, что добросовестному сотруднику разоблачение не страшно. Как бы не так! А если ты вдруг неосторожно проявил больше талантов, чем от тебя требовалось? А если ты так хорошо стал выполнять свою работу, что твой начальник почувствовал себя лишним? Ну что, ты уже начал паниковать? Как же так? Ведь тебе посчастливилось работать в самой лучшей корпорации?

Противостоять современному миру, системе можно только отказываясь в ней участвовать или ведя подпольно-подрывную работу. Но если моральных сил на этот отказ и противостояние не хватает, остается одно – будь в системе. Еще в позапрошлом веке один немец придумал некоторые принципы выживания в корпорации, которым обучают людей до сих пор.

Пустая, суетная, унылая жизнь-ловушка. Жизнь без глотка чистого воздуха, без прикосновения к истинной свободе, без истинной встречи с собой. Нет человека – нет проблемы. Есть винтик – есть польза. Хотя и в этих условиях человек может попытаться ожить и выжить… но, конечно, не своими силами, а с помощью Того, Кто победил мир. Начиная со времен уже упомянутого умного немца-безбожника, многие заявляют: «нет Бога – нет проблемы».

Но заявления – это одно, а реальность – совсем другое дело… к счастью. К счастью, подавить образ Божий в человеке пока что трудновато, даже посредством введения гуманитарных технологий в образовании и НЛП. К счастью, некоторым людям еще хочется критически думать, а не подчиняться, они любят задавать вопросы, а не получать задания, они хотят откопать свою настоящую глубину, а не научиться пользоваться своей функциональностью…

Грязная, дымящаяся улица осталась позади. Она вошла во двор, запорошенный белым снежком. Теперь можно замедлить шаг и просто насладится этой светлой и икристой зимой, хрупом снежинок под ногами, этим замечательным живым порядком, установленным Богом, в который не в силах вмешаться человек…

P. S.: Уважаемые читатели, простите, очень хотелось сгладить углы, смягчить описанную ситуацию, добавить в написанное добра или просто чего-нибудь умилительного… Не получается. Уж очень жестко и четко высказываются планы по созданию нового человека, уж больно конкретны и сжаты сроки для реализации этих планов, уж больно результаты неутешительные…

Фридрих Ницше советует: принципы выживания в корпорации

1. Изменение духовных ценностей в соответствии с изменившейся реальностью. Мобильность, способность к обучению и изменению – как часто это становится требованиями к принимаемому на работу. И вроде звучит-то хорошо, но на самом деле это означает: ситуация изменилась – подстраивайся, не сопротивляйся, меняйся сам, ничего незыблемого не осталось, поэтому сохрани хотя бы стабильный заработок.

2. Поддавайся влиянию системы – набирайся от нее сил, пользуйся ею в своих интересах и делай то, что считаешь нужным. Но помни, что твои поступки должны побуждать других на совершение их поступков, то есть тех обязанностей, которые прописаны в их трудовых договорах. Помощь? Можно, но не часто, а то сядут тебе на шею, и будешь им всем слугой.

3. Негативный взгляд – взгляд извне. Находясь в системе, критично оценивай ее, себя в ней, тогда тебе не страшны ее хитрости и манипуляции. Еще один принцип существования в миру: человек человеку волк, человек человеку никто, поэтому лучший взгляд на других – негативный, нелюбящий, не прощающий ошибок.

4. Играй с системой – уклоняйся. Действуй теми же методами, какие применяют и к тебе. Если тобой манипулируют – опережай и манипулируй, но в своих интересах. Если ты сталкиваешься со льдом, то будь холоднее льда. Будь хитрее хитрости, быстрее быстроты, внимательнее внимательности. Твоя сила в том, что, столкнувшись с обстоятельством, ты берешь от него все, что только можно, подпитываешься от него и побеждаешь обстоятельство его же силами. Вот такая подмена: подчинись, не сопротивляйся, тогда мы создадим у тебя ощущение, что ты управляешь своей жизнью.

5. Ну, а если все вышеописанные принципы не помогли, то поможет независимость даже от своего любимого дела! Умей отстраняться – даже если что-то очень занимает тебя. Не привязывайся, ведь позиция независимого более сильная. Тебя никто не сможет ранить, ведь ты твердо знаешь свои цели, ясно осознаешь, ради чего ты что-то делаешь. Так ты отстранишься от влияния других людей, да, к тому же, у тебя сохранится ощущение «эго», которое на самом деле давно тобою и корпорацией разрушено.

 

•В других номерах:•

№5 (94) / 19 •мая• ‘10

Культурограф

Попы на мерседесах или как рождаются современные мифы

Ксения Возгривцева

Попы на мерседесах или как рождаются современные мифы…

№1 (90) / 12 •января• ‘10

Культурограф

Друг мой, дальновидец

Ксения Возгривцева

Здравствуй, друг. Давно мы не виделись, так давно, что и говорить-то не знаю о чем. 

№10 (87) / 9 •октября• ‘09

Культурограф

Чего ищем, товарищи?

Наталия Евстюгина, Ксения Возгривцева

Путешествие на многое открывает глаза, многое подчеркивает в окружающем мире. Есть разные путешествия, но все их можно разделить на внешние (перемещения в пространстве, имеющие или не имеющие цель) и внутренние (духовные путешествия в поисках идей, смыслов…

 
Семейная педагогика

«Ура, каникулы!» или «А что вы делаете этим летом?»

В летних лагерях гостила Елена Рысева

Закончился учебный год. «Да здравствуют каникулы!» –  радостно ликуют дети. Но совсем по-другому смотрят на этот вопрос родители: «Куда бы отправить на лето ребенка? Чем бы полезным его занять?» Ведь детство – единственная и неповторимая пора в жизни каждого человека

 
Навигатор

Идти за Сталкером. Два мнения об одном фильме

Алексей Коршун, Ксения Кабанова

В первом номере «Православного вестника» за 2011 год была опубликована  статья кинолектора Натальи Викторовны Зыковой об осмыслении с точки зрения православной веры фильма «Форрест Гамп».

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс