Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №9 (98) → Доктор Цориев: «Относитесь к здоровью спокойно»

Доктор Цориев: «Относитесь к здоровью спокойно»

№9 (98) / 1 •декабря• ‘10

Беседовала Светлана ЛадинаЖизнь прихода

•В этой теме:•

Жизнь прихода
Миссионерский храм святителя-миссионера
Жизнь прихода
«ПерикАтарма» или свистать всех наверх!
Светлана Ладина

Андрей Эльдарович Цориев


Родился в 1970 году. Кандидат медицинских наук. Рентгенолог, специалист в области компьютерной томографии. Автор более 40 научных работ. Врач высшей категории. Преподаватель кафедры лучевой диагностики Уральской государственной медицинской академии. Консультант Областной клинической больницы №1, городской клинической больницы № 40, городской больницы № 33, государственных клиник Перми и Тюмени. Член Радиологической Ассоциации Северной Америки. За время работы обследовал более 100 тысяч пациентов.

 

Крестился в 2003 году.


Чтец и алтарник храма во имя святителя Иннокентия Московского.

Доктор Цориев: «Относитесь к здоровью спокойно»Беседу с Андреем Эльдаровичем Цориевым мы начали с анекдота, в смысле — с пересказа реальной истории из моей журналистской практики. Как-то раз во время опроса на улицах города мне повстречались студентки-медики. На вопрос о том, в честь кого назван наш город, они вспомнили и Свердлова, и царицу Екатерину. А высказанное мною предположение о том, что город назван в честь святой Екатерины, решительно отвергли: мол, мы медики, у нас все просто и банально — какие уж тут святые? Доктор Цориев живо подхватил эту тему:

Ну, так это же одна из ступеней. Вообще, студенты-медики кичатся своим цинизмом.

А у Вас была такая ступень?

Конечно. Представьте себе: пришел первокурсник, недавний выпускник школы в анатомичку, а там, в ваннах с формалином, трупы! Выбрали дежурного, который труп будет вытаскивать из формалиновой ванны, где их три лежит. Стекает с трупа формалин, кладешь его на каталку, везешь в учебную комнату и там изучаешь. А преподаватель: «Что же вы голову не принесли?». Всем очень весело, все очень крутые. О каком высоком и духовном может быть речь?

Доктор Цориев: «Относитесь к здоровью спокойно»Божественная Литургия в храме

Да, но мы знаем святителя Луку (Войно-Ясенецкого), митрополита Антония Сурожского, и среди современных священников немало опытных врачей.

Общеизвестно, что самый образованный врач - это врач первого года. Он, только что выпустившийся из института, вообще все знает. Только что все выучил, ничего еще не забыл - он более опытным врачам умудряется советы давать, указывает, и всех больных вылечивает. В молодом возрасте это нормально - бравада, юношеский максимализм, «крутость» какая-то. Ну, а потом этот цинизм начинает опустошать человека.

И когда человек становится взрослым (я сейчас про себя говорю) - жена появилась, дети народились - ну, что, детей в цинизме, что ли, воспитывать? Я столкнулся с ситуацией, что сам я - циник, а детям этого не желаю. Они должны быть добрые, хорошие, папу с мамой слушаться, помогать по хозяйству. А как я им это должен объяснить, если не собственным примером? Врать, глядя в глаза?

Я прекрасно помню, что меня самого в детстве родители и учителя раздражали тем, что не давали делать то, что я хочу. Ведь нравственность тогда была из-под палки. Тебе говорили, что ты должен делать, но никак это не аргументировали. Партия и  правительство сказали: так надо. А почему так надо? Какие-то дяди с тетями мне что-то велят, при этом сами ведут себя иначе; мне не дают, сами делают. Я думал, что вырасту и тоже так буду поступать, наплюю, наконец-то, на всех.

А когда свои дети появились - что делать? Как сына воспитывать? И начал понимать, что такие вещи как любовь, дружба, героизм реально в жизни существуют. Откуда они берутся? Эволюционной теорией Дарвина их не объяснить. Потому что человеку не выгодно бросаться в кипяток, чтобы вытащить чужого ребенка - у него своих трое. Как это можно объяснить? С точки зрения материализма - никак.

Однажды мне попалась книжка - не помню фамилии автора, помню только, что это был преподаватель УрГУ. Там что-то говорилось о нравственности с точки зрения христианства. Помню, меня поразило, что именно христианство обосновывает добро и любовь, что все это действительно объективно существует.

Я понял, что всю жизнь мучился из-за того, что эти понятия с точки зрения цинизма необъяснимы, их как бы нет. А мне хотелось, чтобы они были. И тут у меня в сознании все выкристаллизовалось: оказывается, Бог есть Любовь. И, раз есть любовь, значит, есть и Бог. А то, что любовь есть, это понятно - мы детей любим, папу с мамой любим, поступки какие-то совершаем не ради выгоды, а из любви. Стал читать религиозную литературу - начал с буддизма, потом перешел к иудаизму - только ислама в этом списке не было. Библию я к тому времени уже пытался читать - первая попытка была в 18-летнем возрасте. Книга мне показалась если не скучной, то непонятной какой-то.

Так Вы, наверное, с Ветхого Завета начали?

Конечно, с начала начал. Почитал-почитал - бросил, да и забыл об этом. Потом, когда стал читать ее уже более взрослым, меня поразило то, что текст говорит о совершенно ужасных вещах, и говорит так, как человек написать не может вообще. Человек всегда привносит свою оценку, эмоциональную составляющую в любой текст. Мы через текст понимаем, что за человек его писал. Когда же я читал библейский текст, я понимал, что человек не может такое написать, это точно Бог написал. Он, как отец детям, говорит: «Вот так и так дело обстоит». Говорит абсолютно уверенно, абсолютно спокойно. Меня это потрясло. Поэтому меня начал интересовать иудаизм. Но, когда я стал с ним знакомиться глубже, читать ответы раввинов на вопросы интересующихся иудеев, мне стало смешно. Там как-то все мелочно, ей-Богу. Ну, например: в Шабат можно путешествовать только по воде, и, когда иудеи на поезде едут, ноги ставят на бутылку с водой. Но не мог же, в самом деле, Бог дать такую мелочную заповедь человеку! Хотя там много рассуждений о смысле жизни, и это все логично и красиво.

Но, как я уже сказал, мне стало смешно из-за мелочей, а во-вторых, стало ясно: если все это так логично, что это все человек и придумал, потому что в самом Ветхом Завете никакой логики нет. Там рубленые сюжеты и особо ничего не объясняется: надо - и все. Так что волна интереса к иудаизму угасла. Потом появился интернет, я начал участвовать в интернет-дискуссиях и познакомился на форуме «Православной газеты» с иеромонахом Флавианом, который там очень деятельное участие принимал. Я с батюшкой спорил, ругался. Дошло до того, что он меня в гости пригласил - мол, приди, поговорим. Интернет-дискуссия всегда имеет оттенок рисовки: ты умничаешь, красиво строишь фразы, сам любуешься этим, смотришь на реакцию участников... Другое дело - личное общение.

Я пришел в монастырь к отцу Флавиану, а охранник мне сообщает, что отец Флавиан выйти ко мне не может, у него зуб болит. Как это - позвал в гости и выйти не может? Позвонил ему по телефону, можно сказать, отчитал его, сказал, что, если он не выйдет, я точно больше не приду. Отец Флавиан вышел ко мне, извинился, объяснил, что зуб ему только-только вырвали, и боли очень сильные. Мне даже стыдно стало.

Договорились о новой встрече и, встретившись, проговорили очень долго. В первую очередь меня поразило его спокойствие - он вообще из себя не выходит, не возбуждается, глаза дико не загораются, слушает с интересом и в то же время спокойно. Я такого человека встретил впервые в жизни. В основном люди не так себя ведут.

Следующим этапом на пути к моему вхождению в Церковь стало крещение моего сына. Муж моей родной сестры, Сергей, предложил ему креститься, Ян с радостью согласился, я не возражал. А потом сын меня спросил: «А ты чего не крестишься?» И правда, чего же я не крещусь? (А к тому времени я читал митрополита Антония Сурожского, вот до каких книжек уже дошел). Сергей посоветовал мне пойти к отцу Евгению Зырянову, побеседовать. А, надо сказать, отец Евгений был просто воплощением любви, удивительный был человек. Меня поразило, как он меня встретил - как будто давно меня знал и сто лет не видел, но очень ждал и любил. Хотя я пришел к нему впервые. Словом, мы вместе с женой крестились, и на этом терзания кончились.

Доктор Цориев: «Относитесь к здоровью спокойно»

Жена тоже к этому времени «дозрела» или пришлось убеждать?

Мы с ней советовались. Она сказала: «Давай креститься, как решишь, так и будет». А я уже понимал, что посты, ранние вставания по воскресеньям, утренние и вечерние молитвы, молитвы перед едой - все это придется соблюдать. В общем, решили креститься. А дальше - классика жанра: неофитство, от которого и жена страдала, и дети.

Коллеги тоже страдали?

Наверное, им это надоедало. Но и мне было непросто. Вот, например: надо перед едой помолиться. С одной стороны - я уверовал, я нисколько не сомневаюсь, что это так, а с другой стороны - мне стыдно, неудобно делать это при всех. А сейчас все органично: перекрестился и перекрестился. И другие перестали обращать на это внимание. Кроме того, в моем мироощущении случился резкий переход: я был циничен, ироничен - а тут вдруг.

Что привело Вас в храм свт. Иннокентия Московского?

Это было в 2004 году, примерно через год после того, как мы крестились. Пошли с сыном погулять, проходили мимо этого храма и решили зайти. Нас встретил отец Александр Игонин - он нас очень радушно принял. Это мне понравилось, и мы стали ходить в этот храм. Тогда на службах у нас было человек по 20 - 25. Сейчас человек по 120. То есть, с тех пор число прихожан увеличилось в 6 раз.

Почему Вы остались в этом приходе?

Не хотелось бы говорить высокопарные слова. Он родной, он свой. Мы туда приходим, как к себе домой. Все между собой общаются достаточно часто и плотно. Ну, и плюс к тому - отец Владимир нас зарядил в пономари: привел нас к Архиерею, а тот, неожиданно для нас самих, благословил нас подрясники носить! Года два прошло с тех пор. Первыми пономарями стали Владимир Анатольевич Кравцев, Дмитрий Осинцев и я. Потом прибавились Влад Некрасов, Миша Кривинюк, Олег Матвеев, Саша Груздов. Нас сейчас стало много.

Что дает Вам это служение?

На самом деле мне сложно. Не только в воскресенье - в субботу вечером, хочется или не хочется, надо идти в храм. Причем, заметьте, что на вечернюю службу идти гораздо сложнее, чем на Литургию.

Согласна, абсолютно согласна.

И каждый раз, когда ты туда не пошел, ты мучаешься, потому что то, ради чего ты пропустил богослужение, не приносит радости. А если ты наступил себе на горло и все-таки пошел в храм, то потом радостно порхаешь. Я всегда говорю, что Церковь отличается тем, что туда не хочется идти, как будто кто-то за горло держит и не пускает. Но, если уж ты пришел, не хочется оттуда уходить. И того ощущения, которое возникает от пребывания в храме, ни от чего другого быть не может.

Вы ходите в храм всей семьей?

Конечно.

Огласите весь список, пожалуйста.

Мою жену зовут Ирина. Сыну - его зовут Ян - сейчас 12 лет. Еще есть две дочери: Агнии 6 с половиной лет, а Евдокии 5 лет.

Как поступаете в случае, если дети недомогают? Оставляете дома или все равно идете на службу?

Богослужение - это не Богу надо, а нам. А болящему тем более надо быть в храме.

То есть, доктор рекомендует: если сопли, то в храм идти можно?

Конечно. И никто никогда в храме не заразился. Люди от эпидемий спасались в монастырях - это исторический факт. Не может святыня заразить, кто бы что ни говорил. Нет ни одного доказанного случая заражения через Потир - не домыслы имеются в виду, а доказанные медицинские случаи. Если ты действительно врач, ты веришь доказательствам. Печально бывает видеть, когда выступают профессора, диетологи - и начинают врать, что, например, пост вреден.

Да, накануне поста некоторые телеканалы традиционно выдают в эфир такие выступления. А накануне Крещения нам рассказывают про микробов в крещенской воде.

Да, и в этих рассуждениях нет ни одного обоснованного умозаключения. Это все - отсебятина. С чего доктор это взял? То, что у него ученые степени и должности, не дает ему права лгать. Хотя, он, скорее, и не лжет, а искренне заблуждается. Он так считает и уверен, что это априори так.

Посты надо соблюдать, не надо послаблять детям пост. Пост длится не три года - того белка, который есть в рыбе и бобовых, вполне достаточно. Просто питание должно быть сбалансированным и разнообразным - не макароны и картошка, а разнообразие. Все, что нужно для организма, в постном меню есть.

Моя жена выходила две беременности, строго соблюдая пост. И никаких проблем со здоровьем ни у нее, ни у детей не было. Пост надо соблюдать всем - и беременным, и кормящим, и детям - это благо для человека. А все послабления, на мой взгляд, от лукавого.

У нас был случай, когда прихожанка завтракала перед Причастием, аргументируя это тем, что у нее диабет. Так не ешь таблетку сахаропонижающую, и не надо будет тебе завтракать. Там ведь почему надо есть обязательно? Потому что эти таблетки снижают уровень сахара в крови, и, если не поесть, разовьется гипогликемия. А если прием таблетки один раз утром пропустить, ничего страшного не произойдет. И причащаться можно будет спокойно. А она, бедная, мучилась, каждый раз особое благословение брала - а это совершенно ни к чему. Есть поверье, что диабетикам пост вреден - неправда это все. Напротив, есть научные данные, что у диабетиков, соблюдающих вегетарианскую диету, состояние улучшается.

А еще, кроме поста, нас пугают различными гриппами с животными названиями. Как быть с прививками?

У нас в Церкви есть какие-то антипрививочные сектанты. Я тут посмотрел ужасный фильм, где женщина с горящими глазами говорит о том, что прививки - это чуть ли не дьявольское изобретение. Это - полный бред. Человек образованный не может иметь такого мнения.

Как мама четверых детей я могу сказать, откуда такая позиция берется. Зачастую медики стремятся привить детей во что бы то ни стало, не обращая внимания на то, в каком состоянии находится ребенок и не интересуясь последствиями — важна прежде всего отчетность.

Прививки - это одна из отраслей медицины, где все наиболее добротно разработано: показания, противопоказания, сроки, приказы. Ничего придумывать не надо. Делай все, как надо, и будет тебе счастье. Есть прививки необязательные - там надо решать индивидуально: ветрянка, клещевой энцефалит, краснуха, другие заболевания. А что касается дифтерии, коклюша, столбняка, туберкулеза - может быть, где-нибудь в Америке не надо прививаться от туберкулеза - там нет контакта с носителями. Но у нас и вероятность контакта высока, и погода другая, и иммунитет хуже.

То есть, как отец троих детей и доктор Вы рекомендуете прививаться?

Есть сайт Ека-мама.ру - там опубликована отличная статья на эту тему. Все прививки разделены на три категории. Есть обязательные на федеральном уровне, их надо делать по расписанию; если их не сделать, на вас могут подать в суд, потому что они обязательны по закону, и ни в какое учреждение без них не возьмут. Есть прививки, обязательные при ухудшении эпидемиологической обстановки. Есть прививки добровольные. Я как врач прививку от гепатита Б себе обязательно поставлю. А если ты лесник - зачем тебе такая прививка? Так что здесь все логично и целесообразно.

Андрей Эльдарович, какими принципами Вы руководствуетесь в воспитании детей?

Прежде всего - никогда не делать самому того, что не даешь делать детям. Хочешь, чтобы они ходили в церковь, причащались, исповедовались - сам делай то же. Если говоришь детям, что нельзя орать - сам не ори. Строгость должна быть, беспрекословное выполнение того, что говорят родители. Никакого либерализма в семье и даже намека на него быть не должно. Свое распоряжение только ты сам и можешь отменить. Если ты что-то сказал, дети не сделали, а ты не обратил на это внимание, спустил на тормозах - ты никогда не получишь послушных детей. Вранья не должно быть, за вранье надо наказывать.

И надо, чтобы ребенок ценил общение с тобой, чтобы ему хотелось быть с тобой вместе. А если контакта, постоянного общения с ребенком нет, дело плохо. Послушание - основа всего: и профессионального роста, и духовного роста, и обороноспособности, и блага в семье. Конечно, чаще мы из себя представляем не совсем то, что надо бы представлять, когда воспитываем детей - ну, а что делать? Это ведь не значит, что, если мы сами грешники, то и детей надо такими же воспитывать. Нет. Никто не оправдается этим.

Что бы Вы как врач посоветовали нашим читателям?

Спокойно относиться к своему здоровью. Сейчас мода на здоровье. Из-за этого просто с ума начинают сходить - прислушиваются к ощущениям: там кольнуло, тут заболело. Но у человека взрослого нередко что-нибудь колет, болит - такие ощущения нормальны. Спина, голова может поболеть, сустав. Если вы суставом пользуетесь уже 40 лет, он имеет право перетрудиться и даже поболеть немного. Конечно, в идеале хорошо, когда ничего не болит - бывает и такое.

В отношении к здоровью лучше обойтись без фанатизма. Львиная доля того, что беспокоит нас в повседневности - это ерунда. Любое серьезное заболевание доктор вычислит за несколько секунд по тому, как человек жалуется, по тому, как он выглядит. И точно так же - ерунду видно через минуту беседы. Беспокоит вас что-то, сомневаетесь - сходите к врачу. Если врач скажет, что ничего страшного - чаще всего и не стоит ходить к другому. Потому что когда один врач сказал одно, другой другое - как правило, они оба говорят одно и то же, только разными словами. Одна и та же болезнь может лечиться разными методами, их может насчитываться до десятка. И вот ситуация: что выбрать?

Среди нас, врачей, малограмотных сволочей - минимум. Львиная доля докторов добросовестно исполняет свои обязанности и является людьми грамотными. 95% заболеваний легко диагностируются и не представляют никакой сложности. Редкие болезни - да, там бывают проблемы, есть несчастные люди, которым годами не могут поставить диагноз. Но, еще раз говорю, 95%, а то и больше, диагностируется просто и легко.

Для человека верующего болезнь - назидание, научение. Она дается, чтобы угомонить его, к коечке привязать, чтобы подумал, чтобы успокоился. Как говорится, все там будем, никто не знает, когда - к этому тоже надо относиться без паники. Больные, которые так относятся к себе и своей болезни, у врачей вызывают уважение - с ними легко, их лечить проще, и поправляются они быстрее.

 

•В других номерах:•

№5 (117) / 27 •марта• ‘15

Жизнь прихода

Нельзя оскорбить Бога отказом

В подготовке материала принимали участие Олег Васюнин, Ольга Морозова, Ксения Кабанова

№1 (113) / 11 •декабря• ‘14

Жизнь прихода

Протоиерей Евгений Попиченко: Все мы на службе у Пресвятой Богородицы

Беседовала Ксения Кабанова

№3 (115) / 15 •декабря• ‘14

Жизнь прихода

Богородице-Казанская

Авторы: Олег Васюнин, Ольга Морозова

 
Жизнь прихода

Узоры для Господа

Беседовала Ксения Кабанова

Мы представляем читателям «Православного вестника» уникального человека, в жизни которого соединились и театр, и изобразительное искусство, и служение в храме. Редкое сочетание, которое выросло из честного отношения к вере, людям и профессии.

 
Жизнь прихода

Дмитрий Осинцев: «В жизни мы часто путаем права с обязанностями»

Беседовала Ирина Пономарева

Дмитрий Владимирович ОсинцевРодился в 1970 году. Окончил Свердловский юридический институт, затем аспирантуру и докторантуру (тема докторской диссертации «Методы административно-правового воздействия», 2001 год).

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс