•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
Владимир Шаш, несмотря на свою молодость, является одним из старейших прихожан храма Вознесения Господня. Его детство совпало с периодом восстановления храма и многими другими значимыми событиями середины - конца 90-х годов. Когда маленькому Вове было всего шесть лет, он уже начал служить в алтаре. В этом году Владимир окончил семинарию.
Взглядом человека, который буквально вырос в этой старинной церкви и сохранил к ней любовь, посмотрим и мы на храм Вознесения Господня.
Владимир Шаш:
В этом храме я крестился в 1995 году. Год спустя в приходскую библиотеку устроилась моя мама. Я стал часто бывать у нее на работе, и настоятель храма, отец Александр Ураков, благословил меня помогать в алтаре.
С этого момента началась моя пономарская деятельность в храме Вознесения. Через несколько лет в храме открылась воскресная школа. Она запомнилась мне и очень хорошей компанией ребят, и прекрасными преподавателями. Один из них, отец Владислав Мишин, сейчас служит в Москве. В то время он учился в Екатеринбургской Архитектурной академии и преподавал в воскресной школе.
Также в ней преподавал отец Владимир Бра-тенков, Царствие ему Небесное. У него было музыкальное и театральное образование, и все праздники организовал и проводил именно он. Мы устраивали концерты на Рождество и на Пасху в Окружном Доме офицеров, ДК Железнодорожников и в храмах Екатеринбурга. Мне кажется, что с нашего храма и началась общеепархиальная программа праздников воскресных школ: рождественские елки, пасхальные праздники. В приходе был организован первый православный лагерь, паломнические поездки по области, которые произвели большое впечатление.
Вознесенский храм непосредственно связан и с почитанием на Урале Царской Семьи. Прихожане Вознесенки регулярно участвовали в богослужениях на том месте, где сейчас находится Храм-на-Крови. Тогда там стоял Крест, затем временный Храм-на-Крови. Поэтому почитание Царственных Страстотерпцев для меня началось задолго до их прославления.
В 90-е годы епархии вернули здание Свято-Троицкого собора, во время советской власти переделанное в ДК Автомобилистов. В то время там, помимо прочего, располагалась община старообрядцев, поморцев-беспоповцев, то есть тех, у кого есть староста общины, но нет священнослужителей. И по благословению владыки Никона храм Вознесения эту общину приютил, старообрядцы стали совершать богослужения в Ильинском приделе.
До сих пор, уже более 10 лет, они проводят свои службы в нашем храме. Они обещали нам, что станут поповцами, то есть примут священноначалие и вольются в общину нашего храма. Но пока по-прежнему этого не сделали. Но храм у нас добрый, милостивый, поэтому они все еще квартируются у нас.
Как бы Вы описали свой путь к Богу?
Я много размышлял на эту тему. Можно сказать, что Православие впиталось с молоком матери. Настолько, что даже когда я уже стал взрослым человеком и мог объективно оценивать ту или иную религию, те или иные философские взгляды, у меня не возникало никаких сомнений. Я был уверен в своем выборе, потому что воспитывался в православной вере.
А мама изначально была верующим человеком?
Моя мама, Людмила Федоровна, крестилась в том же году, что и я. Ей тогда было 25 лет. Она росла и воспитывалась в советское время; а когда религии, в том числе Православие, стали общедоступными, стало появляться много литературы, в храмах начались службы, мама стала присматриваться, и именно Православие пришлось ей по душе.
Какие у Вас планы на будущее? Вы хотите стать священником?
Я планирую поступить в Духовную академию. С выбором пока не определился: мой духовник советует Московскую академию, а у меня душа пока лежит ближе к Петербургской. Но, скорее всего, я поступлю по благословению духовного отца.
На Ганиной Яме Святейший Патриарх Кирилл заложил семинарию, здесь будет большой духовно-просветительский комплекс. И я надеюсь, что когда-нибудь у меня будет возможность там преподавать или хотя бы принимать какое-то участие в становлении этого крупного православного центра.
Владимир, насколько я знаю, и монастырь на Ганиной Яме Вам тоже родной. Вы ездили туда еще в то время, когда в урочище стоял только Поклонный Крест.
Наша воскресная школа ездила на Ганину Яму. Помню, что до места, где был установлен Крест, мы пробирались по бурьянам. Возле шахты, где уничтожались останки Царской Семьи, была совершена, как мне кажется, заупокойная лития. Точно не могу сказать, в те годы еще не ориентировался в службах. А Крест мы нашли сломанным, икона была разорвана, киот разбит. Это было в 1997 году.
Позже мне уже довелось помогать на службе, пономарить. Первая служба в обители состоялась в Рождество 2001 года, буквально через три-четыре месяца после закладки монастыря.
Поделитесь своими впечатлениями.
Мы с товарищем, тоже алтарником из храма Вознесения, приехали на Ганину Яму как паломники, просто посмотреть. Там было очень мало братии. И отец Сергий (Романов), который был тогда еще послушником, нас приметил. После этого мы начали трудиться в качестве алтарников. Ганина Яма запомнилась своим коллективом. Тогда монастырь только строился, была пара домиков, природа, веселая компания - снежки, горочки.
Мы каждые выходные туда приезжали. У меня очень теплые воспоминания о том времени - одна семья за одним столом. Одна келья, один храм, самый первый, где мы служили в куртках, сверху надевали облачения, в алтаре стояла печка-буржуйка. Топили во время службы. Иней на полу лежал. Но все это было приятно.
Занимались постройкой колокольни, прямо во время службы колотили. Наверное, мешали немножко, но уже после службы у нас состоялся церковный колокольный звон.
С тех пор многое изменилось. Сейчас Гани-ну Яму можно назвать полноценным монастырем. Все налажено, все работает, большое количество паломников. Наша семинария оказывает монастырю экскурсоводческую помощь. Ребята каждый день по два, по три человека приезжают на благотворительные экскурсии. И мы также образуем постоянный монастырский хор в количестве 10-12 человек. Поем во время всех великих праздников, на субботних и воскресных богослужениях. Великопостные дни самые загруженные, в первую седмицу службы идут с трех ночи до одиннадцати утра каждый день, и в Светлую седмицу такое же расписание. После храма Вознесения, где службы идут по городскому уставу, было непривычно и тяжело выстаивать долгие богослужения, которые длятся по четыре, по пять часов: с пяти вечера до девяти, до полдесятого, иногда еще дольше. Служат по монастырскому уставу - с добавлениями, полным чином, активно используется знаменный распев, что тоже удлиняет службу. Ну, а сейчас служба идет и идет, а ты уже привык, не устаешь.
Как в школе воспринимали верующего мальчика, да к тому же еще и алтарника? Или Вы учились в православной школе, где это было только в плюс?
За свою жизнь я сменил, наверное, четыре школы. Первая школа была обычная, общеобразовательная, недалеко от дома. Проучился в ней с первого по третий класс. Потом начался период частных школ. Как правило, это были школы с православным уклоном. Первой такой школой был гуманитарно-экологический лицей, который находился на Зеленом острове. Нас туда возил автобус. Вокруг была красивая природа - это район Верх-Исетского пруда, лесопарковая зона. Школа была полноценной: все одиннадцать классов. Наполняемость классов примерно по 10 человек, что говорит об уровне образования, потому что преподаватель мог спросить на каждом уроке, и приходилось постоянно быть готовым.
Потом, когда эту школу закрыли, была такая же маленькая школа на ВИЗе. А позже отец Александр Ураков предложил учиться в школе на улице Ясной. Сейчас это гимназия в честь Цесаревича Алексия, ее ректор - архимандрит Гермоген.
В то время было заметно негативное отношение многих родителей к Православию: они не хотели участия Русской Православной Церкви в образовании своих детей, многих ребят забирали из гимназии, которая стала православной. А с одноклассниками у нас было взаимопонимание, сложился хороший контакт. С кем-то до сих пор поддерживаем отношения. В этой школе я проучился до девятого класса. А потом поступил в Верхотурское духовное училище, где окончил 10-11 класс и собственно два курса училища.
С Верхотурьем тоже многое связано в плане личного становления. Этот период можно сравнить с армией. До этого я жил с мамой, рядом были друзья, шумный город, а тут попал в глубинку, на север области. Училище находится на территории Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря, который во времена советской власти был колонией для малолетних преступников и только-только восстанавливался.
Я из второго выпуска семинаристов. На момент моего обучения в училище был минимум удобств. Обычные предметы мы изучали в местной школе, а духовным предметам учились в монастыре. Занятия в училище проходили в двухэтажном здании, где мы перед уроками топили печки, там не было центрального отопления. Была полуразрушенная трапезная.
Это были суровые годы. В первое время было особенно тяжело. Я привык к цивилизации: к кино, театрам, к тем же светофорам. А в Верхотурье только центр города более или менее освещен. Это было, конечно, диковато, и первое время было немножко грустно. Но постепенно, занимаясь учебой, привык к размеренной жизни при монастыре. И по окончании училища была, конечно, очень большая ностальгия. Два эти года оставили серьезный след и в душе, и в сердце, и в памяти. Многие с нашего курса стали священнослужителями. Набор был до 35-ти лет, поэтому учились люди разного возраста.
А сейчас мы уже едем в Верхотурье на праздник Симеона Праведного как приглашенные гости, как хор монастыря Ганиной Ямы, что очень приятно. И несколько участников нашего хора когда-то тоже окончили это училище.
У Вас есть какое-то хобби, увлечение? Как проводите свободное время?
Мое самое большое увлечение - это маунтин-байк или горный велосипед. Вскоре после окончания Верхотурского духовного училища я приобрел первый горный велосипед. Тогда я в них не разбирался, ничего не знал, погнался за ценой, купил дешевый китайский. Он у меня через полгода развалился, и я уже в профессиональном магазине приобрел хороший, который, к сожалению, года через два или три, у меня угнали (я его не пристегивал). У нас в городе очень большое сообщество велосипедистов. Общаемся на форуме Интернет-портала е1. Активно участвую в этом движении. На этом форуме меня знают под ником «Семинарист». И ребята, узнав меня лично, хорошо относятся к моему жизненному выбору. Время от времени мы собираемся, ездим в монастырь на Ганину Яму. Мне приятно просто прокатиться, познакомить их с монастырем. А еще они очень любят монастырский морс и квас.
Получается, что Вы увлекаетесь экстремальным видом спорта?
Да, это езда по пересеченной местности, она включает прыжки, треки. В результате бывают синяки, ушибы, ссадины и раны. Но я очень полюбил этот спорт. Я собираюсь служить в армии, а велосипед развивает ноги и дыхательную систему. Думаю, в армии мне это очень пригодится.
Как Вы считаете, Православие и спорт сочетаются?
До естественного предела сочетаются. Когда понимание спорта не выходит за рамки неестественного азарта. Достижения в спорте должны быть не предметом гордости, а средством укрепления своего тела. А тело, собственно, нужно для служения Богу, то есть укрепление тела -это, конечно же, хорошо. Даже этот вид спорта, которым увлекаюсь я, помогает выстаивать долгие богослужения, это хорошая разминка.
А не было желания в подростковом возрасте уйти из храма? Обычно в тринадцать-четырнадцать лет появляется такой соблазн.
Такой момент у меня возник позже, во время обучения в семинарии. Как раз на третьем курсе, который является своеобразным рубежом, экватором. Кажется, что где-то может быть лучше, а тут стало накипать... Но столько лет при храме, в православной вере... Уже не представляешь, с чем еще можно связать свою жизнь. Некоторые ребята тогда ушли: кто-то сейчас на стройке работает, кто-то охранником, некоторые — охранники в храмах. Но столько лет проучившись, мне не хотелось идти работать охранником.
Конечно, все может быть, и Господь может так смирить, но надо постараться принести пользу, принять сан. Хотелось бы кого-то после себя оставить. Очень привлекает история жизни Кирилла и Марии, которые воспитали святого Сергия Радонежского, а сами потом ушли в монастырь и окончили жизнь в схиме. Святых нам, наверное, не воспитать в нашем обществе. Но хотелось бы сначала пожить в браке, в белом сане. А там как Богу будет угодно. Если угодно будет так, чтобы окончить жизнь в монастыре, то просто не о чем больше мечтать. Но — как Господь устроит, какой путь Он мне приготовит, только Он и знает.
Хотелось бы вернуться к Вашему детству. Вы начали алтарничать в таком раннем возрасте. Не возникало желания пошалить, похулиганить?
Такого желания не возникало благодаря воспитанию. Я благодарен своим маме и бабушке. Мои родители развелись, когда мне было года три. Зато у меня была строгая бабушка, она контролировала все мои шаги, перемещения. Приехал в школу - позвонил, уроки закончились - позвонил: выезжаю. Так и жил по графику. И такое воспитание дало свои плоды, это позволило сделать гораздо меньше глупостей, чем я мог бы при другом подходе.
Я рос без отца, это не всегда хорошо. Но о детстве у меня остались приятные воспоминания. Мы часто путешествовали. Это было связано с местом моего рождения. Когда мой папа окончил юридическую академию — а это были времена Советского Союза — ему дали на выбор две путевки на практику. Он мог поехать либо на Камчатку, либо в Литовскую ССР. Он выбрал Литву. Там я и родился. Первые лет девять мы ездили туда на лето, проездом бывали в Москве, Петербурге, где много святынь, храмов, монастырей.
Когда Советский Союз прекратил свое существование, мы долгое время ездили в Москву или Петербург на каникулы. Чаще — в Москву, я очень полюбил этот город. А позже стали ездить в Крым, бывали в Ливадии. Там как раз находилась резиденция Николая II, где Царская Семья отдыхала последние годы жизни. Там есть храм, маленькая домовая церковь, в которой произошло значимое событие. Сейчас, к сожалению, не помню: либо венчание Николая II и Александры Федоровны, либо крещение Александры Федоровны. В этом храме мне даже довелось пономарить. А после службы мы с детьми, которые были на богослужении, бегали на море купаться.
То есть, у Вас было счастливое, насыщенное детство.
Я считаю, что да. Может быть, оно было не очень свободным в плане каких-то дворовых вещей, но оно было очень насыщенным в плане событий. И, слава Богу, удалось много где побывать.
Возвращаясь к Вознесенскому приходу: как Вы считаете, что он дал Вам?
Я считаю, что храм Вознесения - моя колыбель, и колыбель многих наших священнослужителей. Храм дал тот образовательный и духовный толчок, который будет всю жизнь мною вспоминаться. Наш приход связан с моим детством, с компанией друзей, которые были со мной алтарниками, ходили в воскресную школу. Наш Вознесенский сад, куда мы бегали гулять после службы. Здесь я учился колокольному звону. Первые мои шаги на ниве православной - это были шаги в храме Вознесения Господня. Тут уже возникают высокопарные аллегории: Вознесенский храм как корабль спасения, который стоит на горе и виден издалека.
Беседовала Елена Макеева
Елена Николаевна Шарова пришла в храм Вознесения Господня в 1991 году, спустя полгода после того, как церковь перестала быть музеем. Тогда нашей героине было 35 лет
«Альма-матер (лат. alma mater, букв. «кормящая, благодетельная мать») — старинное неформальное студенческое название учебных заведений (университетов, которые изначально давали в основном теологическое и философское образование)
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.