Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №2 (79) → Рождественский праздник

Рождественский праздник

№2 (79) / 12 •февраля• ‘09

Ксения Возгривцева Жизнь прихода

•В этой теме:•

Жизнь прихода
Новости

Рождество Христово началось задолго до самого празднования. Такое бывает. Большинству людей это незаметно. 

Для кого-то Рождество Христово начинается, когда они видят вертеп, выстроенный изо льда и украшенный еловыми ветками и гирляндами, что стоит рядом с храмом. А для кого-то с ночной службы, когда люди из морозной свежести заходят в теплоту храма, расцвеченного золотым мерцанием иконостаса и свечей. Рождество Христово для них начинается торжественным, но чуть приглушенным чтением молитв великого повечерия, а затем праздничными песнопениями и общими молитвами, исполненными радости о рождении Спасителя...

В храме подготовка к Рождеству Христову началась чуть ли не за месяц. Долгое время, находясь в составе именно тех людей, которые приезжают к началу ночной службы, я и представить себе не могла, сколько дел нужно сделать, чтобы праздник состоялся. Иногда в американских фильмах про Рождество показывают такую сцену: в доме Санта Клауса кипит работа: гномы, зайчики и белочки упаковывают подарки, пишут отчеты, принимают корреспонденцию. Самому же Санта Клаусу остается проехать на оленях и вовремя свалиться через дымоход камина в дом. Уж не раз замечено, что для большинства американцев праздник Рождества Христова давно стал светским, семейным — просто рождеством (с маленькой буквы и рождением неизвестно кого). Наступит это рождество или не наступит (а в фильмах для семейного просмотра и такая «проблема» обыгрывается) зависит от успешности прохождения Санты в дымоход. Конечно, в нашем храме предпраздничные приготовления выглядели не так, как в американских фильмах, но ощущение хлопот и спешки осталось.

Месяц до праздника представляется теперь какими-то осколками воспоминаний: вот собираются списки людей, которых нужно поздравить на рождественском концерте; обзваниваются семьи, у которых в этом году родились детки; готовятся открытки и подарки для сотрудников и добровольных помощников всех проектов, которые курируются храмом целителя Пантелеимона.

Силами молодежи храма создается «Рождественская сказка про мальчика и зайчика», кукольный спектакль, который будет показан малышам, лежащим в детских отделениях психиатрической больницы и тубсанатория.

Другая часть молодежи украшает храм и по мере возможности приходит на помощь малой группе активистов, принявших на свои плечи основной груз подготовки к празднику. Завоз подарков, конфет и мандаринов, строительство снежной крепости, возведение ледового вертепа, установка и украшение елок — да мало ли дел нужно переделать!? В очередной раз я удивлялась, сколько труда, времени, сколько душевных сил, терпения и любыи эти люди вкладывают в жизнь прихода.

Да, не раз уже о. Евгений Попиченко в своих обращениях к прихожанам печалился, что для большинства прихожан храм — это лишь место, в котором они могут удовлетворить свои религиозные потребности. Пришли, помолились, порадовались благоустроению храма и ушли... Все! На сегодняшний день ситуация, на самом деле, очень типичная. Современный прихожанин только формирует в себе добрую привычку «приходить, а не заходить в храм». Не будем говорить о «захожанах», для которых причинами прихода в храм могут быть традиции («так уж принято») или в худшем случае магическое отношение к церкви («свечку поставлю и порча сама сойдет»). В данном случае больший интерес представляю именно прихожане.

Какой же он — прихожанин? Он понуждает себя воскресным утром (а, может быть, даже и субботним вечером) прийти в храм на богослужение. Он совершает определенный подвиг. Говорю это безо всякой иронии. Совершая такой подвиг, человек прорывается через общественные предубеждения («надо же. как в религию ударился, даже каждое воскресенье в храм ходит!») и собственную лень («в воскресенье так хочется отоспаться, отдохнуть»). Кроме того, каждый раз отправляясь в храм, человек ищет для себя обоснование своих поступков — «зачем я иду в храм?». Ищу утешения и поддержки в скорбях, хочу исправить свою жизнь, жажду встречи с Богом, чаю спасения души. Так шаг за шагом, воскресение за воскресением человек совершает некие духовные подвижки.

Но вот наступает время, когда он «многое» уже для себя открыл, усвоил из наставлений священников, из чтения и толкования Евангелия. Он уже не так сильно, как на первых порах, удивляется, радуется или смущается (тоже нормальная реакция, свидетельствующая о живости восприятия и размышлениях) призывам Христа любить ближнего, служить ему и через это проявлять свою любовь к Богу. Все эти призывы для него стали привычными, как «неотъемлемая часть моего духовного мира», как что-то само собой разумеющееся.

Проповедь священника (пусть даже обличающая какие-то мои пороки или укоряющая мое бездействие) ласкает слух, так как человек уже привык чувствовать себя «несовершенным грешником» и, что самое страшное, привык любоваться подобной самооценкой. Он сокрушенно вздыхает, потупив взор во время проповеди, потом благообразно крестится и уходит из храма до следующего воскресения. А дальше... дальше он может застрять в таком состоянии, застрять на всю жизнь. Страшная картина? Безусловно: ведь речь идет о жизни человеческой души.

Символом такой души вполне могла стать деревянная горка во дворе нашего храма, которая несколько месяцев медленно, очень медленно строилась силами бездомных. Эта пресловутая горка не раз становилась «героиней» обращений батюшек к прихожанам — «вот нужно остаться после службы и доделать, ведь горка для наших детей» и так далее. Но в последние недели перед Рождеством ее строительство совсем замерло: не было ни ступенек, ни завершения ската. Это символическое сооружение всем своим видом говорило: захочешь в Царство Небесное залезть, а ступенек-то и не сделал, а если и удастся забраться и покатишься, то до цели не доедешь, сорвешься с недостроенного края...

Отчего же, слушая, не слышим, понимая, не делаем? Что за апатичность, безразличие, расслабленность и неподвижность нападают на душу? Одним словом такую болезнь души можно назвать старостью. Духовная старость может проявляться по-разному. Самый опасный вариант: питаемая тщеславием старая душа убеждена, что спасается она индивидуально и на других людей можно не обращать внимания. Кроме того, она уже достигла необходимых высот в духовном росте, осталось только внимательно соблюдать посты и заказывать требы, чтобы не повредить спасению, вопрос с которым уже решен.

Другой вариант, когда душа ощущает свою старость, как болезнь — «хочу что-то сделать, но почему-то сил и желания не хватает». Тогда, обратившись к Господу за помощью, она совершает следующий подвиг — понуждая себя потрудиться на благо ближних и во славу Божию, она вырывает себя из состояния «старости». Да, в духовной жизни с Божией помощью побег из «тюрьмы старости» на «чистый воздух и просторы молодости» возможен!

Молодость души — время поиска, ошибок, падений и набитых шишек. Молодость души — жажда Истины, время Открытий, Взлетов и Поступков. Можно подумать, что все это лишь «высокие слова», которые не имеют отношения к реальной духовной жизни. Да, именно так рассуждает «старая душа», для которой высокие идеалы и реальные дела давно разошлись друг с другом.

Долгое время считалось, что для молодежи в храме очень мало дел: разве что в алтаре помогать, да на клиросе петь. Однако мы видим, что руки нужны, и речь идет не о молодежи по возрасту, а по состоянию души. Руки и сердца нужны в сестричестве, в автобусе милосердия, в патронажной службе, в реабилитационных центрах, в благотворительной столовой, в издательстве «Православного вестника», на клиросе и в воскресных школах — да и вообще, в повседневных делах храма. Выделить хоть немного времени на неделе и «сдвинуть» свою душу с мертвой точки конкретным деланием....

...Накануне Рождества Христова, пятого января спешно завершались самые насущные дела. Достраивалась и заливалась горка. Уже в темноте, при свете фар мужчины возводили ледовый вертеп, аккуратно выстраивая из ледяных пластин свод и укрепляя стены мокрым снегом. Молодежь и дети вмораживали елки в снег и украшали их сделанными из цветной бумаги фонариками, снежинками и гирляндами...

А утром шестого января, когда праздник начал вступать в свои права, две группы молодежи во главе с батюшками отправились поздравлять отделения психобольницы. Это уже давно стало доброй традицией: людям, оказавшимся в такой беде, нести вместе с мандаринами и конфетами весть о Рождестве Спасителя. Сотрудники отделений (самоотверженные, неунывающие, заботливые и милосердные люди) радостно открывали нам двери. К каждому подойти, каждого поздравить с Рождеством Христовым так, чтобы в этих словах была поддержка, сострадание и ободрение — это очень просто! Просто, несмотря на то. что в детских отделениях малыши едят мандарины прямо с кожурой; а в отделениях для стариков кто-то сидит, привязанный к скамейке, кто-то пытается утянуть конфеты из корзины и запихнуть в рот прямо с фантиком, кто-то начинает плакать, а кто-то совсем не реагирует ни на что, замкнувшись в своей болезни.

У митрополита Антония Сурожского есть такая притча:

«Однажды мудрецу задали 3 вопроса и сказали, что если через три дня он не найдет ответа, то — голова с плеч. Ходил он, ходил, у всех спрашивал, так и не нашел ответов. Сел и заплакал. Мимо шла девочка и гнала прутиком гусей. Спросила она про его печали. Мудрец рассказал ей о вопросах:

Какой самый важный момент в жизни?
Какой самый важный человек в жизни?
Какой самый важный поступок в жизни?

— И все?! — спросила девочка.
— Это очень просто! Самый важный момент — настоящий, так как прошлого уже нет, а будущего еще нет. Самый важный человек — тот, который рядом, так как другого нет. Самый важный поступок — то, что ты можешь сделать сейчас для него и для себя».

Все просто, поэтому, проходя по отделениям больницы, ты разворачиваешь конфеты, обнимаешь человека, который раскрыл тебе объятия, улыбаешься и снова и снова повторяешь: «С Рождеством Христовым! Поправляйтесь! Пусть у вас все будет слава Богу!».

А потом, ночью было праздничное богослужение и радостное пение: «С нами Бог!». В проповеди игумен подвел итоги: расписано крестильное помещение, киот для иконы св. Пантелеимона потрясает и восхищает своей красотой, молитвами и пожертвованиями добрых людей продолжает свою работу православный телеканал и столько планов в будущем, столько предстоит сделать!

Уже утро, еще немного и~рассветет... а пока тишина наполняется колокольным звоном и фейерверки озаряют темные сосны вокруг храма. Люди расходятся... но расходятся ненадолго, чтобы отдохнуть и вечером того же дня снова прийти в храм на концерт и рождественские гуляния.

И вот к пяти часам вечера храм снова заполняется прихожанами и гостями. Под елками у амвона выстроились коробки, полные подарков. Поют колядки дети из воскресной школы, потом девушки из хора, потом звучит скрипка и гитара — все на фоне радостной суеты и оживления. О. Евгений вместе со Снегурочкой поздравляют по очереди сотрудников храма и всех служб, и, конечно же, всех новоиспеченных родителей. «У нас в этом году родилось 20 будущих прихожан. Статистики говорят, что на тысячу граждан должно рождаться 12 человек. Нашему храму демографические проблемы не страшны, так как у нас рождаемость 100 человек на 1000 населения», — радуется о. Евгений. Да, одна из любимых тем Пантелеимоновского храма — рождаемость. Да и вообще храм ориентирован на семью.

Получив подарки, дети вываливаются огромной толпой во двор храма. Вот-вот должны развернуться гуляния. Для того, чтобы все началось, нужно позвать Деда Мороза, и мы все вместе: дети и взрослые, кричим: «Де-душ-ка-Мо-рооооо-ооооз!». Вдруг в темноте леса вспыхивают огромные бенгальские огни, откуда-то издалека начинают звенеть маленькие колокольчики — Дед Мороз, окруженный верными спутниками, идет на лыжах прямо к храму!

Все ближе и ближе праздничная волшебная процессия, все мощнее и торжественнее звонят колокола. Потом оказывается, что мешок с подарками похитил Соловей-Разбойник со своей зловредной компанией и, чтобы освободить подарки, нужно выиграть состязания с темными личностями: перетянуть канат, пройти всем вместе на гигантских лыжах, спуститься с горки и взять снежную крепость. Пока огромная, вопящая на разные голоса, орава детей организованно носится по двору храма, взрослые угощаются пончиками и горячим чаем.

Дети с воплями кидаются на штурм. Впереди сам Дед Мороз. Он лихо вскакивает на, стену, подсаживая атакующих малышей. СоловьяРазбойника чуть не топчут. Куча-мала!!! Крепость взята, подарки освобождены. СоловейРазбойник раскаялся и прощен — праздник стихийно продолжается. Но вот молодежь храма заводит хоровод: одна рука берет другую, потом присоединяются все новые и новые руки, люди выстраиваются в длинную цепочку, которая, в конце концов, закольцовывается — звучит объединяющая всех, взрослых и маленьких, прихожан и гостей храма песня: «В лесу родилась елочка...»

...Совсем уже вечер, но все еще — седьмое января. Трапезная хлебосольно принимает всех тех, кто еще остался в храме, доделывая какието дела. Тут торжественные речи ни к чему, лишь пара теплых домашних поздравлений и какое-то единое дыхание, ощущение общности, подкрепленное гитарой, песнями и улыбками.

...Ночь, почти восьмое января. Во дворе храма ти-и-и-ихо-тихо. Висят огромные и необыкновенно яркие звезды. Среди них когда-то сверкала и Вифлеемская звезда, которая собрала таких разных людей: простых пастухов и мудрых волхвов. Она собрала их не к пещере и не к яслям, но к Самому Господу Иисусу Христу! И нам бы тоже вспомнить, что мы идем в храм не ради храма, но ради Бога. И что нужно не просто один раз прийти, а идти постоянно. Постоянно подвигать свою душу, внимательно вглядываясь в нее: не состарилась ли, не умерла ли... И постоянно рождаться со Христом!

Но... Рождественские праздники не закончились ни 7-го, ни 8-го, ни даже 15-го января. Потому что в течение всех Святок четыре команды Дедов Морозов и Снегурочек посещали наших дорогих прихожан, подопечных и просто друзей. С поздравлениями они посетили 12 пациентов патронажной службы, 7 жителей богадельни и 40 детей из многодетных семьей наших прихожан. Праздник в виде поздравлений, икон, мандаринов, конфет и «Православных вестников» дошел до пациентов и врачей 36-ой травматологической больницы, сотрудников Министерств здравоохранения и социальной защиты населения Свердловской области во главе с министром соц. защиты Туринским Владимиром Федоровичем. А в реабилитационном центре для наркозависимых семьи Ладиных и Попиченко провели настоящий концерт колядок. И вот теперь можно поставить финальный восклицательный знак!

 

•В других номерах:•

№5 (117) / 27 •марта• ‘15

Жизнь прихода

Нельзя оскорбить Бога отказом

В подготовке материала принимали участие Олег Васюнин, Ольга Морозова, Ксения Кабанова

№1 (113) / 11 •декабря• ‘14

Жизнь прихода

Протоиерей Евгений Попиченко: Все мы на службе у Пресвятой Богородицы

Беседовала Ксения Кабанова

№3 (115) / 15 •декабря• ‘14

Жизнь прихода

Богородице-Казанская

Авторы: Олег Васюнин, Ольга Морозова

 
Жизнь прихода

Новости

В январе месяце наш приход пополнился двумя малышами.

 

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс