•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
Анастасия Крегель – преподаватель воскресной школы храма во имя Всех Святых, студентка четвертого курса департамента финансов и права Уральского государственного экономического университета. Но чувствуется, что настоящий ее интерес – педагогика. Причем, разговор о педагогике далеко не ограничивается словами об уроках, методических разработках, наглядных пособиях и т.д. Гораздо больше Анастасия говорит о просветленных глазах и серьезных лицах детей, об их неиссякаемой энергии и открытости познанию Бога.
Несмотря на то, что специальность, которую девушка получает в университете, далека от педагогики, она уверена, что ее годы еще позволят переквалифицироваться и сделать правильный выбор жизненного пути с Божией помощью.
– Анастасия, как Вы стали педагогом воскресной школы?
– Я сама выпускница воскресной школы, только из города Тавды. Очень многим я обязана и этой школе, и вообще тавдинскому приходу во имя святителя Николая Чудотворца, и его настоятелю отцу Сергию Циммеру. Я пришла в храм только в 15 лет, хотя крещена была в месячном возрасте. Сейчас я очень часто ощущаю руку Божию в своей жизни и понимаю, что пришла в храм Промыслом Божиим. Но сначала думала, что попала туда случайно. В Тавде проходил слет православной молодежи. Я пошла туда как активистка от политической организации, считая его просто молодежным слетом. В итоге это событие оказалось связано с моим первым посещением храма. А дальше много «совпадений». Анастасия в переводе с греческого означает «Воскресение». Мое пятнадцатилетие выпало тогда на воскресенье, в следующее воскресенье я попала в храм, через воскресенье я впервые исповедалась, и еще через воскресенье причастилась. С тех пор я каждое воскресенье в храме.
Окончив школу, я была вынуждена уехать из Тавды. Сначала хотела поступать на теологический факультет или в семинарию, но, обсудив этот вопрос с родителями и духовным отцом, решила получить светское образование и одновременно найти возможность получить образование духовное. Поступила в Уральский экономический университет, на первом курсе пошла учиться на миссионерские курсы при Екатеринбургской духовной семинарии, окончила их в 2011 году. А, кроме того, я поступила в Екатеринбургскую учительскую семинарию во имя священномученика Фаддея (Успенского), где и сейчас продолжаю обучение заочно.
– А как и почему в Екатеринбурге Вы оказались именно в храме Всех Святых?
– Промыслом Божиим, который меня никогда не оставляет. Господь позаботился обо мне в тот момент, когда я не представляла, что со мной будет. Только окончив школу, приехала в Екатеринбург, никого здесь не зная. Конечно, было трудно. Я была уверена, что стану прихожанкой какого-нибудь храма, что наверняка попрошу какое-нибудь послушание, но не думала, что это будет именно воскресная школа. Просто мне хотелось продолжать духовное образование. А когда я обратилась с этим вопросом в Отдел церковно-приходских школ, его руководитель Галина Семеновна Ващенко со мной встретилась, пообщалась и предложила помогать в воскресной школе храма Всех Святых.
Мое послушание здесь продолжается уже 4 года. В моем классе ребятки, которые пришли ко мне еще маленькими, по 4-5 лет, а сейчас уже школьники, почти взрослые. Еще я дополнительно помогаю в воскресной школе Ново-Тихвинского монастыря. Там занимаюсь в фольклорной студии с малышками двух-четырех лет и с их мамочками.
– Но почему выбрали именно послушание, связанное с педагогикой, почему пошли в Отдел церковно-приходских школ? Наверное, сложно ответить на этот вопрос, но почему вообще у людей появляется желание работать с детьми?
– Действительно, сложный вопрос. Внутренне сформировался ответ, подобрать бы слова...
Во-первых, дети – это источник неиссякаемой энергии, perpetuum mobile. Сейчас мои ученики стали сдержаннее, но они просто уже понимают, что воспитанные люди должны себя так вести. Раньше вбегали в класс: вот такие мы есть! Мне очень радостно было видеть это.
Во-вторых, моя мама – педагог, она преподает английский язык в общеобразовательной школе, у нее достаточно большой стаж – 25 лет. Мама, конечно, говорит, что это очень сложно. Но однажды мне попало в руки ее сочинение, в котором она написала, что хочет быть учителем. Я ей сказала: «Ну, ты же хотела быть учителем, почему же я не могу?» Вроде бы, сейчас сошлись на том, что я могу быть тем, кем я хочу. Мне кажется, у меня к педагогике склонность с детства: всегда во дворе была за старшую.
Немалую роль в моем самоопределении сыграла детская воскресная школа. В школе храма Всех Святых такая система: школьники, выпускники воскресной школы, а также молодежь становятся помощниками преподавателей. Подобная система была и в тавдинской школе: взрослые ребята курировали младших. Мне это нравилось, я находила силы в себе для этого и постепенно привыкла, прониклась.
– Расскажите, пожалуйста, о воскресной школе храма Всех Святых. Много ли детей в ней учатся, какого они возраста?
– По сравнению с другими школами классов у нас много. Есть школа первого звена, в которой учатся дети с 4-5 лет. Конечно, условно стоит такая планка, на самом деле приходят мамочки и с маленькими детками на руках. Получается, что на уроке присутствуют и мамы, и папы, и маленькие братики и сестрички учеников. Они занимают последние ряды парт и живо участвуют в уроках. Родители помогают в организации чаепития, физкультминутки. Бывают моменты, когда стоит именно родителей о чем-то спросить и задействовать их в разговоре. Ребята с интересом смотрят и слушают, что их папы, мамы или дедушки и бабушки отвечают.
В школе второго звена ребята, которые освоили основную программу, переходят на серьезные предметы, такие как догматическое богословие, например. А продолжением школы второго звена можно фактически считать молодежную группу, хотя формально они все-таки обособлены. В молодежной группе – школьники, студенты и даже старше. Там все больше происходит в формате разговоров, общения, но это очень полезное общение. Преподают там отец Павел Ващенко и Дмитрий Сергеевич Ващенко. Также проводятся занятия в воскресной школе для взрослых. Фактически у нас нет ограничений по возрасту, всем мы рады.
– А чему учат в воскресной школе?
– Дети учатся Закону Божию. Также есть обязательный предмет «Церковное пение», на котором сначала маленькие детки разучивают детские песенки, а потом переходят на ектеньи, тропари, песнопения Литургии. Кроме учебных занятий отдельно существует творческий кружок. В нем с большим интересом вышивают и шьют девочки. Я и сама хотела бы пополнить список учащихся этого кружка. Дело в том, что у меня есть мечта – научиться вязать крючком, я упорно сама пытаюсь это освоить, но пока никак не выходит.
До недавнего времени у нас был хор, с которым мы выступали на Фестивале святой Екатерины, несколько раз выезжали в другие приходы области, там пели полностью Литургию. Пока занятия хора остановились, но со временем они возобновятся. Многие малыши не перестают петь, стремятся на клирос. Можно видеть, как они стоят на службе совсем рядом с певчими, и губки у них шевелятся – подпевают.
В последнее время в связи с разработкой темы Собора Екатеринбургских святых мы осуществили много исследовательских поездок в Невьянск, Верхнюю Салду. Каждый класс выбрал для себя определенную тему – рассказ о каком-то екатеринбургском святом новомученике.
Из этих поездок ребята привезли обширную информацию, и, чтобы они могли поделиться ею, мы недавно провели конференцию. Это была приходская конференция, но с прицелом на епархиальный уровень: были выбраны доклады, которые, возможно, примут участие в майской епархиальной конференции. Даже маленькие могли себя попробовать в таком серьезном деле.
Эта конференция оказалась очень полезной. Ребята раньше ничего не знали об этих святых, поскольку они новомученики, о многих из них только недавно стало известно. И тут выяснилось, что есть даже священномученик Петр Дьяконов, который служил когда-то в нашем храме Всех Святых, и позже принял мученическую кончину в Верхней Салде. Дети по-другому стали смотреть на наш храм, почувствовали какую-то свою ответственность: они находятся там, где служил священномученик. Это было видно: с такими серьезными лицами ребята из моего класса стояли в храме сразу после конференции.
– Расскажите поподробнее о том, как проходит каждый урок.
– Уроки проходят по воскресеньям и длятся полтора часа. Сначала мы пьем чай, чтобы дети подкрепились, перед уроком набрались сил. Минут пять я трачу на то, чтобы с ними поговорить, чтобы они высказали все накипевшее. Даю возможность ребятам пообщаться между собой, потому что они и сами говорят, что скучают друг по другу. Затем 15-20 минут активной информации. После чего закрепляем тему либо какой-то поделкой, либо записываем, делаем схемы. Если я вижу, что они устали, то вторая половина урока начинается с физкультминутки. Затем еще 15 минут информации, и мы переходим к музыкальному занятию, оно длится 20-30 минут. В заключение мы подводим итог. Я делаю для детей дневнички, в которые они получают наклейки – например, звездочки. Для особо потрудившихся – наклейки с какими-нибудь дельфинами, жирафами, ракетами, машинками. В первые годы я по наклейкам весь автопром изучила.
– Сложно, наверное, оценивать работу учеников, если на занятии все работают с удовольствием, и есть перерыв для того, чтобы размяться, а на уроке совсем семейная обстановка?
– Я стараюсь не оценивать, потому что здесь все равны, все ценны для Бога. Поэтому не бывает на Законе Божием победителя, не бывает и соревнования. Ребята получают мотивирующие оценки – жетончики, наклейки, я делаю это просто для того, чтобы оживить общение между ними или поощрить за то, что они постарались. Это не «пятерки» и «четверки», и, тем более, не «тройки». Мне кажется, что в воскресной школе стоит воздерживаться от оценок в принципе.
Конечно, есть более активные ученики, безусловные лидеры, которые более качественно усваивают материал. Но здесь надо отдавать предпочтение тем ребятам, которые молчат и иногда готовы спрятаться за лидерами, как в обычной школе. Им надо давать возможность самовыражения. Из моего класса на конференции, посвященной новомученикам, выступали двое активных ребят и двое более спокойных и застенчивых. Они больше волновались, но выступали на тех же правах, и это им очень помогло.
Так что воскресная школа – это немножко другое, и даже «множко» другое. Здесь не бывает слабых и отстающих.
– Сложно ли преподавать Закон Божий таким маленьким деткам?
– Закон Божий преподавать сложно, потому что предмет налагает очень большую ответственность. Часто чего-то не хватает, очень часто: чувствуется такой внутренний недостаток, чувствуется необходимость совершенствовать себя. Как педагоги общеобразовательных школ никогда не прекращают образовательный процесс – повышают квалификацию, читают, делают какие-то новые методические разработки, так и для воскресной школы это очень актуально.
Но, кроме того, преподавание в воскресной школе обязывает следить за своей духовной жизнью. Если человек в Боге, если мысли направлены в нужное русло, то Господь поддерживает в любых трудностях. А вот если ты духовно растерялся, то начинаются шатания и сложности.
– Значит, трудности в работе преподавателя воскресной школы возникают не из-за нехватки знаний, а именно из-за недостатка духовных сил?
– Нехватка знаний – существенная трудность. Но и недостаток духовных сил и твердости во множестве разных искушений – трудность не меньшая. Но мы друг друга поддерживаем, и это очень греет сердце. Всегда находится чья-то рука, чье-то плечо, на которые можно опереться. Здесь, в школе храма Всех Святых, я особенно это почувствовала. Твои проблемы никогда не остаются «за бортом», всегда кто-нибудь выручит. Иногда приходится применять свои душевные силы, чтобы кому-то помочь. Воскресная школа как семья. Нас поддерживает настоятель прихода о. Владимир. Батюшки регулярно присутствуют на наших занятиях, беседуют с детьми. И, конечно, они всегда открыты для беседы с педагогами. Помимо исповеди и службы, всегда готовы помочь, поддержать, посоветовать.
– Чтобы передать знания детям, нужно перевести их на другой язык – на детский язык. Как Вы с этим справляетесь? Есть ли вообще для Вас проблема перевода?
– Да, проблема есть. Вот я учу их в течение года, у меня выработался какой-то язык, я уже научилась с ними общаться. Но проходит лето, и ко мне приходят совсем другие дети!
У них очень быстро идет взросление. Иногда можно подготовиться к беседе, приготовить для этого какой-нибудь рассказ, но на самом уроке оказывается, что с детьми можно было бы уже говорить о чем-то более сложном, потому что в их глазах читается: «Нам ведь все это понятно, все ясно».
Конечно, проблема перевода есть. Это сложно всегда, а мне особенно, потому что это мой первый класс, у меня еще не было выпуска. Помогают методические разработки, которые предлагает епархиальный Отдел церковно-приходских школ. Помогают и другие материалы – например, «Закон Божий» протоирея Серафима Слободского в видеоформате. Он написан понятным языком, доступным для детей, и, кроме того, все его содержание визуализировано. Или, например, сейчас мы проходим литургику, ребята могут смотреть, сопоставлять содержание нашего разговора с визуальным рядом.
Также у нас в приходе есть богатая библиотека, которой можно пользоваться. Можно обратиться за помощью и в библиотеку учительской семинарии. Поэтому есть возможность учиться все время.
Я учу детей, а дети учат меня, и сами помогают преодолеть все трудности. Дети в воскресной школе – не буду им приписывать какие-то особенные качества – но, по крайней мере, в моем классе я чувствую от них поддержку и понимание всегда. Помогают своим присутствием, своими вопросами, иногда могут натолкнуть на мысль, о которой я забыла. Или задать такой вопрос, который позволит всему классу углубиться в материал и понять больше.
– А есть ли какие-то специальные методы преподавания детям Закона Божиего?
– Во-первых, дети многое могут узнать в игре, я часто делаю акцент на игровой программе. Хотя игровая составляющая все-таки должна быть умеренной. Если ребенок сильно перевозбудится, то будет желать играть больше и больше. А урок Закона Божия – это серьезно. Конечно, очень радостно, что у них столько сил, но всему свое время.
А во-вторых, в уроках успешно можно использовать декоративно-прикладное творчество. Например, мы часто специально останавливаемся на двунадесятых праздниках. Так, мы проводили урок на праздник Крещения Господня. Говорили о том, что Дух Святой сошел в виде голубя – и ребята своими руками делали голубя. Сначала из картона вырезали его силуэт и сделали в нем дырочку для крылышек. Затем гармошкой сложили кусочек бумаги, продели его в дырочку, и получился голубь с расправленными крыльями. Можно использовать такого голубя как элемент домашнего декора, привязав к нему атласную ленточку. Он всегда будет напоминать о евангельской истории.
Если на уроке мы говорим о нравственности – например, прочитали рассказ о каком-нибудь добром и отважном зверьке, можно смастерить его из подручных материалов. Пригодится не только бумага, но и крупы, семечки, бисер и т.д. Все, что ребенок делает своими руками, он сильнее переживает и лучше усваивает. Он будет ассоциировать поделку с впечатлением от урока, радостью общения с одноклассниками и радостью познания Бога.
– Вы много говорили о воскресной школе как о настоящей семье, где все друг другу родные. А можно ли то же самое сказать в целом об общине храма Всех Святых? Что объединяет его прихожан?
– Наш храм очень похож на храмы в маленьких городах. Там все прихожане друг друга хорошо знают. Это замечательно. Конечно, не станешь при встрече на службе всех обнимать, но хотя бы украдкой головой кивнуть, поприветствовать друг друга – так здороваешься почти с каждым.
Воскресная школа проводит много мероприятий, к которым присоединяются и взрослые прихожане. Например, ездят вместе с нами в паломнические поездки. Мы проводим ярмарки, на которые все что-нибудь несут: кто-то поделки, кто-то пироги. Вместе с Отделом милосердия воскресная школа проводит концерты для ветеранов.
Особенно греет мне душу такое объединяющее событие как крестный ход на Пасху. У нас он получается очень масштабным. Все прихожане обходят вокруг квартала, вокруг кладбища, и возглавляют этот крестный ход дети. Причем, впереди идут самые маленькие, 4-х, 5-ти, 6-тилетние. Они несут специально для них сделанные хоругви, и выглядят и чувствуют себя настоящими воинами Христовыми.
Конечно, объединяет всех общее дело. Во-первых, Божественная Литургия; во-вторых, праздничные и повседневные дела, которых очень много в храме.
Социальная деятельность получила поддержку и новое направление на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, состоявшемся в феврале 2011 года. В своих решениях Собор указал на необходимость введения
Заслуженно много сегодня говорят о вере: веруешь ли ты, правильная ли у тебя вера, живая ли. Веру разъясняют, ей научают – и все это вполне оправданно, ведь без уразумения этого основополагающего понятия вряд ли можно надеяться на спасение.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.