•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
В микрорайоне Екатеринбурга, носящем загадочное название Синие Камни, вы не увидите куполов с православными крестами. Однако, храм на Синих Камнях есть, и каждый (ну, или почти каждый) житель микрорайона укажет вам хрущевку-пятиэтажку, на первом этаже которой располагается приход во имя святителя Николая Чудотворца. У входа вы прочтете надпись «НЕБО НА ЗЕМЛЕ», напоминающую о том, что, в какой бы тесноте ни ютился храм, он является местом особого присутствия Божия. Идя по узкому коридору, вы обратите внимание на листки, размещенные на стенах – объявления, духовные цитаты, выдержки из литературных произведений, детские рисунки. А когда вашему взору предстанет само храмовое помещение, вы, наверняка, удивитесь обилию книг на стоящих вдоль стен стеллажах, заметите низкий потолок (хрущевка есть хрущевка!) и будете обрадованы тем, сколь тепло и доброжелательно вас здесь встретят.
Об истории и традициях прихода во имя святителя Николая Чудотворца на Синих Камнях наш корреспондент побеседовал с настоятелем Свято-Никольского храма протоиереем Алексием Яковлевым.
– Отец Алексий, историю Вашего сов-местного прихода к вере и рукоположения рассказал в своем интервью в предыдущем номере «ПВ» о. Андрей Канев. А чем Вам запомнилось то время, какие остались впечатления?
– Действительно, в интервью отца Андрея описаны основные моменты нашего прихода к вере. Для нас это было время духовного поиска, и cлава Богу, что этот поиск оказался не слишком широким. Мне, например, во время учебы в университете очень нравилась книга «Роза мира» Даниила Андреева: может быть, потому, что оккультисты – люди обычно скучные, не поэтически настроенные, а Даниил Андреев – поэт, интересный человек, да и судьба его непростая. В «Розе мира» чувствуется инфернальщина. Такого рода поиски реально опасны. Термины, когда-то пленявшие воображение – все эти «дхармы», «грегори» – до сих пор помню и над ними потешаюсь. Сегодня для меня ясна оккультная сущность этой книги, бросается в глаза чертовщина, которая ее пронизывает.
Тогда я этого не понимал, и подобный интерес мог увести далеко, вплоть до оккультных сект. По образованию я историк, а историки хорошо представляют себе разнообразие культур, им интересны различные проявления культур. В библиотеке университета литературы на эту тему хоть отбавляй. Читай, наслаждайся: про индийцев, про индейцев, про шаманов и так далее.
Такая была ситуация с духовным поиском, поэтому очень здорово, что он завершился приходом в храм – в храм великомученика и целителя Пантелеимона, куда мы направились по совету нашего однокурсника. Хорошо помню свои впечатления от первого посещения храма. Мы ехали туда на старом, желтом, дребезжащем автобусе. С каким-то особым чувством водитель объявил название остановки «Психиатрическая больница». Мне показалось, что эти слова он произнес не просто официально, а вложил в них что-то личное.
Это была весна или осень, то есть, время, когда проблемы у психических больных усугубляются. Погода была промозглая, скверно-осенняя или скверно-весенняя. По территории больницы ходило много людей, судя по виду, тех самых больных. Меня это удивило: я ожидал увидеть их за металлическими решетками, а здесь они спокойно гуляли по территории. В общем, первое впечатление от посещения было какое-то странное и не очень радостное.
Но настоятель храма отец Димитрий сказал нам буквально несколько слов – причем, они пришлись очень к месту – и все предыдущие впечатления оказались не важны. А затем общение, общение и еще раз общение. Сейчас много говорится о важности оглашения – так вот, эти беседы и явились для нас оглашением, которое прошло достаточно успешно. Мы много беседовали, читали много православной литературы. У меня это было даже в ущерб учебе. Одну из курсовых я почти завалил, но в результате все обошлось благополучно.
– А почему Вы приняли решение стать священником?
– Специально о рукоположении я не задумывался, но в определенный момент обнаружил, что достаточно спокойно смотрю на эту перспективу, и препятствий к этому никаких нет. Постепенно возможная перспектива превратилась в уверенность в своем желании идти по этому пути. Каких-то потрясений в связи с этим у меня не было. Некоторые сложности возникли, когда мне нужно было определиться с семейным положением, но все закончилось прекрасно. Кроме того, рукоположение произошло несколько позже, чем ожидалось. Пришлось некоторое время потерпеть, посмиряться.
– Вы являетесь руководителем канцелярии Екатеринбургской епархии (теперь уже митрополии). Канцелярия в широком понимании – это нечто крайне скучное и бюрократизированное. Так ли это на самом деле?
– В канцелярии я уже достаточно давно – меня назначил еще владыка Никон. Произошло это внезапно для меня: архиерей просто вызвал к себе и сказал, что я буду этим заниматься. Вначале было очень интересно. С одной стороны, я учился по этой специальности, вполне логично было применить на практике свои знания. С другой стороны, само время было сложное и интересное, в канцелярии это ощущалось очень хорошо.
Интерес этот несколько уменьшился, когда я стал настоятелем прихода и понял, насколько важна приходская работа. А на все сразу времени не хватает. Поэтому совмещать работу в канцелярии и работу на приходе удается с большим трудом. Получается, что то «нос вытащишь – хвост увязнет», то наоборот. Ведь я один священник на приходе, да и географическая удаленность этих мест дает себя знать. Находясь в канцелярии, по телефону решать приходские дела вряд ли возможно. И обратная ситуация выглядит странно. Но иногда приходится вынужденно так делать, хотя это полный форс-мажор. В этом сложность.
– Батюшка, расскажите, пожалуйста, об истории возникновения прихода во имя святителя Николая Чудотворца на Синих Камнях.
– Для меня эта история началась еще в конце 90-х годов. Я тогда был прихожанином храма святого целителя Пантелеимона. Мы, в частности, занимались тем, что раскладывали «Православную газету» по почтовым ящикам жителей окрестных районов. Пару раз забегали и в микрорайон Синие Камни. Уже тогда этот район мне понравился. Сочетание зелени, неба и многоэтажек показалось забавным.
Однажды появилась информация, что на Синих Камнях действуют сектанты. Один из батюшек съездил в этот район, провел небольшое расследование на эту тему. Первая страница в деле прихода – доклад об этом. Возник разговор о том, что в районе не хватает православного храма. В конечном итоге было принято решение открыть на Синих Камнях храм.
Храм во имя святителя Николая Чудотворца был открыт в 2000 году как приписной к Свято-Пантелеимоновскому приходу. Организацией открытия занимался настоятель прихода отец Димитрий (Байбаков). Храм был расположен в приспособленном помещении, в цокольном этаже жилого дома. Помещение было оборудовано трудами будущего отца Василия Зудилова.
Пасхальным утром 2000 года храм был освящен владыкой Викентием. Мне как священнику Пантелеимоновского храма было поручено окормлять этот приход. Первое время я, кроме того, служил еще и в храме при Областной клинической больнице. Но потом был назначен настоятелем Свято-Никольского храма. Так и получилось, что в приходе я с самого начала его истории.
– Чем замечателен этот приход, в чем его особенность?
– Приход у нас не очень большой, но очень дружный. Скромные размеры связаны, в первую, очередь с тем, что у нас мало места, мы все еще находимся в том приспособленном помещении, в котором храм был открыт изначально.
Среди особенностей прихода стоит отметить молодежный клуб, который возник где-то году в 2004. Это молодая и, наверное, самая активная часть нашего прихода. У молодежного клуба есть различные проекты, среди которых наиболее известны наши ролевые игры.
Важнейшим направлением работы прихода является катехизаторская деятельность. Причиной движения в этом направлении послужило то, что при большом количестве крещаемых в храме почти никто из них не остается. Люди просто толпами идут к купели, но после в Церковь не приходят. Поэтому приблизительно в 2005 году у нас начались беседы перед крещением.
Началось с 2-х занятий, потом их стало 4, потом 6 и т.д. Стало понятно, что нужно это делать значительно более серьезно, чем было принято раньше. Сейчас при подготовке ко крещению изучаются основы вероучения, происходит подготовка к церковной жизни – подробно разбираются вопросы приготовления к исповеди и Причастию.
Затем я обратил внимание на постоянных прихожан. Конечно, с ними и раньше велись беседы на занятиях воскресной школы. Но этого было явно недостаточно. Поэтому начались тематические беседы, в первую очередь – беседы об исповеди. Ведь очень часто исповедь получается, как говорится, ни уму, ни сердцу. Не всегда эти беседы бывают приятными. Иногда люди воспринимают их как некое недоверие – мол, ты не такой православный, каким себя считал.
И эти неприятные моменты будут оставаться, ведь в результате этой работы, этого анализа вскрывается реальная картина. Даже те прихожане, которые ходили в храм с самого начала, которые являются самыми родными, носят в себе подобные проблемы. Не думаю, что наш храм сильно отличается от других в плане воцерковленности прихожан. Скорее всего, похожая картина во многих приходах.
Бывают и другие темы бесед, которые также помогают настроить духовную жизнь прихожан. Мы вместе прочитали Авву Дорофея, сейчас читаем «Илиотропион» святителя Иоанна Тобольского.
То есть, система духовного образования в приходе не очень походит на обычную воскресную школу для взрослых – с моей точки зрения, мы изучаем более конкретные и востребованные вещи. Если человек их узнает, то у него возникнет и интерес к церковной литературе, остальное он сам прочитает и изучит. Еще одна хорошая традиция, которая у нас зародилась – чаепития после Литургии. Они проходят каждое воскресенье, мы их никогда не отменяем. Во время этих чаепитий также идет живое общение. Кроме того, во время службы мы стали читать небольшие отрывки из святоотеческой литературы. Это происходит перед Причастием. Все вместе – и общие беседы, и частные, и чтение, и общение за чашкой чая – дает свои плоды, помогает воцерковлению прихожан, все большему их утверждению в вере.
– А каков возраст участников молодежного клуба?
– В основном, это молодые люди за двадцать. Хотя, конечно же, молодежь – это состояние души, в молодежном клубе есть люди и постарше.
А вот молодых людей до двадцати лет явно недостаточно. Провал со старшеклассниками у нас очевидный. Эта тема актуальна, по-моему, для многих приходов. Старшеклассники – это какой-то нестабильный возраст, который, практически, выпадает из приходской жизни.
– Батюшка, Вы уже упоминали про ролевые игры. Расскажите о них подробнее.
– Идею ролевых игр предложил Алексей Михайленко. Это наш прихожанин, очень организованный и, в то же время, творческий человек. Ребята любят активные действия и движение. Оказалось, что все это можно сделать, нужно только потрудиться.
Игра представляет собой состязание нескольких команд, состоящих из детей младшего и среднего школьного возраста, бывают и дошколята. Они должны отправиться в волшебную страну с определенной миссией. В процессе игры они встречаются с различными персонажами – добрыми и злыми, преодолевают препятствия, выполняют задания на ловкость, быстроту, сообразительность.
– Сложно придумать и провести такую игру?
– Непросто, скажем так. Во-первых, есть некоторая неорганизованность. Конечно, человек, который первый раз пришел на наши игры, наверное, этого не замечает. Но мы это видим и над этим работаем. Еще одна сложность в том, что на самих Синих Камнях нет какого-то интересного места. Приходится ходить за железную дорогу, а с этим определенные проблемы – в плане организации, в плане безопасности. Зато за железной дорогой место очень хорошее. Пересеченная местность, там есть где побегать, спрятаться, разместить «волшебный» реквизит, используемый в игре. А между домами, по дворам бегать неинтересно, какая тут сказочность.
– Участвовал в одной из игр и видел, как ребятня была в восторге, все старались, вместе преодолевали трудности
– Слава Богу, что это направление у нас есть, и оно будет продолжаться. Хотя переоценивать его я бы не стал. Все-таки, это не очень регулярная работа – игры проводятся всего 3-4 раза в год. Но польза от них есть. В процессе игры вырабатываются навыки совместного труда, совместного выполнения какой-то задачи. И, конечно, это помогает тому, чтобы храм, приход стали для ребят родными.
– На эти игры обычно приглашается кто-то из подопечных, подшефных?
– Постоянными участниками игры являются наша воскресная школа и приют «Отрада». Бывают и другие гости – мы рады всем.
– Вы упомянули приют. Наверное, кроме игр еще что-то делаете?
– Да, такое сотрудничество есть. Мы даже пытались организовать в приюте группу воскресной школы, но не получилось. У приюта есть специфика – ребята находятся там на адаптации, состав постоянно меняется, поэтому с воскресной школой сложно. Поэтому наша молодежь ходит в приют – занимаются с детьми, играют, беседуют, берут ребят с собой в походы. Конечно, польза от этого есть, она обоюдная.
– Известно, что в приходе есть увлечение «добрым граффити».
– У нас в городе многие заборы разукрашены полной ерундой. Эти изображения гордо называются граффити. На самом деле это какие-то каракули, которые ни уму, ни сердцу ничего не дают. Эстетика чаще всего тоже достаточно спорная, чистая стена, по-моему, выглядит гораздо лучше. Может быть, в этих изображениях спрятан какой-то смысл, но я его не понимаю.
Однажды мы покрасили стену дома, в котором находится храм, а кто-то из поклонников этого стиля испортил ее своими каракулями. Я пытался связаться с этими людьми, повесил объявление на той стене: мол, если хотите этим заниматься – приходите, вместе решим, что рисовать – в принципе, я не против. Но никто не откликнулся. Вот тогда и возникла впервые идея «доброго граффити».
Мы вернулись к этой теме недавно, когда в очередной раз покрасили стену дома – мы это делаем раз в год-полтора. И возникло предложение что-то на ней написать. Подумали о тексте, были разные варианты. Мне хотелось найти такое слово, которое бы пришлось по сердцу как верующему, так и неверующему человеку. И такое слово мы нашли – это «Гимн Любви» апостола Павла из 13 главы Послания к Коринфянам.
Написали, вышло как раз на всю стену – от и до. На другой стенке нарисовали мальчика с колоколами – хороший, добрый рисунок. Слова, кстати, написали вязью. Получилось, как мне кажется, и нашим, и вашим. Потому что вязь в некотором смысле похожа на те каракули, которые традиционны для граффити. Только она содержит смысл и в эстетическом отношении, конечно, выигрывает. А если смысл кому-то не понятен – заходите в храм, все объясним. Толпы к нам по этому поводу, конечно, не ходят. Но если 1-2 человека из-за этого зайдут – будет прекрасно.
– Отец Алексий, Вы ведете «живой журнал». Для чего?
– Есть темы, которые не вполне уместно затрагивать на проповеди, а обсудить, поделиться – есть желание. Это темы семьи, прихода, какие-то личные вопросы. Я веду эти странички не как настоятель прихода, не как заведующий канцелярией, а как простой человек. Среди участвующих в обсуждении – прихожане, личные знакомые. Мне какие-то вещи интересны, хочется их проговорить, а потом посмотреть, как люди на это реагируют, какие отзывы оставляют. Хотя, конечно, в обширную полемику не вступаю – на это просто нет времени.
На самом деле, и в приходе есть обычай делиться интересной информацией: написать на листочке краткий рассказ, добрую историю – и повесить на видном месте в храме. Собрался уже довольно большой архив таких листочков. Источники этих историй очень разнообразны: патерики, современные сборники, святитель Игнатий (Брянчанинов), отец Иоанн Охлобыстин, есть небольшие стихотворения.
– На стене в коридоре храма видел, помимо этих листочков, еще один, крайне любопытный и трогательный – приходской помянник.
– Это просто бумажка, на которой написаны имена усопших, о которых мы просим молиться. За именем человека следует краткая информация о нем и дата смерти. Информация о человеке временами очень неформальная – что он делал, где жил, чем запомнился – но я не вижу смысла в формальной. Далеко не все прихожане знают друг друга по отчеству и фамилии, а так сразу становится ясно, о ком идет речь. Некоторые покойные – наши бывшие прихожане, а некоторые даже не совсем прихожане, просто как-то прикипели к приходу. Был, например, бомжик один, который всем запомнился. Раз он умер, надо же его помянуть. Покойный отец Илья Шабашов в этом списке есть, хотя он у нас в приходе ни разу не был.
– В православной прессе была заметка о том, что Вы проводите беседы в Народной библиотеке. О чем и с кем эти беседы?
– По соседству с нашим храмом (по соседству – то есть, через стенку) располагается библиотека. Раньше она была библиотекой оптико-механического завода, сейчас стала муниципальной. Фонд у нее – тысяч десять книг. Она является одной из двух общедоступных библиотек микрорайона (вторая – библиотека нашего прихода). В какой-то момент я назвал эту библиотеку народной, и это название прижилось. У нас нормальные отношения, и некоторые свои мероприятия мы проводим на их территории, поскольку помещений в храме не хватает. Среди тем – библейские беседы, беседы об исповеди, о Таинствах Церкви, о православных праздниках и другие.
– Отец Алексий, в приходе раньше выпускалась газета. Планируется ли возобновление этого проекта?
– Когда я пришел в приход, возникло желание сделать газету микрорайона. Наш микрорайон спальный, обособленный, он обладает своим некоторым микроклиматом, почти как в небольших городках. Вот и родилась идея сделать газету, посвященную жизни микрорайона – издание не чисто церковное, а более широкого профиля. Хотелось, чтобы эта газета в хорошем смысле будоражила жителей района.
Газета называлась «Ведомости Синих Камней». Выпуск начался с листочка формата А5. Потом были номера настоящего газетного формата. Понятно, что эта газета не могла окупаться. В какой-то момент финансовые и организационные сложности привели к прекращению ее выпуска. Но сегодня я не исключаю возможности возобновления этого проекта – например, силами молодежного клуба.
– Батюшка, Ваши прихожане вместе с хором поют на богослужениях. Как сложилась эта традиция?
– Всеобщее пение – это сплав нескольких составляющих, с моей точки зрения, это очень хороший знак: знак знания службы, умения пользоваться богослужебной литературой, обращенности к богослужению, сплоченности прихода. В этом у нас есть некоторые достижения. Замечаю, что наше пение становится все более слаженным, и люди, имеющие профессиональную подготовку в этой области, такой вывод подтверждают.
Всеобщее пение очень неплохо удается даже на всенощном бдении, хотя оно сложнее – большие разрывы между песнопениями, больше изменяемая часть.
Недавно у нас на всенощном бдении служил владыка Кирилл, и я так понял, что наше пение пришлось ему по сердцу.
– Расскажите, пожалуйста, о планах прихода.
– У нас есть две главные задачи.
Первая – строительство храма. К сожалению, за прошедшее десятилетие не удалось продвинуться в направлении строительства, а новый храм очень нужен приходу. Сейчас появились некоторые наметки, дай Бог, чтобы все получилось. Подробнее о них пока говорить не буду – еще рано.
Вторая задача – продолжить собирать нашу общину. Для этого необходимо и дальше заниматься оглашением крещаемых и катехизацией прихожан, чтобы создать условия для их духовного возрастания.
Если с этими главными задачами справимся, то все остальное приложится. Я в этом уверен.
– Спаси Вас Господи, отец Алексий! Божией помощи в решении этих важных задач!
«В моем воображении я снова вижу их сидящими напротив меня, как и в то далекое время. Наискось от меня сидит Великая Княжна Ольга Николаевна. К ней меня влечет неодолимая сила – сила ее обаяния.
Диакон Антоний Щепеткин…
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.