Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №1 (99) → Любовь как синоним святости или о смысле «Дня влюбленных»

Любовь как синоним святости или о смысле «Дня влюбленных»

№1 (99) / 3 •февраля• ‘11

Кандидат исторических наук, доцент кафедры новейшей истории УрГУ Юлия КомлеваУгодники Божии

•В этой теме:•

Угодники Божии
Вошедший в покой
Алексей и Галина КоршунУгодники Божии
Имя – Ксения
Раба Божия Ксения

«Носите бремена друг друга, и так исполните закон Христов»
Гал. 6. 1-2

Сравнительно недавно по историческим меркам у некоторой (и, заметим, немалой) части наших соотечественников вошло в традицию отмечать день 14-го февраля «праздник всех влюбленных» – день святого Валентина. Дело поставлено на широкую ногу, с размахом. Смысл же этого праздника и история его возникновения, как показывают различные социологические опросы, мало кому интересны.
Любовь как синоним святости или о смысле «Дня влюбленных»Чаще всего озвучивается следующая легкомысленно-романтическая сказка: жил когда-то в Древнем Риме христианский священник по имени Валентин, который тайно венчал влюбленных, потому что официально вступать в брак было запрещено императором Клавдием II, видевшем в этом причину снижения дисциплинированности своей армии. Священник же – гласит легенда – выказывал юным влюбленным особое расположение: помогал писать письма с признаниями в любви, мирил поссорившихся и дарил им цветы.

Узнав о деятельности Валентина, император велел заключить его в темницу, где тот влюбился в слепую дочь тюремщика, исцелил ее от слепоты, а перед смертью написал нежное письмо с признанием в любви, подписав его: «Твой Валентин». Далее допускается полет фантазии тех, кто популяризует этот сюжет.

Конечно, приведенная выше история – не более чем выдумка. Какую же информацию мы получаем из документальных исторических источников?

Римско-католическая церковь: 14 февраля – день памяти святых по имени Валентин

В римско-католическом мартирологе конца 1950-х гг. под датой 14 февраля указаны двое святых мучеников по имени Валентин. Один из них был епископом Интерамны (совр. г. Терни в Италии) – в годы гонений на христиан он «подвергся бичеванию и был заключен в тюрьму. Поскольку он оставался тверд в вере, его вытащили из темницы глухой ночью и обезглавили по приказу префекта города Плацида. Святые мученики Прокул, Эфеб и Апполоний, которые охраняли тело св. Валентина, были арестованы и преданы мечу по приказу Леонтия, помощника консула».

Св. Валентина Интерамского изображают обычно в облачении епископа с хромым или больным эпилепсией ребенком у его ног, поскольку считается, что он имел благодать исцелений этой болезни; святой может быть изображен отказывающимся поклониться идолу; иконописцы также представляют подвиг его мученичества через обезглавливание.

Другой святой по имени Валентин, день памяти  которого отмечался римско-католической церковью 14 февраля, был священником и врачом в Риме, лечил и наставлял многих людей. За помощь, оказываемую мученикам, он был закован в цепи префектом города Кальпурнием и помещен в заточение под надзором начальника Астерия. Но Валентин проповедовал свою веру тюремщику и обратил его в христианство. Господь совершил это обращение через Валентина, вернув зрение приемной дочери Астерия, после чего он сам и все его домашние приняли святое крещение.

Все это вызвало гнев императора Клавдия II Готика (268-270 гг.), который приговорил священника к битью дубинками и обезглавливанию. Астерий и вся его семья также приняли подвиг мученичества. Немного погодя после казни Валентина благочестивая вдова по имени Сабинилла вытребовала его тело и погребла на своей земле, где в 350 году была воздвигнута базилика, разрушенная в VII веке. Св. Валентин Римский обычно изображается в одеянии священника, держащим меч или солнце, или дарующим зрение слепой девочке. Оба святых по имени Валентин мученически погибли около 269 года и были похоронены по Фламиниевой дороге, ведшей из древнего Рима на север в сторону Аримина (совр. г. Римини). Ворота Рима, выходившие на эту дорогу, в средние века назывались «воротами святого Валентина» (совр. Порта-дель-Пополо) – вероятно, из-за построенной вблизи одноименной часовни.

Схожесть историй двух святых дала основание ряду ученых считать, что Валентин Римский и Валентин Интерамский – одно и то же лицо. Существуют предположения, что епископа Интерамны, бывшего прежде римским священником, приговорили к смерти в его епархии и доставили в Рим для казни, а после смерти мощи святого были перевезены назад в Интерамну.

В любом случае, из-за крайней скудости достоверных данных и путаницы в житиях двух святых с 1969 года в результате реформы богослужения св. Валентин был изъят из литургического календаря католической церкви вместе с прочими римскими святыми, сведения о жизни которых противоречивы и недостоверны. Впрочем, и до 1969 года католическая церковь не одобряла и не поддерживала современные традиции, окружающие празднование дня, получившего имя Валентина.
Православная Церковь

Сведения о святых с именем Валентин сохранились и в византийских источниках, легших в основу святцев Русской Православной Церкви. Здесь находим следующую информацию: «Святой Валентин был епископом города Интерамны в Умбрии (Италия) в правление императора Аврелиана (270-275 гг.). Он сподобился от Бога дара врачевать болезни, призывая имя Господа Иисуса Христа.

Однажды он исцелил одного юношу от тяжкого недуга. Весть об этом чуде распространилась в Риме, и многие стали обращаться к христианской вере, в том числе и сын градоначальника. Градоначальник, язычник-фанатик, весь свой гнев обратил на святителя Валентина. Его стали принуждать отречься от веры и поклониться идолам. Когда святой мужественно отказался, его бросили в тюрьму, и вскоре он был обезглавлен».

Упоминается также и священномученик Валентин Римский, пресвитер. Он «был схвачен за исповедание Христа и приведен к императору Клавдию (268-270 гг.), который спросил его: «Что ты думаешь о богах Зевсе и Меркурии?» Святой Валентин ответил: «Они были жалкие и нечестивые люди, которые время жизни своей провели нечестиво, в пороках и удовольствиях». Своим мучителям он также рассказывал о Христе, о покаянии и спасении. Видя, что святой Валентин – человек мудрый, император Клавдий решил отдать его образованному сановнику Астерию, чтобы тот победил мученика в словесных дискуссиях.

Астерий услышал, как святой Валентин в молитвах называет Иисуса Христа Светом Истины и сказал: «Если Христос просвещает каждого человека, то я теперь же испытаю, истинно ли то, что ты говоришь. У меня есть дочь, ослепшая в младенчестве, и если ты именем Христа возвратишь ей зрение, то и я уверую». Святой согласился. Астерий привел слепую отроковицу.

По молитве святого девочка прозрела, и Астерий со всеми своими сорока шестью домочадцами уверовали во Христа и приняли Таинство Крещения. Узнав об этом, император Клавдий приказал беспощадно бить святого Валентина палками, после чего мученику отсекли голову мечом. Также пострадал и Астерий вместе со своей семьей».

Как видим, в житиях святых мучеников по имени Валентин нет ни тайных венчаний, ни сводничества, ни любовных писем. Слепая дочь сановника названа отроковицей – термин, чаще всего применявшийся тогда для девочек в возрасте 9-12 лет. Венчать эти святые (или святой) никого не могли ни тайно, ни открыто, поскольку сам обряд венчания появился в христианстве относительно поздно, не ранее середины V века.

И, разумеется, весьма сомнительно, чтобы раннехристианский священник «влюбился» и «был без ума от дочки тюремщика», как нам рассказывают сегодня. Процесс наполнения дня памяти святого романтическим, легкомысленным, а иногда и эротическим содержанием вполне возможно проследить исторически.

Христианская Церковь начала отмечать память св. Валентина в конце V века, одновременно преследуя задачу искоренения языческих февральских праздников в Древнем Риме.

На середину февраля попадали сразу несколько языческих обрядов, связанных с культом плодородия и плотской любви: Луперкалии или Пануpгии – pитуальные игpища в честь бога Фавна (в греческой традиции – Пана), весельчака и повесы с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, игpающего на свиpели и пpеследующего нимф своей любовью, а также в честь богини любви Юноны, покровительницы женщин и плодовитости.

Главной частью Луперкалий был ритуал, в ходе которого обнаженные мужчины, пробегая мимо женщин, били их ремнями из кожи козла; считалось, что эти удары дадут женщинам плодовитость и легкие роды. Проходила и своеобразная лотерея, во время которой жеребьевкой мужчины и женщины делились на пары, сохраняя отношения на целый год, до следующих празднеств.

Таким образом, середина февраля с древности ассоциировалась у населения Западной Европы со «свободной любовью», и даже запрет этих культов в 496 году папой Геласием I и введение христианского празднования памяти святого Валентина 14 февраля не скоро искоренили языческие обычаи и ассоциации из памяти народа.

Сам святой Валентин, однако, долгое время не ассоциировался ни с какими романтическими отношениями, и только свободные нравы эпохи Возрождения «украсили» историю мученика пикантными подробностями, приведенными выше. К тому же, в средние века в Западной Европе, особенно в Англии и Франции, было распространено убеждение, что в середине второго месяца года птицы подбирают себе пару, и по этой причине 14 февраля рассматривали как день, особо посвященный влюбленным, и как подходящий случай написать любовное письмо или послать подарок в форме сердца – символа любви (по мнению многих исследователей, эротического происхождения).

Множественные упоминания об этом мы находим в английской и французской литературе, начиная с классика английской поэзии XIV века Джеффри Чосера. В результате такого «сплава» св. Валентина с Эротом (Амуром или Купидоном) праздник 14 февраля стал днем куртуазной любви у кавалеров и дам в период высокого средневековья и Возрождения; отсюда же был взят обычай тайного обмена «валентинками». В XVII-XVIII веках стали устраивать придворные балы и приемы в честь «дня св. Валентина», вошло в традицию дарить подарки – сувениры, конфеты, цветы и драгоценности. В Англии в этот день даже дети наряжались в одежду взрослых и, переходя от дома к дому, пели любовные песни. Так постепенно религиозная составляющая праздника и образ священномученика были оттеснены купидончиками, розочками, сердечками и прочими вещами зачастую довольно фривольного содержания.

Вероятно, поэтому в 1969 году праздник был исключен из Общего римско-католического календаря и празднуется лишь как местный обычай в нескольких храмах, служители которых сетуют на то, что «набравшей в последнее время огромный размах популяризации святого Валентина придается какой-то бытовой, банально-сексуальный смысл, и все сводится к обмену “валентинчиками”». Тогда как к св. Валентину нужно обращаться в первую очередь за тем, чтобы он помог «обрести Божие милосердие, любовь в сердце, создать или сохранить семьи» (интервью с о. Богданом Добрянским, настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы г.Самбор, «Факты» (Львов) от 11.02.2005).Часовня блаженной Ксении на Смоленском кладбище в Санкт-ПетербургеРусская Православная Церковь: Святые покровители семьи, верности и любви

В разных странах люди просят о любви и семейном благополучии разных святых и, соответственно, отмечают праздник любви в разные дни. В России совсем недавно 8 июля, день памяти св. Петра и Февронии Муромских, стал праздником Семьи, Любви и Верности – ведь так естественно обратиться за помощью и покровительством семье к святым супругам, жившим долго и счастливо (хотя и не без испытаний) и умершим в один день! Благодаря популяризации этого праздника многие узнали их удивительную историю – и, к счастью, она пока не претерпела искажений.

Есть и другие святые, также являющиеся покровителями семейного благополучия и верной любви. Так, 6 февраля – за неделю до «дня св. Валентина» – Русская Православная Церковь вспоминает святую блаженную Ксению Петербургскую, Христа ради юродивую. Ксении было 26 лет, когда ее горячо любимый супруг внезапно умер – причем, ушел он в мир иной без должного христианского приготовления.

Это событие настолько глубоко потрясло молодую женщину, что ради вечного спасения мужа она взяла на себя подвиг добровольного безумия, который несла на протяжении 45 лет. Подвиг юродства является одним из тяжелейших видов подвижничества, связанным с особой мерой аскезы, воздержания и молитвы и особенным поведением: перед людьми юродивые предстают лишенными рассудка.

Молодая вдова во время похорон супруга внезапно заявила, что «Андрей Федорович вовсе не умер; Ксеньюшка моя скончалась, аз же грешный весь тут». После похорон она раздала все свое имущество, дом подарила одной своей бедной знакомой с тем, чтобы та «пускала бедных на ночлег даром», оделась в оставшийся от мужа мундир и, не имея теперь жилья, стала бродить по Петербургу, откликаясь только тогда, когда ее называли именем покойного супруга. Так она решила угождать Богу как бы от лица своего почившего мужа, полагая, что ее христианские подвиги повлияют на его посмертную участь.

Взявшие на себя подвиг юродства скрывают свою настоящую жизнь и мысли от внешнего мира, посторонним известно о них крайне мало, поэтому имеющиеся сведения, как правило, очень скудны. К сожалению, не сохранилось ни метрических записей о рождении блж. Ксении (в миру Ксении Григорьевны Петровой), ни архивных документов о ее браке и смерти.

В «Петербургском некрополе» – справочнике о похороненных на кладбищах Санкт-Петербурга и его окрестностей в XVIII-начале XX в. (Петербургский некрополь. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1912-1913. Т. 2., С.545) – содержится следующая информация:

Ксения Григорьевна, жена придворного певчаго в ранге полковника, Андрея Федоровича Петрова. Осталась после мужа 26 лет, странствовала 45 лет. А всего жития 71 год; звалась именем Андрей Федорович (Смоленское православное кладбище). Умерла в конце XVIII или в начале XIX в.

Вероятно, эта запись была сделана в соответствии с сохранившимися у петербуржцев живыми воспоминаниями об угоднице Божией. Исследователи предполагают, что родилась блаженная Ксения между 1719 г. и 1730 г., а скончалась между 1794 г. и 1806 г. Вероятно, она происходила из семьи мещан, выйдя замуж за Андрея Федоровича Петрова, поселилась в Петербургской части (совр. Петроградская сторона), на убогой окраине города, где были расквартированы четыре гарнизонных полка, и, скорее всего, была прихожанкой церкви св. ап. Матфия (ныне разрушенной).

Установлено примерное нахождение ее с мужем дома по современной улице Лахтинской, в те времена носившей название ул. Андрея Петрова или, чуть позднее, ул. Петровской, поскольку улицы в этом еще неосвоенном будущем районе Санкт-Петербурга получали имена живших на них офицеров. Возможно также, улица стала называться так в честь самой Ксении, которая откликалась только на имя своего мужа.

В житии блж. Ксении сказано, что Андрей Федорович Петров был придворным певчим, который выслужился до чина полковника.

Однако, в списках певчих при дворе Елизаветы Петровны такого имени нет, – вероятно, эти сведения были взяты из рассказов самой Ксении, а юродивые, как известно, сознательно не раскрывают своей истинной жизни. Скорее всего, Андрей Петров был военным с офицерским званием. С мужем Ксения прожила, по всей вероятности, около 8-10 лет, если учитывать, что замуж она была выдана, достигнув «подходящего» возраста, т.е. 16-18 лет. Детей супруги не имели.

Практически, единственным источником информации о жизни и подвигах блж. Ксении служит народная память о ней жителей тогдашнего Петербурга, по грязным, немощеным улицам которого дни напролет, в любую погоду, скиталась юродивая.

Вначале говорили, что молодая вдова сошла с ума от горя, а ее родственники даже подали прошение начальству покойного Андрея Федоровича с просьбой не позволять безумной раздавать свое имущество. Однако, Ксения находилась в здравом уме и рассудке, и начальство, побеседовав с ней, признало ее совершенно вменяемой и имеющей право свободно распоряжаться своим имуществом.

Очень скоро горожане поняли, что Ксения не сумасшедшая и не простая нищенка, а добровольная страдалица и угодница Божия. Говорила блж. Ксения мало, в основном предсказаниями, которые вскоре и сбывались. От ее прикосновений исцелялись больные; в домах, где она побывала, воцарялись согласие, любовь и достаток. Среди торговцев Сытного рынка считалось хорошей приметой, если Ксения что-то возьмет в лавке – пирожок, кусок хлеба, орех – значит, в этот день торговля будет успешной. Извозчики ехали за Ксенией, веря, что, если она проедет хотя бы несколько сажен или просто присядет на ступеньку коляски, выручка в этот день будет большой.

Матери старались, чтобы Ксения прикоснулась к ребенку, что расценивалось как благословение; бездетным Ксения помогала обрести долгожданных детей; девушкам – удачно выйти замуж. Благодать Божия действовала в этой женщине, исполнившей слова Господни: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).

Блж. Ксения не просила милостыню; люди давали ей деньги и теплую одежду, которые она тут же раздавала нищим. Когда мундир ее мужа окончательно истлел, из тех вещей, что ей давали, она стала брать женские кофту и юбку зеленого и красного цветов (по цветам военного мундира), в которых она обычно и изображается на иконах.

В 1757 году был издан императорский указ, запрещавший нищим и убогим побираться на улицах столицы. Петербургская полиция заинтересовалась Ксенией – в частности, тем, где она проводит ночи. За ней была установлена слежка, и выяснилось, что Ксения во всякую погоду уходила на ночь в поле, коленопреклоненно становилась на молитву и не вставала до самого восхода солнца, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны света.

Также житие блаженной сообщает, что однажды рабочие, строившие каменную церковь на Смоленском кладбище, стали замечать, что «ночью, во время их отсутствия, кто-то натаскивает на верх строящейся церкви целые горы кирпича… Наконец, решили разузнать, кто мог быть этот даровой работник, каждую ночь таскающий для них кирпич. Оказалось, что этот неутомимый работник была раба Божия Блаженная Ксения» (Св. блж. Ксения Петербургская. СПб, 1999).

Первыми публикациями народных рассказов о жизни святой являются заметки в петербургской газете «Ведомости Санкт-Петербургской городской полиции» от 2 и 12 декабря 1847 года:

«Андрей Федорович – будем называть ее этим именем – очень сердилась, когда называли ее Ксенией, и часто говаривала: «Да не троньте покойницу, что она вам сделала, прости Господи». Может быть, в самом деле, несчастная была убеждена в том, что совершенно справедливо носит имя своего покойного мужа.

С 26 лет начались ее страдания и известность, первоначально приобретенная тем, что Андрей Федорович тотчас после смерти своего покойного мужа надела белье, камзол, кафтан и все платье покойника. И, бросивши дом, плакала и расхаживала по грязным улицам тогда совершенно убогой Петербургской стороны, уверяя всех и каждого, что она Андрей Федорович, придворный певчий, ея муж.

Долго носила она это платье, до тех пор, пока истлело и развалилось оно на ея теле. Будучи известна всему околотку как юродивая, но честная женщина, она сначала возбудила к себе жалость, а потом особое уважение: «Кто не принадлежит миру, тот принадлежит Богу», – говорили ея современники, и кормили и одевали свою бедную. Она не брала теплой одежды, и, прикрывая грудь остатком камзола своего мужа, носила только самое необходимое женское платье. Зимой, в жестокие морозы, она расхаживала по улицам и Рыночной площади в каком оборванном балахоне и изношенных башмаках, надетых на босые ноги, распухшая и покрасневшая от мороза. Она не имела своего угла, и, будучи доброй, кроткой и чрезвычайно набожной, в тех домах, где ее знали, всегда находила себе приют и кусок хлеба, – ее принимали ласково и даже с глубоким уважением бедные жители крошечных домиков, какими в то время была усеяна Петербургская сторона...»

В возрасте 71-го года блж. Ксения скончалась и была похоронена на Смоленском кладбище – там, где она тайно помогала возводить церковь, по ночам поднимая кирпичи на строительные леса. Могила Ксении сразу же стала местом паломничества, на ней происходили исцеления больных и другие чудесные случаи. Позднее над надгробием была возведена часовня св. блаженной Ксении Петербургской.

Святая блаженная Ксения Петербургская еще при жизни совершила множество дел помощи в устроении семейной жизни, которые сохранились в народной памяти. Из их числа можно привести следующие два:

«Однажды Ксения навестила свою знакомую вдову Голубеву, у которой была красавица-дочь 17-ти лет. Ксения любила девушку за тихий, кроткий нрав и доброе сердце. Однажды она сказала: «Ты тут кофе варишь, а муж твой жену хоронит на Охте. Беги скорее». Не смея ослушаться, мать с дочерью поспешили на Охту и попали на похороны: молодой доктор провожал в последний путь свою жену.

Уже когда народ расходился с кладбища, рыдающий вдовец буквально лишился чувств на руках у подоспевших Голубевых. Так завязалось знакомство, а через год юная Голубева стала женою доктора. Они прожили вместе счастливо до глубокой старости и завещали детям почитать блаженную Ксению.

Таким же удивительным образом изменилась и судьба Параскевы Антоновой, одинокой и немолодой уже женщины, которой Ксения подарила свой дом. Ей угодница сказала: «Ты вот тут чулки штопаешь, а тебе Бог послал сына. Иди скорее на Смоленское кладбище». Антонова поспешила на Васильевский остров и увидела толпу народа: извозчик сшиб беременную женщину, которая тут же родила мальчика и скончалась.

Антонова приняла ребенка на свое попечение, и, как ни старалась, не смогла разыскать его отца, поэтому усыновила мальчика и дала ему свою фамилию. Впоследствии он сделался очень важным чиновником и с глубоким благоговением относился к приемной матери, как и к памяти Ксении блаженной». (Небесные покровители Санкт-Петербурга / Сост. О.С. Надпорожская. СПб., М., 2003).

Некоторые исследователи убеждены, что усыновленным Параскевой Антоновой ребенком является Андрей Иванович Антонов, дослужившийся до чина действительного статского советника, о котором имеются документально подтвержденные сведения. Вполне объяснимо, что Параскева Антонова назвала мальчика Андреем – в честь блж. Ксении, именовавшей себя Андреем Федоровичем.

В адресной книге 1809 г. статский советник Антонов Андрей значится как владелец дома № 847 по улице Петровской Петербургской части (Санкт-Петербургская адресная книга на 1809 г. СПб.: Типография В. Плавильщикова, 1809. С. 7.) Во второй части этого же источника, в разделе «Чиновники» указан Антонов Андрей Иванович, статский советник при Экспедиции заготовления бумаг для государственных ассигнований, проживающий по адресу «Литейная часть, квартал 1, по Преображенской улице в Глебовом доме № 34» (Санкт-Петербургская адресная книга, С. 199). В «Петербургском некрополе» имеется запись об А.И. Антонове, похороненном на Смоленском кладбище, видимо, рядом с женой и детьми (Петербургский некрополь, Т. 1. С. 77), где указаны даты его рождения и смерти: 15 августа 1749 г. – 2 сентября 1835 г.

Если этот человек действительно был тем ребенком, которого Параскева Антонова нашла у Смоленского кладбища, то можно точнее определить даты жизни блаженной Ксении. Поскольку дар прозорливости святая стяжала во время подвига, принятого на себя после кончины мужа, то на момент рождения А. И. Антонова в 1749 г. блж. Ксении было минимум 26 лет, т.е. родилась она не позднее 1723 г. Умерла же она не ранее 1794 г., когда на Смоленском кладбище началось строительство церкви Смоленской иконы Божией Матери, которому блаженная содействовала своими трудами. Между 1723г. и 1794г. прошел 71 год – возраст блаженной, который указывается на момент ее смерти, следовательно, можно предположить, что датами жизни св. блж. Ксении Петербургской являются 1723-1794 годы.

Впрочем, для тысяч людей, идущих помолиться и несущих записки в часовню матушки Ксении на Смоленском кладбище, не так важны годы ее жизни – они обращаются к ней за той реальной помощью, которую святая своими молитвами оказывает всем просящим.

После многолетнего народного почитания блаженная Ксения была причислена к лику святых в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Днем ее памяти выбрали 6 февраля (24 января по старому стилю), поскольку в этот день христиане почитают память святой Ксении Праведной Римлянки, жившей в V веке. Чтобы избежать нежеланного брака, устроенного ее богатыми родителями, она отправилась в долгие странствия, во время которых данное при рождении имя Евсевия забылось, и святую стали звать Ксенией, что означает по-гречески «странница».

Подвиг святой Ксении во имя любви неизмерим: отказ от своего имени является не просто формой проявления юродства, но высшей формой самоотречения ради спасения другого человека. И во времена петербургской блаженной, и сейчас – многие ли отважились бы на подобный подвиг ради своего возлюбленного или возлюбленной?

Каждый волен выбирать, какой святой ему ближе и кого просить о счастливой любви и семейном благополучии. Но, думается, человек, всерьез желающий обрести настоящую любовь, не станет выполнять предлагаемые сегодня в изобилии языческо-магические обряды, сопутствующие «дню св. Валентина», не имеющие никакого отношения к самому святому и оскорбляющие его память. А, скорее, станет прибегать к помощи святых Петра и Февронии или блаженной Ксении Петербургской, покровителей настоящей любви, формулу которой открыл еще апостол Павел:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». (1 Кор. 13, 4-8).

Купол часовни блаженной Ксении на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге

 

•В других номерах:•

№7 (119) / 5 •октября• ‘15

Угодники Божии

Русские дети-святые

Статью подготовила Юлия Комлева, кандидат исторических наук

№3 (115) / 15 •декабря• ‘14

Угодники Божии

Святой праведный Симеон Верхотурский: Как стать другом Господа?

Статью подготовила Елена Сетник

№2 (114) / 12 •декабря• ‘14

Угодники Божии

Ходатай земли нашей

Священник Борис Бароев, настоятель храма Рождества Христова п. Алтынай Сухоложского района Каменской епархии

 
Угодники Божии

Вошедший в покой

Алексей и Галина Коршун

27 января – память святого преподобного Иоанна (Кевролетина) «тщимся убо внити в покой оный…»Евр. 4, 11Ранняя весна 1932 года. Веселый мартовский денек. Радостный птичий щебет настойчиво и неустанно доносится с улицы.

 
Угодники Божии

Имя – Ксения

Раба Божия Ксения

«Таня, ты хоть ее вразуми! Кто так детей называет?! Ксения – что за имя такое? И как ребенка ласково называть?», – так сетовала моя бабушка в первый день моего рождения. Тогда, в начале 80-х годов, имя Ксения было очень редким, как говорится, не на слуху. На мамину подругу возлагалась…

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс