•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
Драмкружок, кружок по фото,
А еще мне петь охота!
А за кружок по рисованью
Тоже все голосовали…
Это не только любимый и с детства знакомый стишок, это еще и суровая правда жизни. Действительно, сейчас предоставлен большой выбор воспитательных, образовательных программ, открываются новые психологические центры, предлагающие различные развивающие программы для детей. Родителям хочется развить в своем ребенке таланты и видеть его всесторонне развитым. И, кажется, чем раньше начать с ребенком заниматься, тем больше удастся вложить в него, тем умнее, талантливее он будет. Как часто приходится слышать от педагогов: «Чем больше ребенок занят, тем больше он собран, тем больше он успевает». Пример одних детей убеждает в верности этого правила, пример других — в обратном. Так где же золотая середина, как помочь своему ребенку открыть и развить данные Богом способности и научиться применять их в жизни? Как не перегнуть палку и не превратить любимое занятие в самое ненавистное? Давайте обратимся к мнению специалистов.
Георгий Амусин, врач-психотерапевт: «Полезно ли максимально нагружать ребенка?» — это вопрос из серии «Может ли поезд сам ходить по расписанию?». Расписание для него должно быть составлено тем, кто называется диспетчером. Причем, диспетчер должен отнестись к этому ответственно и разумно, иначе беды не избежать.
Достаточно часто родители приводят на прием детей, обучающихся в элитных заведениях, и говорят примерно следующее:
— Моя девочка занимается балетом, музыкой, иностранным языком, учится в школе.
— А сколько ребенку лет?
— Девять.
— А как он у вас отдыхает?
— Ну, как отдыхает? Спит, ест. Два раза в год выезжаем на различные зарубежные курорты.
— А вы, мама, как от этой жизни отдыхаете?
— Ой, я очень устаю, мне ее надо вовремя увезти, привезти.
— А как отдыхает ребенок?
— Она иногда в машине засыпает.
— А есть ли у вас возможность, чтобы ребенок почувствовал себя ребенком?
— ?..
У ребенка спрашиваешь:
— Ты кем себя чувствуешь?
— Ученицей. Еще я балетом занимаюсь.
— А что это такое — быть ребенком?
— Это значит ничего не делать, есть все, что я захочу, устраивать дни отдыха, как праздник непослушания.
И тут уже понятно, что дальше человека ждет. Спрашиваешь у мамы, сколько еще времени, на ее взгляд, ребенок сможет выдержать эту ситуацию.
Мама отвечает:
— А куда денется? Мы даже и не задумываемся, выдержит — не выдержит. Это же все так надо, чтобы в наше непростое время человек состоялся. У него же таланты есть.
И сколько лично я видел примеров таких загубленных детей-талантов, в свое время загнанных родителями. Они отказались от реализации своих способностей в искусстве или в спорте из-за того, что им не дали время выстроить отношения со своим талантом, понаслаждаться им! Я не знаю, насколько это разумно — быть такими «прогрессивными» в воспитании и так загружать свой день даже взрослому человеку, безоглядно живя, как придаток к некоторым системам образования. Очень часто человек при этом теряется. Не случайна заповедь «Помни день субботний», своевременно оставляй свои дела. Ей несколько тысяч лет, но актуальности своей она не потеряла. Мы часто сами себя и своего ребенка загоняем, превращаем это в какую-то систему: «Ты должен состояться, ты должен это получить». А что будет с ребенком через некоторое время? Остановитесь, подумайте. Не постесняйтесь, сходите в старший класс, проанализируйте ситуацию; если необходимо, то проконсультируйтесь со специалистом.
Организовать нагрузку можно планомерно, но планомерная организация предполагает отдых. Причем, отдых не в той форме, которая спущена сверху, а в той, которая подойдет конкретному маленькому человеку. Впору уже статистические исследования проводить, сколько детей сошли с дистанции, предложенной родителями, и больше туда возвращаться не собираются. «Родители ели виноград, а оскомина на зубах у детей».
Нужно выбирать систему приоритетов. Если дал Господь талант ребенку — создайте систему развития этого таланта, но такую, чтобы сам носитель таланта в ней не захлебнулся.
Андрей Курпатов, психотерапевт: Развитие ребенка — это длительный, поэтапный, сложный процесс. Мозг ребенка должен созреть к каждой конкретной функции, должна сформироваться, отстроиться и заработать нервная система. В каждом ребенке изначально заложен огромный потенциал. «Торопить» ребенка в его развитии — это травмировать его психику, и, кстати сказать, самим травмироваться, переживая «комплекс плохого родителя». Ждать от ребенка, что он прыгнет выше головы, внутренне требовать от него того, на что он еще просто физически неспособен, — вот что значит быть плохим родителем.
Хороший родитель — это адекватный родитель, который понимает, с какими огромными трудностями на каждом этапе своего развития сталкивается ребенок, и помогает ему эти трудности преодолеть. Можно ли обмануть время? Лев Семенович Выготский — выдающийся психолог начала ХХ века, который как раз много и серьезно занимался детской психологией, — сформулировал понятие «зоны ближайшего развития». Этот научный термин используется для описания способности детей развиваться через участие в деятельности, которая несколько (но незначительно!) превышает уровень их способностей. Причем, работает эта «зона» лишь при неусыпном контроле и содействии со стороны взрослых и очень ограничена — мы как бы задаем ребенку ближайший рубеж, но не пытаемся предложить ему «взрослые» способы решения тех или иных задач. В остальном же, сверх этой «зоны» и выше головы не прыгнуть.
Мы можем стараться всячески стимулировать развитие ребенка, не понимая, что соответствующие навыки ему пока совершенно не нужны, что у него нет ни внутренней потребности в них, ни, учитывая состояние его мозговых структур, способности адекватно их использовать. Да, приятно знать, что твой четырехлетний ребенок уже «бегло читает», но способно ли это чтение дать ему то, что могло бы? И не тратит ли он это время в ущерб тем занятиям, которые действительно послужили бы его полноценному и всестороннему развитию?
Это очень важный вопрос, на которой современные психологи дают однозначный ответ — лучше не торопиться. Дайте ребенку возможность взять максимум на каждом уровне его развития, и тогда следующий пройдет и лучше, и с большим эффектом. Главный принцип, который мы должны использовать в процессе воспитания ребенка, — «можешь только то, что можешь». Причем, это касается как самого ребенка, так и нас самих. Есть то, что он может на данном этапе, а есть то, что вне, так сказать, сферы его компетенции. Есть то, что мы — как родители — можем на данном этапе развития нашего чада, а есть то, чего мы не можем.
В заключение хотелось бы подвести небольшой итог и отметить, что каждому человеку от рождения Господь дал огромный потенциал, своеобразные дары. И, безусловно, задача родителя разглядеть в ребенке этот потенциал и помочь развить, а не зарыть талант в землю. Но развивать своего ребенка нужно с учетом его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических возможностей. Можно обратиться к образу лестницы: держа ребенка за руку, идти с ним рядышком, шаг в шаг, аккуратно подстраиваясь под темп ходьбы ребенка, двигаясь вперед вместе с ним. И тогда процесс развития будет естественным и радостным для всех его участников.
Принято считать, что воспитать девочку не так сложно, как мальчика. Дескать, мальчики озорные, а девочки гораздо спокойнее.
«Благословляйте, а не проклинайте» (Рим. 12, 4).
Рождество Христово — один из самых светлых православных праздников, время, которого с нетерпением ждут и дети, и взрослые.
Талант, данный Господом, можно использовать как во славу Божию, так и во славу свою.
В этом номере «Православного вестника» о своем обретении Бога рассказывает матушка Ольга Попиченко.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.