Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №3 (80) → Святой благоверный князь Даниил Московский

Святой благоверный князь Даниил Московский

№3 (80) / 12 •марта• ‘09

Алексей и Галина КоршунУгодники Божии

День памяти – 4 марта.

Всё в мире подчинено воле Творца. В христианской молитве по-особенному звучат слова: «Да будет воля Твоя». Мы ждём от Господа богатые и щедрые милости, но иной раз забываем о том, что о каждом из нас у Бога есть особый замысел как о потенциальном проводнике Его воли в материальном мире. Человек — единственное существо на Земле, обладающее, подобно Создателю, собственной волей и способное превозмочь инстинкты, рефлексы и прочие «прелести» природных начал.

Но всегда ли человек делает правильный выбор? Всегда ли человеческое произволение совпадает с волей Божией? Слишком часто сладкий голос гордыни уводит человеческое сознание в иллюзорные просторы собственной непогрешимости. Отчего и творятся на земном шаре разного рода «униженья века, неправда угнетателей, вельмож, заносчивость, отринутое чувство, нескорый суд и более всего насмешки недостойных над достойным» — всё то, отчего начинает человеческое сердце обливаться слезами и взывать к справедливости.

Если бы мы веровали в Бога по-настоящему, если бы мы не на словах, а на деле были христианами, до конца исполняли бы волю Божию и заповеди Его, то на Земле воцарился бы рай. Конечно, это утопия. И всё же дело можно сдвинуть с мёртвой точки, если каждый из нас начнёт с себя, попытавшись, для начала, понять и осознать промысел Божий о себе самом, подобно тому, как это сделал святой Даниил, князь Московский.

Возлюбив Господа всем сердцем, душою и разумением, князь собственную волю подчинил священной воле Его. До последних дней своей жизни он оставался верен Богу, за что и стал именоваться «благоверным». Господь прославил угодника Христова нетленностью святых его мощей, которые были обретены в 1652 году после того, как три с половиной века пролежали в земле. При гробе Даниила происходило множество чудес и исцелений, свидетельствующих о том, что благодать Божия почила на его мощах. Впрочем, и при жизни благодать Божия не оставляла святого князя. Его земной путь по-своему чудесен и мало похож на то, каким предполагался для самого младшего четвёртого сына великого князя Александра Невского.

Свято-Даниловский монастырь в Москве. Древнейший из храмов монастыря — храм Святых Отцов Семи Вселенских соборов. Здесь покоятся мощи святого благоверного князя Даниила Московского

В условиях «разброда и шатания», какие царили на Руси в те времена, князь Даниил не мог рассчитывать на многое. Не то чтобы чего-то достигнуть, даже выжить в окружении многочисленных врагов представлялось сложной задачей. Даниилу не было и двух лет, когда в 1262 году его отец, прославленный в веках защитник земли русской, почил, оставив младшенького без отцовского благословения. Русь несла ярмо татаромонгольского ига, тяжесть которого усугублялась раздорами амбициозных князей. Среди этих драчунов были и старшие братья Даниила — князь Владимирский Димитрий и князь Городецкий Андрей. После смерти Александра Ярославича Димитрий и Андрей долго пытались поделить наследство. К согласию так и не пришли. Лишь спустя десять лет после смерти отца снизошли до младшего брата: выделили в удел Даниилу никому не нужное захолустное Московское княжество. «На тебе, Боже, что нам не гоже!», мол, младшему брату и такое сгодится. Всё это напоминало бы сказку об Иванушке-дурачке, если бы Даниил сидел на печи и ждал лучших времён. Но не таков был характер будущего святого. Для нравов и обычаев того времени свойства его натуры уникальны. Склонный к ак- тивной деятельности, Даниил начисто был лишён гордыни. При всей его решительности и смелости, он, прежде всего, уповал на милость Божию, поэтому и остался в веках как миротворец, а не завоеватель.

Надо отдать должное его учителям (и в первую очередь, очевидно, его матери, праведной Васе). Они воспитали в нём совсем не те качества, которые, с точки зрения «здравого смысла», могли ему потребоваться в неизбежных междоусобицах. Вместо хитрости, изворотливости и нетерпимости в нём воспитали благочестие, любовь и смирение.

Святой Даниил не желал следовать пословице «с волками жить — по-волчьи выть». Он отвергал этот единственно возможный образ поведения в обществе, в котором приветствовалось вероломство и обман. Князь действовал вопреки укоренившейся на тот момент на Руси традиции решения споров с помощью силы, но почти всегда достигал своей цели. Всей своей жизнью, делами и поступками Даниил показывал пример мирного решения проблем, возникающих в кругу русских князей, являвшихся, по сути, одной семьей.

Но князья продолжали рубиться друг с другом изза клочков земли скорее изза гордыни, чем по какой-то исторической необходимости. Вместо того, чтобы оказать сопротивление «рэкетирам» в лице ордынских ханов, исправно собирающих подать с русских, князья ехали на поклон в Орду, прося помощи у татар в борьбе со своими же братьями. Ну чем не бандитские разборки, в которых «кто сильнее, тот и прав»?!

Так произошло в 1293 году, когда великий князь Андрей Александрович, желая «укоротить» старшего брата Димитрия, привёл из Орды татарские полчища во главе с Дюденем. Огнём и мечом прошлись разбойники по русским городам: они разграбили Муром, Суздаль, Владимир, Юрьев Подольский, Коломну, Дмитров. Благоверный князь Даниил за неимением сил оказать отпор, впустил врага в Москву, смиренно снеся унижение. В Успенском соборе города Владимира русско-татарская шайка даже медные напольные плиты растащила. О каком православии можно было тогда говорить? Подобный эпизод изображён в фильме Тарковского «Андрей Рублёв», герой которого теряет всякую веру в человечество после этих ужасных событий и накладывает на себя обет молчания.

Князь Даниил же не терял присутствия духа. В 1295 году он собрал собственное войско и выступил против зарвавшегося брата Андрея, встретившись с ним возле Юрьева Толчища. Даниил не собирался проливать кровь, и его миролюбие, сопряженное со способностью убеждать, превозмогли агрессивность князя Андрея. Драки не случилось. Но Даниил мог и силу применить для защиты своих владений, когда другого выбора не оставалось. В 1300 году он со своей дружиной разогнал татарскую рать, приведённую рязанским князем для нападения на Московские земли. Настоящий хозяин своих земель и защитник своего народа, он не пустил очередных воров в свои владения. Это было первым успешным сражением русских с ордынцами, став, своего рода, моделью будущей битвы на поле Куликовом. Московский князь, продолжая дело отца, показал всей Руси, что и с восточным неприятелем можно бороться, а не только с западным...

В Данииле жила неугасимая надежда на то, что ему удастся пробудить совесть в заблудших душах князей, обратить их к покаянию и положить конец междоусобному кровопролитию. В 1296 году русские князья собрались во Владимире, чтобы разрешить назревшие противоречия. Страсти кипели, никто не хотел уступать, но всё же князья разошлись мирно. Очевидно, благоразумный настрой Даниила и здесь охладил горячие головы.

Одни из первых попыток собрать русские силы — пусть пока далеко не все — в один кулак также произошли благодаря Даниилу. Заслуживший авторитет у новгородцев, князь московский был призван на княжение в Новгород. К тому времени уже существовал союз Москвы с Тверью и Переяславлем. Вместе с Новгородом они представляли значительную силу. Московское княжество расширилось. Но не за счёт завоеваний, а по промыслу Божиему. Умирая бездетным, князь Переяславльский Иоанн Димитриевич, племянник Даниила, уважавший и любивший своего дядю за добротолюбие и мудрость, завещал ему свои владения. В те времена эти земли были вторыми после Ростова по числу жителей. Главный же город княжества представлял собой уже готовую столицу, хорошо укреплённую и защищённую со всех сторон.

Даниил не стал переносить столицу, оставшись верным Москве. Святой князь вряд ли предполагал, что Московская Русь станет единственной хранительницей истины Православия. Но, будучи благоверным христианином, он до конца оставался проводником замысла Божиего о русском народе, о будущей Великой Российской империи.

С исторической точки зрения, Даниил проявил себя как независимый и весьма незаурядный правитель, расширивший и укрепивший собственное княжество, а также значительно повлиявший на потепление в отношениях русских князей. Дальновидный и сострадательный правитель, он мог бы послужить образцом для нынешних политиков, равнодушных к нуждам простых людей, преследующих сиюминутные и, как правило, личные цели. Святым Даниилом двигали кротость и любовь. Он понимал, что сила народа — в единстве и соблюдении заповедей Божиих. За 42 года земной жизни (он умер в 1303 году), Даниил сумел заложить фундамент единовластия. Святой угодник словно спроектировал будущее России. При княжении Даниила Москва из большой деревни превратилась если ещё не в стольный град, то, по крайней мере, в системообразущий центр будущего российского самодержавия, которое на протяжении нескольких веков станет залогом процветания нашего государства. Без крепкой монархии и Православия русский народ не устоял бы перед лицом многочисленных врагов с Запада и с Востока и, скорее всего, давно бы исчез с лица земли, растворившись в череде собственных завоевателей.

... «Золотой телец» тщится править нынешним миром. Не избежала болезней современности и Москва. Но всё же кроткий и незлобивый дух её первого святого до сих пор пребывает в столице, давая надежду на избавление от греховных недугов. Город, олицетворяющий Россию, не может встать на колени перед врагом, как не случалось этого и встарь. Тем более, что у него есть столь сильный небесный заступник — святой благоверный князь Даниил Московский.

 

•В других номерах:•

№7 (119) / 5 •октября• ‘15

Угодники Божии

Русские дети-святые

Статью подготовила Юлия Комлева, кандидат исторических наук

№3 (115) / 15 •декабря• ‘14

Угодники Божии

Святой праведный Симеон Верхотурский: Как стать другом Господа?

Статью подготовила Елена Сетник

№2 (114) / 12 •декабря• ‘14

Угодники Божии

Ходатай земли нашей

Священник Борис Бароев, настоятель храма Рождества Христова п. Алтынай Сухоложского района Каменской епархии

 
Праздник

15 марта – день празднования иконы Божией Матери «Державная»

Алексей и Галина Коршун

Я твердо верю — Русь Святая, Как феникс, встанет из огня, И вновь воскреснет жизнь былая В лучах блистательного дня. Сергей Бехтеев, 1922 г.

 
Простые вопросы

Подготовка к исповеди

Полина Митрофанова

Что такое покаяние? Оставление прежнего и печаль о нем. Преподобный Исаак Сирин

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс