Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

Главная → Статьи → Молодежный отдел: вместе – к Богу

Молодежный отдел: вместе – к Богу

Если про детей, ходящих в церковь, можно подумать, что их принудительно водят туда родители, а про людей старшего возраста – что они пришли в храм, так как жизнь прожита – пора и о душе подумать, то про молодых людей такого не скажешь. Туда, где неинтересно, молодежь вряд ли пойдет, и насильно мил ей не будешь. Умы юношей и девушек ищут истину, а сердца – крепкую дружбу и настоящую любовь.

О том, чем живет молодежное движение Серафимо-Саровского прихода, его участники рассказали корреспонденту ПВ Ирине Пономаревой.

Александр Горлов, 29 лет, – руководитель приходского молодежного отдела, чтец и пономарь, катехизатор, учащийся Екатеринбургской духовной семинарии.

– Как вы пришли в молодежное движение?

– Это было несколько лет назад. Я был на приеме у владыки Викентия – по другому вопросу, но архиерей почти сразу благословил мне заниматься молодежным направлением. Он несколько раз в категоричной форме повторил: «Думай, как приводить молодежь в храм». Наверное, он что-то такое увидел в перспективе, что мы сейчас прорабатываем.

Мне тогда хотелось совсем другими делами заниматься – больше внимания уделять учебе в семинарии, непосредственному служению в храме… Однако, миссионерская работа – тоже часть церковного служения, и я начал знакомиться с тем, что происходит в области молодежной церковной политики в нашей епархии, осваивать различные форматы работы с молодыми людьми.

У меня был опыт руководства молодежным клубом в Храме-на-Крови, а затем отец Гермоген пригласил меня организовать молодежный отдел в приходе преподобного Серафима Саровского. Во время очередной встречи владыка Викентий повторил свое благословение заниматься молодежным служением. При этом он загадочно улыбнулся и сказал: «Хорошо, что ты у отца Гермогена». Для меня эти слова много значат, это своего рода указатель.

– Семинарское образование – это основное ваше образование?

– С образованием у меня длинная история. После окончания школы я поступил в юридический колледж.

Ушел из него незадолго до окончания и уехал учиться на Святую Землю.

– Да, неожиданно. Как это получилось?

– В колледже меня возмущало, что дипломы и оценки покупали оптом и в розницу. Решил, что такое образование мне не нужно. Когда узнал о возможности поехать по студенческой программе в Иерусалимский университет, не было сомнений, что там подобные явления исключены. И в этом я не ошибся. Тогда я еще не был воцерковлен, стремился получить хорошее светское образование и мечтал сделать научную карьеру, а Иерусалимский университет славится учеными с мировым именем.

Сначала я обучался по специальной программе для иностранных студентов – готовился к поступлению в вуз, а затем учился в университете на гуманитарном направлении – осваивал языки, историю, психологию. В общей сложности провел на Святой Земле около пяти лет. Учился, работал, жил в Старом городе – там, где сосредоточены величайшие святыни. Правда, ими я тогда не очень интересовался. На Святую Землю я поехал, как на страну далече. По пути на работу и с работы ежедневно проходил по Виа Долороса, бывал в храме Гроба Господня, в Свято-Троицком храме Русской Духовной Миссии в Иерусалиме… Но тогда я не вполне осознавал, что это за святыни. Я был далеко от Церкви.

Все переменилось как-то внезапно. Я понял, что пора возвращаться на родную землю. Я и раньше не собирался навсегда поселиться за границей, хотел получить там хорошее образование и работать в России. Дома меня ждала моя невеста, а ныне – супруга. По возвращении нательный крестик, который там я не носил (не знал тогда, что крестик снимать нельзя), я дал своей невесте и попросил надеть на меня – это было очень символично. И это было для меня во всех отношениях возвращением. Я вернулся навсегда и понял, что возвращаюсь в Православие.

Правда, история с образованием на этом не закончилась – я еще учился на историческом факультете УрГУ, который тоже не окончил, потому что мне показалось не актуальным светское образование. Сейчас пишу диплом в семинарии. Собираюсь поступать в Московскую Духовную Академию. Кроме того, иногда подумываю о филологическом факультете УрФУ: у меня вся семья – учителя русского языка и литературы, да и хочется подвести черту, завершить получение образования. Но не знаю, будет ли на это время: у меня семья, жена и сын, работа с молодежью…

Я вообще по натуре максималист. Когда поступал в семинарию, владыка задал мне традиционный вопрос: для чего поступаешь, хочешь ли быть священнослужителем? Я тогда ответил, что хочу быть максимально полезным Церкви. Для меня важно, чтобы работа, которую мне благословили, активно продвигалась. Нужно создать крепкую молодежную общину, а затем работать на расширение – привлекать новых людей. Чтобы это все сохранялось и развивалось, нужно много сил.

– А что в работе с молодежью главное?

– В приоритете – воцерковление молодежи. Важно, чтобы люди не просто приходили пообщаться друг с другом, но чтобы меняли свою жизнь, выстраивая ее по заповедям, чтобы регулярно участвовали в церковных Таинствах.

Хотелось бы, чтобы человек вполне осознавал себя частью Церкви – и был по факту частью Церкви. Это именно наша общая цель – единство духа, единство веры. Поэтому основные направления в нашем молодежном отделе – это евангельские чтения и киноклуб, который стал площадкой для обсуждения жизненных ценностей. Все остальное – пение (раньше учили народные песни, сейчас – осваиваем Литургию), социальное служение (мы ездим к детям в тубдиспансер, устраиваем для них кукольные спектакли и духовные беседы, привозим материальную помощь, подарки), спорт (основы рукопашного боя один из наших прихожан преподает для мужской половины) – все это второстепенно.

Также мы занимаемся проблемой абортов: сотрудничаем с организацией «Воины жизни» и центром защиты материнства «Колыбель», участвуем в их акциях. В планах: выход в вузы с блиц-лекциями – короткими презентациями на тему абортов. Молодежь редко может воспринимать что-то затяжное, поэтому все надо минут за 20 рассказать, а дальше – общение, живой диалог о том, что такое аборт, почему аборт – это убийство с медицинской и духовной точки зрения. Ну и, конечно, мы принимаем активное участие в жизни прихода – в частности, помогаем нашим пожилым прихожанам.

Ребята у нас все взрослые, работающие. Но встречи нашего молодежного коллектива проводятся почти каждый день. В воскресенье – евангельские чтения, в понедельник – спортивные занятия (сейчас идет атака на Церковь, и молодые люди должны быть готовы встать на защиту святынь; важно и просто быть выносливыми и крепкими – крепкий организм на большие послушания способен), в среду – пение, в четверг – киноклуб, в пятницу – снова спорт. Раньше еще по вторникам были танцы. Каждый может выбрать то, что ему сейчас интересно.

Самый открытый формат у нас – это киноклуб. Фильмы смотрим с тем, чтобы потом вывести это на обсуждение. Не всегда человек может публично задать вопрос о себе самом, а после просмотра фильма он говорит уже не о своей личной проблеме, а о том, хорошо или плохо поступил какой-то герой. Можно абстрагироваться, и раскрыть многие актуальные вопросы. Именно с киноклуба для многих начинается знакомство с молодежным движением.

Я считаю, что важно не замыкаться, не сводить жизнь молодежного клуба к «междусобойчику», а сделать его местом, где пока нецерковные люди могли бы почувствовать себя нужными, интересными и влиться в приходскую общину. Мы не шарахаемся от мирской молодежи. Знаю – и это не в порядке критики – что во многих клубах происходит замыкание внутри уже сложившегося коллектива, люди боятся пустить новичков с их порой сомнительными мирскими привычками в свою «тихую гавань». Мы стараемся не дистанцироваться от мирской молодежи: мы сами вчера были мирской молодежью. Надо стараться понимать и чувствовать их проблемы, откликаться на эти проблемы, потому что это живая боль этих людей. Если мы будем в менторском тоне, свысока говорить – мол, мирские, что с них возьмешь – понимаете, это не по-христиански.

– Где проходят занятия молодежного отдела?

– Отец Гермоген выделил нам каминный зал – просторное и в то же время уютное помещение, где мы проводим евангельские чтения и киноклуб. А такие мероприятия, как спортивные тренировки, вечерки и прочее, проходят в здании православной общеобразовательной школы. То есть, созданы все условия.

Батюшка сам прекрасно помнит и нам напоминает, что Святейший Патриарх Кирилл назвал работу с молодежью одной из самых приоритетных. У Патриарха было выступление о том, что в каждом приходе должен быть человек, ответственный за работу с молодежью, и работа эта должна вестись не для галочки, а потому, что надо, чтобы молодежь в Церковь приходила – это будущее. Сейчас мы видим, что Церковь молодеет, но это идет не без усилий, а чаще – вопреки. А нужно, чтобы это происходило еще и при нашем содействии. Работа «на качество» никогда не должна прекращаться, но и количественный прирост тоже очень важен.

Не так давно митрополит Екатеринбург-ский и Верхотурский Кирилл благословил на базе нашего молодежного отдела создать миссионерскую школу. Такие у нас задумки.

– А совместные паломничества – это тоже про вас?

– Да, мы бывали в Тарасково, на Ганиной Яме, в Меркушино и Верхотурье. А еще 10 наших ребят побывали в Константинополе и в Иерусалиме на схождении Благодатного огня. Это паломничество нам подарил ктитор нашего храма Иван Денисович Вилкин.

Самое главное, что некоторые ребята в этих поездках первый раз в жизни исповедовались. В таких мероприятиях происходит не просто сплочение, а переход к новому качеству жизни – к участию в церковных Таинствах. После пребывания на святых местах несколько человек стали более-менее регулярно исповедоваться и причащаться, осознанно посещать богослужения.

Оксана Омелькова, 22 года – член приходского молодежного движения, светская специальность – бухгалтер.

– Как вы попали в молодежный отдел, как вообще стали прихожанкой Серафимо-Саровского храма?

– В первый раз я попала в храм, будучи совсем маленькой – лет семи. Мама привела меня на пасхальную службу, стоять ночью было тяжело, и мне было очень скучно. А в храм преподобного Серафима Саровского впервые я пришла в 15-16 лет. Я просто гуляла по окрестностям, увидела красивый храм и решила зайти. Мне понравилось, и я стала ходить на богослужения.

Однажды, когда мне уже было 20 лет, в одно из воскресений после службы ко мне подошел молодой человек, это был Александр Горлов, он и позвал меня в молодежный отдел. Он рассказал о том, какие интересные там занятия – пение, поездки, благотворительные акции; я решила присоединиться к ним, чтобы как-то разнообразить свою жизнь и проводить время с пользой для окружающих и для себя.

Начала я с посещения евангельских чтений. Мне сразу очень здесь понравилось, ребята все добрые, открытые, искренние. В следующее воскресенье я опять пришла, и так постепенно втянулась; теперь я не могу и не хочу отсюда уходить.

Надо сказать, что на первых занятиях я почувствовала себя очень глупой. Стало понятно, что надо срочно начинать читать Евангелие, вообще Библию, потому что выяснилось, что я не знаю даже самых элементарных вещей, которые должен знать любой христианин. Я начала читать разные книжки о том, как вести себя в храме, что вообще нужно делать православному христианину – как исповедоваться, как готовиться к Причастию и зачем это нужно. Стала стараться регулярно бывать на вечерней субботней и утренней воскресной службах.

В молодежном движении я нашла новых друзей. Когда я начала ходить в храм, частично мои прежние друзья отсеялись, зато вместо них появились другие – церковные. Дружба и любовь православных людей более крепкая и надежная. Вместе мы очень интересно проводим время. Многие из тех, кто не знаком с церковной жизнью, думают, что в храме собираются какие-то неадекватные люди и относятся к ним с некой настороженностью. А когда они приходят к нам и видят, что здесь тоже смотрят кино, играют в волейбол, поют, танцуют, вместе отмечают дни рождения и другие праздники и вообще крепко дружат, то понимают, как сильно они ошибались.

– Что из всех направлений молодежного движения вам наиболее близко?

– Мне очень нравятся танцы. Я умею танцевать латину и многое другое, некоторое время занималась балетом, но здесь мы, конечно, танцуем только бальные танцы. Раньше у нас был танцевальный кружок, потом на время его работа прекратилась, а сейчас, побывав на осеннем епархиальном балу по мотивам «Евгения Онегина», мы вновь загорелись желанием организовать танцевальные занятия.

Еще я очень люблю шить. И как раз для бала этот навык мне пригодился: найти платье, как ни странно, оказалось весьма затруднительно, поэтому пришлось шить его самой, буквально за два дня. Хотелось бы использовать способность к шитью на какое-нибудь благое дело. Потому что, как говорят святые отцы, данный от Бога дар нужно развивать и возвращать в виде таланта. А, значит, нужно мне что-нибудь такое придумать, чтобы шить во благо, а не просто так.

Но все-таки самое главное и любимое – это евангельские чтения. Ведь земная жизнь не вечна, и нужно готовиться к переходу в мир иной. Волейболом и танцами душу не очистишь, а чтобы прийти к покаянию, определить, правильно ли ты идешь, нужно читать Священное Писание, святых отцов. Мы разбираем Евангелие построчно и затем обсуждаем. И, что мне нравится, все ведут себя просто. Даже если ты чего-то не знаешь, тебя не будут высмеивать за неграмотность, а наоборот, помогут во всем разобраться, отнесутся к тебе с любовью.

Вообще, мы с ребятами крепко дружим, общаемся не только в рамках храма и всегда готовы прийти друг другу на помощь. Еще стараемся помочь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации. Недавно все вместе ездили покупать вещи для детишек из тубдиспансера. Также участвуем в противоабортных акциях.

– Почему вам интересна противоабортная тема?

– Многие люди не знают, как это прекрасно – дети. Например, у меня есть одна знакомая, которая в свои 18 лет собирается делать третий аборт. Она мне не подруга и не родственница, но мне как человека ее жаль, и я хотела бы ей помочь.

У меня самой много племянников, и я думаю, пора обзавестись и своими детьми. Кстати, у нас в молодежном движении образовалось уже несколько семейных пар. Люди приходят к нам, знакомятся, дружат, венчаются. А мы на них смотрим и учимся, как, скажем, жене смиряться, а мужу не быть «тираном» и при этом правильно вести за собой жену.

Как и многие, я раньше придерживалась феминистских взглядов, а теперь хочу научиться быть мягкой и покладистой, заботиться о муже, стирать, готовить и слушаться его.

– Вы участвовали в паломнических поездках с молодежным отделом?

– Да, мы ездили в Старопышминск, на Ганину Яму, в Тарасково. На источнике Марии Египетской я впервые попробовала окунуться. Море впечатлений! Раньше я боялась окунаться, а тут такая благодать, что очень захотелось. После этого у меня сильно начала болеть голова, и это длилось дня два. Мне подруга сказала: «Это из тебя все дурное выходит». Когда мы вернулись из Тарасково, боль прошла, и стало очень легко, и все проблемы, которые тогда были в жизни, разрешились.

Виталий Антипин, 28 лет – член приходского молодежного движения, иконописец.

– Как вы стали участником молодежного движения?

– В храм преподобного Серафима Саровского я хожу около трех лет – я здесь работаю иконописцем, а в молодежный отдел попал около года назад. После службы ко мне подошел Александр и позвал на евангельские чтения в каминный зал. Я сразу представил себе большой камин и людей, сидящих у огня… И пошел.

Камин оказался всего-навсего элек-трическим, зато евангельские чтения меня по-настоящему заинтересовали. Хотя я давно уже работал в Церкви (еще до прихода в этот храм расписывал храм в Гарях), но воцерковленным не был, ни в чем не разбирался, не понимал основополагающего значения молитвы и не знал, как развиваться духовно. На евангельских чтениях мне очень понравились люди – все такие хорошие, открытые. Хотя какое-то время мы присматривались друг к другу, я обдумывал, что мне нужно и зачем.

Решающую роль сыграла болезнь, после которой я стал ходить на евангельские чтения более стабильно. Осознал, что живем мы здесь, как гости, и только один раз, и надо хотя бы узнать, что это за мир и каков смысл жизни. В то время у меня было представление, что есть некий Бог, создавший нас; но о том, что нужно каяться, молиться, я не знал, не задумывался об этом. Я всегда считал себя хорошим человеком, а тут вдруг понял, что на самом деле я совсем не то, что раньше представлял себе.

Именно поддержка ребят помогла мне встать на путь истинный. Здесь все тепло друг к другу относятся, и при этом нет навязывания, как в сектах. Хочешь – верь, не хочешь – не верь. И те, кто по своему желанию приходят сюда, становятся единым организмом. Все стараются быть естественными, рады друг другу, конфликты бывают очень редко и быстро разрешаются.

Так постепенно весь мой круг общения стал церковным, и я считаю, что в этом мне повезло. Ведь людям, работающим в светских организациях, приходится нелегко. С прежними друзьями-художниками у нас интересы разошлись, нам стало не о чем разговаривать. А здесь мы говорим о Боге, о смысле жизни. Православный путь хотя и тернистый, но правильный и прекрасный, и что-то светлое ждет нас впереди.

– Что в молодежном отделе для вас самое интересное?

– Мне нравится спорт. Я занимаюсь в спортивном зале, чтобы быть в форме, в тонусе. С нами занимается наш прихожанин, который учит нас рукопашному бою.

– А вообще, на ваш взгляд, какое место занимает спорт в жизни православного человека?

– Второстепенное. Спорт нужен для здоровья, чтобы прожить долгую жизнь и успеть покаяться и исправить свои грехи. Чем больше проживешь, тем больше вероятность встать на путь истинный.

Кроме того, нужно быть здоровым и сильным, чтобы послужить своей семье. Да и вообще, разные бывают ситуации, в которых может понадобиться кого-то защитить. Но на первое место спорт ни в коем случае не должен выходить.

Еще мне нравится наш киноклуб. Фильмы смотрим разные – отечественные и зарубежные, православные и не очень. Больше всего мне понравился фильм «Форпост» – про батюшку, который занимается воспитанием 130 детей-сирот.

– Зачем православному человеку смотреть кино? Часто священники советуют вообще не смотреть телевизор…

– Есть люди, которые лучше всего воспринимают информацию визуально. И тогда через кино можно передать очень хорошие и правильные мысли. Меня, например, фильм может сильнее тронуть, чем книга. Но это – не считая книг святых отцов. Их я читать люблю – стараюсь по страничке осваивать святителя Игнатия Брянчанинова, Иоанна Златоуста, преподобного Серафима Саровского. Очень люблю книгу «Носители духа святителя Игнатия» – там собраны разные высказывания святых отцов, и когда читаешь эту книгу, то хочется молиться.

– Расскажите немного о вашей иконописной деятельности.

– Когда рисуешь в храме, то всегда стараешься делать это с молитвой Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешнаго». В иконописном деле во многом помогает Господь. Допустим, надо было нарисовать одну фреску, и я не мог придумать, как изобразить лик ангела. А потом еду в метро – и вдруг вижу человека, у которого такое красивое лицо – как раз то, что мне нужно. Я запомнил это лицо и потом изобразил.

И так Господь помогает все время. А в каких-то ситуациях, наоборот, что-то не получается – это для смирения. В любом случае стараешься молиться.

Ирина Пономарева

•Фоторепортаж•

 

•30 •января• 2013•

2012

2013

2014

•Январь• •Февраль• •Март• •Апрель• •Май• •Июнь• •Июль• •Август• •Сентябрь• •Октябрь• •Ноябрь• •Декабрь•
 

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс