•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
Есть люди с железной волей и слабовольные, есть своевольные и безвольные. В принципе каждый может проверить силу своей воли в «понедельник с утра», в то самое время, когда мы обычно планируем начать новую жизнь. А еще есть люди, которые задумываются не о силе, а о качестве своей воли – добрая она или злая. Как начать с понедельника новую жизнь, как стать человеком доброй воли?
Об этом мы беседуем с протоиереем Евгением Попиченко.
– Отец Евгений, что такое добрая и злая воля? И кого можно назвать человеком доброй воли?
– Нам всегда хочется отметить добрые поступки человека каким-нибудь громким словосочетанием. «Человек доброй воли» – как хорошо звучит. Но добро в мире людей – сложная тема. На самом деле истинное, абсолютное добро есть только у Бога. Помните, к Господу подошел человек и спросил: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19, 16 – 17).
В мире действует три воли: воля Божия, всегда благая и совершенная, злая воля духов злобы – когда-то отпавших от Бога ангелов, и воля человеческая, свободная, но колеблющаяся и несовершенная. Она находится в процессе формирования, и время на это формирование – земная жизнь. Человек за время жизни должен научиться управлять своей волей, соединяя ее с волей Божией. Только в этом случае человеческая воля становится доброй. Таких людей очень немного, так как для этого требуется определенный жизненный подвиг, особенно для живущих в миру. Среди суеты сложно достигнуть чистоты и прозрачности для Бога.
Тем не менее, и в миру есть возможности свою волю преклонять к добру – это служение милосердия, потому что именно в этом Церковь и мир находят взаимопонимание. В Екатеринбурге действует Православная Служба Милосердия. Каждое слово в названии несет глубокий смысл. «Православная» – самое главное отличие службы от всех других благотворительных организаций. Потому что главное сокровище, которое человек может найти на земле – это вера, личные отношения с Богом. Кроме земной (материальной и душевной) помощи сиротам, старикам и бездомным у нас есть возможность дать человеку самое главное – сокровище, о котором Господь сказал: «подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» (Мф. 13, 44).
«Служба» – важнейшее условие счастливой жизни. На Тайной вечере Господь, умывая ноги своим ученикам, сказал им: «Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28). Послужить, отвернуться от себя и потратить часть своей жизни ради ближнего – такая возможность и дается в службе добровольцам. Здесь человек учится, что отдавать блаженнее, чем получать.
«Милосердие». Человеку нерелигиозному или внецерковному преждевременно говорить о Православии и о самоумалении в служении ближнему. Блез Паскаль сказал: «Все человечество делится на три категории: есть люди, которые знают Бога – они разумны и счастливы; есть люди, которые Бога не знают – они безумны и несчастны; а есть люди, которые ищут Бога – они разумны, но еще несчастны».
В мире много добрых по природе людей, которые интуитивно стремятся к Богу, но пока еще не вышли на тропинку духовной жизни. Именно через дела милосердия человек имеет возможность изменить свое сердце таким образом, чтобы в поле его зрения попал Господь. Можно сказать, что такова философия Православной Службы Милосердия.
– Апостол Иаков сказал, что вера без дел мертва. А дела без веры, значит, не мертвы?
– Дела без веры не мертвы однозначно! Давайте вспомним удивительный евангельский пример. В Евангелии мы встречаем нескольких сотников, людей совершенно необычных. Сотник Корнилий был язычником, совершал дела милосердия, и ради них Господь послал к нему ангела, который повелел Корнилию призвать к себе апостола Петра, чтобы тот открыл ему Истину. Часто люди вопрошают: «Как спасутся живущие в джунглях аборигены, которые никогда не слышали о Христе?!». Господь нашел возможность призвать к Себе Корнилия, живущего в языческом окружении. И точно так же Господь может послать ангела в любую часть света, если живущий там человек добрыми делами умягчает свое сердце.
Второй евангельский сотник жил в Капернауме и однажды удивил Бога. Вообще, в Евангелии Бог удивлялся дважды: первый раз Он удивился неверию евреев после всех совершенных чудес, а второй раз удивился вере сотника-язычника. Сотник – военачальник, человек высокопоставленный и известный. Когда Господь вошел в Капернаум, то сотник послал к Нему своих товарищей с такой просьбой: «Господи, помоги мне, у меня болеет слуга». Военачальнику есть дело до больного солдата! – удивительное состояние души. В современной ситуации это нонсенс, так как проблема слишком мелкая, чтобы такой высокий чин так переживал и так действовал. Беспокойство сотника говорит о его добром сердце, сострадавшем боли другого человека.
И вот что еще примечательно. В тот момент, когда Господь откликается на просьбу об исцелении слуги, сотник посылает к Нему своих товарищей со словами: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». Удивительное смирение, не правда ли? Ведь если бы мы знали, что Бог идет к нам в дом, то, наверное, были бы на седьмом небе от счастья и самодовольства. А сотник пытается Бога остановить, убедить: «ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает».
И это тоже нам урок, потому что наша пожизненная проблема состоит в том, что никто никого не слушается: ни дети родителей, ни подчиненные начальников, ни даже домашние животные хозяев. И приходится тысячу раз давать одно и то же задание, и тысячу раз повторять: «заправь кровать», «вынеси мусор», «помой за собой посуду», – каждый сам может продолжить этот перечень. Одно и то же каждый день. А сотник говорил – и люди делали, потому что любили его. И Господь удивился и сказал, что и в Израиле не нашел такой веры. (Мф. 8, 8 – 10).
Оба сотника были язычниками, но их добрые сердца и дела создали условия для того, чтобы им открылась Истина. Поэтому дела милосердия – это преддверие встречи с Богом, некоторый плуг, который взрыхляет нашу душу для того, чтобы она приняла спасительное семя слова Божиего. Но делами человек не спасается, а только приготовляется для познания Бога! Если остановиться только на одних делах, то это будет катастрофа.
– Видимо, от дел милосердия нужно перей-ти к служению, а потом и к Православию?
– Да, конечно. Потому что много людей делают дела, но это формирует совершенно пагубное состояние души. Например, тщеславное и горделивое мнение, что «я не такой, как прочие человеки: я и милостыню творю, и десятину даю, и пощусь». Такое состояние блокирует встречу с Богом, потому что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6). Когда человек зацикливается на своих «добрых» делах, он неизбежно начинает творить кумира из самого себя и ставит себя на место Бога.
– В таком случае нужно оставить дела милосердия или, напротив, нужно ими заниматься, чтобы свою гордыню как-то сломить?
– Когда к преподобному Макарию Оптинскому подошел один из новоначальных иноков за благословением читать «Добротолюбие», старец строго ответил: «Какое тебе «Добротолюбие»? Тебе навоз надо руками разгребать на конюшне». В Православной Службе Милосердия есть «смирительный» проект, который является своего рода фильтром для добровольцев – Автобус милосердия. Там совершенно уникальный добровольческий коллектив, пятнадцать нормальных мужиков в самом лучшем смысле этого слова, воинов, защитников под руководством отца Владимира Первушина, потомственного казака. Эта замечательная команда занимается помощью бездомным, почти каждый день они непосредственно служат людям, которых мы в обычной жизни особо не замечаем, а если замечаем, то с каким-то пренебрежением или отвращением.
Так вот, когда в добровольческую службу приходит человек, который кажется слишком самодовольным или самоуверенным, его проверяют в Автобусе милосердия. Там приходится ставить себя в услужение людям, стоящим на низшей ступени социальной лестницы. Ты их кормишь, выдаешь им одежду и обувь, пытаешься с ними общаться. Такое добровольное самоотвержение не сразу, но постепенно помогает изменить душу.
Наша воля, чувства, разум пропитаны злом, которое, как инфекция, поразило все силы души человека. Зло мы очень легко совершаем. Кто-то в чем-то нас упрекнул, и мы в ответ сразу начинаем изливать или оправдания, или злобу. Сдержать гнев в ответ на этот упрек, проявить к человеку снисхождение и кротость – это требует титанических внутренних усилий, постоянного труда над своей душой. Добрая воля состоит не в добрых качествах человека, потому что в нас нет абсолютно добрых качеств. Она проявляется в том, чтобы слушаться, чтобы учиться послушанию Богу, Его заповедям, Церкви, послушанию тем жизненным обстоятельствам, в которых Господь исцеляет нашу волю.
– А что это значит «послушание жизненным обстоятельствам»?
– Господь всегда обращается к нам через обстоятельства жизни. Например, у человека на работе злой начальник, или большая семья живет в однокомнатной квартире, или постоянно беспокоят соседи-алкоголики, или приходится жить с сахарным диабетом. От этих обстоятельств ты не можешь безболезненно избавиться. Именно их и называют святые отцы внешним крестом. Сопротивляясь этому кресту, мы можем бунтовать внешне и внутренне, а можем терпеливо переносить внешние скорби, понимая, что и начальника, и тесноту, и соседей-алкоголиков, и диабет Господь послал нам за грехи и для изменения нашей души.
– Преподобный Исаак Сирин о милосердии пишет так: «Если ты готовишься начать доброе дело, приготовься и к искушениям»; «если ты пришел, чтобы разделить скорбь человека, который лежит на одре болезни, то готовься к мученичеству». С какими искушениями доброволец чаще всего сталкивается и к чему точно нужно готовиться?
– Наверное, первая проблема добровольца – это когда он приходит служить другому человеку и путает служение и человекоугодие. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что, если мы хотим научиться любить ближнего, то должны научиться в отношении к ближнему поступать по воле Божией и по Евангелию, а не так, как того хочет ближний. А воля Божия не всегда встречает согласие со стороны страдающего человека. Господь хочет через страдание спасти человека, а тот хочет выздороветь, чтобы продолжать удовлетворять свои страсти. В служении добровольцев часто бывают такие ситуации, что подопечные начинают злоупотреблять помощью, то есть, попросту говоря, начинают паразитировать. Например, больной человек вполне может делать что-то и сам, но, когда рядом появляется добрый, заботливый доброволец, предпочитает свалить на него буквально все.
Архимандрит Иоанн Крестьянкин однажды сказал сестре милосердия: «Ваша задача, сестричка, помочь человеку любить свою болезнь». Не взять на себя все трудности, а попытаться помочь человеку как-то освоиться в жизненной ситуации и полюбить свою болезнь, начав «двигать лапками». И здесь добровольцу очень важно иметь трезвость, рассудительность и послушание: когда человек заступает на пост, координатор определяет, в чем и в какой мере мы помогаем человеку.
Понятно, что иногда подопечному хочется, чтобы рядом с ними были подольше, и он уговаривает добровольца: «Останься еще на часик, сделай еще то и это». Добрая воля, находящаяся в послушании, должна уметь сказать «нет» – и это серьезное испытание. Если с ним не справиться, то со временем накопится усталость и раздражительность от непосильной ноши – и доброволец просто надорвется морально и физически, и в результате «сойдет с дистанции». Здесь нужна трезвость в умении рассчитать силы и, еще раз подчеркну, послушание.
– Понятно, что безотказный человек в своем горделивом стремлении помочь всем быстро склоняется к человекоугодию, и о последствиях вы уже начали говорить. А в чем главные причины так называемого «выгорания» добровольца, когда никому служить уже и не хочется?
– Выгорание всегда связано с потерей любви к человеку, к служению и к самому себе. Причина этого, как правило, в отсутствии восполнения этой любви. Только Бог имеет любовь, так как Он Сам – Любовь. Добрые дела в отрыве от духовной жизни могут превратить добровольца в подневольного социального работника. И если обычный социальный работник получает за заботу о подопечных зарплату, то доброволец изначально имеет какой-то высший мотив.
Это высокий порыв легко «перегорает», если человек не содержит свою душу в связи с Богом. Поэтому очень важна правильно настроенная церковная жизнь, чтобы человек не своими силами совершал дела, но чтобы сила Божия в его немощи совершалась. Господь всегда сторицею вознаграждает помощью самый малый добрый порыв человека, но для этого человек должен быть открыт для Бога. Его пуповинка, через которую он связан с Церковью, а через нее с Богом, не должна быть пережата грехами, неверием или равнодушием к духовной жизни. На то, что для нас ценно, мы всегда найдем время.
Поэтому в ценностях должны быть четкие приоритеты. Первое, на что всегда должно находиться время, это отношения человека с Богом, молитва, Таинства. Второе – это семья, общение с домашними. Третье в этой иерархии ценностей – работа, через которую человек служит обществу, реализуя данные от Бога таланты. А на четвертом месте может быть добровольчество, служение ближним в свободное от этих первых трех приоритетов время. Поэтому очень важно всегда советоваться с опытными людьми и трезво оценивать свои возможности, чтобы стремление всех обогреть и накормить не шло в ущерб своей семье и другим жизненным ценностям.
– Вроде бы, все достаточно просто, если правильно организовать свою жизнь. Почему же преподобный Исаак Сирин призывает готовиться к мученичеству в делах милосердия?
– В Псково-Печерском монастыре живет послушник Андрей, который несколько лет был в окормлении у старца схииеродиакона Андроника. Как-то он стал мечтать быть у батюшки келейником. Однажды отец Андроник, проходя мимо Андрея, так сильно ткнул ему пальцем в печень, что тот прямо возроптал. А отец Андроник и говорит: «Смотри, ты такой мелочи не смог потерпеть, а мечтаешь быть келейником у старца!» Господь вовсе не желает укрепить в нас мысль, что мы «на свете всех милее, всех румяней и белее». Напротив, каждое соприкосновение с благодатью делает явными наши немощи для того, чтобы мы потихонечку, с Божией помощью, их преодолевали.
Дела милосердия – это один из источников привлечения Божественной благодати. Человек начинает явно видеть свои немощи: равнодушие, раздражительность, своеволие. И если первый наш крест – жизненные обстоятельства, то второй крест – наши страсти. Апостол Павел говорит: «Те, которые Христовы, плоть свою распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24). Наверное, в распятии себя и заключается мученичество, освобождающее человека из плена страстей.
– Тяжело терпеть других, но тяжелее всего терпеть себя… Отец Евгений, говоря о приоритетах, Вы семью поставили выше служения милосердия. Но зачастую нести добровольческое служение гораздо проще, чем быть добрым семьянином. А иногда люди даже как бы сбегают из семьи под предлогом служения. Отчего это происходит?
– От того, что человек заражен тщеславием. В семье мы делаем только то, что должны делать: мы обязаны быть хорошим мужем или женой, добросовестными родителями, послушными детьми. Это настолько естественно, что не подразумевает благодарности. А добровольчество – это демонстрация своих добрых качеств.
Про добровольцев говорят: «Ах, какие бескорыстные, какие молодцы!». Слышать это приятно, поэтому тщеславие – большая опасность для добровольцев. К атакам этой страсти нужно готовиться, настраивая себя: «Не нам, но имени Твоему, Господи, дай славу». Мы почему-то забываем, что Господь говорит: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лук.17, 10). Мы обязаны и кормить голодных, и одевать нагих, и посещать страждущих в больнице. Но современный человек настолько от этого отошел, что это кажется чем-то дополнительным, сверхъестественным, сродни подвигу. На самом деле – это прямая обязанность христианина, за которую никто нам даже «спасибо» не должен говорить.
– Отец Евгений, научите, как быть добрым и служить ближнему, если ближний – вредный, обидчивый, раздражительный, а я еще хуже?
– Рыба ищет, где глубже, человек, где лучше, а кошка экономит тепло и стремится к батарее. Повторю, нам кажется неестественным кормить голодных и терпеть вредную подопечную, но это можно преодолеть, если мы очень-очень захотим спасти свою душу, откопать то сокровище Царствия Божия, которое Господь сокрыл в нашем сердце. Настоящая, а не эгоистическая любовь к душе станет помощью в преодолении собственного естества, ленивого и больного грехом. Наша нетерпимость, неприязнь, раздражение друг к другу – результат проявления этой духовной болезни. Ведь когда человек здоров, он ко всем относится примерно так: «Радость моя, Христос воскресе!»
Невзирая на лица и пороки, человек всех и каждого воспринимает как посланных ему Богом. Потому что сердцем услышал слова Спасителя: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». И ведь слово «меньшие» может означать не только угодных и удобных нам людей, но и крайне отвратительных в своем состоянии и поведении. То, что вы сделали в отношении их, «вы сделали Мне». Поэтому «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34 – 40). Аминь.
Беседовала Ксения Кабанова
•30 •января• 2013•
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.