Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №2 (79) → Преподобный Макарий Великий, Египетский

Преподобный Макарий Великий, Египетский

№2 (79) / 12 •февраля• ‘09

Алексей и Галина КоршунУгодники Божии

День памяти — 1 февраля.

Макарий с греческого переводится как «блаженный». Он и в самом деле полностью соответствовал своему имени. Рано овдовев, а затем похоронив родителей, первое, что он сделал, избавился от лишней обузы — раздал всё имущество, следуя словам Спасителя «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мной» (Матф. 19:21). Родившись в Египте в самом начале IV века, он почти всю свою жизнь провёл в пустыне. За его праведность, за дарованный Господом талант исцеления народ дал ему необычное прозвище «юноша-старец», когда ему ещё не исполнилось и 30 лет. Своими молитвами преподобный множество людей спас от бед и искушений. О нём говорили: «Как Бог покрывает мир, так и авва Макарий покрывал согрешения, которые он, и, видя как бы не видел, и слыша как бы не слышал».

Когда ум забывает духовную и благочестную скорбь; тогда забывает и заповеди.

Именоваться Великим святой стал за те необычайные свершения и высокие духовные подвиги, которые он явил тогда, когда, казалось бы, восторжествовало Солнце Правды. Христианский знак «лабарум» (соединённые две начальные буквы слова Христос), начиная с 315 года приобрёл государственный статус в Римской империи. В прошлом остались страшные времена гонений. Христианство вышло из подполья и, благодаря императору Константину Великому, стало официальной религией. Начали возводиться соборы и храмы, налаживалась спокойная, размеренная жизнь верующих. Но что-то странное происходило с некоторыми христианами, которым следовало бы просто возрадоваться и возблагодарить Бога за Его милости. Но — нет. Следуя по стопам Иоанна Крестителя, они уходили в пустыню, беря на себя крест отшельничества, непрекращающегося поста и молитвы. Своим подвижничеством они напоминали людям о покаянии, о близости Царствия Божия и, стало быть, о невозможности расслабления и теплохладности.

Одним из таких блаженных был преподобный Макарий, последователь и ученик Антония Великого, отца монашества. Подобно тому, как пророк Елисей принял благодать от пророка Илии, так святой Макарий сподобился принять в наследство после смерти святого Антония его посох вместе с его духовной силой, укрепившись для дальнейшей борьбы с врагом рода человеческого. Эта борьба была главенствующей задачей для него.

Примером своей жизни Макарий создал, по сути, образ поведения всего нарождающегося монашества как воинства Христова. Даже само слово «скит» происходит от того места, где жил преподобный — Скитская пустыня.

Предназначение воина — сразиться с врагом, встретиться с ним один на один во чистом поле. Для первых монахов таким полем была страшная безводная египетская пустыня, символ смерти, всего того, что противостоит Богу. Пустыня — обиталище дьявола. Не спасаясь от жизненных невзгод Макарий ушёл в пустыню. Он, подобно библейским пророкам, остро, до сердечной боли, осознал своё призвание: живя в мире, быть не от мира сего. И хотя ему за его благочестие предлагали вести размеренную жизнь клирика, блаженный Макарий своё духовное очищение видел только в тех испытаниях, которые несла с собой пустыня.

Сильный боец всегда вызывает уважение у противника. И преподобный Макарий, умевший «держать удар», претерпевая многочисленные искушения от бесов, видимо, пользовался особым вниманием их повелителя. Однажды дьявол лично явился ему, словно желая удостовериться в крепости духа подвижника. Когда преподобный Макарий нес в келью пальмовые ветви для плетения корзин, на его пути возник дьявол, который замахнулся серпом и хотел ударить его, но не смог. В бессильной злобе он возопил: «Макарий! Из-за тебя я терплю великую скорбь, потому что не в состоянии победить тебя. Вот и я делаю все, что делаешь ты. Ты постишься — ничего вовсе не ем и я; ты бодрствуешь — и я никогда не сплю. Одно, впрочем, есть, в чем ты превосходишь меня». «Что это такое?» — спросил его преподобный. «Смирение твое, вот почему я не могу бороться с тобой».

Если не находим в себе обильных плодов любви, мира, радости, кротости, смирения, простоты, искренности, веры и долготерпения: то тщетны и напрасны были все наши подвиги; потому что всякое таковое делание и все сии подвиги должны совершаться ради плодов.

Макарий сознавал, что, являясь совокупностью всех добродетелей, смирение — венец духовного совершенства. Поэтому преподобный всю жизнь учился смирению, взращивая и оберегая его, как бесценный экзотический цветок. Сама жизнь постоянно способствовала ему в этом. Там, где другой потерял бы всякое самообладание, преподобный Макарий находил повод для воспитания в себе смирения.

Застав в своей келии вора, он вместо того, чтобы оказать сопротивление или хотя бы урезонить негодяя, безмолвно помог тому вынести свой нехитрый скарб и отпустил с миром, сказав самому себе: «Мы ничего не внесли в этот мир, ясно, что ничего не можем и унести отсюда. Да будет благословен Господь во всем!».

Макарию приходилось переносить и жесточайшую клевету. Будучи ещё совсем молодым отшельником, он был обвинён в соблазнении девицы из ближайшего селения, подвергся побоям и издевательствам. Но несправедливость не вызвала в нём ни ожесточения, ни злобы. Наоборот, он помогал неизвестной ему девице деньгами, вырученными от плетения корзин, вплоть до того момента, когда обман раскрылся, и обидчики блаженного покаялись перед ним.

До самой старости закалялось смирение Макария Великого. Во времена арианской ереси (364-378) преподобный вместе со святым Макарием Александрийским был сослан на остров к язычникам. Он безропотно перенёс и это испытание. По молитвам святых произошло чудо исцеления дочери языческого жреца, подвигшее жителей острова принять святое Крещение.

Если не будут украшать нас смиренномудрие, простота и благость; то никакой не принесет нам пользы молитвен- ная наружность.

Свой огромный духовный опыт авва Макарий воплотил в бесценные богословские труды — пятьдесят «Духовных бесед» и семь подвижнических слов. Ему важно было передать людям понимание того, что нет жизни без Бога, что единение с Творцом — и высшее благо для человека, и цель его пути. Недаром Святая Церковь включила молитвы Макария Великого в утренние и вечерние правила. Каждое утро и каждый вечер мы можем припадать к этому целительному источнику, к слову преподобного Макария, который наверняка знал его цену и силу: «Для молитвы не требуется много слов, надобно только говорить: «Господи, как Ты желаешь и как Сам знаешь, помилуй меня».

По учению преподобного Макария земная жизнь имеет значение лишь в том смысле, что позволяет приготовить душу, делает её способной воспринять Царствие Небесное, вернуть ей сродство с Небесным отечеством. Но человек не в состоянии собственными силами победить страстную природу своей души, повреждённой первородным грехом. Для этого нужно, чтобы на его душу, по слову святого Макария Великого, упала «роса Божественной жизни». Но без усилия человека ничего не произойдёт. Бог ожидает от человека твердой решимости обрести спасение и, видя его волевое предначинание, довершает его Своею благодатью. Это и есть синергия (от греческого synergos — вместе действующий), о которой апостол Павел говорит в 1-ом послании к Коринфянам: «мы соработники у Бога». Только совместное усилие Бога и человека ведёт ко спасению. Чтобы облегчить понимание этого чуда, святой Макарий сравнивает сотрудничество Бога и человека с отношениями матери и младенца. Природное желание ребёнка — тянуться к матери, искать её защиты и ласки. Но младенец ещё плохо стоит на ногах, он плачет, зовёт мать. Любящая мать не может не отозваться на этот зов, она рада прийти на помощь и с нежностью взять ребёнка на руки.

Так же поступает Бог, желающий единения с человеческой душой. В Своей благости Он нисходит к стремлению человеческой души пребывать с Ним. Высший пример синергии — Пресвятая Богородица. Для преподобного Макария было абсолютно ясно, что «Господь не ищет девы или замужней, ни инока, ни мирянина, но ценит свободное намерение человека и на добровольное его произволение посылает благодать Святого Духа, которая действует и управляет жизнью каждого человека, стремящегося спастись».

Но пока жив человек, он должен быть готов сражаться против тёмных сил, как сражался Макарий Великий. «Сатана никогда не успокаивается... Пока кто живёт в этом веке и носит плоть, против него ведётся война», — говорит преподобный. Изучивший со всех сторон изворотливость лукавого, блаженный Макарий предупреждает нас о том, что сатанинская сила действует внутри человека, «ниже ума и глубже мыслей», говоря современным языком, на уровне подсознания.

... Выжженная пустыня стала для преподобного Макария непременным условием достижения той цели, к которой он шёл всю свою долгую 97-летнюю жизнь. Преодолевая обжигающий ветер, всепроникающий песок, испепеляющий дневной зной, холод и мрак ночи, он упорно шёл к духовному совершенству. По воле Божией даже в таком страшном месте, как пустыня, есть спасительные источники живительной влаги и прохлады — оазисы. Макарий Великий, его творения и жизненный подвиг в духовном смысле — своего рода оазис для человеческих душ, пропадающих в пустыне греховности и страстей. Особенно это относится к современному миру, который, по сути, та же пустыня, выжженная безверием, развратом и идеологией потребления. Те, кто ищут спасения в пустыне бездуховности, так или иначе, идут вслед за воинством Христовым. И на этом пути невозможно пройти мимо живительного источника духа кротости и смирения, который явил христианскому миру Макарий Великий.

 

•В других номерах:•

№7 (119) / 5 •октября• ‘15

Угодники Божии

Русские дети-святые

Статью подготовила Юлия Комлева, кандидат исторических наук

№3 (115) / 15 •декабря• ‘14

Угодники Божии

Святой праведный Симеон Верхотурский: Как стать другом Господа?

Статью подготовила Елена Сетник

№2 (114) / 12 •декабря• ‘14

Угодники Божии

Ходатай земли нашей

Священник Борис Бароев, настоятель храма Рождества Христова п. Алтынай Сухоложского района Каменской епархии

 
Праздник

Соль земли

Алексей и Галина Коршун

8 февраля — Собор новомучеников и исповедников Российских.

 
Простые вопросы

Встреча с Богом

Ксения Возгривцева

Не ленись, о душа моя, искать Владыку! И очистись осиянием света, тогда Владыка Сам, придя, весь возобитает в тебе, и с тобой будет пребывать Тот, Кто мир сотворил, и ты будешь обладать истинным богатством, Которого мир не имеет….

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс