Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №2 (79) → Соль земли

Соль земли

№2 (79) / 12 •февраля• ‘09

Алексей и Галина КоршунПраздник

8 февраля — Собор новомучеников и исповедников Российских.

Днесь радостно ликует Церковь Русская,
яко мати чада, прославляющи новомученики и исповедники своя.

Стихира на литии в праздник Рождества Христова

 1938 год. Рождественский сочельник в кафедральном соборе. На богослужении десяток пожилых людей. Цель, которую враг рода человеческого поставил перед советскими властями по уничтожению Православной Церкви, почти достигнута. Большая часть храмов разрушена или закрыта, святыни поруганы, церковное убранство разграблено. Воспитание молодежи подчинено атеизму: теперь у человечества новый праотец — обезьяна, взявшая в руку палку. Ведётся активная агитация против «поповского мракобесия» и массированная пропаганда безбожия. Десятки тысяч православных священнослужителей и верующих мирян расстреляны, сотни тысяч — сосланы в лагеря смерти.

В советской России сатанинским силам удалось достигнуть головокружительных успехов, уж больно старательными оказались добровольные слуги «князя мира сего», революционеры-большевики. Лицемерно проповедуя свободу, равенство, братство, обещая землю крестьянам, заводы рабочим, эти безбожники особенно отчётливо сознавали опасность Православной Церкви для их якобы правого дела. Мало того, религия отвлекала народ от строительства некоего иллюзорного светлого будущего. Отцы Церкви были теми, кто с самого начала увидел сатанинскую сущность революции, её гнилую сердцевину. Истинных пастырей невозможно было подкупить, невозможно было пустить им пыль в глаза. «Всё, что не от веры — грех», — говорил священномученик митрополит Казанский и Свияжский Кирилл, и под этим утверждением могли бы подписаться тысячи батюшек и монахов, замученных в застенках ВЧК и ГПУ.

«Отец лжи» дьявол всегда умело руководил теми, кто продал ему душу, щедро одаривая их способностью к клевете, предательству и ненависти. Чтобы уничтожать безоружных людей, «вооружённых» только молитвой и крестом, нужно было обладать по-настоящему «собачим сердцем», в котором злоба вытеснила собою любовь, сострадание, милосердие.

7 июля 1918 года большевиками был убит священник Туринской Слободы Екатеринбургской губернии Феодор Распопов, 27-ми лет. Шесть раз стреляли в него, но пули попадали в наперсный крест. После каждого выстрела он осенял себя крестным знамением. Даже убийцы поняли, что перед ними святой, охраняемый ангелами. Но в палачах непреодолима страсть власти над человеческой жизнью. Только седьмая пуля, после того, как с батюшки сорвали крест, попала в цель.

Невозможно без содрогания читать жития новомучеников. Одно перечисление пыток, приносящих жертве невыносимые физические страдания, сопряженные с жесточайшим моральным унижением, заставляет задуматься о беспредельности фантазии, подначиваемой бесами. Очень трудно до конца прочитать все жизнеописания причисленных к лику святых в XX веке. Не потому, что их великое множество тысяч. Просто наша незакалённая психика не способна вынести ужасы, которым подвергались во время гражданской войны служители Церкви: их закапывали живыми в землю, медленно замораживали в ледяной проруби, вешали на Царских вратах, бросали в кипящую смолу, окунали головой в нечистоты, рубили шашками, волокли по шпалам... Мученики же находили в себе силы молиться за своих мучителей, следуя евангельской заповеди любви и смирения: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:44-48).

Поначалу разгул нелюдей с «собачьими сердцами» носил разбойничий характер. Маргиналы, получившие власть, не особенно задумывались над тем, чтобы придать своим бесчинствам видимость законности. Они могли, как ордынцы в XIV веке, въехать на лошадях в храм, чтобы просто поглумиться над чувствами верующих. Могли застрелить батюшку во время службы, если паства мешала им арестовать своего пастыря.

Но в мирное время большевики не могли себе позволить такой роскоши: зверствами можно было вызвать недовольство народных масс. Безбожные гонители, перенявшие от лукавого все его уловки и хитрости, стали проводить якобы объективные следствия по делам духовенства, устраивать судилища, выносить приговоры согласно советскому уголовному праву. Поскольку истинные исповедники Веры Христовой не соответствовали облику строителя коммунизма, приговоры всегда носили обвинительный характер. Причём, в отличие от репрессированных по политическим мотивам, верующих людей арестовывали и осуждали просто за принадлежность к Православной Церкви. Одно это уже приравнивалось к контрреволюции.

В вину мог быть вменён даже запрещённый колокольный звон. Преподобного архимандрита Леонтия (Стасевича) в 1930 году арестовали как раз за то, что ему захотелось звоном прославить Господа. Долго он звонил в колокола, а когда спустился с колокольни, его уже ждали представители «народной» власти с наручниками.

В протоколе допроса святителя епископа Кинешемского Василия есть такие слова: «Советская власть, по моему убеждению, это временная власть, и поэтому в идею, проводимую властью и партией коммунистов о построении социализма-коммунизма, я не верю... этого не будет... Борьба с религией... попущена волей Божией для испытания нравственно-религиозной жизни народа. В этот период испытания народа, несомненно, произойдет раскол в народе на верующих и неверующих. Причем верующие могут оказаться в меньшинстве. Но, несмотря на это, Церковь победит, и врата ада не одолеют ее». С такими мыслями, с таким твёрдым убеждением и силой духа владыка для богоборческой власти был во много раз страшнее белогвардейских полков и империалистического окружения. Угодник Божий противостоял большевикам на фронте духовном, а значит, боролся за спасение душ человеческих, умерщвление которых было истиной целью «князя тьмы». Потеря духовных ориентиров общества в нынешние, казалось бы, свободные времена, когда никто не запрещает верить в Бога, во многом заслуга лживой советской идеологии, успевшей на несколько поколений вперёд выжечь Страх Божий из человеческих душ.

...На иконах новомучеников палачи изображаются в неизменных будёновках. В своё время художник Васнецов разработал для царской армии головной убор, похожий на шлемы древнерусских воинов. Он должен был напоминать солдатам о том, что они — защитники Веры Святой. Но по прихоти лукавого революционный угар всё в России поставил с ног на голову. Даже здесь произошла подмена: «богатырки» украсились звёздами и стали «будёновками». Их обладатели вместо того, чтобы встать за Веру Христову, ополчились на её исповедников. Настоящими врагами народа были именно они, кто уничтожал соль земли — любимых народом и талантливых отцов Церкви.

Ещё во время февральских событий 1917 года владыка Кирилл, митрополит Казанский и Свияжский, предупреждал с амвона: «Если не удержимся над своим прошлым, то напишем такую страницу своей истории, которую следующие будут читать с краской стыда на лице, готовы будут вырвать её, но нет таких ножниц, которыми можно было бы вырезать что-либо из памяти истории».

70 лет советского строя — краткий миг для Вселенной — впитали в себя потоки крови. В XX веке у русского народа появилось столько небесных молитвенников и заступников, сколько не было явлено за все предыдущие века, прошедшие с момента крещения Руси. Православная Церковь выжила, возродилась и восторжествовала благодаря подвигу новых святых, доказавших по примеру первых христиан, что Веру убить невозможно. Подвижники благочестия, до конца несшие свой крест служения Богу и людям, шли на страдания и смерть, помня о словах Иоанна Златоуста: «Смерть мучеников есть явное поражение убивающих и блистательная победа убиваемых». По словам заведующего кафедрой, исследующей подвиг Новомученников и Исповедников Российских при Православном Свято-Тихоновском богословском институте профессора Емельянова Н. Е. — число пострадавших за веру в базе данных института равняется числу вновь открытых храмов. За последние полтора десятка лет — более тридцати тысяч. В этом видится особая благодатная и молитвенная помощь Новомученников земле Русской. Ни одна жертва не пропала даром. Как весной возрождается природа, так по воле Божией пробиваются новые ростки веры и вновь у народа пробиваются добрые пастыри, готовые все силы и саму жизнь отдать на утверждение и укрепление Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

 

•В других номерах:•

№4 (93) / 15 •апреля• ‘10

Праздник

Пасха – путь из ада

Андрей Кураев

4 апреля – Воскресение Господа Нашего Иисуса Христа…

№2-3 (91-92) / 21 •февраля• ‘10

Праздник

Чудо встречи

Протодиакон Андрей Кураев

15 февраля – Сретение Господа Нашего Иисуса Христа…

№12 (89) / 8 •декабря• ‘09

Праздник

4 декабря — Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Иеромонах Адриан (Пашин)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Ангелы вхождение Пречистыя зряще удивишася, — поется на всенощном бдении сегодняшнего праздника.

 
Православный календарь

Православный календарь на февраль

1 февраля – Прп. Макария Великого, Египетского (390 – 391).

 
Угодники Божии

Преподобный Макарий Великий, Египетский

Алексей и Галина Коршун

День памяти — 1 февраля.

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс