•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
Сегодня рубрика «Семейная педагогика» приглашает читателей «Православного вестника» к диалогу. В этой статье мы хотим рассказать о современной теории очередности рождения, познакомившись с которой, вы, возможно, сможете увидеть себя со стороны, узнать членов своей семьи, проанализировать и понять поведение своих детей в определенных ситуациях.
Автор теории очередности рождения — психотерапевт Клиф Исааксон, член американской психотерапевтической ассоциации, отец пятерых детей *. Он открыл центр психологической помощи, где и применяет на практике свою теорию, на доступном языке объясняя особенности мировосприятия и мышления, взаимодействия человека с социумом в зависимости от порядка его рождения в семье.
Теория очередности рождения выделяет пять типов личности в зависимости от их появления на свет: «единственный», «первый», «второй», «третий» и «четвертый» типы. Как они определяются? Когда разница между рождением первых двух детей составляет менее пяти лет, то дети относятся к «первому» и «второму» типам. Если между появлением первого и второго ребенка проходит пять и более лет, то у обоих складывается тип личности «единственного ребенка». Однако, если при этом рождается третий ребенок, то у второго складывается «первый» тип личности. Третий ребенок будет иметь «третий» тип личности, даже если разрыв в возрасте между вторым и третьим ребенком достигает четырнадцати лет. Четвертый ребенок будет обладать «четвертым» типом личности, даже если разница в возрасте между третьим и четвертым ребенком достигает десяти лет. У близнецов вырабатываются последовательные психологические типы.
В многодетных семьях набор типов личностей циклически повторяется. Когда в семье появляется пятый ребенок, он из-за особенностей взаимоотношений с четвертым становится «единственным ребенком». А если в семье родится шестой ребенок, то у пятого сформируется «первый» тип личности и т. д. При этом пол ребенка здесь не имеет особого значения. Сразу хотим подчеркнуть, что нет плохих или хороших типов личности, все они разные и могут быть только более или менее выраженными.
Сначала первенец — «единственный ребенок» в семье. После появления брата или сестры первый может сохранить тип «единственного ребенка» при условии, что не утратит внимания родителей. Однако чаще всего часто бывает так, что мамочка уже не успевает справляться одновременно с двумя малышами, а ее помощники не уделяют должного внимания старшему ребенку.
В таком случае у него начинает развиваться «первый» тип личности. Рассмотрим, как реагирует первый ребенок на появление еще одного члена семьи, что он ощущает? Чувство восторженного ожидания и надежды, поощряемое родителями, может смениться грустью и нервозностью. Ведь еще вчера он был центром вселенной, получал массу внимания, объятий и поцелуев, а теперь все чаще ему приходится ждать своей очереди: пока малыша покормят, сменят пеленки, погуляют. Естественно, ему кажется, что это несправедливо.
Поскольку «первый» всего лишь ребенок, у него появляется чувство вины, которое может остаться с ним на всю жизнь, возникая каждый раз, когда он посчитает, что ктото ведет себя безразлично по отношению к нему. В этот период очень важно как можно чаще говорить ему о своей любви. Став взрослыми, «первые» надеются на будущее, игнорируя то, что происходит в настоящем.
Они всегда настроены на ожидания других и стараются оправдать эти ожидания. Дома и в кругу семьи они требуют условной любви в виде уважения. Они хотят знать, что дети их слушаются, а супруг или супруга прислушивается к их мнению. Разногласия с супругом (супругой) крайне болезненны для «первого», так как означают утрату любви и возвращение к детским переживаниям. Поэтому они пользуются разными способами, чтобы заставить соглашаться с ними.
Вне дома «первые» стремятся вызывать восхищение и одобрение, поскольку чувствуют, что не могут пользоваться той властью, которой распоряжаются дома, чтобы заставить уважать себя. Одобрение окружающих имеет для них огромное значение, «первые» испытывают сильное чувство вины в ответ на любую негативную реакцию. Они склонны идти на компромиссы: когда друзья хотят что-то получить, они не встречают отказа. Теория очередности рождения изменяет привычные представления о «первых» как о великих лидерах. Действительно, они могут быть хорошими лидерами дома, и эти навыки помогают им в других областях жизни.
«Единственные дети» образуют очень интересную и многочисленную группу в мире психологических типах личности. Этот тип личности наиболее распространен, так как каждый четвертый человек в мире — «единственный ребенок». С самого раннего детства им приходится учиться играть одним, не чувствуя себя одиноко. Для этого они быстро заводят воображаемых друзей — это может быть особая игрушка, домашнее животное или какой-то предмет. Воображаемый друг наделяется характерными чертами личности и особенностями поведения и продолжает существовать даже после того, как ребенок вырастает. Наверняка, среди ваших знакомых есть такой человек, который относится к своему автомобилю как к члену семьи, дает ему имя, разговаривает с ним? «Единственные» часто смотрят на своих реальных друзей как на воображаемых. В результате они склонны перебивать, так как считают, что им уже известно, о чем думает собеседник, и слушать дальше нет необходимости. Когда их друзья сталкиваются с проблемами, они охотно дают советы и считают свое мнение безупречным. «Единственный ребенок» часто проецирует на себя чувства партнера: если кому-то плохо, ему тоже плохо, если кто-то счастлив, то и он тоже будет счастлив. Они не нуждаются в понимании со стороны родственников, поэтому даже самые близкие люди, как правило, не знают, что творится в голове у «единственного ребенка».
Проблема, которая может занимать «единственного» в течение всей жизни, начиная с раннего детства, — это борьба с вмешательством в его жизнь. Такого ребенка часто беспокоят и перебивают, как это происходит с большинством маленьких детей — либо по необходимости, так как они занимаются чемто недозволенным, либо просто потому, что одному из родителей хочется провести время вместе с ним. Поэтому с детства «единственные дети» все делают очень быстро, что иногда доходит до смешного. Такой ребенок может подбежать к коробке с игрушками и вывалить ее содержимое на пол, прежде чем кто-нибудь скажет: «Почему бы тебе не взять только кубики?». Он же возьмет карандаш и закрасит небо своим любимым зеленым цветом, прежде чем кто-то успеет сказать: «Давай, небо покрасим синим». Маленькие непоседы думают, что если они поспешат, ни у кого не будет времени предложить: «Почему бы тебе не...?»
Интересно понаблюдать за «единственными детьми», когда они вырастают и становятся взрослыми. Занимаясь повседневной домашней работой, они стараются найти немного времени для того, чтобы посмотреть телевизор или для других приятных занятий. А когда позволяет себе настоящее веселье, то начинают беспокоиться о делах, которые не успели сделать. Именно поэтому они изо всех сил стараются планировать и организовывать свою жизнь, выводя на первое место длинные списки и расписания. «Единственные дети» действительно склонны думать сердцем, а не умом, поэтому люди этого типа могут быть склонны к беспокойствам по самым различным поводам. Чтобы «единственный ребенок» чувствовал себя комфортно, у него должно быть свободное время и достаточное количества свободного места, чтобы заниматься любимыми делами.
В детстве «четвертому» дают понять, что он — самый младший, поэтому не может ничего делать самостоятельно и должен полагаться на братьев и сестер, которые учат его, как нужно жить в этом мире. Взрослея, «четвертые» наблюдают за тем, как старшие родственники справляются с делами, трудными для них, и решают, что если смогут сделать то же самое, то все будет нормально. Это может быть что-то простое, вроде домашней работы, обучения навыкам вождения или трехкилометровой пробежки. «Четвертый» думает примерно так: «Как только я научусь делать это, то стану взрослым и люди начнут уважать меня». Поэтому у людей, принадлежащих к этому типу, вырабатывается внутренняя убежденность в том, что жизнь — это постоянная борьба и что упорство — ключ ко всему на свете. Что же происходит, когда в семье появляется следующий ребенок? Это довольно простой сценарий: у пятого по рождению ребенка быстро формируется тип личности «единственного ребенка», и процесс очередности рождения начинается с начала.
В православных семьях родители стремятся создать атмосферу любви, сплоченности, стараются направить детей на служение друг другу, развивать взаимопомощь. Мы будем рады, если теория очередности детей поможет объяснить особенности поведения, черты характера ваших близких, позволит лучше понять своих детей, перестать излишне гневаться и раздражаться на них. Мы ждем ваших откликов: узнали ли вы что-то полезное для себя о воспитании детей, смогли ли найти ответы на свои вопросы и применить на практике полученную информацию?
Принято считать, что воспитать девочку не так сложно, как мальчика. Дескать, мальчики озорные, а девочки гораздо спокойнее.
«Благословляйте, а не проклинайте» (Рим. 12, 4).
Рождество Христово — один из самых светлых православных праздников, время, которого с нетерпением ждут и дети, и взрослые.
Многие хотят быть как дети, но немногим это удается. А так хотелось бы видеть мир в неожиданном, чудесном, радостом свете, как видит его Вероника. Читайте и радуйтесь
Вчера зашел ко мне мой сосед — душу облегчить. Он посидел у меня с полчаса, долго раскуривал свою прокуренную трубочку и под конец рассказал о самом важном, что у него лежало на сердце.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.