•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
Отличительная особенность и, по большому счету, беда современной светской школы в том, что она не дает ученикам целостного мировоззрения. Набор разрозненных знаний о мире без строгой системы мировосприятия – это как груда запчастей от различных механизмов. Подробно об этом рассуждает в своих лекциях профессор МДА А. И. Осипов, мы же попробуем подойти к проблеме с практической стороны: что мы, как родители, можем сделать для того, чтобы наши дети не растеряли свою веру, по полдня и более находясь в школьных стенах.
Вопрос этот может показаться не важным лишь на первый взгляд. Дело в том, что наши школы – и простые, и, тем более, лучшие лицеи и гимназии – нацелены сегодня на воспитание успешных людей. Не хороших, а именно успешных. То есть, нравственная составляющая уходит на задний план, а главным становится умение развить и реализовать способности, таланты... Что, в общем-то, неплохо само по себе, если бы не конечные цели. Сравните: или человек развивает-преумножает Богом данные таланты во имя служения Господу и ближним, или же он трудится, чтобы как можно комфортнее устроиться в этом мире. К обоим вариантам можно применить понятие «добиваться успеха», только боюсь, что современные школы в большинстве своем стараются воспитать успешных людей именно во втором – примитивном, приземленном значении. Отсюда – ставка на раннее раскрытие способностей детей, бесконечные конкурсы-соревнования, дух конкурентной борьбы.
Доходит до абсурда: во втором и даже в первом классе ребят принудительно заставляют писать исследовательские проекты(!) минимум на 15 печатных листов, структурированные как настоящие научные работы. Разумеется, за редчайшим исключением, эти работы за детей делают родители, а дети потом «почивают на лаврах». В целом, атмосфера в школе поощряет в ученике умение выделяться, блистать, обращать на себя внимание и т.д. Неудивительно, что детям из православных семей приходится здесь непросто. Ребенок либо постепенно растворяется в школьной атмосфере и сам становится «как все», либо учится жить во лжи – по двойным стандартам, либо вынужден постоянно ощущать себя бойцом – воином Христовым... Посильна ли такая нагрузка для ребенка, к примеру, семи-восьми лет?
Здесь нужно сделать оговорку: конечно, очень многое зависит от учителя. Если клас-сный руководитель вашего ребенка – человек верующий, можете выдохнуть и не читать дальше этот текст, поскольку в вашем случае многие возможные школьные проблемы решатся... ну, почти автоматически. Педагог постарается, чтобы его ученики восприняли, как свою, такую нравственную шкалу, где понятие «чистая совесть» является неизмеримо более ценным, чем всяческие материальные блага и прочие грубые атрибуты жизненного «успеха». Такие учителя у нас, слава Богу, есть.
Но рассмотрим ситуацию очень, к сожалению, распространенную: приходит в первый класс малыш из верующей семьи, и в первые же дни или недели учебного года обнаруживает себя белой вороной. Ведь и учительница в Бога не верит, и окружающие ребята... Не заметить этого ребенку невозможно, и он потрясен. Рассказывает маме, что учительница угощала их в пятницу мороженым, что на уроке труда они делали куклу-оберег – дух дома, что одноклассники делились впечатлениями о «прошлых жизнях»... Ребенок впервые оказался в явно нехристианской (читай – неоязыческой) среде. Как помочь ему не заболеть от перенапряжения - с одной стороны, и с другой - остаться и укрепиться в вере истинной?
Об этом мы и поговорили с клириком женского Ново-Тихвинского монастыря г. Екатеринбурга иереем Георгием Величкиным.
– Отец Георгий, что мы, как родители, можем сделать для того, чтобы наши дети не растеряли свою веру?
– Пусть ребенок и не является еще зрелой личностью, но он вполне способен воспринимать критически все происходящее вокруг. Родители должны вместе с ним рассуждать с христианской точки зрения и вместе отделять зерна от плевел. Если рассуждать в идеале – иметь в виду, что семья благополучная, семья верующая – то у ребенка всегда будет возможность обратиться к непреложному авторитету - к своим родителям.
А они ведь не вчера родились, они уже нашли для себя ответы в Священном Писании, у святых отцов, у своего духовника, они просто поделятся своим житейским опытом, найдут слова, чтобы душа ребенка успокоилась. Да и, возможно, не будет у ребенка из такой семьи, живущего под покровом Божией благодати, очень уж острых противоречий в школе. Он будет все это видеть, но благодать Божия будет все это сглаживать...
– Батюшка, нам любой психолог скажет, что успех образования в огромной степени зависит от авторитета учителя. И особенно это касается младших школьников. Некий культ первой учительницы, как правило, идет только на пользу ее ученикам – при условии, конечно, что педагог действительно профессионал.
Но как быть, если учительница оказалась неверующей? Какое к ней отношение Вы бы предложили своему ребенку?
– Еще до поступления в школу ребенку нужно привить иерархию ценностей: духовное, душевное, материальное. Исходя из этой шкалы, мы бы с ребенком и рассуждали: вот здесь учительница права, рассказывая о физической, материальной жизни, раскрывая и показывая ее законы, а вот здесь – заблуждается, потому что вообще каждому человеку свойственно ошибаться (это аксиома). Каждый грешен, каждый может ошибаться, и взрослый человек – тоже, как и маленький. Вот тут я бы и показал, что, видимо, хорошо зная математику, физику, историю или литературу эта учительница недостаточно внимания, времени и сил уделила изучению своей души. И вот поэтому заблуждается. И осуждать ее ни в коем случае нельзя, потому что она – специалист узконаправленный. Если она в рамках своего предмета хорошо дает материал, она должна оставаться авторитетом в глазах ребенка.
– Я недавно книжечку видела, адресована мальчишкам. Называется: «Готовься к исповеди, сынок». Там написано: «Не дружи с теми, кто не чтит святыню». Сразу вспомнились слова апостола Павла: «Не обманывайтесь: дурные сообщества развращают добрые нравы». Скажите, а допустимо ли говорить ребенку: «Ты с этим мальчиком не дружи, он такой и сякой, через него идет соблазн»?
– Если ребенок знает, что такое хорошо и что такое плохо, если душа его воспитана в добре, он не будет принимать все то зло, что может идти от одноклассников, с которыми он вынужден будет встречаться. Он просто не сможет быть им другом. Он их не будет осуждать, но ему будет с ними неинтересно... Ну, опять же, я беру идеальную ситуацию. Конечно же, могут возникнуть искушения ввиду недостатка семейного воспитания, чтобы, набивая шишки, ребенок на собственном опыте приходил к истине. Такие вещи попускаются Богом.
– Нам хочется, чтобы детская вера росла и укреплялась, чтобы ни в коем случае не стала она формальной. А какие привычки, манеры, разговоры, увлечения, принесенные ребенком из школы, должны нас насторожить?
– Если мы стали слышать от ребенка дурные слова, жаргонизмы, это резанет нам слух, и мы сразу поправим... Но самое главное, на что в первую очередь нужно обращать внимание - это степень откровенности ребенка с родителями. Если мы почувствуем лживость, какое-то двойное дно, если в общении с нами сын или дочь ведет себя как-то натянуто – надо бить тревогу и выяснять, в чем дело. ...Конечно, ребенок может вдруг начать просить у нас чего-то такого, что не соответствует нашему образу жизни, каких-то игр, мультиков или вещей, чего раньше и в голову не пришло бы. Всего не предусмотришь. Нам важно вовремя увидеть плевелы, которые начинают в детской душе произрастать. И я прошу всех вас, уважаемые родители, быть очень внимательными к своим детям – чаше общаться с ними, интересоваться их делами, чаще советоваться с педагогами, узнавать их мнение о наших детях.
– Насчет педагогов... Сложно это, отец Георгий. Вот вам, например, реальная ситуация. Накануне первого апреля учительница объявляет, что завтра – день смеха, все должны придти с клоунскими носами и заготовленными шутками-прибаутками. Ее не смущает, что идет Страстная седмица. Можно себе представить растерянность верующего мальчика, ее ученика. Мама мальчика решила помочь сыну: организовала первого апреля визит к врачу, о чем и свидетельствовала справка.
Однако мальчик объяснил свой «прогул» однозначно: «Так ведь Страстная же… Не мог я на день смеха идти…» Маму вызвали в школу и отчитали, как девочку – мол, учебный день никто не отменял, и так далее. А вы говорите – советоваться... Да и вообще, постные дни – это отдельный вопрос. Потому что в светских школах почти всегда праздники, дни именинника и прочие «отмечаловки» приходятся на пятницу – конец рабочей недели. Все дети, по идее, должны участвовать, так как учителя давят на их чувство коллективизма, и в то же время – ну, не могут церковные дети есть сладости в этот день и резвиться под веселую музыку, они пятницу просто кожей ощущают – воспитаны так. Вот как тут поступать?
– Не будем забывать, что живем мы с вами по вере во всемогущего Господа Бога, и столкнувшись с такой неоднозначной ситуацией, нужно прежде всего обратиться к нему, к нашему Отцу Небесному. И попросить его указать нам верный и спасительный путь. Ну, а от себя я скажу, что мероприятие мероприятию рознь. Я согласен, что развлекательное мероприятие, которое совершенно игнорирует христианский образ жизни и проходит в Страстную седмицу, должно оставляться без внимания нами, православными людьми. И это не есть какой-то вызов обществу, это не есть какие-то диссидентские проявления, это есть верность своей традиции, нашему Господу.
Бывает так, что мы вынуждены исповедовать нашу веру, Господь нам попускает и пострадать за нее – и это тот самый момент, когда надо проявлять мужество, твердость и суметь сказать решительное «нет». Несмотря на последствия. И вместе с ребенком эти последствия пережить. И – поверьте! – переживем, с Божией помощью. Никакие нападки не сломают нас, если мы будем крепки в своей вере и любви к Господу нашему Иисусу Христу и матери нашей Церкви.
– А не слишком ли большая нагрузка ложится на психику малыша, ведь волей-неволей он ощущает себя антагонистом школьному миру. Дома он спокоен, он в безопасности – тут семья, иконы, любимые книжки… Пришел в школу – и тут же включил все фильтры. Постоянное напряжение, постоянный выбор: вот в этом я участвую, а в этом – нет, я ведь христианин...
– А может быть, он даже не будет этого замечать – нагрузка, скорее всего, достанется родителям. Именно они определяют жизнь ребенка младшего школьного возраста, а он лишь покорно следует их авторитету, их мнению.
– Но в школе ребенок один на один с системой! Вот вам еще сценка из жизни, опять-таки про постный день. Среда, а в столовой – творожная запеканка. Первоклассник от нее отказывается, а учитель заставляет: «Ешь! Мал ты еще для поста!» Родители же наставляли мальчика слушаться учительницу ровно до того момента, пока ее указания не идут вразрез с мнениями и правилами Церкви.
Представляете, задачка для малыша? Он тайком выбрасывает запеканку в ведро, и потом снова мучается – не согрешил ли, ведь еду нельзя выбрасывать...
Подобных ситуаций можно привести множество.
– Замечательные ситуации! Тут ребенок не в тепличных условиях впитывает христианские ценности, закаляется. Пройдя такие испытания, он к сознательному возрасту будет очень стойким в своей вере. И действительно станет тем светом, который должен светить этому миру. Это прекрасная школа христианской жизни. В идеальных условиях как исповедовать свою веру, как исповедовать Христа? Может быть, даже и невозможно.
А вот в таких условиях как раз и предоставляется возможность Господу послужить, Господа прославить. Все это проходит, а этот опыт остается на всю жизнь. И учительница забудется, и споры-разговоры канут в Лету, а вот это богатство, благодать, которую Бог даст и ребенку, и родителям за стойкость и мужество, за веру и верность – останутся. И в вечности будут эти поступки ходатайствовать пред Богом за таких верных Богу людей.
Что же касается способов сгладить то напряжение, о котором вы говорите – то, я думаю, тут можно поменять баланс. Баланс нагрузки, которую получает ребенок, подолгу находясь в обществе неверующих сверстников. Можно противопоставить этим условиям другие - те, в которых ребенок будет чувствовать себя, как рыба в воде. Это семейная жизнь и это жизнь церковная. Хотя понятия эти во многом тождественны, ведь и семья есть малая церковь.
Воцерковление наших детей поможет им укрепляться для борьбы, так сказать, на фронте, на поле боя, чтобы выходить оттуда победителями... Об этом тоже нужно заботиться, и, может быть, лишний раз подумать, куда ребенка отдавать – в какой-то светский кружок развития, в изостудию или музыкальную школу, или же его отдать в церковно-приходскую школу. Воскресные школы, кстати, стремятся как можно больше услуг предложить церковным детям. При воскресных школах открываются и хоровые студии, и изобразительным искусством здесь дети занимаются, и многим тем, к чему стремятся светские люди. Все это есть и в воскресных школах.
Но плюс к этому здесь еще и дух, верующие сверстники. Здесь ребенок в церкви, а значит - он здесь дома.
– Спаси Господи, батюшка за интересную и полезную беседу.
Принято считать, что воспитать девочку не так сложно, как мальчика. Дескать, мальчики озорные, а девочки гораздо спокойнее.
«Благословляйте, а не проклинайте» (Рим. 12, 4).
Рождество Христово — один из самых светлых православных праздников, время, которого с нетерпением ждут и дети, и взрослые.
Прежде чем обожиться, нужно очеловечиться Естественное откровение… Мы смотрим на природу и думаем: «Господи, как Ты велик, как прекрасно и мудро все, что Ты создал!» Передо мной фотография: река, над рекой обрыв и на нем одинокая сосна. Кажется, они просто сосуществуют.
ПРЕДСТОЯНИЕСтоять можно перед кем и чем угодно; пред-стоять – только перед Богом. Война – время пред-стояния. Вторая и третья части кинотрилогии режиссера Никиты Сергеевича Михалкова посвящены Великой Отечественной войне.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.