•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
Сегодня мы хотим познакомить наших читателей с автором детских стихотворений Еленой Николаевной Печкиной. Елена Николаевна большую часть своей жизни посвятила медицине, работая врачом, и даже не подозревала у себя какого-то поэтического дара. Но неожиданно, уже будучи взрослым человеком, начала писать стихи, сначала серьезные, а потом и детские. На написание детских стихов Елену Николаевну вдохновила собственная внучка, которой на тот момент было четыре года. А дело было так…
Елена Николаевна Печкина:
– Приближался день рождения моей внучки Вали. Она мне позвонила накануне и спросила: «Баб, а у тебя есть сказка про кота Кузю?». Я растерялась, начала вспоминать классику. Не помню, чтобы про кота Кузю был какой-то конкретный рассказ. И, естественно, ответила: «Нет». А потом, когда мы закончили с ней разговор по телефону, у меня возникла мысль: надо самой придумать сказку про кота Кузю. И вот с этого случая началось мое творчество. Сюжеты для детских стихов я брала из перекидных настенных календарей. Каждый месяц в календаре сопровождался картинкой из жизни животных. Когда я смотрела на эти забавные картинки, у меня рождался новый сюжет для стихотворения. И наделяя этих животных человеческими качествами, я вкладывала в их уста собственные мысли.
Внучке пришлись по душе мои стихотворные рассказы. Она буквально заставляла меня писать. Приходила ко мне в гости и спрашивала: «Баб, ты написала стихотворение на эту картинку?» Я говорю: «Нет». Она: «Пиши!» И так стали появляться стихи. Прошло некоторое время, и опять стал приближаться Валин день рождения. К этому времени у меня уже скопилась целая стопка стихов, и я решила сделать ей подарок. Оформила в форме книжки с картинками альбом для рисования. Валюша была очень рада получить такой подарок.
Мне кажется, писать детские стихи сложнее, чем взрослые, потому что требований к ним больше. Нужно учесть много вещей, кроме рифмы. Иной раз даже жертвуешь рифмой, чтобы подобрать другое, более понятное ребенку слово. Но в то же время совсем избегать сложных слов не нужно. Если на 90 процентов понятных слов попадается 10 процентов непонятных, это нестрашно. Он может спросить у мамы, что это такое, и так к его словарному запасу добавится новое слово. Самое главное, чтобы сюжет стихотворения был ребенку ясен, доступен для его понимания.
Зачем читать ребенку детские стихи?
Такой вопрос может родиться в голове постоянно куда-то спешащего родителя. В этом напряженном ритме жизни, в постоянной суете, когда время стремительно летит, родителям порой кажется, что чтение стихов или рассказывание сказок маленькому ребенку – это что-то маловажное, что-то, чем можно пожертвовать. Но на самом деле стихотворение имеет очень большой воспитательный и развивающий эффект для детской души.
Ведь стихотворение воздействует на эмоциональную сферу ребенка, развивает образное мышление. В очень ненавязчивой форме, без назидания ребенку предлагаются образцы поведения в каких-то ситуациях, которыми он может воспользоваться, попадая в схожие ситуации в своей жизни. Стихотворение обогащает эмоциональную сферу ребенка. Знакомит его с тем, какие эмоции могут испытывать люди в тех или иных ситуациях. Нотации и нравоучения часто детьми не воспринимаются, так как возникает феномен смыслового барьера. Но детское стихотворение дает удивительную возможность, говоря как бы о другом персонаже, проговаривать какие-то важные вещи своему ребенку. И, поскольку разговор идет не о нем лично, ребенок ощущает себя в большей безопасности, не включаются так называемые защитные механизмы. И соответственно этические нормы, нравственные ориентиры, усвоенные в такой ненавязчивой форме, глубже усваиваются ребенком. Одно из свойств детской памяти заключается в том, что ребенок запоминает то, что вызвало у него эмоциональное переживание. И наоборот: то, что не вызывает эмоций, очень быстро стирается из памяти. Чем больше качественных, вызывающих эмоциональный отклик стихов вы будете читать своему ребенку, тем больше будет расширяться его кругозор, все больше слов будет попадать в его активный словарный запас.
Кошки-Мышки
Мышонок тихо плачет в норке:
Он проиграл коту в бегах.
Захлопнув дверь, задернув шторки,
Переживал спортивный крах.
Тут кто-то за окном мяукнул,
Когтями зацепив бревно,
Затем тихонько в двери стукнул,
Но обнаружил лаз-окно.
Из лаза вывалилась шапка,
Блеснул зеленый глаз кота,
В окно пролезла только лапка,
И друга речь была проста:
«Ты, малыш, на меня не сердись,
Никого не хотел я обидеть.
Лучше в сад на полянку вернись.
Там друзья, все хотят тебя видеть.
Пусть сегодня я буду герой,
Ты не смог пробежать эстафету.
Может, завтра я буду второй,
Ну а ты покоришь всю планету.
Не печалься, мы вновь побежим,
Поиграем и в кошки, и в мышки,
И на травке с тобой полежим,
Зализав свои ранки и шишки».
Чему может научить ребенка стихотворение «Кошки-Мышки»? Оно учит его правильно переживать свои проигрыши, правильно относиться к ситуациям неуспеха. Словами котенка мышонку сообщается о том, что никто не может быть совершенным все время и человек имеет право на ошибку. Это очень важно проговорить, особенно тревожному ребенку, который всегда стремится быть совершенным, сделать все на пятерку.
Котенок Васька
Котенок Васька хоть и мал,
Уже на крыше побывал!
Туда сбежал без спроса,
Чуть отдохнув от кросса:
Он в нем победу одержал –
Ну и решил, что возмужал…
Попав на крышу с чердака,
Свой двор увидел свысока,
По крыше смело прошагал,
Чем маму кошку напугал.
Она мяукает внизу:
«Держись, я лестницу несу».
Котенку стыдно стало вдруг:
«Совсем я мамочке не друг…
Ей даже слова не сказал,
Когда на крышу побежал!
Сейчас я с крыши вниз спущусь
И перед мамой извинюсь».
А стих «Котенок Васька» учит помнить о чувствах других людей, учит сопереживанию и умению просить прощения за свой поступок. Прочитав его озорному ребенку, можно поговорить с ним на темы: что такое смелость и чем она отличается от самоуверенности, что делать, если твой поступок заставил взрослого волноваться и переживать.
Поэтическое творчество оказывает несомненное благотворное влияние на эмоциональное, интеллектуальное развитие детей. С ребенком-дошкольником обязательно нужно вместе читать хорошие детские стихи. На помощь может прийти детская классика (Александр Пушкин, Корней Чуковский, Агния Барто, Самуил Маршак). Можно обратиться к современным авторам (Тит Сорокин, Татьяна Шорохова). А может быть кто-то, как и наша героиня, захочет самостоятельно написать стихотворение для своего ребенка или внука. Это может стать интересным опытом и дать возможность отвлечься от взрослых забот и посмотреть на мир глазами ребенка.
От редакции: Творчество может быть полезным не только для читателя, но и для автора. Так произошло и с Еленой Николаевной Печкиной: именно детские стихи помогают ей сегодня справляться с тяжелым заболеванием и отсутствием физической возможности свободно передвигаться даже по квартире. Как говорит сама Елена Николаевна, видимо, так Богу было угодно, что появилась тяга к детскому творчеству, где депрессивным мыслям места нет: «Когда бывает очень тяжело, пытаюсь написать о том, как мне больно, грустно, мрачно. Одна-две строчки появятся и все – как будто какой-то блок, и не идет дальше мысль – для негатива нет пути. Вот такая защитная реакция, которая дает силы бороться с плохими мыслями. И как бы мне плохо ни было, стихи получаются детские, задорные, с позитивом. И слава Богу!»
Мы желаем Елене Николаевне бодрости духа и терпения, новых творческих идей и их воплощения!
Рисунки Ксении Кабановой
Принято считать, что воспитать девочку не так сложно, как мальчика. Дескать, мальчики озорные, а девочки гораздо спокойнее.
«Благословляйте, а не проклинайте» (Рим. 12, 4).
Рождество Христово — один из самых светлых православных праздников, время, которого с нетерпением ждут и дети, и взрослые.
23 февраля – День защитника Отечества. Когда-то называвшийся днем Советской Армии, теперь этот праздник приобрел и вовсе величественное звучание. В него стоит вдуматься.
С утра падал снег. Медвежонок сидел на опушке леса на пеньке, задрав голову, и считал, и слизывал упавшие на нос снежинки.Снежинки падали сладкие, пушистые и прежде, чем опуститься совсем, привставали на цыпочки. Ах, как это было весело!
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.