Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №8 (97) → Шпаргалка для родителей

Шпаргалка для родителей

№8 (97) / 20 •сентября• ‘10

Елена Макеева, детский психологСемейная педагогика

Не может ножик перочинный создать перо -
к перу прижатый лишь отточить или сломать...
Родитель детям не причина, не программист,
а Провожатый в невидимость...
Отец и мать, как я терзал вас,
как терзали и вы меня, судьбу рожая.
О, если б мы не забывали,
что мы друг друга провожаем.

В.Леви

Сентябрь. Окончилось лето. Дети вернулись из далеких стран, собственных дач, летних лагерей. Родители закупили все необходимое детям для школы. В воздухе висит предчувствие и ожидание новых встреч, событий, переживаний. Накануне учебного года хочется поговорить о трудностях, с которыми дети сталкиваются в школе и о том, как можно помочь своему ребенку с ними справиться.

Хочется начать с того, что база для успешного обучения в школе закладывается задолго до того, как ребенок пошел в школу. На что нужно обратить внимание родителям дошкольников?

Существует понятие "психологическая готовность к школе". Прежде всего, в ребенке нужно развивать познавательную активность, то есть сформировать интерес к получению знаний. Возраст 4 - 5 лет - так называемый "возраст почемучек" - важнейший в развитии ребенка период. В этот период дети задают множество вопросов.

Очень часто родители и учителя жалуются: ему ничего не интересно, ничем не хочет заниматься. Психологи считают, что потребность в познании является базовой, врожденной потребностью.

Все дети изначально любознательны. Но родители часто своим отношением блокируют эту любознательность, не удовлетворяют эту базовую потребность. Ссылаясь на свою занятость, усталость отмахиваются от ребенка. Ребенок становится предоставленным сам себе, не может найти себе интересного занятия, слоняется из угла в угол. Постепенно у него развивается интеллектуальная лень, когда в принципе становится не интересно узнавать что-то новое.

К моменту начала учебы у ребенка уже сформирован устойчивый стиль поведения. Мозг не привык к интеллектуальной нагрузке и любую интеллектуальную работу воспринимает как наказание, неприятную обязанность. Избежать это-го можно, если родители часто разговаривают со своим ребенком, отвечают на его многочисленные вопросы вместе с ним, выполняют познавательную деятельность (вместе решают головоломки, загадки, читают познавательные книжки и т.д.). То есть прожить этот период вместе с ребенком, организовывая на первых этапах его свободное время, приучая мозг к работе.

Как правило, в будущем у таких детей не возникает проблем с учебной мотивацией. Они учатся с удовольствием. Кроме того, существует такой психологический закон, открытый Львом Семеновичем Выготским, о зоне ближайшего развития. Расскажу о нем вкратце.

Известно, что в каждом возрасте для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами этого круга - дела, доступные для него только при участии взрослого или же недоступные вообще. Давайте нарисуем простую схему - один круг внутри другого.

Маленький круг будет обозначать все дела, с которыми ребенок справляется сам, а зона между границами малого и большого круга - дела, которые ребенок делает только вместе со взрослым. За пределами большого круга окажутся задачи, которые сейчас не под силу ни ему одному, ни вместе со старшим. Л.С. Выготский открыл следующее. Он показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослыми, а не тех, которые лежат за пределами наших кругов.

Другими словами, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал вместе с мамой, и именно благодаря тому, что это было "с мамой". Зона дел вместе - это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Представим себе, что у одного ребенка эта зона широкая, то есть родители с ним много занимаются, а у другого узкая, так как родители часто предоставляют его самому себе. Первый ребенок будет развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее, благополучнее.

Известно, что есть дети, которые не любят читать. Их родители справедливо огорчаются и пытаются любыми способами приучить ребенка к книге. Однако часто ничего не получается. В свете описанного закона можно посоветовать таким родителям: читать вместе с ребенком.

После того, как ребенок сможет самостоятельно выполнять какое-то действие, становится актуален закон о зоне личной ответственности. Вкратце его можно сформулировать так: родитель не должен вмешиваться, контролировать, помогать ребенку в тех делах, которые ребенок может выполнить самостоятельно. В идеале школьные дела должны стать личной ответственностью ребенка.

К сожалению, сегодня многие родители незнакомы с высказыванием древнего мудреца "Цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас". Можно обобщить вышесказанное следующим положением: если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:

1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.

2. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

В совместных занятиях с ребенком важно сохранить дружелюбный тон общения. Руководящие указания, наверное, где-то нужны, но не в совместных занятиях с ребенком. Как только они появляются, прекращается работа вместе. Ведь вместе - значит на равных. Не следует занимать позицию над ребенком; дети к ней очень чувствительны. Достаточно часто родители занимают слишком активную позицию в процессе обучения ребенка.

Сочетание слишком большой воспитательной активности родителей и инфантильности, то есть незрелости детей - очень типично и абсолютно закономерно. Механизм здесь простой, он основан на действии психологического закона: Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.

"Можно затащить лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить", - гласит пословица. Можно заставить ребенка механически заучивать уроки, но такая наука засядет мертвым грузом в его голове. Больше того, чем настойчивее будет родитель, тем нелюбимее, скорее всего, окажется даже самый интересный, полезный и нужный школьный предмет. Как же быть? Как избегать ситуаций и конфликтов принуждения?

Прежде всего, стоит присмотреться, чем больше всего увлекается ваш ребенок. Это может быть игра в куклы, в машинки, общение с друзьями, собирание моделей, современная музыка. Некоторые из этих занятий могут показаться вам пустыми, даже вредными. Однако помните: для него они важны и интересны, и к ним стоит отнестись с уважением.

Для примера можно привести рассказ одного отца. Сначала он, по его словам, изнывал от громкой музыки в комнате своего сына, но потом пошел на "последнее средство": собрав скудный запас знаний английского языка, он предложил сыну разбирать и записывать слова зарубежных песен. Результат оказался удивительным: музыка стала тише, а у сына пробудился сильный интерес, почти страсть, к английскому языку. Впоследствии он окончил институт иностранных языков и стал профессиональным переводчиком.

Подобная удачная стратегия, которую порой интуитивно находят родители, напоминает способ прививки ветки сортовой яблони к дичку.

Дичок жизнеспособен и морозоустойчив, и его жизненными силами начинает питаться привитая ветка, из которой потом вырастает замечательное дерево. Сам же культурный саженец в земле не выживет.

Так и многие знания, которые предлагают детям родители или учителя, да еще с требованиями и упреками: они не выживают. В то же время они хорошо "прививаются" к уже существующим увлечениям. Пусть по началу эти увлечения примитивны, но они обладают жизненной силой, и эти силы вполне способны поддержать рост и расцвет "культурного сорта".

Вот те немногие приемы и закономерности, которые удалось осветить. Конечно, круг психологических проблем и вопросов, связанных со школой, не исчерпывается изложенным материалом.

Если у читателей появятся вопросы или комментарии по вопросам обучения, школьной адаптации, психологическим особенностям детей, мы с удовольствием обсудим их в следующий раз.

 

•В других номерах:•

№2 (79) / 12 •февраля• ‘09

Семейная педагогика

О воспитании девочек

Елена Макеева, детский психолог

Принято считать, что воспитать девочку не так сложно, как мальчика. Дескать, мальчики озорные, а девочки гораздо спокойнее.

№8 (85) / 14 •августа• ‘09

Семейная педагогика

Сила родительского слова

Елена Макеева, детский психолог

«Благословляйте, а не проклинайте» (Рим. 12, 4).

№1 (78) / 12 •января• ‘09

Семейная педагогика

Семейные традиции встречи светлого праздника Рождества Христова

Елена Макеева

Рождество Христово — один из самых светлых православных праздников, время, которого с нетерпением ждут и дети, и взрослые.

 
Навигатор

Музей невьянской иконы

Подготовила Светлана Ладина

Говоря о музее Невьянской иконы, специалисты словно отзываются о живом существе: он вырос и похорошел, он развивается, он стал еще более дружелюбным и открытым. На одиннадцатом году жизни музей переехал в новое здание - более просторное и удобное.

 
Письмо в номер

Мама, сегодня я иду в воскресную школу!

Ия Олеговна Олексенко, г. Сысерть

Дорогая редакция «ПВ»! Мне хочется рассказать об отце Сергии и матушке Татьяне, которые с Божией помощью восстанавливают Сысертский храм во имя Симеона Богоприимца и Анны пророчицы.

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс