•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
Руководитель Отдела культурного наследия Екатеринбургской епархии Александр Николаевич Черепанов:
«Традиционная русская культура – это не шоу»
Наш собеседник – это человек, для которого слово «наследие» связано не с тишиной музея и исторической пылью. Наследие – это традиционная народная культура, полная и радостная жизнь, пронизанная евангельскими идеалами. Этой драгоценностью отдел и его руководитель делится со всеми жителями Екатеринбурга, каждый раз создавая добрый и праздничный мир.
Александр Николаевич, наше знакомство с Отделом культурного наследия епархии хотелось бы начать с Вас, как руководителя и организатора праздников в исконно русских традициях. Расскажите, как Вы пришли к вере и каким образом попали в епархию?
Вопрос простой и не простой. Мне кажется, каждый человек всю жизнь занят поиском истины, света, теплоты. Оглядываясь на свою жизнь, могу сказать, что и у меня был такой поиск. Я окончил Челябинский государственный институт культуры. Раньше культработник мог иметь специализацию – музыкальная, хоровая, хореографическая. У меня – хореографическая. После окончания института Господь меня свел с удивительным человеком – Михаилом Григорьевичем Якимовым. И тот пристрастил меня к экспедиционной работе: мы ездили по деревням и встречались со старшим поколением, записывали песни, танцы – кадрили. Узнавали, где и как бытовали эти песни, на какие праздники их пели, во что одевались. До этих поездок мне казалось, что я со своим образованием что-то понимаю в культуре, но оказалось, что не знал о ней ничего. То, что открылось для меня – величайшая гармония великой культуры – наверное, это было уже подсознательным ощущением Бога. Вся традиционная культура основана на Христовых идеалах, человек, соприкасаясь с ней, рано или поздно открывает для себя Бога. Я предполагаю, что и мой путь, и мою работу в епархии предопределила встреча с этой культурой.
Затем я преподавал в Курганском культпросветучилище и, конечно, использовал на уроках свой экспедиционный опыт. После постановки в Кургане фольклорного спектакля «Масленица», который увидел заслуженный деятель искусств России В.И. Горячих, меня пригласили на место главного балетмейстера в Уральский государственный русский народный хор (Горячев был там художественным руководителем). Так Господь привел на профессиональное поприще в Уральский народный хор. Опыт экспедиций помогал мне и здесь. В селе Кислянском, Юргамышского района, Курганской области удалось записать топотуху, после чего сценически обработать и в 1987 году поставить ее в Уральском народном хоре – эта постановка до сих пор в репертуаре этого коллектива.
В начале перестройки я работал начальником Отдела культуры Кировского района г. Екатеринбурга. И считаю этот период тоже знаменательным для себя. Совместно с областным Домом фольклора мы смогли запустить проект «Масленица» в Харитоновском саду. С того времени этот праздник проводится уже 17-й год подряд. Интересно, что областным Домом фольклора руководил тогда Владимир Николаевич Теплов – теперь протоиерей Владимир Теплов. Сменил его Олег Владимирович Востриков, который в конечном итоге тоже стал священником. Заместителем там работал Евгений Пестерев. Он тоже был большой любитель и знаток традиционной культуры и тоже стал священником. К сожалению, он ушел из жизни молодым, но успел оставить в культуре Урала значительный след. Эти примеры подтверждают мысль о том, что традиционная культура вся пронизана идеалами Христа, и человек рано или поздно обнаруживает их и становится очевидцем и носителем этих идеалов.
Позже мне предложили возглавить федеральную структуру – Управление по сохранению культурных ценностей, где я продолжил заниматься вопросами сохранения традиций. После реформы государственной власти появилось управление Росохранкультуры по Уральскому федеральному округу. Все годы работы руководителем управления я сотрудничал с нашим Владыкой: проводили конференции, вместе прорабатывали проект создания института дух
овной культуры имени Пушкина. Но по целому ряду серьезных причин не удалось его открыть.
Наверное, все годы, пока я был чиновником, у меня было ощущение, что, когда я говорю с людьми в своей среде, мы общаемся на разных языках, а когда прихожу в епархию – меня здесь понимают, и я всех понимаю. Об этом я говорил Владыке. И он предложил мне реализовывать программу по сохранению культурного наследия в епархии. В конечном итоге я ушел с той работы. Сейчас достаточно часто об этом вспоминаю и благодарю Бога за то, что оказался в епархии. Конечно, здесь тоже все очень непросто. Но на этой работе я впервые открыл для себя строчку молитвы «Царю Небесный, Утешителю Душе истинный…». У меня отчетливое ощущение, что моя душа здесь утешается Истиной, срастается с Истиной. При всех сложностях здесь жизнь уже немыслима без служения Богу.
Происходили ли в этот период жизни какие-то события, которые перевернули Ваш внутренний мир, заставили пересмотреть отношение к своей работе?
Да, еще когда я занимался экспедиционной работой, я пережил потрясение, с которым теперь живу и которым хочу поделиться. Люди живут «мимо» нашей традиционной культуры, ее просто не знают. Ведь зачастую ее просто негде было изучать. В институте культуры у нас за все время обучения было всего четыре (!) часа фольклора. Можно ли узнать что-либо за такое время? Тут и идеологические причины: мир до советского времени, до 1917 года, представлялся как отживший, отставший, несовместимый с новым временем, со строящимся коммунизмом. Когда я окунулся в эту культуру, у меня появилось ощущение, что я не имею права не рассказывать о ней людям – в надежде, что они тоже переживут потрясение и примут ее как родную.
То же касается и Царской Семьи. Еще когда я был чиновником, ко мне обратилась Ольга Валентиновна Баталова, работавшая в Отделе культуры епархии, с просьбой помочь провести фестиваль православной культуры «Царские дни». Я еще мало знал о Царской Семье, но настолько эта тема проникла в мое сердце, что я с первых «Царских дней» стал обращать на нее пристальное внимание. Я прочитал материалы по канонизации. И осознал невероятную ложь и клевету, которыми были окружены Царственные Страстотерпцы. Но когда шелуха отпадает, открывается образ великих и святых людей.
Очень хочется, чтобы как можно больше людей узнали о Царской Семье. Для этого мы ежегодно проводим фестиваль, выпустили книжку «Венец земной и небесный». Сейчас вышел уже четвертый выпуск газеты «Царская библиотека». И помещение, в котором мы с вами сейчас находимся – это информационно-просветительский центр «Царская библиотека». На очереди – сайт. К сожалению, ресурсов недостает, но потихоньку с Божией помощью движемся. Ну и конечно, я постоянно ощущаю помощь Царской Семьи.
Какая основная задача ставится перед Отделом культурного наследия?
Мы занимаемся возрождением традиционных православных праздников. Это задача очень серьезная. Во-первых, через праздник, через это проявление культуры человек может открыть для себя Бога, идеалы Христовы и таким образом прийти в Церковь. Во-вторых, через праздник человек может ощущать полноту жизни во Христе – жизни не только церковной, но и культурно-бытовой. Нужно, чтобы человек мог выйти из храма и пойти и на Покровскую ярмарку, и на Рождественские «вечорки», гуляния, увидеть вертеп и т.д.
Безусловно, эти праздники во многом проводятся с миссионерской целью. Но очень часто люди принимают праздничную сторону, но проходят мимо Церкви. Как с этим быть?
Приход в Церковь – процесс не быстрый, это должно в сердце запасть. Задача нашего отдела – разрыхлить почву для того, чтобы человеку какое-то зерно бросить в душу, показать, что Православие – это полнота жизни. Четыре года назад, когда мы только начали проводить Рождественские архиерейские елки, сначала в зал пускали только детей. Но родители с таким напором пробивались, что в конечном итоге мы сдались, решив, что лучше «в тесноте, да не в обиде». И потом поняли, что это была естественная потребность родителей открыть для себя библейскую историю. У нас в здании есть книжный развал. Мне продавцы потом сказали, что после елок люди все книги о Рождестве просто смели: идут с елки и покупают. Когда человек открывает что-то для себя, у него появляется потребность узнать об этом больше.
Масленица – притча во языцех, все спорят о том, языческий это праздник или не языческий. Когда я впервые выступал на собрании священства, анонсировал проведение масленицы, такой гул по залу прошел. Противники проведения этого праздника говорили о том, что Московские святители были против масленицы. Поддержал меня Владыка, пояснив, что святители Московские выступали не против этого праздника, а против убийств на масленице. Если происходило убийство в рукопашном поединке во время боев «стенка на стенку», Церковь объявляла самоубийцами обоих участников поединка. Для христианина быть самоубийцей, быть похороненным вне ограды храма, без отпевания
– страшное дело. В конечном итоге, таким способом Церковь влияла на течение масленицы, и праздник получал нравственные основания. Кроме того, в наше время празднование масленицы сокращено. И сегодня все знают, что это сыропустная неделя, которая готовит к посту. Конечно, мы неправильно делаем, что проводим праздник в воскресенье. Раньше в деревне гуляли неделю, и главным днем этих гуляний был четверг. К воскресенью веселье шло на убыль. В городских условиях, к сожалению, это реализовать трудно. И все-таки мы будем стараться отодвигать этот праздник от воскресенья.
У многих возникают вопросы, связанные со сжиганием чучела масленицы: говорят, что это языческий обычай. Но у нас масленица – это чучело, у которого на лентах написаны названия различных человеческих пороков – «жадность», «лукавство», «пьянство». Их мы и сжигаем. С одной стороны, все мы родом из язычества – можем перекреститься и тут же поплевать через плечо. С другой стороны, задача Церкви – ветхого человека преобразовывать в нового. И на масленице как раз закладываются другие нравственные смыслы.
Этот процесс идет, но не бывает, чтобы все люди сразу изменились, развернулись в другую сторону. То, что епархия стоит во главе проведения этих праздников, тоже очень важно. Люди, которые приходят на наши праздники, верующие и неверующие, погружаются в такую культурную атмосферу, которая не только не вредит, но и оказывается полезной. Это не шоу. Мы создаем нравственный мир, в который люди приходят семьями, потому что они знают, что там нет вреда ни для взрослой, ни для детской души.
Наверное, непросто каждый раз в празднике создавать целый мир. С какими сложностями приходится встречаться в этой работе?
Основная сложность заключается в том, что традиционной культуре сложно пробиваться, ее не понимают. Это и естественно: никто ей не учил. Но как только люди соприкасаются с ней, как будто колокольчик какой-то звенит, что-то внутри начинает возрождаться, все ложится на очень благодатную почву. Культура всегда развивалась по спирали. Каждое новое поколение приносило в существующую культуру что-то новое – детали в костюм, в мелодию и т.д. Но все равно был базовый уровень. Мы же сегодня отрезаны от традиционной культуры: даже музыкальные интонации другие, говор другой. Люди не ходят в лаптях, в сарафанах. Возвращаться – очень непростой процесс. Сейчас молодежь очень тянется к этой культуре даже на уровне костюма. Они шьют рубахи, сарафаны, но не сценические, а настоящие. В городе Полевском есть народный коллектив «Воля», уже лет 20 они культивируют «вечорки» по субботам. В Екатеринбурге Центр культуры «Молодежный» также организует «вечорки», только по воскресеньям.
Еще одна сложность работы заключается в том, что не всегда есть взаимопонимание со священством, они не всегда смотрят в сторону нашей традиционной культуры с пониманием. Для них существует сфера образования, церковно-приходских школ – и слава Богу! – но сфера культурно-бытовая остается на обочине. Хотя процесс идет. Ведь ни алкоголь, ни наркотики не будут человека интересовать, если он живет полной жизнью. Дело в том, что в традиционной культуре человек является не потребителем, а активным деятелем. Например, на масленице все заняты: кто танцует кадриль, кто борется, кто частушки поет. Человек находит свое место в таком водовороте, сам принимает во всем участие, а не смотрит, раскрыв рот, на сцену. В таких условиях ему в голову не приходит пить.
Кроме того, можно сказать, традиционная культура – это такое явление, которое всегда работало на сохранение и укрепление семьи. Традиционная культура – это институт семьи. В чем суть, например, тещиных «вечорок»? Объективно в отношениях тещи и зятя заложен антагонизм: я вырастила дочку-лапочку, отдала ее кому-то, он ее так, как я, любить не будет. Культура знает об этом антагонизме и регулирует эти отношения путем общественного влияния на семью. Если зять не идет к теще на блины, ему потом будут весь год «кости мыть» за такое неуважение. По тем же причинам и теща не может не принять зятя. Таким образом, люди ставились в культурные обстоятельства, где укреплялась семья. И, помимо всего, в традиционной культуре нет таких разделений, которые есть сейчас: 23 февраля – мужской праздник, 8 марта – женский, отдельно день пожилого человека. В традиционной же культуре все всегда вместе – мужчины и женщины, старики и дети. Эти смыслы – только небольшая часть того, что заложено в народной музыке, хореографии, в тех же боях «стенка на стенку», в хороводах, играх.
Интересно, а что же заложено в боях «стенка на стенку»?
Есть естественное явление: у молодых людей накапливается лишняя энергия, девать ее некуда. В «стенке» ребята выпускают пар. Самое главное в боях – это выполнение определенных правил, одно из самых главных – в «стенке» в принципе не бьют, только толкаются. В «стенку» еще надо было постараться попасть, это право заслужить. Кроме того, есть система наказаний: если ты что-то нарушил, стенка останавливалась, а виновника пороли плеткой. Сейчас это, конечно, происходит играючи, но все равно это позор для молодого человека: у тебя не хватило сил, умения, ты пустил в ход кулаки. «Стенка» сопровождается большим количеством поединков: на поясах, в обхватку – разные варианты. В такой форме происходило обучение военному искусству, психологии воина. Это эффективное патриотическое воспитание и подготовка к защите Отечества.
Патриотическому воспитанию мы вообще уделяем много внимания. Еще с того времени, когда я был начальником районного отдела культуры, у нас проходит Фестиваль традиционной мужской культуры «Дмитриев день», названный в честь св. Димитрия Солунского. В этом году мы подняли его на другой уровень. Вместе с нашим Спортивным отделом провели во Дворце игровых видов спорта (ДИВС) в рамках этого фестиваля спортивные состязания, на которые собрались около 20 команд – в том числе принимали участие спецназ, ОМОН. На этот праздник мы пригласили призывников. Вообще наша мечта – сделать Дмитриев день днем призывника. С одной стороны, этот день – Дмитриевская родительская суббота, когда Церковь совершает поминовение всех воинов. С другой стороны, день мужской традиционной культуры. Так может осуществляться патриотическое воспитание, основанное на возрождении традиционной культуры. Кроме того, исходя из традиций, мы освещаем и современные праздники
– 9 мая, День славянской письменности, День Державы.
Вы говорили о разрыве между традиционной и современной культурой. Как происходит совмещение традиций и современности?
В основе любого праздника лежит духовная основа. В этом плане, когда мы говорим о 9 мая, мы говорим о жертве, которую понес народ за Отечество, как о жертве во славу Божию. Недавно Святейший Патриарх говорил о том, что мы не всегда отдаем себе отчет в том, какое Божие чудо произошло в Великую Отечественную войну. Господь помог нам одержать победу. Действительно, по всем показателям этого не должно было случиться: германская военная машина была очень мощной, внутри нашей страны было много нестроений, столько людей замучены в ГУЛАГах. Но народ за Божие дело объединился, поднялся, победил. На мероприятиях мы рассказываем о роли Церкви в этой войне. Такие основания побуждают заниматься праздниками современными.
А чем отдел занимается во время между праздниками?
Это заблуждение, что между праздниками много времени. Работы очень много. В Рождество мы провели 23 спектакля в духовном центре, семь рождественских спектаклей в Театре эстрады. Прошел рождественский фестиваль, на который мы приглашали пианиста о. Василия Куликова. Только закончились рождественские события, как началась масленица. На Пасху у нас планируется ярмарка и пасхальный спектакль. К приезду Патриарха Кирилла в Екатеринбург готовим концерт, посвященный 125-летию Екатеринбургской епархии. Не успеет пройти это событие, будем праздновать 9 мая, потом 24 мая – День славянской письменности, Международный день защиты детей, Царские дни. При этом в штате нашего отдела всего три человека, и один из них занимается только газетой «Царская библиотека». Кроме того, мы организуем певческие курсы, занимаемся выставочной деятельностью, при нашем отделе занимается Общество православных литераторов.
Также мы официально заявили о создании учебного центра по вопросам сохранения культуры, для обучения людей в приходах содержанию и сути праздников, а также технологии их организации. Я уже говорил о просветительском направлении нашей работы, касающемся Царской Семьи. В ближайших планах – провести 19 мая, в день рождения Императора Николая II, конференцию, посвященную Царской Семье.
Таким образом, все, чем мы занимаемся, соответствует названию нашего отдела. Вопрос наследия является для нас главным. Именно через обращение к традиционному культурному наследию – через музыку, песню, литературу, через праздник – люди могут открыть для себя христианскую культуру.
Беседовала Наталия Евстюгина
Руководитель Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и Правоохранительными учреждениями полковник Илья Константинович Новожилов…
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.