Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №4 (93) → Праздник, которого не могло не быть

Праздник, которого не могло не быть

№4 (93) / 15 •апреля• ‘10

Алексей и Галина КоршунЕкатеринбургской епархии – 125 лет

•В этой теме:•

Екатеринбургской епархии – 125 лет
Обращение Владыки Викентия
Екатеринбургской епархии – 125 лет
Православная журналистика – какой она должна быть?
Светлана Ладина

Екатеринбургская епархия отметила 125 лет со дня своего основания. 11 февраля 1885 года состоялось утверждение Государем Императором Александром III доклада Святейшего Синода об учреждении самостоятельной Екатеринбургской епархии.

Что такое 125 лет для истории? Несколько страниц в учебнике с отстраненными комментариями и цифрами. Что такое 125 лет для Вселенной? Практически ничего. Тысячная доля мгновения. Но для нас, православных Екатеринбургской епархии года 2010-го, православные братья и сестры 1885-го года, как свет далёкой звезды, давно погасшей, но всё же светящей для нас. Между двумя датами легла пропасть. Можно попытаться измерить эту пропасть статистическими выкладками соотношения количества храмов и числа населения тогда и сейчас. Но как измерить глубину духовной деградации русского народа, произошедшей за долгие годы оторванности от живительного источника Православной веры? А ведь без полноценной церковной жизни с ее соборным началом немыслимо возрождение самой сущности русского народа, его духа.

Ничто не происходит без воли Божией. Испытания, выпавшие на долю русского народа, а вместе с ним и Екатеринбургской епархии, были попущены Создателем для исцеления народной души, зараженной вирусом страстей, покрытой коростой грехов, отравленной ядом похотей. Долгий путь лишений, страданий, жертв был необходим для того, чтобы понять, что нет и не может быть жизни вне лона Матери-Церкви. Ныне народ-богоносец, забывший о своем предназначении, долгие десятилетия, словно слепец, бредший по бурелому, вышел на широкую дорогу, ведущую к Храму. Блудный сын, когда-то давно покинувший дом любящего Отца, возвращается к отчему порогу. Весь этот путь – от процветания Русской Православной Церкви в XIX веке через почти полное ее разрушение в XX до нынешнего возрождения – как в зеркале отражен в истории Екатеринбургской епархии.

Создание Екатеринбургской епархии стало логическим продолжением цепи событий, начало которым положило крещение Руси равноапостольным князем Владимиром. Лучики веры Христовой, начавшие проникать в дремучую языческую тайгу еще в XVI веке вместе с первыми поселенцами, к XIX столетию превратились в мощный световой поток, осветивший суровую уральскую землю. Развивалась промышленность, а вместе с ней прибывало и православное население будущего опорного края державы, что, в свою очередь, требовало строительства храмов и монастырей, расширения штата священнослужителей. Да и сама обширность территории диктовала необходимость новой самостоятельной епархии, что и было сделано по докладу Святейшего Синода, Высочайше утвержденному Императором Александром III 11 февраля 1885 года.

Круг вопросов, которые предстояло решить новообразованной епархии, был весьма широк. Но его широта не пугала ни первого викарного епископа Екатеринбургского и Ирбитского Нафанаила, ни его преемников на архиерейском посту. И вряд ли их положение было проще, чем у Владык нынешней эпохи. Конечно, пасомое ими словесное стадо не нуждалось в доказательствах необходимости церковной жизни, строгого следования церковным установлениям. В те времена существование вне церкви делало человека отверженным. Общество с настороженностью, а скорее даже с брезгливостью относилось к атеистическим настроениям в среде молодых вольнодумцев. Западный ветер нигилизма, признающий лишь материальное начало, долгое время был бессилен перед искренним и естественным чувством Бога, которое любой русский впитывал с молоком матери. И всетаки не стоит забывать, что положение простого народа в Российской империи было нелегким. Бедность, безграмотность, болезни – те народные бичи, побороть которые можно было только всем миром, то есть соборно. А какая же соборность без Церкви?!

Когда читаешь статистические сводки по Екатеринбургской епархии с 1885 по 1917 гг., невольно сравниваешь их с нынешними показателями. Вывод напрашивается сам собой. Деятельность епархии в области социального служения тогда и сейчас совпадает почти полностью: все та же организация сестричеств милосердия, обществ трезвости, домов трудолюбия, богаделен, благотворительных фондов и всего того, в чем у людей всегда будет потребность. Может быть, наименования слегка изменились, да новейшие технологии позволяют вести богоугодную деятельность на другом уровне. Но суть-то осталась прежней. Как и природа человеческая, с которой не смогла ничего сделать коммунистическая идеология, провозгласившая одной из основных своих целей создание нового типа человека, которому Бог не нужен.

Человеческая душа, в какие бы потемки ни опускали ее внешние обстоятельства и собственные немощи, всегда сохраняет в себе чувство Бога, чувство Творца, вдохнувшего в нее жизнь. Даже в самые сложные для епархии годы, когда казалось, что планы лукавого обрели реальность, и вскоре ни одного православного храма не останется на земле уральской, как и на Руси вообще, сохранялся лучик веры. Его хранили сердца батюшек, идущих на смерть за Христа. Его хранили в тайных молитвах простые миряне, загнанные за колючую проволоку ГУЛАГа. Его хранили камни взорванных храмов, бронза разбитых колоколов, иссеченные шашками образа. Благодать почивала на не единожды поруганных и оскверненных мощах святого праведного Симеона Верхотурского – мог ли он не молиться за страдающую уральскую землю? Могла ли оставить без молитвенной помощи названную ее именем епархию святая великомученица Екатерина? Их молитвами и молитвами сонма новомучеников и исповедников в конце 20 века Екатеринбургская епархия воскресла, вновь обрела силу. Отмечаемое ныне 125-летие – праздник, который не мог не состояться: небесные молитвенники не оставляют своим заступничеством уральскую землю.

В самом начале большевистского разгула ей было суждено стать местом мученической кончины Помазанника Божиего, Царя Николая Второго и его Семьи. Тогда же, в июле 1918 года, в Алапаевске страшную смерть приняли преподобномученицы Великая Княгиня Елисавета и инокиня Варвара, и князья дома Романовых. Более сокрушительного удара по России, ее вере, ее истории и представить было трудно. Он был нанесен именно здесь, на территории Екатеринбургской епархии. И потому на нее легла особая миссия: покаянные Царские дни, когда в Екатеринбург съезжаются паломники со всего православного мира, стали той самой ответной молитвой сокрушенных сердец, которой так ждет от нас Господь.

В советский период первые проблески надежды в бесконечной череде испытаний появились в 1943 году. Именно тогда, в тяжелейшие годы войны, богоборческие власти, испытав страх перед мощью врага, одумались (правда, ненадолго). Епархия была восстановлена, после шестилетнего перерыва в ней вновь появился свой Правящий Архиерей, а единственный действующий храм областного центра – ИоанноПредтеченский – получил статус кафедрального. Но передышка была недолгой.

С наступлением «оттепели» для Церкви вновь наступили холода. Никита Хрущев собирался «показать всему миру последнего попа», для чего активизировал гонения на религию – видимо, так разжижающе действует на мозг мирное существование. Треть храмов епархии была закрыта.

Но что такое приказы и реляции бюрократической машины по сравнению с жизнью духа, которую бережно хранили православные уральцы, ведомые такими подвижниками веры как схимонах Константин (Шипунов) или преподобноисповедник Игнатий (Кевролетин). Вода, как известно, камень точит. По молитвам и трудам тех немногих, кто не боялся угроз властей, люди венчались и крестились, исповедовались и причащались, как полагается православным.

Екатеринбургские архиереи… Нам не понять всю тяжесть креста, который несли архипастыри советского периода. Хранить Православную веру, блюсти и беречь свою паству и духовенство, не доводя при этом богоборческую власть до озлобления, после которого последует расправа – как это возможно? Им удавалось.

До сих пор люди поколения 60-х вспоминают проповеди архиепископа Платона (Удовенко), управлявшего епархией с 1980 по 1984 год. Помнят и о том, как неустрашимо владыка Платон защищал Церковь и священнослужителей, как сумел укротить служебное рвение местного уполномоченного по делам религий. Когда в 2003 году, уже будучи митрополитом Аргентинским и Южноамериканским, Владыка приехал в Екатеринбургскую епархию на освящение Храма-Памятника на Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, он сказал: «То, что я увидел, превосходит все мои ожидания. 20 лет назад, когда я был здесь архиереем, просто не верилось, что совершится такое чудо. Этого самая смелая фантазия не могла себе представить. Убеждаешься, что с кем Господь, тому все под силу. С Господом мы все можем».

На Екатеринбургской кафедре владыку Платона сменил архиепископ Мелхиседек (Лебедев). Он стал первым местным архиереем, который исключил из своего титула «Свердловский и Курганский» кровавое имя Свердлова. «Сейчас время строгое, жизнь тяжелая, и надо разумевать знамения времени и не упускать того, что можно сделать сегодня», – так говорил и действовал архиепископ Мелхиседек, сегодня – глубокий старец, находящийся на покое. На его долю выпало начало возрождения церковной жизни на Урале. Его трудами Церкви были возвращены мощи святого праведного Симеона Верхотурского, Свято-Николаевский Верхотурский монастырь, храмы Всех Святых и Вознесения Господня, монастырь Всемилостивого Спаса.

Этот период, когда восстанавливаются поруганные храмы и строятся новые, когда открываются монастыри, когда священнослужители получают возможность духовного окормления воинских частей, мест заключения, учебных, медицинских, детских учреждений – длится по сей день. После стольких лет пребывания в духовном невежестве народ вновь осознал истинную основу жизни человека на земле – веру Христову.

Но одно дело – осознать спасительность Православной веры, а другое – научиться жить по ней, усвоить разрушенные когда-то традиции, ощутить себя преемниками тех, кто так же, как и мы, был частью Екатеринбургской епархии. А, значит, и частью ее 125-летней истории, продолжать которую нам предстоит общими усилиями.

Подготовили Алексей и Галина Коршун

 
Екатеринбургской епархии – 125 лет

Обращение Владыки Викентия

Дорогие отцы, братья и сестры!…

 
Екатеринбургской епархии – 125 лет

Православная журналистика – какой она должна быть?

Светлана Ладина

Православная журналистика: какой она должна быть?…

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс