Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №5 (94) → «Поп» – это о любви

«Поп» – это о любви

№5 (94) / 19 •мая• ‘10

Елена Рысева Люди и время

•В этой теме:•

Люди и время
Дню победы посвящается
Светлана Ладина

В этом году на праздник светлого Христова Воскресения, кроме традиционных пасхальных даров – крашеных яиц и пышных куличей, всех нас ожидал очень интересный, важный и значимый подарок. С 4 апреля в кинотеатрах всей страны на экраны вышел фильм «Поп». Главные роли в нем сыграли замечательные, талантливые актеры Сергей Маковецкий и Нина Усатова. Режиссер картины Владимир Хотиненко. Фильм был снят по книге известного русского писателя Александра Юрьевича Сегеня. В беседе с нашим корреспондентом Александр Юрьевич рассказал об авторском замысле романа и о некоторых секретах работы над фильмом.

Александр Юрьевич, расскажите об истории создания книги. Известно, что роман был написан по заказу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Почему он захотел, чтобы появилась такая книга?

Летом 2005 года мне позвонил генеральный директор Православной Энциклопедии Сергей Леонидович Кравец и предложил встретиться. Мы встретились с ним и с известным режиссером Владимиром Ивановичем Хотиненко в ресторане Центрального Дома литераторов. Пообедали, и за этим обедом состоялась беседа, во время которой Сергей Леонидович сказал, что по желанию Святейшего Патриарха Алексия II будет сниматься художественный фильм, посвященный Псковской Православной Миссии

– о служении русских священников на оккупированных территориях в годы Великой Отечественной войны. Мне было предложено создать литературную основу этого фильма – написать либо повесть, либо роман, посвященный как раз этой теме. Так что я заранее знал, что будет сниматься фильм, и представлял себе, как в дальнейшем можно будет работать над сценарием фильма.

Желание Патриарха было вызвано, прежде всего, тем, что он давно хотел реабилитировать тех людей, которые во время войны печальною судьбою своей оказались на оккупированных территориях и вынуждены были продолжать работать, существовать, жить, обеспечивать быт своей семьи. Не их вина, что врачам приходилось работать в больницах, учителям продолжать работать в школах, ну и, в частности, продолжали служить священники. Затем я получил достаточное количество документальных материалов от Православной Энциклопедии, работал над ними, и где-то с осени 2005 года начал писать книгу, которую довольно быстро закончил – к весне следующего 2006 года.

Почему роман, а впоследствии и фильм, рабочих названий у которого тоже было несколько, вы назвали «Поп»? Ведь, как ни крути, это слово вызывает отрицательные ассоциации…

Слово ПОП, действительно, при советской власти стало ругательным, хотя ничего ругательного в нем раньше никогда не было. Это слово встречается еще в летописях XII столетия просто как обозначение профессии священника. И кстати, когда нынешний Патриарх Кирилл посмотрел этот фильм, он, кроме всего прочего, поблагодарил создателей фильма за реабилитацию слова «поп».

Ну, а название… На мой взгляд, оно у меня сразу сложилось. Оно настолько емкое, что лучшего я ничего не мог придумать. К тому же, в нем есть даже интересная графическая штука. Вот этот круг – О, и между ним две плиты из букв П – в этом есть как раз сущность главного персонажа, потому что он словно находится между Сциллой и Харибдой, между двумя такими плитами, которые хотят его сдавить со всех сторон, а он остается круглым и несгибаемым.

И в фильме, и в романе очень часто к нему обращаются: «Поп». С одной стороны обращаются полицаи, которые служат немцам и говорят: «Ну, что, поп, ты кому служишь?» Или партизаны к нему приходят и тоже говорят: «Ты кому служишь, поп?» Обращаются с пренебрежением, а в итоге он остается попом хорошем смысле слова.

Продюсеры картины изначально были против названия «Поп», и Владимир Иванович Хотиненко придумал название «На реках Вавилонских», имея в виду знаменитый псалом, в котором говорится о том, что плененные не хотят петь песен – их заставляют петь, но они не поют. В фильме тема «на реках Вавилонских» звучит несколько раз. Во-первых, это знаменитая ария пленников из оперы Верди Nabucco Va pensiero, которая, в общем-то, основана на этом псалме. Ну, и во-вторых, в конце фильма звучит известная в 70-е годы композиция Boney M “Rivers Of Babylon” – буквально «на реках Вавилонских». В дальнейшем и это продюсеры категорически отмели. Режиссер волновался, потом придумал название «Прощеное воскресенье», но оказалось, что такой фильм уже есть. Тогда появилось название «Преображение». Оно устраивало продюсера до тех пор, пока этим делом не занялся прокатчик – Первый канал российского телевидения, генеральный директор которого, Константин Эрнст, сказал, что «Преображение» ему не нравится. «А как назывался роман?» – «Поп».

– «Это самое лучшее название для фильма!». Так название романа в итоге все-таки восторжествовало. Так наша картина и будет идти по экранам, все больше и больше оправдывая ставшее некогда ругательным слово поп.

Читая роман, все время задаешься вопросом: было ли это все на самом деле? Понятно, что в действительности существовала Псковская Православная миссия, но вот герои книги – это переписанные с жизни или выдуманные судьбы?

Персонажи романа и фильма в основном, конечно, выдуманные, но у них у всех есть реальные прототипы. Прежде всего, это сами многочисленные участники Псковской Православной Миссии – священники, многие из которых оставили воспоминания о 1941-43 годах. Кроме того, в романе есть много невыдуманных персонажей – это Гитлер, Сталин и один из главных действующих лиц митрополит Сергий Воскресенский, благодаря которому и была основана эта Псковская Православная миссия. Впоследствии владыка был убит немцами в 44-м году... Я думаю, со временем имя этого человека все больше будет воскресать, не случайно он Воскресенский, а может быть, когда-то он будет причислен к лику русских православных святых, пострадавших за веру в годы гонений XX столетия.

Главный персонаж – это отец Александр Ионин. У него несколько прототипов, но главный из них – отец Алексий Ионов, который оставил большое количество воспоминаний о своей жизни. К сожалению, отец Алексий Ионов в 1943 году ушел вместе с немцами, и свою жизнь доживал уже в Баварии. Мой герой должен был разделить участь тех священников, которые остались в России и затем были репрессированы. Он тоже был репрессирован, отсидел в лагерях, а потом вернулся. В романе он доживает в своей епархии – там, где он служил в годы войны, ну, а в фильме режиссеру очень хотелось показать Псково-Печерский монастырь и мы сделали так, что в фильме отец Александр доживает свои дни монахом Псково-Печерского монастыря.

Какая главная мысль романа «Поп»? Показать дух и духовность русского народа, без которой не удалось бы выстоять в этой войне?

Действительно, мне хотелось показать несгибаемый характер русского человека, который несет в себе русскую православную духовность, где настоящая подлинная вера – единственное, что позволяет ему оставаться человеком в тех условиях, когда большинство людей переставали быть людьми.

Можно ли сказать, что эта книга о любви: о любви к ближнему – жене, детям – своим и чужим, к Родине, о любви к Богу? А если нет, то тогда о чем она?

Конечно, это фильм и книга о любви, и прежде всего о любви. Я хотел показать любовь людей, которые всю жизнь живут друг с другом. В нашем понимании, когда говорят «книга о любви», «фильм о любви» – это всегда какая-то любовная история. Последнее время чаще всего это какие-то любовные треугольники. Но очень редко в литературе и в кино бывают персонажи, которые всю жизнь верны друг другу, любят друг друга, ссорятся, порой даже ненавидят, но потом оказывается, что они любят сильнее и сильнее с каждым годом.

Я считаю, что на роли, которую сыграла Нина Николаевна Усатова, держится очень много. Без нее фильм бы так же не получился, как если бы Сергей Васильевич Маковецкий не сыграл главную роль. Кстати, когда выбирали актеров, ни у кого не было сомнений, что будет играть Нина Николаевна. И даже когда уже снимался фильм, мне стало казаться, что когда я и книгу писал, то писал именно под эту замечательную актрису.

А вот когда искали актера на главную роль, то Маковецкий возник не сразу. Сначала думали пригласить Янковского, но тот предпочел сниматься в фильме «Царь». Была мысль пригласить Любшина замечательного актера, я был бы очень рад, если бы он играл в этом фильме. Но он, к сожалению, был очень болен. Потом было еще несколько проб. Кроме того, Патриарх Алексий лично контролировал и благословлял актеров на исполнение главных ролей. Скажем, одного актера он не благословил… Наконец, появился Маковецкий. Многие сомневались, никто не видел его в роли священника. И если Нина Усатова довольно легко вжилась в эту роль – ей почти не надо было работать над образом, она играла саму себя, и это получилось очень органично, то Маковецкому пришлось очень много работать. Он жил в монастырях, общался со священниками, с консультантом фильма игуменом Кириллом – настоятелем храма Живоначальной Троицы в Листах в Москве. Потихонечку он вжился в эту роль, и в итоге она получилась очень удачно. Зритель не узнает Маковецкого в этой роли – настолько он перевоплотился, настолько он неожидан в этом фильме.

Книга «Поп» удивительная, пронзительная. Во время чтения не раз появляются слезы. Причем не только в тех местах, где описываются страшные картины лагерной жизни и дети Саласпилса – плачешь и от умиления, как по-доброму разговаривают между собой батюшка с матушкой, как трогательно общаются между собой дети, что происходит в душе батюшки, когда после лагеря он возвращается в родное село.

Наверное, невозможно написать такой роман, если сам не пришел к Богу, и тут даже вряд ли поможет писательский талант… Видно, что Вы не сторонний наблюдатель, а человек, пропускающий все события через свою душу.

Да, я не сторонний наблюдатель, как не сторонние наблюдатели и большинство людей, которые участвовали в создании фильма по моей книге: и Владимир Иванович Хотиненко, и сотрудники Православной Энциклопедии, и актеры, в большинстве своем не сторонние наблюдатели, а чада Русской Православной Церкви.

Чем можно объяснить, что все чаще сегодня появляются фильмы, рассказывающие о Православии? Не хочется думать, что снимать кино про Церковь становится модно…

Не хотелось бы, чтобы эта тема стала именно модной, потому что можно много снять фильмов о Православии, о православных людях, но это не значит сделать много для Православия. Я думаю, что таких фильмов должно выходить не много.

Беседовала Елена Рысева

 

•В других номерах:•

№6 (118) / 3 •июля• ‘15

Люди и время

Три дороги бабушек из Бураново

Светлана Ладина

№1 (109) / 17 •апреля• ‘13

Люди и время

Протоиерей Алексий Кульберг: «Помолиться Богу и увидеть друг друга»

Беседовала Светлана Ладина

– Отец Алексий, когда и как в вашей жизни возникли Бог, Церковь, Православие? – Наверное, впервые – классе в 5-м. Я рос в нецерковной советской семье. Но жили мы в живописном уголке Подмосковья, и из окон нашего дома были видны 4 храма, один другого краше.

 
Люди и время

Дню победы посвящается

Светлана Ладина

Встречу с Валентином Михайловичем Буравлевым иначе как Божиим даром назвать нельзя.

 
Литературная страница

МОСТ (Отрывок из книги «Отец Арсений»)

Из архива В.В. Быкова

Отрывок из книги «Отец Арсений» Пришел я к Богу на войне, при взрыве моста на горной речке. Рассказывать о своем детстве не буду, скажу только, что в семье в Бога никто не верил.

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс