Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №6 (118) → Три дороги бабушек из Бураново

Три дороги бабушек из Бураново

№6 (118) / 3 •июля• ‘15

Светлана ЛадинаЛюди и время

В 2012 году на Евровидении наша страна заняла 2-е место. Тогда же мы, наряду с радостью победы, получили радость узнать и полюбить замечательный коллектив «Бурановские бабушки» (в настоящее время он называется «Бабушки из Бураново» — изначальное название пришлось при расставании отдать продюсеру).

Очень тёплые, душевные, жизнерадостные и совсем не звёздные бабушки неоднократно бывали в Екатеринбурге. Наши встречи и стали основой этой публикации.

Главная бурановская бабушка — народная артистка Удмуртии Ольга Николаевна Туктарева — бабушкой в основном смысле этого слова пока ещё не является. Ни по возрасту, ни по семейному положению. Но коллективом, состоящим из более старших народных артисток, уже несколько лет успешно руководит. Средние лета со старшими не только прекрасно уживаются, а создают гармонию и дополняют друг друга. В этом можно убедиться, услышав, с какой любовью, по-родственному, представляет Ольга Николаевна других участниц ансамбля:
— Граня Ивановна Байсарова — наша замечательная многодетная бабушка: у неё шестеро детей, восемь внуков и два правнука. А ещё это наша рукодельница. Чулочки, в которых бабушки на сцене выступают, связаны её замечательными ручками. Она мастерит для детей кукол, которых мы дарим везде, где бы мы ни были — и всех бабушек этому уже научила.

Екатерина Семёновна Шкляева — наш камертон, потому что у неё очень чистый и высокий голос. А ещё она встает в 2 часа утра, потому что у неё большое хозяйство, огород, и очень рано ложится спать — за это мы её называем «курочкой», так как курочки ложатся рано.

Валентина Семёновна Пятченко работала учителем русского языка, литературы и труда. Благодаря ей в нашем селе возродилось плетение поясов — женских и мужских. Плетение это бывает разных школ. Валентина Семёновна делает пояса на бутылочке — получаются полые, круглые пояса.

Наша замечательная молодая бабушка — Алевтина Геннадьевна Бегишева. Она — музейный работник в нашем сельском доме культуры. У нас замечательный музей, и, если вы будете в наших краях, то милости просим в гости.

Наша легендарная бабушка — Галина Николаевна Конева. В 2014 году она несла олимпийский огонь! Готовилась целых два месяца, чтобы обрести спортивную форму. По ночам бегала: в селе бы не поняли, почему это бабушка вдруг всё хозяйство бросила и занялась бегом с палкой в руках. И так красиво она с факелом пробежала — на зависть многим спортсменам, я думаю. У Галины Николаевны детей — трое, внуков — восемь, правнуков — четыре, одна правнучка уже в школу ходит.

Удмуртское село Бураново находится в 30-ти километрах от Ижевска. Численность населения — порядка 700 человек. И большинство жителей России, не говоря уж о всей Европе, никогда не узнали бы о том, что есть такое Бураново, если бы не был построен там в 19-м веке Свято-Троицкий храм. Трёхпрестольный: в честь Святой Троицы, Архистратига Михаила и Пророка Илии. По сведениям Википедии, пожертвования на строительство в своё время направлял праведный Иоанн Кронштадтский. После того, как в 1939 году здание церкви сперва закрыли, а через 10 лет и снесли, село осталось без храма. Галина Николаевна Конева помнит, как это было:

— Я родилась в 1938 году. Ещё в старом храме меня покрестили, успели; в 39-м его закрыли. А в 1949 году приехали нефтяники — нефть искали, и они своими тракторами растащили храм на все четыре стороны. Рассказывал парнишка один, наш сосед, что в 39-м, когда жгли иконы, ребятишки их спасали: «Как бросят икону в огонь — мы её хватаем, и бегом домой!» Взрослые боялись идти туда, властей боялись. А детишки утащат икону домой — родители её и спрячут в сундук или на чердаке. Так и сохранили.

А когда молитвенный дом у нас в селе открылся (бывший промтоварный магазин отдали нам) — эти иконы люди потихоньку принесли. Мы их реставрировать не стали — помыли, почистили и повесили. И колокола принесли. Они не очень большие, мы их повесили над дверями, шпагаты там растянули. И я съездила в город, научилась звонить маленько. Людям это очень нравилось, а больные становились под колоколами и говорили, что от звона выздоравливают.

Приход, открывшийся в приспособленном помещении в 2000 году, назвали Ильинским — в честь Илии Пророка был освящён один из приделов снесённой церкви. Надежда восстановить в селе каменный Свято-Троицкий храм стала реальной 10 лет спустя. На празднике в честь 300-летия села был объявлен сбор пожертвований на строительство и возрождение храма.

Предшествовала этому удивительная история, в которой соединились желание изменений к лучшему, рок-музыка и песни на удмуртском...

— Когда нам предложили попробовать перепеть рок-песни на удмуртском языке, мне показалось это авантюрой, — вспоминает Ольга Николаевна Туктарева. — Но, прочитав тексты песен, я поняла, что они нам близки, и, когда их перевели на удмуртский, бабушки стали их петь как народные. Вот с этого начались изменения в нашей жизни.

Мы с одной из бабушек шли по селу и говорили о том, как было бы здорово, если был бы у нас храм. Ведь, когда стояла Свято-Троицкая церковь, село было волостным центром, и люди со всей округи стекались на наши праздники православные. Село тяжело живет, и не только у нас. Вот мы и думали, что что-то изменится, хотя бы в нашем селе.

И в этот самый момент у меня в кармане зазвенел телефон. Звонили из крупной энергетической компании: «Я слышал, что вы поете рок-песни на удмуртском языке. Не могли бы вы несколько хитов перевести и спеть? Я бы записал диски, подарил бы своим друзьям и хорошо бы вам за это заплатил». А ведь мы только подумали — построить бы храм, да денег нет!

Так начался путь бабушек из Бураново на большую — а потом и очень большую — сцену. Наверное, потому он и стал настолько успешным, что пели они не славы ради и не для личной выгоды. Как сами бабушки говорят, идея восстановления храма в воздухе витала, а только они её озвучили — и начались чудеса, главным из которых стало участие в музыкальном конкурсе «Евровидение-2012».

— Было очень страшно, — признаётся Галина Николаевна Конева. — На отборочном туре мы переживали, что за нашими спинами Удмуртия. Когда в Москве взяли на отборочном первое место — о, говорим, теперь ведь Россия за нашей спиной, нам надо держаться! Мы очень сильно переживали, очень, нет слов таких, какими можно это передать.

— Это было очень серьёзное испытание, и совсем не привычная для нас среда, — дополняет Ольга Николаевна Туктарева. — Но в шоу-бизнесе тоже люди. Мы знаем теперь, сколько там проверок, чтобы оставаться человеком. Каждый шаг и каждое слово каждый день — это выбор. Бабушки это переносят легче, потому что у них мудрость и опыт жизненный за спиной, а мне было труднее, потому что очень много соблазнов. Слава — это тяжелая ноша, но, когда видишь, как люди бабушек встречают — сердце наполняется любовью и благодарностью к ним. Хочется ехать и общаться с ними; раз ждут нас, значит, бабушки на данный момент им нужны, необходимы — а для людей пожилого возраста очень важно внимание.

Бабушки не любят слово «звёзды». На первом месте у них — хозяйство, огороды и семья, а песни и большая сцена — это лишь способ построить храм. Они рады, что вовремя распрощались с шоу-бизнесом и снова отправились в свободное творческое плавание:
— Потому что, во-первых, возраст, — поясняет Ольга Николаевна Туктарева. — Во-вторых, срок нашего контракта прошёл, и мы сейчас люди свободные, это ощущение свободы тоже дорогого стоит. В третьих, колоссальный опыт получили. И колоссальную поддержку со всех сторон.

Представляете, со времени нашего первого разговора про храм прошло семь лет — и вот он уже стоит, под крышей, под куполом, пусть работы там ещё не закончены, но храм уже есть! Столько изменений, столько чудес, мы с такими замечательными людьми встречаемся — это уже чудо.

— Один очень хороший предприниматель после концерта принёс нам за кулисы деньги, пятьсот тысяч рублей, — Галина Николаевна Конева вспоминает события прошлого года. — Мы сразу решили: это — на колокола. А когда приехали выступать в Екатеринбург, съездили на колокололитейный завод Пяткова в Каменск-Уральский. Так хорошо нас директор принял! Сам нас по заводу провёл, всё нам показал. Мы выбрали колокола, он принял заказ. И — спасибо ему! — он нашёл попутную машину, и колокола эти отправил до Ижевска, и денег за это с нас не взяли. А с Ижевска в Бураново их привезли — тоже денег не взяли. Нефтяники дали кран, чтобы колокола поднять — опять денег не взяли. Вот такие люди хорошие. А сейчас наши колокола звонят — далеко слышно!

И эта, и другие истории, и опыт личных встреч с бабушками — это всё об одном: на душевное тепло и бескорыстие, на подлинное и настоящее люди откликаются, а Бог добрые намерения благословляет и помогает им воплотиться в добрые дела. Бабушки — они и за кулисами, и на сцене, и в студии во время интервью, и при долгом прощании после него (могу предположить, что и на Евровидении тоже) — были одинаково доброжелательными и искренними; и даже просто стоять рядом с ними было как-то очень уютно и по-детски радостно.

В Екатеринбурге бабушки подружились с музыкальным детским домом-интернатом. Приезжая в столицу Урала, живут они именно там и с удовольствием выходят на сцену вместе с юными музыкантами. В январе 2015 года на сцене лесотехнического университета дали совместный благотворительный концерт. А готовились к нему... усердным вязанием шерстяных носков и варежек:
— Мы узнали, что поедем в Екатеринбург, меньше чем за месяц до поездки,— рассказывает Ольга Николаевна Туктарева. — Здесь у нас много друзей, и мы не можем говорить им «нет»: хозяйство ли требует внимания, здоровье ли подводит — мы всё бросаем и приезжаем к вам. Музыкальный детдом — наш любимый. Это особые дети, особые люди там работают. Бабушки очень с ними подружились, и мы подумали: надо же детей порадовать, надо какое-то тепло им дать. От слова «тепло» и пошла идея: а почему бы физическое тепло им не подарить? И решили связать носочки и варежки — 35 пар.

Бабушки — как дети. Приехали мы, стали подарки дарить — а там внутри записочки ребятишкам обнаружились. Есть у нас, к примеру, баба Галя Князева (мы вместе начинали, но сейчас по здоровью она с нами не поёт) — в связанных ею носочках записка: «Девочке, которую зовут Саша», — потому что у неё самой внучка Саша.

Ребятишкам приятно подарки получать, а нам-то, дарящим, ещё более приятно, чем получающим.

И ещё несколько слов о бабушках как о творческом коллективе. Конечно, почти на всех концертах приходится им петь нашумевшее «Сome on and dance». Но вместе с этим прозвучат и «Молитва» Булата Окуджавы», и «Это всё, что останется после меня» Шевчука, и песни «Битлз», и удмуртские народные песни. С каждым событием приходит какая-то новая песня, старинные вспоминаются к случаю — бабушки их перепевают. Поют для души, для друзей, для тех незнакомых, с которыми всегда готовы подружиться и согреть своей любовью.

А ещё они поют в отстроенном каменном Свято-Троицком храме. Говорят, что петь там ой, как хорошо, легко, голос куда-то вверх идёт. В храме каждый кирпичик — чей-то, каждая икона кем-то подарена. Свято-Троицкую церковь в селе Бураново построили не на месте старой — там теперь памятник погибшим воинам — а в стороне, на пересечении трёх дорог.

Символично это, наверное. Не только потому, что храм — Троицкий. Три направления соединились и в судьбах бабушек — семья, творчество и храмостроительство. И, раз об этом стало известно так широко — значит, такой пример нам нужен. Пример того, как в любой обстановке оставаться собой настоящим, как ставить высокие цели и идти к ним честно, как реализовывать свой талант во славу Божию, как видеть в людях и помнить только хорошее (вы, наверное, заметили — в самом начале статьи было упомянуто, что название коллектива сменилось не по воле бабушек — но сами они ни слова об этой неприятной ситуации ни разу не сказали). Да, собственно говоря, бурановские ли они бабушки или бабушки из Бураново, они — это они. Бабушка Граня, бабушка Галя, бабушка Аля, бабушка Катя, бабушка Валя, и совсем-ещё-не-бабушка Оля.

И напоследок — пожелания от «Бабушек из Бураново»:
–Дай Бог всем здоровья! Когда здоровье будет — остальное всё приклеится. Света и добра всем! Будьте добры ко всем людям, особенно пожилым. Любви вашим детям, близким — всем. И чтоб люди больше ходили в храмы. Мечтайте о светлом и о хорошем, о полезном для себя и своей души, для окружающих — тогда всё получится.

 

•В других номерах:•

№1 (109) / 17 •апреля• ‘13

Люди и время

Протоиерей Алексий Кульберг: «Помолиться Богу и увидеть друг друга»

Беседовала Светлана Ладина

– Отец Алексий, когда и как в вашей жизни возникли Бог, Церковь, Православие? – Наверное, впервые – классе в 5-м. Я рос в нецерковной советской семье. Но жили мы в живописном уголке Подмосковья, и из окон нашего дома были видны 4 храма, один другого краше.

 

Люди и время

Двор моего детства

Алена Анатольевна Богданова

Дом был необычный, сейчас бы сказали – элитный. Хотя нам, детям, тогда было не очень интересно, какие важные дяди живут в соседнем подъезде. А то, что дом был необыкновенный, – это факт. По тем временам большой, 10-типодъездный (а значит, в нем проживало множество детей), почему-то…

 
Царские дни

Равноапостольная Ольга: страдающая мать

Статью подготовила Юлия Комлева, кандидат исторических наук

 
Актуальный разговор

Призыв к миссионерству: воцерковлять расцерковленных соотечественников

Материал подготовили матушка Наталья Зайцева и Дина Дьячкова

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс