Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №11 (88) → «Поможем ближнему — спасемся сами»

«Поможем ближнему — спасемся сами»

№11 (88) / 12 •ноября• ‘09

Милосердие

Тема эта кажется неоднозначной только потому, что мы — христиане — неоднозначно понимаем тему милостыни. На самом деле, тема эта, скорее всего, очень простая, а мы ее по-человечески усложнили, надумали, напридумывали себе.

Все же на самом деле просто. Кто такие бездомные люди? Это люди, которые по попущению Божию потеряли дом. Если они к нам пришли, значит, их привел Господь. И традиционно в русской культуре такие люди воспринимались (и это отражено и в классической, и в духовной литературе, и в народном творчестве) иначе, чем сейчас. Их не осуждали, не гнали палкой, не рекомендовали сослать куда-нибудь на черные работы.

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма Владимирской иконы Божией МатериЧто значит человек, потерявший жилье? Ведь он потерял не жилье, он себя потерял. Мой родной брат работал участковым милиционером, и у нас однажды произошел хороший разговор как раз на эту тему. У меня были свои наблюдения за бездомными, и я хотел услышать его мнение как профессионала, который тоже имеет с ними дело. Он сказал: «Это очень гордые люди». И это сыграло просто точка в точку, струна в струну, звук в звук, с моими наблюдениями. Это очень гордые люди. И чтобы эту гордость сломать, Господь попускает человеку потерять дом, потерять свой нормальный человеческий облик, потерять нормальный образ жизни — не делает так, а попускает! Эту гордость не исправить какими-то человеческими силами.

Как к таким людям относиться? Как к страдающим грешникам. Они уже опустились. У них, скорее всего, нет возможности вернуться обратно в нормальную жизнь, скорее всего, они умрут где-нибудь под забором. Только тут становится другая проблема. У Василия Розанова есть интересный рассказ, в котором описана следующая ситуация. Некий страдающий мужчина приходит с сыном к священнику, жалуется ему на жизнь, тот его слушает, утешает — по-простому, по-сердечному, потом достает гривенник и дает ему. И этот мужчина, взяв гривенник, выходит и думает: «Решились ли мои проблемы?» Там такая неоднозначная ситуация, что священник то ли откупился, то ли еще что.

И когда я сам попадаю в ситуацию, что надо чемто человеку помочь, то становится понятно, что рублями проблемы этого человека не решишь и совесть свою не усыпишь. Тут не должна их гордость встретиться с нашей гордостью. Пришел грешник — помоги ему, чем можешь, вот и все. Мы забываем о Том, Кто управляет всем этим процессом. Этим процессом управляет Бог Всемогущий, Вездесущий, Любящий, бесконечно Человеколюбивый, Всеблагий.

Помните — Лазарь и богач? Что, Богу было трудно дать Лазарю деньги? Нет. Знаете, почему Лазарь умер именно так, под забором у богача? Потому что, если бы у него были деньги, он бы не спасся. Это промысел Божий о человеке. Тот самый бомж, блудница, вор, кто-то еще — это все дети Божьи, их тоже Господь любит, и Своим Промыслом ко спасению приводит. А мы рассуждаем, как фарисей: «Мы — не как прочие человецы: блудники, грешники, мытари». Но мы не знаем, как этих мытарей приведет Господь ко спасению. Если у меня в кармане есть только 10–20 рублей, а остальное — бумажки с телефонами прихожан, то я должен отдать то, что я имею — и все. На этом моя задача закончена. Мы должны понять ограниченность своих возможностей: я не могу решить проблемы этого человека, потому что их решает Бог вот этим его мытарством.

А я должен: есть деньги — дать, есть хлеб — дать, есть шуба — дать, есть лишняя рубашка — дать по заповеди. А мы по гордости своей и по какой-то искривленной мыследеятельности рассуждаем: «Дам деньги — пойдет пить, дам хлеб — выбросит, дам рубашку — продаст». Так это мы что за христиане такие стали? В Евангелии говорится точно: «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся». Все. А остальное предоставь Господу.

Я тоже этими мыслями болел, и меня один мальчишка хорошо проучил. Стою в булочной и покупаю хлеб. Тут мальчик: «Дяденька, дяденька, дай денег!» У меня сразу мысли: «Вот, токсикоман, на клей просит, на сигареты».

Я ему говорю: «Будешь хлеб?» Он отвечает: «Буду». Я покупаю ему хлеб, а он с такой жадностью впивается в эту булку, что становится понятно: он на самом деле несколько дней не ел! Мне было стыдно — я готов был сквозь землю провалиться. Неважно, что он токсикоман — он есть хочет! И Христос нас будет на Страшном Суде судить не за нашу новую русскую странную религиозную философию, а за то, помогли мы этим меньшим или не помогли. Вот и все. Все просто. А когда я начинаю думать: «Дать — не дать?», — это ведь уже пошли мои проблемы, это не его проблемы, он просто есть хочет.

И здесь надо понять, что это не нищие кровь нашу пьют, а это мы имеем возможность, благодаря им, избавиться от смерти. Потому что милостыня избавляет от смерти, как говорит Священное Писание. Мы друг другу нужны: они за счет нас выживают, а мы за счет них спасаемся. Не дай Господь нам оказаться на улице самим, чтобы какой-нибудь «благочестивый» человек не сказал нам: «А что этому жлобу давать?».

Если говорить о детях, живущих на улице. Мы, христиане, должны особенно остро понимать, что живем в очень сложном обществе. Что в наше время детей на улице в процентном соотношении гораздо больше, чем во время войны. Больше! Это — болезнь общества, болезнь семьи. Государство на сегодняшний момент не в состоянии решить эти вопросы. Если ты возьмешь ребенка за руку и отведешь домой, ты увидишь, ОТКУДА он сбежал. А там — пьющая мама. Я не умею и не хочу относиться к этой ситуации так, что: «Ты подохни, но иди к маме». И я не думаю, что мы — такие скорые, молодые, модные — сможем остановиться возле такого ребенка, сказать: «А ты кто? Как тебя зовут? А ну-ка, пойдем в Центр реабилитации и временного пребывания несовершеннолетних или к участковому». Это, наверное, очень высоко, но я так делать не смогу.

Государство может и должно эту социальную сферу восстанавливать. Мы должны, как Церковь, при необходимости освящать это, но не замещать собой государство. У нас для этого нет ни денег на строительство приютов, ни специалистов, ни средств. Государству легче спихнуть это на Церковь, а деньги потратить на полеты в космос. Священник должен идти к любым людям, которым он нужен, которые его ждут — и к богачам, и к беднякам.

 

•В других номерах:•

№5 (82) / 15 •мая• ‘09

Милосердие

Мы боимся слова «милосердие»

Олег Васюнин

Сегодня мы беседуем с Ларисой Николаевной Худяковой, учителем средней школы №165 Кировского района, руководителем волонтерского отряда «Истоки».

№1 (78) / 12 •января• ‘09

Милосердие

Материнство - счастье или труд?

Полина Митрофанова

День матери, который в этом году мы отмечали 30 ноября, стал еще одним поводом для размышлений о том, что же такое — материнство.

№10 (87) / 9 •октября• ‘09

Милосердие

Не бойтесь открыть свое сердце

Полина Митрофанова

Современное общество (особенно в мегаполисах) устроено так, что люди словно ходят в панцире психологической защиты. 

 
Милосердие

«Ребенок не должен жить на улице»

Конечно, когда мы говорим о бездомных, сразу встают перед глазами строки из Евангелия: «Просящему у тебя дай и от желающего занять у тебя не отвращайся».

 
Милосердие

«К немощным на Руси всегда было милосердное отношение»

Среди бездомных есть люди с психическим заболеванием, с патологической тягой к бродяжничеству. Таких людей надо лечить. Если же человек оказался на улице в результате обмана, мошенничества — надо восстанавливать его в правах на жилье.

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс