Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №11 (88) → «Бездомные — следствие разрушения наших семей»

«Бездомные — следствие разрушения наших семей»

№11 (88) / 12 •ноября• ‘09

Милосердие

Прежде всего, мы как христиане должны оказать первую помощь бездомному, если мы видим, что он замерзает зимой, или даже в летнее время голоден и раздет.

Понятно, что люди сейчас не столь богаты, чтобы содержать бездомных. Но первый долг христиан — помочь человеку, который не имеет пищи и одежды. 

Если видно, что человек пьющий — лучше подайте ему булочку или пакет молока. Накормите его — он будет вам благодарен еще больше, нежели за деньги. Если дети просят денег — надо, конечно, подумать о том, что вряд ли это пойдет им на пользу.

Священник Димитрий Моисеев, клирик храма Рождества Христова Подавать деньги детям — значит развращать их. Ну, а конфетку кто вам мешает дать? Что, от конфетки, которую вы дадите, ребенок хуже станет, что ли? Он, напротив, почувствует какую-то теплоту, благодарность. У святителя Василия Великого есть фраза: «Да запотеет монета в руках дающего». А у нас главная проблема милосердия заключается в том, что люди не хотят творить милостыню, а хотят формально исполнить какой-то свой долг. Надо милостыню подать — подали то, что в кармане оказалось — и пошли дальше. Но если ты действительно хочешь сотворить милостыню — потрудись немножко, подойди к магазину, купи там то, что бы сам хотел поесть, накорми человека — и он тебе, точно, спасибо скажет.

А когда ты денег ему дашь — на словах-то он скажет: «Спаси тебя Господи» — а на деле, как он распорядится твоей милостыней? Если говорить глобально — решение проблемы так называемых бомжей мне видится в решении проблемы семьи. Потому что возникновение такого количества бездомных является прямым следствием разрушения наших семей. Обратите внимание, что большинство бомжей — мужчины, а женщин очень мало. Потому что, когда семья распадается, женщина, имеющая детей, имеет и какие-то обязанности, с ними связанные, и этими делами она как бы фиксируется дома, в семье, она не может вести какой-то кочевой образ жизни, она более консервативна в этом плане. А мужчина, который потерял семью, лишается главного своего предназначения — быть мужем и отцом. Он снимает с себя ответственность главы семейства — и теперь он может делать все, что хочет, у него теперь — «свободная» жизнь.

Но «свободная» жизнь чревата тем, что человек скатывается по наклонной плоскости, спивается, деградирует. Поэтому, если не укрепить институт семьи, в целом эту проблему не решить. Как детей-сирот сейчас стараются включать в семьи, а иначе большинство выпускников детских домов не социализируется, так и здесь — решение проблемы бездомных в том, чтобы они не появлялись вообще в природе, чтобы мужчина осознавал одно из главных своих предназначений — быть главой семейства и чувствовал бы ответственность за свою семью, не бросал бы ее.

Если говорить о текущем моменте — самая главная проблема — та, что человек в наше время оказывается не при деле. Ушел из семьи, никому не нужен, попал в больницу, а из больницы — куда? На улицу. Если человек инвалид, недееспособен, что его ждет? Эти люди никому не нужны. Чтобы их определить в дом временного пребывания, необходимы документы, которых по разным причинам может и не быть. Честно говоря, наше общество не имеет сознания необходимости как-то этот вопрос решать. Это говорит о том, что большинство людей живет успокоенно, не видя этих проблем. А ведь как у нас говорят: «От тюрьмы и от сумы не зарекайся». Не зарекайся от того, что ты сам можешь попасть в такую ситуацию, когда у тебя не будет ни документов, ни здоровья, ни близких людей, и ты никому не будешь нужен, тебя просто выбросят на улицу, ты просто умрешь от голода и холода. Вот этого, к сожалению, люди не понимают, и государство пока еще мало делает в этом отношении.

У нас отсутствует система социализации людей, оказавшихся на улице. Нет, допустим, определенных поселений, где такие люди могли бы работать, например, в сфере сельского хозяйства, иметь кров над головой и хлеб насущный. Правда, здесь проблема в том, что многие из них работать как раз и не хотят. Поэтому должна быть очень серьезная программа социализации таких людей. Ведь должны же быть какие-то элементарные организации, где человек, оказавшийся на улице, мог бы получить возможность выжить и потенциальный шанс вернуться домой.

Сложность в том, что чиновник может решить эту проблему, но он не имеет человеческого контакта с этими людьми, не имеет вдохновения, которое двигало бы его к решению этих трудностей. А, скажем, священник имеет такое вдохновение, но у него нет реальной возможности, он ведь не может свою квартиру превратить в странноприимный дом. Взять человека к себе домой — это не решение, а, может быть, создание проблемы. Во-первых, с точки зрения гигиенических норм это не совсем правильно, мягко говоря. Во-вторых — ну, возьмете домой, и что дальше? Поэтому здесь необходимо сотрудничество, понимание чиновников, что, если я не могу сам жертвенно служить людям, то я хотя бы должен предоставить такую возможность тем, кто к этому готов.

Сейчас движение некоторое в этом направлении есть. Министерство соцзащиты идет на сближение, но тут еще очень много надо трудиться, причем с обеих сторон, чтобы родился некий синтез. Верующие дали бы свою энергию любви этим обездоленным людям, а министерство за счет государственных ресурсов хотя бы минимально обеспечило бы жизнь этих, наших же, граждан. Они ведь тоже когда-то трудились на производстве, платили налоги государству и строили, и развивали его. Поэтому государство должно чувствовать ответственность за них и давать этим людям хотя бы минимум возможностей выйти из патового состояния.

Мы недавно столкнулись с такой ситуацией. Родственников у человека не осталось, дом у него сожгли — видимо, кому-то понадобилась эта территория. Потом он где-то нанялся на работу. Оттуда его убрали каким-то странным образом, так, что он оказался без сознания и попал в больницу. Документов у него нет — они остались где-то у работодателей. И вот ситуация — нет у человека ни дома, ни документов, ни людей, которые о нем бы позаботились. Фактически он недееспособный по здоровью, но живой еще человек, а формально он уже никому не нужен. Некому позаботиться о том, чтобы он выжил.

То, что у нас такие ситуации возможны — это, конечно, очень печально. Но ведь, если человек не имеет документов, он человеком-то остается. Даже оформлением временного удостоверения личности тоже кто-то должен заниматься. Хотя бы этот малый труд могло бы взять на себя государство. Должна быть система. Но, поскольку в этом мало кто заинтересован, она и не развивается. В этом даже нет вины органов исполнительной и законодательной власти, а наша вина здесь есть, потому что мы не выступаем с этими инициативами. И если нет предложений, нет беспокойства — конечно, власти будут делать лишь то, что и так, слава Богу, делают — но не более того. А эти ситуации предусмотреть не смогут, хотя они и находятся в сфере их деятельности. Выдвигать какие-то инициативы и предложения — это наше гражданское право. А их дело — это осуществлять.

 

•В других номерах:•

№5 (82) / 15 •мая• ‘09

Милосердие

Мы боимся слова «милосердие»

Олег Васюнин

Сегодня мы беседуем с Ларисой Николаевной Худяковой, учителем средней школы №165 Кировского района, руководителем волонтерского отряда «Истоки».

№1 (78) / 12 •января• ‘09

Милосердие

Материнство - счастье или труд?

Полина Митрофанова

День матери, который в этом году мы отмечали 30 ноября, стал еще одним поводом для размышлений о том, что же такое — материнство.

№10 (87) / 9 •октября• ‘09

Милосердие

Не бойтесь открыть свое сердце

Полина Митрофанова

Современное общество (особенно в мегаполисах) устроено так, что люди словно ходят в панцире психологической защиты. 

 
Милосердие

«Каждый из нас может оказаться на улице»

Если Господь попустит — каждый из нас может оказаться на улице, без крова над головой.

 
Милосердие

«Ребенок не должен жить на улице»

Конечно, когда мы говорим о бездомных, сразу встают перед глазами строки из Евангелия: «Просящему у тебя дай и от желающего занять у тебя не отвращайся».

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс