•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
Память — это сокровищница и опекунша всего в мире.
Цицерон
Осень вступила в свои права, быстро пролетело время летних каникул у детей. Впереди новый учебный год: время интеллектуальных подвигов, взятия новых вершин для наших маленьких и почти взрослых прихожан. Для того чтобы учеба была интересной, приносила ребенку радость, сопровождалась ощущением успеха, необходимо взаимодействие нескольких составляющих (познавательная мотивация, интеллект, способность к концентрации внимания). Одной из самых важных «помощниц» в успешной учебной деятельности является хорошая память. В сегодняшней статье мы поговорим о свойствах человеческой памяти, способах ее улучшения и поделимся полезными приемами запоминания.
В зависимости от срока хранения информации выделяют сенсорную, кратковременную (оперативную) и долговременную память. Сенсорная память удерживает сведения, поступающие от наших органов чувств, и удерживает их менее секунды. В кратковременной памяти информация задерживается от нескольких минут до нескольких часов. Эта память действует по закону «7 +/- 2», т. е. человек, посмотрев несколько секунд на рисунок с изображением 20 предметов, обычно воспроизводит не менее 5 и не более 9 из них. Однако люди способны запоминать гораздо больше. Для этого большой текст можно разбить на части, в каждой из которых ярко представлена важная, опорная мысль. Запомнить мелодию легче, объединяя звуки в такты, а цифровой ряд, скажем номер телефона — воспринимая соседние цифры как двух- или трехзначное число.
Самый надежный сейф — долговременная память. Помещенные сюда сведения сохраняются и могут быть воспроизведены спустя годы. За целую жизнь из нашего архива пропадает лишь около 28 % информации; остальная остается навсегда. Разные виды информации хранят и разные виды памяти. Например, моторная память запрограммирована генетически и отвечает за сохранение и воспроизведение движений. Однажды научившись кататься на велосипеде или вязать на спицах, человек легко может восстановить этот навык даже после продолжительного перерыва. Эмоциональная память мгновенно и непроизвольно фиксирует все переживания, которые испытывает человек. Эту особенность стоит использовать при обучении: любой материал усвоится лучше, если найти способ насытить его эмоциями, сделать интересным для себя.
«Средний человек, — говорит психолог Карл Сишор, — использует не больше десяти процентов врожденных возможностей своей памяти. Остальные девяносто процентов пропадают, потому что он нарушает естественные законы запоминания». «Скорее мозг ржавеет от неупотребления, чем от перегрузок» — остроумно заявил кто-то из великих. Конечно, долгая и непрерывная умственная работа вызывает переутомление, но, прежде всего, потому, что мы не умеем использовать свои ресурсы. По расчетам одного из создателей науки об информации Джона фон Неймана, человеческий мозг способен усвоить информацию, содержащуюся в миллионах томов книг. В реальности, конечно, все не так замечательно. Тем не менее, психологи установили некоторые закономерности, учитывая которые можно научиться запоминать быстро, легко и надолго.
Лучший способ запомнить — это понять и почувствовать. Известно, что набор случайных слов запоминается хуже, чем связный текст из такого же количества слов. Поэтому нужно, чтобы запоминаемый материал воспринимался осмысленно, вызывал интерес. Например, легче выучить историю сражения, если вообразить то кипение страстей на поле и представить себе, что было поставлено на карту противоборству-ющими сторонами.
Приступая к изучению новой темы, лучше сначала вспомнить все, что уже известно, пусть с ошибками и пропусками. А потом уже читать учебник. В итоге материал усвоится гораздо легче: во-первых, память «взбодрится», во-вторых, всегда интересно выяснить, что ты напутал или пропустил, — появляется азарт. Это очень полезный прием, следование такому правилу улучшает память. Ведь наш мозг довольно послушный слуга, если хозяин постоянно дает понять, что запасы сведений ему нужны и полезны, они будут храниться в большем объеме и порядке.
На тех же принципах основан и оптимальный способ учить стихи. Нет смысла читать стихотворение 10 раз, а потом ругать себя за плохую память. Лучше прочесть сначала один раз, чтобы ознакомиться. Потом второй, чтобы ярко представить, почувствовать все, о чем говорит поэт, отметить самые выразительные строки. А затем закрыть книгу и рассказать стихотворение, не смущаясь заминок и пропусков. Затем снова прочесть, обращая внимание на то, что не вспомнилось в первый раз, и еще раз рассказать, при необходимости повторить. Этим способом человек с обычной памятью может выучить средней длины стихотворение за 20 минут. А если он еще расскажет его вслух спустя несколько часов и на следующий день, то, без сомнения, запомнит надолго.
Психологи выяснили, что есть критические моменты, после которых процент оставшейся в памяти информации резко падает. Так, через несколько минут забывается примерно четверть, через несколько часов половина, через сутки — около трех четвертей информации. Если именно в это время повторять заученное, потеря будет значительно меньше.
При подготовке к экзаменам действовать нужно следующим образом: прочитав главу, повторить основные и трудные для запоминания положения. Закончив блок из нескольких вопросов, выделить самое важное из того, что было прочитано. На следующий день начать занятие с пройденного накануне материала. Необязательно проговаривать прочитанное, достаточно убедиться, что текст не забыт. И теперь можно набрасывать план ответа по поставленным вопросам.
При необходимости быстро освоить большой объем сведений может быть полезна шпаргалка. Но шпаргалка шпаргалке рознь. Самый неэффективный способ составления шпаргалки — переписывание на маленький кусочек бумажки текста ответа. Полезнее всего составить шпаргалку как опорный тезисный план, внести в нее основные пункты ответа, а также то, что легко забыть (даты или слова-исключения). Составляется шпаргалка в два этапа, сначала нужно набросать все, что нужно в нее включить, а затем расположить материал на листе самым экономичным образом, используя сокращения, условные знаки, стрелки.
Секрет правильного использования правильной шпаргалки прост: утром перед экзаменом просмотреть, для успокоения нервов захватить с собой, а потом ... оставить за дверью аудитории. Если шпаргалка хорошо составлена, она уже не понадобиться — все и так прекрасно вспомнится.
А как быть с тем, что все-таки придется зазубрить? Даты, имена, цифры, слова-исключения... Для облегчения этой неприятной работы существуют особые приемы, называемые мнемоническими. Суть их в том, чтобы механическое зазубривание превратить в осмысленное. Именно этот способ используется в известных многим «запоминалках»: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» или «Что я знаю о кругах». Во фразе про охотника первая буква каждого слова совпадает с первой буквой цвета спектра, во фразе про круги число букв в каждом слове соответствует цифре в числовом выражении числа «пи».
Когда речь идет об исторических датах, можно выучить несколько опорных, самых важных дат, а все остальные уже отсчитывать от этих вех: через год после, за пять лет до и т. д. Это и легче запоминается, и помогает представить себе целостную картину событий. Хорошо использовать сопоставление дат: год начала войны совпадает с годом рождения известного поэта; в то десятилетие, когда в одной стране бесчинствовал тиран, в другой был расцвет наук и искусства и т. п.
В стихотворных «запоминалках» сами ритм и рифма подсказывают нужные слова. Удачные рифмовки вроде: «Кое-либо-что-нибудь про дефис ты не забудь» передаются у школьников изпоколения в поколение. Удобный способ запоминания — привлечь воображение. Он подходит и для работы со словами исключениями: можно сочинить с ними историю или мысленно нарисовать картину, например, ростовщик Ростислав из Ростова поливает росток, на котором вместо листьев — зеленые доллары. Таким образом, можно связать любой набор слов, мыслей, и чем нелепее мнемоническая фраза, тем легче запомнить ее. Использование визуального образа очень эффективно при запоминании, ведь у большинства людей лучше развита зрительная память.
Процесс запоминания во многом зависит от установки. В одном эксперименте учащимся предложили запомнить два рассказа. Проверку первого назначали на следующий день, а второй просили запомнить надолго. В действительности «экзамен» на воспроизведение обоих рассказов был назначен через месяц. Оказалось, что вторая история запомнилась гораздо лучше, чем первая. Значит, если создать установку «этот материал я запомню на всю жизнь, он мне потребуется не только для ответа завтра на уроке, но и в дальнейшем», резко возрастает вероятность сохранить информацию в памяти на длительный срок. Вообще всегда важно понимать, почему нужно чтото запомнить, где, как и когда будут использованы полученные сведения.
Среди факторов, ухудшающих запоминание, — наложение похожего по форме и содержанию материала. Вот почему при подготовке домашних заданий следует чередовать точные и гуманитарные науки: между математикой и физикой учить литературу, после химии браться за историю. Причиной забывания может стать неиспользование хранящегося в памяти материала. Если знания, полученные в процессе обучения, применяются редко или к ним не обращаются совсем, они забываются. Об этом говорит крылатое выражение «образование — это то, что остается, когда все выученное забыто».
Зная особенности памяти и способы эффективного запоминания, родители могут научить своего ребенка работать с информацией (учить уроки, готовиться к экзаменам, делать сообщения). Важно сделать запоминаемый материал эмоционально значимым, осмысленным, использовать разные источники при подготовке, держать память в состоянии боевой готовности, повторять материал с определенной периодичностью, использовать мнемонические приемы (рифмовки, нелепые образы, истории, иллюстрации) учиться писать правильные шпаргалки, создавать установку на запоминание. В результате таких нехитрых, на первый взгляд, приемов можно значительно облегчить процесс усвоения нового, снизить уровень внутреннего напряжения у ребенка, превратить процесс проверки выполнения домашнего задания из ежедневной повинности в совместную творческую деятельность.
Принято считать, что воспитать девочку не так сложно, как мальчика. Дескать, мальчики озорные, а девочки гораздо спокойнее.
«Благословляйте, а не проклинайте» (Рим. 12, 4).
Рождество Христово — один из самых светлых православных праздников, время, которого с нетерпением ждут и дети, и взрослые.
Дом души — терпение, потому что она живет в нем; пища души — смирение: потому что она питается им.Св. Илия Евдик
Друг друга тяготы носите, и тем исполните закон Христов.Апостол Павел
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.