•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
Сегодня вновь хочется поговорить о детской литературе, затронуть тему выбора книг.
Поводом для сегодняшней статьи послужила «книга для детей и родителей», недавно появившаяся на прилавках православных магазинов. О технике безопасности православного читателя сегодня беседуют корреспондент «ПВ», мама четверых детей Светлана Ладина и детский психолог Елена Макеева.
— Почему кровь? — не понимала Маша. — Почему здесь все залито кровью?.. Ваня, уйдем отсюда, пожалуйста, — Маша увидела, что ее эфирные ноги стали красными от крови, которой была пропитана земля. — Я не могу больше здесь находиться. Мы еще можем вернуться к камню, он должен быть где-то рядом.
Не дожидаясь ответа, Маша развернулась в обратную сторону и сделала несколько шагов, увлекая за собой своего друга. Ваня не сопротивлялся. Ему тоже хотелось поскорее уйти подальше от этого кровавого зрелища, но не тут-то было. Не успели они сделать и десяток шагов, как почувствовали, что наткнулись на прозрачную стену.
— Ваня, что это? — испугалась Маша.
— Я не знаю, — в голосе Вани не было испуга, но он был очень напряжен. — Похоже, у нас назад дороги нет.
— Почему нет? — дрожа от страха, переспросила Маша.
— Потому что ее нет, это были последние слова, которые Маша смогла услышать. В следующее мгновение поднялся страшный ураган, покрывший поле Васильково черным покрывалом, под которым исчезло все: и друг Ваня, и сломанные колосья, и странные васильки, залитые кровью.
Светлана Ладина: Отрывок, приведенный выше, взят не из сценария фильма ужасов. Это — заключительные строки детской книги. Называется она «Ваня Жуков против...» На выставкеярмарке «Русь крещеная, святая», состоявшейся в Екатеринбурге зимой 2009 года, это произведение рекламировали как увлекательное и душеполезное (на что я, собственно, и попалась) чтение. Автор книги — Ирина Ковальчук. На титульном листе издания значится: «Книга для детей и родителей». Издательство «Сибирская благозвонница». Вот вкратце сюжет книги.
Подросток Ваня Жуков воспитывается замечательной православной мамой. На почве увлечения Гарри Поттером, соединенном с трудностями переходного возраста, Ваня попадает в ад. Демоническими силами, мучающими мальчика и его товарищей по несчастью, оказываются Скрудж Мак-Дак, Телепузики, МиккиМаус, Покемоны, Шрек с Фионой и Фавн из льюисовских «Хроник Нарнии», а также Баба-Яга и Леший. Ну и, конечно, Гарри Поттер.
Сказать, что мои дети были возмущены книгой — это ничего не сказать. Сначала ее читали младшие — десяти и двенадцати лет. Читали и громко возмущались. Старшие, четырнадцати и восемнадцати лет, заинтересовавшись причиной такой реакции на подаренную ничего не подозревавшей мамой книжку, решили с ней ознакомиться.
В результате в один из вечеров все четверо наперебой пересказывали мне историю бедного Вани, цитируя особо «полюбившиеся» моменты. Тут уж маме волей-неволей пришлось потратить время на чтение книги, вызвавшей в семье такой резонанс. (А надо было сделать это прежде, чем давать книгу детям!)
...Ну, ладно — Скрудж... Ну, пусть и Шрек с Фионой... Покемонов не жалко ничуть. Но Телепузики, Микки-Маус и особенно фавн из подлинно христианской «Нарнии» — они-то чем заслужили? В чем заключаются их темные заслуги? Оказывается, Телепузики научили детей говорить: «Пока-пока», Микки-Маус показывает пример агрессии, а фавн Тумнус — коварный обольститель девочек. За этих оклеветанных персонажей обидно стало даже мне — что уж говорить о детях! Заступлюсь и за Гарри Поттера — для того, чтобы представить его исчадием ада, надо ничего не понять в книгах Дж. Роулинг. Про Бабу-Ягу и Лешего даже не знаю, что и сказать.
Видимо, должна же была присутствовать в аду и наша, отечественная нечисть. Несколько подробнее скажу о Гарри Поттере, хотя понимаю, что рискую тем самым испортить свою православную репутацию. Я прочла все семь книг. Я не могу сказать, что произведение безупречно. Но в сути своей эти книги — о жертвенной любви, о покаянии, о становлении человеческой души, о выборе между добром и злом.
Последняя книга из этой серии — рассказ о том, что «крепка как смерть любовь» и «нет больше любви той, как если кто положит душу свою за други своя». Есть ли в книге опасность? С моей точки зрения, есть. Если ребенок растет в атеистически настроенной семье, а детской душе очень хочется, чтобы мир все же оказался не только материальным, то он может пуститься на поиски духовности посредством магии. Но если родители дадут себе труд прочитать книгу вместе с ребенком и обратят его внимание на расставленные по всему произведению евангельские акценты, эту опасность они нейтрализуют.
Вернемся, однако, к «Ване Жукову». Уровень жестокости, (если не сказать — садизма) в книге порой просто зашкаливает. Далеко не каждое произведение, даже не претендующее на звание православного, может похвастаться таким обилием живописаний разного рода способов мести или мучений, сопровождающихся тошнотворными физиологическими подробностями. Но это — не главная моя претензия к книге. Больше всего ужаснуло то представление о Боге и Православной вере, которое автор произведения транслирует своим читателям. Мама главного героя — без преувеличения, средоточие христианских добродетелей — терпит полный крах. Мальчика, с малых лет ходившего в храм, исповедовавшегося, причащавшегося, воспитывавшегося не только словами, но и личным примером матери-христианки, хранимого ее усердной молитвой, все это не спасает от гибели.
Возникает ощущение полной безысходности: а где же в этой ситуации Господь? Он не слышит слезных материнских молитв? Он не хочет и не может уберечь свое запутавшееся дитя? Богу отводится роль пассивного наблюдателя, изредка и без особой охоты пытающегося что-то предпринять, действующего по принципу: «Хочешь погибнуть — погибай. Мне ты был интересен лишь хорошим мальчиком. Твои трудности меня не волнуют. Плохих мальчиков я наказываю без всякой милости».
Знаете, это ужасно. Очень напоминает эпизод из детского фильма «Про Красную Шапочку». Донельзя избалованный малыш так говорил героине: «Тебя излупят плетками, и ты залюбишь меня как миленькая!» Можно ли приписывать логику жестокого эгоиста Богу? Беда, если кто-то из родителей станет с помощью подобных страшилок решать вопросы воспитания и воцерковления своих чад.
Елена Макеева: На примере этой книги хотелось бы предложить читателям повод к размышлению. Не всякая литература, продающаяся в православной лавке, к сожалению, несет в себе добро, истину, христианское мировоззрение. Например, главный герой книги о Ване Жукове часто испытывает сильную ненависть к врагам. Причем, его планы мести поражают своей жестокостью и изощренностью. Вот что он хочет сделать с мамой своего недруга (она, безусловно, персонаж неприятный, и гнев Вани по отношению к ней вполне объясним, но...): «Ваня чувствовал, как кровь все сильнее и сильнее приливала к лицу, отчего ему стало казаться, что это не он стоит здесь в кабинете директора, а раскаленный утюг.
Ему так хотелось жгучей поверхностью утюга приложиться к белой пухлой руке, размахивающей пальцами у него перед носом. Он видел, как белая кожа начинает вздуваться пузырями, лопаться, обнажая под собой раскаленные отпечатки его мести». Ребенок может желать недругу зла, но подобные подробности — это уже патология. Психологической особенностью подросткового возраста является тяга к подражанию. В данном случае появляется опасность подражания герою в его жестокости. Может возникнуть ситуация, когда эмоции и чувства главного героя станут моделью поведения для читателя, получившего на страницах книги легитимность своей агрессии. Вместо того, чтобы помочь стать добрее и сострадательнее, книга может вызвать обратный эффект.
При выборе книги стоит подумать о том, какие личностные качества она развивает, чему главный герой может научить вашего ребенка.
бращает на себя внимание сосредоточенность на негативе: очень подробно описано то, чего не нужно делать, и следующее за этим наказание. Например, главному герою вынесен следующий приговор: «Предательство веры. Воцерковленный православный, продавший душу ради любви к Гарри Поттеру».
За это преступление героя помещают в барак № 1: «То, что его окружало, было, скорее, похоже на храм, только в тех местах, где должны были быть иконы, зияли черные зеницы дыр, от которых веяло сковывающим душу холодом... Он поднял голову вверх и увидел, что этот храм обезглавлен: вместо купола зияла огромная дыра, курящаяся неоднородным дымом». Внизу храма находилась пропасть, на дне которой вместо булыжников были головы грешников, и периодически со дна пропасти поднималась «зловонная жижа». «А уровень жижи все поднимался и поднимался. Она уже покрыла его руки и медленно заползала на живот. Вот она уже касается его ушей. Еще чуть-чуть, и она заползет ему в нос и станет растекаться по носоглотке, наполняя его этим зловонным дерьмом».
Кстати говоря, последнее слово автор книги использует в своем произведении не раз и не два. В другом месте Ванина душа проходит испытание гнева, в котором ее избивают гневные Безобразия: «Гневные Безобразия раскачали отбивную, которая некогда была Ваниной душой, и бросили ее в бурные воды захлебывающейся от гнева речки». Из уважения к читателям здесь приводятся не самые «яркие» моменты, вызывающие и психологический, и эстетический протест.
По концентрации жестокости и насилия и по тону повествования текст сопоставим с каким-нибудь современным американским блокбастером. Православие — это религия радости о Христе. Если посмотреть на глубоко верующих людей, опытно соприкоснувшихся с Божественной благодатью, их главным переживанием является радость. Эти люди ощущают себя счастливыми в любых, самых невыносимых обстоятельствах. Возможно ли сделать человека счастливым, культивируя в нем эмоцию страха?
Можно допустить, что из страха наказания человек будет выполнять какие-то действия, соблюдать внешние правила (ходить в храм, ставить свечи и даже участвовать в таинствах). Но полюбит ли такой человек Того, Кем его пугают, отдаст ли Ему свое сердце? Если эмоция страха станет ведущей в процессе воцерковления ребенка, скорее всего, это либо вызовет отторжение, либо приведет к невротизации.
Особенно восприимчивы к страхам дошкольники. Они очень легко заражаются эмоцией страха. Поэтому подробные описания адских мучений могут навредить психическому здоровью юных читателей. Несколько лет назад в православных кругах развернулась бурная полемика о том, стоит ли детям читать «Гарри Поттера», насколько эта книга соотносится с христианским мировоззрением. Некоторые авторитетные психологи обвиняют это произведение в неоязычестве, сатанизме, в поощрении интереса к оккультизму, колдовству и т. д.
Автор обсуждаемой нами сегодня книги вторит им и представляет Гарри Поттера служителем дьявола. С самого появления произведений о Гарри Поттере хорошим тоном в православной среде было их пугаться, потому что они якобы учат колдовству. Выразителем противоположной оценки книги стал диакон Андрей Кураев, посвятивший защите поризведения Дж. Роулинг не одну статью.
По мнению современного богослова, эта сказка имеет христианскую мораль. Она учит тому, что «любовь матери сильнее пистолета», «сам погибай, а товарища выручай». А последняя книга является открытой евангельской проповедью, в которой ясно звучит тема самопожертвования и призыв к покаянию.
Магия, которой пользуется Гарри Поттер, не имеет ничего общего с сатанизмом, это, скорее всего, фантастическое допущение, так сказать, сказочная условность. Наличие волшебной палочки сразу отсекает для читающего ребенка возможность повторения описываемых волшебных действий.
Ребенок понимает, что у него этой палочки нет. У него в голове будет четкая грань между фантазией, описываемой в книге, и реальностью, в которой он живет. При каких условиях эта книга может все-таки иметь негативные последствия? Если ребенок полюбит эту книгу, по-детски увлечется ей, а его родители или другие значимые люди будут жестко и беспочвенно критиковать ее, подкрепляя свои слова огульными «православными» аргументами.
В душе ребенка возникнет конфликт, внутреннее напряжение. И для того, чтобы его снять, он может обесценить слова родителей. Таким образом сами родители могут оттолкнуть ребенка от Православной веры. Может возникнуть еще более драматичная ситуация.
Ребенку понравилась книга про Гарри Поттера. Но он прочитал у авторитетных авторов, что это книжка сатанинская. Поверил, что эта книга действительно написана сатанистами. Сделал для себя вывод, что сатанисты, оказывается, пишут хорошие книжки, да и сами, наверное, ребята неплохие. Подумаем, что может произойти, если в этот момент к нему подойдут настоящие сатанисты?
Но если в момент прочтения книги рядом с ребенком будут здравомыслящие верующие родители, которые смогут увидеть в произведении евангельский посыл, смогут обсудить это с ребенком, никаких негативных последствий для духовного и душевного здоровья ребенка не будет.
Этот абзац не является призывом обязательно прочитать книгу о Гарри Потере и полюбить ее. Может быть, она и вовсе пройдет мимо вашей семьи. Или будет прочитана — и не понравится. У каждого свой вкус, свои взгляды. Речь не о том. Обвинение в сатанизме — это очень серьезно. Нельзя легко и просто, не разобравшись в сути, раздавать подобные ярлыки.
Хочется призвать родителей при выборе детской литературы зреть, что называется, в корень.
Многие произведения, в которых присутствуют волшебники и колдовство, могут являться проводником евангельской морали к детским сердцам. Это, в частности, «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса, которые почему-то в обсуждаемой нами сегодня книге оказались зачисленными в разряд ведущих в ад. А ведь Льюис писал историю волшебной страны, стремясь людям, не чувствующим Благую Весть сердцем, рассказать о ней так, чтобы Евангелие стало им ближе, роднее, понятнее. А волшебство использовал как традиционный для сказки элемент.
В «Нарнии» рассказано о Боге и Его заповедях с такой любовью, так искренне и талантливо, что уже более полувека христианский мир зачитывается этим произведением. И резко негативная его оценка, мягко говоря, удивляет.
В то же время некоторые современные книги, которые позиционирующие себя как православные, могут, как ни странно, оттолкнуть от веры своей категоричностью, жестокостью, сосредоточением на негативных переживаниях.
Дорогие наши читатели! Приглашаем вас к участию в обсуждении этой темы и продолжению разговора.
Принято считать, что воспитать девочку не так сложно, как мальчика. Дескать, мальчики озорные, а девочки гораздо спокойнее.
«Благословляйте, а не проклинайте» (Рим. 12, 4).
Рождество Христово — один из самых светлых православных праздников, время, которого с нетерпением ждут и дети, и взрослые.
Игумен Гермоген (Еремеев) — личность легендарная. Батюшка известен как прекрасный вокалист, настоятель четырех (!) храмов, духовный наставник сотрудников ГИБДД, директор православной школы, создатель приходского музея и просто интересный человек. К вере он пришел…
«Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3-6).
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.