Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №5 (82) → «Сила молитвы не в многословии, а в силе молитвенного вздоха»

«Сила молитвы не в многословии, а в силе молитвенного вздоха»

№5 (82) / 15 •мая• ‘09

Алексей и Галина КоршунУгодники Божии

Преподобный Нектарий Оптинский. День памяти — 12 мая.

Какой пример может являть монашеский подвиг с точки зрения человека, живущего обычной невоцерковлённой жизнью с её извечными проблемами, переживаниями и страстями? Тем более, если речь идёт о старце, почившем более 80 лет назад и не имевшем никакого представления о реалиях нынешнего мира с его сотовыми телефонами, телевидением, компьютерами и полётами в космос.

Из всех плодов научнотехнического прогресса он если когда-то и воспользовался чем-то, то разве что паровозом. Какая может быть связь с ним, достигшим гармонии с самим собой, миром и Богом, у нас, живущих на грани нервного срыва, в скоростном режиме двигателей внутреннего сгорания?

Все прелести цивилизации, направленные на устроение комфорта и беззаботного существования, не делают человека лучше. Даже наоборот: душевная лень и духовная расслабленность, царящие в мире, многим обязаны далеко шагнувшим науке и технике. Вместо земного рая человек получил свалку в окружающей среде и в собственной душе. В загазованной грехами атмосфере современности трудно стяжать дух мирен. Но всё же можно. Пока жива память человеческая о таких угодниках Божиих, как старец Нектарий, явивший всей своей жизнью пример целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви.

Батюшка Нектарий, на первый взгляд, представлял собой один сплошной парадокс. С духовными своими чадами говорил часто загадками, даже туманно, а если его просили разъяснить непонятное, мог всё обратить в шутку. При всём своём добром и чрезвычайно отзывчивом характере, зачастую вызывал недоумение показным невниманием при первом знакомстве с ним.

Нарочитая несерьёзность в поведении соседствовала с глубоким философским складом ума. Кажущаяся лёгкость в общении оборачивалась у него настойчивым наставлением, которое невозможно было не исполнить.

Да и само его хрупкое телосложение, небольшой рост и осторожность в движениях никак не соответствовали его сильной натуре. Несгибаемой воле и твёрдому характеру старца мог бы позавидовать былинный богатырь.

Стань перед ним, как прежде, на колени. 
Он старый, слабый, бережно пронес
Все наше бремя и грехов, и слез
По этим старым Оптинским ступеням.

Н.Павлович

Лишь однажды батюшка находился в растерянном состоянии, как будто земля ушла из-под ног. Случилось это в 1923 году, когда по решению новых властей ему пришлось покинуть обитель, ставшую для него родным домом, и переехать в деревню. Но всё же и в ссылке он, престарелый больной человек, нашёл в себе силы продолжить свой духовный подвиг, помогая и наставляя всех ждущих от него мудрого совета, ободряющего слова.

Одному Богу известно, как тяжёло было ему, говорившему, что «для монаха только два выхода из кельи — в храм и в могилу» сменить привычный, милый его сердцу образ жизни в скиту. Почти полвека провёл он в Оптиной Пустыни, с тех самых пор, когда, будучи совсем молодым человеком 20 лет отроду, в 1873 году вошёл в её ворота. Тогда его звали Николай, и за плечами у него была лишь котомка с Евангелием.

Оставшийся сиротой совсем в юном возрасте, Николай вряд ли имел твёрдое намерение стать монахом, поскольку собирался жениться. Но, не противясь воле Божией, явленной через столетнюю схимницу старицу Феодосию, духовную дочь святителя Тихона Задонского, с её благословения отправился в Оптину Пустынь. Пришёл, ни о чём особенно не задумываясь, но увидел красоту, царящую в обители, сподобился беседы со старцем Амвросием, и уже не мыслил себя в миру. Словно душа его была создана для иночества, только он сам об этом не догадывался.

Преподобный Амвросий до самой своей кончины оказывал особое внимание Николаю, которое могло выражаться в привычных для него прибаутках. «Подождите, Николка проспится — всем пригодится!», — говаривал он, когда братия жаловалась на Николая за то, что тот опаздывает на богослужения и ходит с заспанным видом, с опухшими глазами. А Николай просто не высыпался из-за наложенных на него многочисленных послушаний. Да и глаза у него сами по себе были не слишком здоровыми, красными и слезящимися. Ему постоянно приходилось вытирать глаза уголком платка.

И старец Амвросий, и духовный отец Николая старец Анатолий (Зерцалов), видя в молодом послушнике достойного преемника, стремились воспитать в нём высшую спасительную добродетель — смирение. При этом не могли скрыть своей отеческой любви к нему. Он даже удивлялся такому особенному благоволению к нему, недостойному.

Николай, как губка, впитывал духовную и житейскую мудрость наставников, которые, видя его тягу к знаниям, благословили его на самостоятельное изучение наук (математики, истории, географии), языков (латыни и французского), классической русской и иностранной литературы, и, конечно, духовных писаний.

Из обделённого полуграмотного бедняка Николай становился образованным человеком, обладающим разносторонними знаниями во многих областях человеческой деятельности. Беседа с любым умником, мнящим себя интеллектуалом, не составляла для него особого труда. Для него было ясно, что Бог не только разрешает, но и требует, чтобы человек возрастал в познании, в котором не может быть остановки. Век живи — век учись.

Запретить приходить помыслам нельзя, но можно не вступать с ними в совещание, в разговоры, а вместо этого говорить: «Господи, помилуй!» И увидишь, как все земное отходит.

Преподобный Нектарий Оптинский

Подобно святителю Феофану-Затворнику, он на протяжении всей жизни интересовался происходящим в мире, открытиями в науке, событиями в культуре и искусстве. Он не только разбирался в живописи, но и выучился иконописному мастерству — так велика была его тяга к творчеству.

В последний год своего пребывания в Оптиной Пустыни старец Нектарий работал над иконой «Благовещение». Но успел сделать только эскиз. Талантливый человек талантлив во всём: Николай, кроме прочих своих способностей и пытливого ума, обладал ещё и прекрасным голосом и слухом, из-за чего едва не был переведён из скита в монастырь — петь в хоре.

Другой бы расценил это как награду, «повышение по служебной» лестнице, но только не будущий старец Нектарий. В присутствии монастырского регента он, не желая покидать любимых старцев, стал петь мимо нот, после чего вопрос о его переводе в монастырский хор отпал сам собой.

Посылались ему и другие искушения. Уже став иеромонахом Нектарием (в 1898 году) и живя в полузатворе (почти не выходя из кельи и заклеив бумагой окна), он едва не отправился в кругосветное путешествие. Святейший Синод предписал послать одного из иеромонахов на корабль.

Свято-Введенский собор в Оптиной Пустыни, где почивают мощи св. прп. Нектария Оптинского

Какова же была радость отца Нектария, когда нечаяннонегаданно архимандрит предложил ему это назначение! Подобно герою «Белых ночей» Достоевского в мечтах он и так уже объехал весь мир, читая книги о дальних странах, и тут такая удача. Кто бы из нас отказался по своей воле от такого заманчивого предложения?! Взволнованный, он уже и вещи побежал собирать, когда вдруг вспомнил, что в обители ничто не делается без благословения. И как будто пелена спала с глаз. Скитоначальник, старец Иосиф, не благословил отца Нектария на путешествие.

Это стало последним ковшом холодной воды, окончательно закалившим его смирение. Смирение и терпение — стали главной наукой, которую он постиг в молодости. Наукой, которой старец Нектарий без устали обучал своих духовных чад.

Духовные качества Нектария — кротость, высокий молитвенный настрой, милосердие, сострадание, рассудительность — перенял его молодой келейник, отец Севастиан, в будущем Карагандинский старец. Именно о нём батюшка Нектарий, полушутя, говорил посетителям, требующим решения сложных ситуаций: «Вы об этом спросите моего келейника Стефана, он лучше меня посоветует, он прозорлив». Намекая на то, что прежде, чем задавать терзающие душу вопросы, нужно правильно расставить приоритеты. Может быть, и вопроса-то никакого нет, а так — одна сиюминутная видимость и томление духа.

Широта его знаний поражала многих. Но, не желая никого смущать и из опасения самому невольно впасть в гордыню, батюшка Нектарий под тихим юродством скрывал свою мудрость. Он надевал разноцветные кофты и платки поверх подрясника, валенок на одну ногу, голубую туфлю — на другую. Так и ходил, пугая посетителей монастыря. С одной стороны, сам не возгордишься, а с другой — окружающим людям поможешь искоренить самолюбие и эгоизм: с юродивого-то что взять, если он что обидное или резкое скажет.

Впрочем, когда наступили смутные времена безбожия, и стало совсем не до шуток, старец полуюродство своё оставил.

В 1912 году отец Нектарий за послушание принял крест старчества, став последним соборно избранным оптинским старцем. Близились тяжёлые времена для России, и в своих, казалось бы, смешных проделках старец предупреждал о грядущих испытаниях, братоубийственной войне, голоде и разрухе, намекая на них то халатом, надетым на голое тело, то — незадолго до октябрьского переворота — красным бантом на груди.

Он даже будущее Оптины предсказал, собирая камешки, стёклышки, бумажки и складывая этот мусор у себя в шкафчике: «Это мой музей» (советские власти, и в самом деле, позже организовали в монастыре музей).

За три месяца до закрытия скита старца Нектария арестовали. Во время обыска, при аресте, у него обнаружили детские корзиночки, мячики и две куклы. Арестовавшие не могли поверить, что убелённый сединами старец играет в игрушки. Он же просто объяснил: «А я сам как дитя, а когда был ребенком, у меня никаких игрушек не было, только кот был, с которым я играл».

Молись, чтобы Господь воцарился в сердце твоем, – тогда преисполнится оно великой радостью, и никакая печаль не в силах будет потревожить тебя.

Преподобный Нектарий Оптинский

Так оно и было. Но игрушки нужны были ему, прежде всего, для того, чтобы объяснять посетителям суетность их мыслей, тщету устремлений, никчёмность переживаний.

Одному свистульку даст посвистеть, другому волчок покрутить, а то и просто детские книжки почитать, мол, вот где ответы на все вопросы. Так старец ненавязчиво напоминал о сказанном в Евангелии: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Он сам любил иногда послушать сказки или стихи Пушкина, как и преподобный Амвросий.

Впрочем, к светскому искусству он относился снисходительно: «Все стихи в мире не стоят одной строчки Псалмов... Пушкин был умнейший человек, а собственную жизнь не сумел правильно прожить».

Старец Нектарий жил в той же «хибарке», в которой раньше жили старцы Амвросий и Иосиф. Встретиться с ним стремилось множество народу, но батюшка, по великому своему смирению, не считал себя настоящим старцем, говоря, что все идут, на самом деле, не к нему, а в келью старца Амвросия: «Я в новоначалии, я учусь, я утратил всякий смысл. Как я могу быть наследником прежних старцев? У них благодать была целыми караваями, а у меня ломтик».

И в этом уже не было никакого притворства, никакого юродства. Господь давал ему великую силу любви, дар умения утешать словом. Сам же он называл себя «моё недостоинство» и при этом всегда был светел лицом, прост и приветлив в обращении с посетителями. Он не любил говорить много, попусту рассуждать, учил избегать дурных мыслей.

Без совета батюшки Нектария не обходился патриарх Тихон, понимавший, сколь важна прозорливость дивного старца в страшные для России годы безбожия. В село Холмищи, где жил батюшка после высылки из скита, приезжал и будущий маршал-победитель Георгий Жуков, служивший тогда командиром кавалерийского полка. Возможно, и ему старец Нектарий сказал те слова, которыми укреплял своих духовных детей в Вере, Надежде и Любви.

...Принимая на себя чужие грехи и болезни, старец сам тяжко страдал. Он тихо таял, как свеча, и отошёл в жизнь вечную 29 апреля 1928 года. Духовный его сын отец Адриан вместе с отцом Севастианом облачили старца в схиму. Он был погребен на уединенном деревенском кладбище села Холмище на пригорке, по дороге к лесу.

16 июля 1989 года нетленные мощи старца Нектария перенесены в Введенский собор Оптиной Пустыни. В наше иллюзорномирное время, в которое первейшими врагами человека стали незаметные, но вездесущие сытость и лень, тем, кто ищет спасение, помощью и защитой звучит молитва тихого и мудрого старца Нектария: «Господи, отверзи двери милости Твоей».

 

•В других номерах:•

№7 (119) / 5 •октября• ‘15

Угодники Божии

Русские дети-святые

Статью подготовила Юлия Комлева, кандидат исторических наук

№3 (115) / 15 •декабря• ‘14

Угодники Божии

Святой праведный Симеон Верхотурский: Как стать другом Господа?

Статью подготовила Елена Сетник

№2 (114) / 12 •декабря• ‘14

Угодники Божии

Ходатай земли нашей

Священник Борис Бароев, настоятель храма Рождества Христова п. Алтынай Сухоложского района Каменской епархии

 
Милосердие

Мы боимся слова «милосердие»

Олег Васюнин

Сегодня мы беседуем с Ларисой Николаевной Худяковой, учителем средней школы №165 Кировского района, руководителем волонтерского отряда «Истоки».

 
Простые вопросы

Сарафаны и куличи – это еще не православие

Ксения Возгривцева

«А как же без них?» — спросит насторожившийся читатель. Нет, мы не собираемся поднимать руку на устойчивые традиции. 

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс