•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
Для нынешнего поколения родителей нелюбовь их детей к чтению — больной и порой неразрешимый вопрос.
Стоит собраться вместе двум — трем мамочкам, как в разговоре обязательно прозвучит нечто подобное: «Мы в свое время с книгами не расставались, а дети читать не хотят!» Знакомо, не правда ли? Проблема не надумана, она вполне реальна. Над путями ее решения размышляет ведущая рубрики «Семейная педагогика» психолог Елена Макеева. Подспорьем для этих размышлений стали статья Татьяны Шишовой «Как подружить сынишку с книжкой», а также книга Глиена Домана «Как научить ребенка читать».
Вряд ли это прозвучит утешительно, но проблема отсутствия у детей интереса к чтению книг коснулась очень и очень многих. В Англии она была даже названа «самой главной педагогической проблемой современной Великобритании». В США этот вопрос стоит достаточно остро: многим учащимся старших классов массовой школы ставят диагноз «дизлексия», т. е. неспособность к чтению. В нашей когда-то самой читающей в мире стране отмечаются схожие тенденции. Дети теряют интерес к чтению, их внимание в основном привлекают телевизор, компьютер. Чтение превращается в тягостную повинность и вместо радости познания нередко вызывает у детей скуку. Даже если современный ребенок умеет читать, зачастую он читать не любит. Как ему помочь?
Обучение чтению должно проходить в форме игры и вызывать у ребенка радость. Т. Шишова пишет: «Давайте ребенку понять, что чтение — это огромное удовольствие, с которым не сравнятся никакие игры и игрушки... Но и тогда, когда ребенку захочется научиться читать, не торопитесь. Лучше его немножко „поманежить“, закрепляя ощущение желанности предстоящих трудов. Сами же труды имеет смысл облечь в игровую форму. Мои дети, например, выучились читать, играя в школу. Мы усаживали на диван игрушки. Плюшевый мишка был „назначен“ отличником, растрепанная кукла Катя (ее роль озвучивала я) постоянно запиналась и путалась. Детям приходилось ее поправлять, и обучение шло незаметно, в охотку. Кажется, мы просто веселились».
Практический вывод: обучайте ребенка через игру.
Очень важен эмоциональный настрой и отношение взрослого, обучающего чтению. Основное правило гласит: главное в обучении чтению — радость. Чем большую радость испытывает родитель при обучении ребенка, тем больших успехов тот добивается. Г. Доман приводит такой пример из практики. В своем центре он обучал матерей, как учить своих детей чтению. И условно всех матерей можно было разделить на две категории. К первой категории он относит интеллектуальных, образованных женщин, уравновешенных, спокойных в общении. Про себя он называет их «интеллектуалками». А во вторую группу он относит всех остальных женщин, условно называя «удивительные блондинки». Имеется в виду, конечно, не цвет волос, а некоторая общая черта мировосприятия. Г. Доман решил проверить, чьи дети обучаются чтению более успешно. Он вполне логично предположил, что это дети «интеллектуалок». Каково же было его удивление, когда он выяснил, что дети «удивительных блондинок» учатся быстрее и успешнее! И причем, чем более «удивительна» была блондинка, тем более высокие результаты показывал ее ребенок! Он стал наблюдать, как матери реагируют на успех детей. Интеллектуалка, например, в ответ на верно прочитанное слово, говорила: «Хорошо, Мэри. У тебя получилось. Читай следующее слово». Блондинка же радостно восклицала: «Уау, Бэти! Супер! Молодчина! Ты это сделала!». И в результате получалась, что радость взрослого, его похвала оказывалась для ребенка мощным стимулом для дальнейшего развития и обучения.
Практический вывод: обучая ребенка чтению, делайте это с радостью, не скупитесь на похвалу. Если вы раздражены или плохо себя чувствуете, лучше отложить урок.
Занятия чтением должны быть непродолжительны и заканчиваться раньше, чем ребенок сам этого захочет. Заниматься с ребенком желательно каждый день. Начинайте обучение с чтения отдельных слов, переходите к словосочетаниям, затем к предложениям. Не начинайте учить детей чтению с алфавита! Буква для маленького дошкольника — это абстракция, а слово — конкретная реальность. Основной догмат любого обучения состоит в том, что начинать надо с известного и конкретного, а потом уже переходить к новому и неизвестному и лишь затем — к абстрактному.
После того, как ребенок научится читать самостоятельно, Т. Шишова советует: «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок действительно подружился с книжкой на долгие годы, нужно... КАК МОЖНО ДОЛЬШЕ ЧИТАТЬ ЕМУ ВСЛУХ. Обычно же происходит прямо противоположное: когда ребенок начинает более или менее бегло читать, его норовят поскорее отправить в „свободное плавание“. У родителей благодаря этому, конечно, появляется больше свободного времени. Но становление ребенка как читателя идет гораздо медленней. Читать ему еще трудно, глаза от напряжения устают, усталость провоцирует скуку, скучное занятие отвращает. В результате неприязнь к чтению может закрепиться на всю жизнь. Когда же ребенок слушает выразительное чтение взрослых и одновременно заглядывает в книгу, он отдается на волю своей фантазии. А параллельно исподволь учится связывать слова с возникающими в его фантазии образами. Я уже не говорю о том, что взрослый может по ходу дела пояснять значение незнакомых слов и отвечать на вопросы ребенка, облегчая ему понимание текста. Но главное даже не это, а то, что книга становится предметом долгого разговора, обсуждения, спора. То есть вашим общим достоянием, „валютой общения“. Что, конечно, поднимает ее престиж в детских глазах».
Чтение вслух должно быть несколько «опережающим». Читайте то, что немного трудновато, но потенциально находится в зоне ближайшего развития ваших сыновей или дочерей. Тогда они будут тянуться вверх и не бояться, что цель недостижима. Такие книги должны давать материал для душевного и духовного развития ребенка. Если ребенок рано научился читать, то в семь лет ему вполне по силам тот материал, который обычно дают детям в возрасте от 8 до 14 лет. Семи — восьмилетнему ребенку можно читать классические стихи и поэмы — Жуковского, Пушкина, Лермонтова и т. д.
Практический вывод: как можно дольше читайте ребенку вслух, подбирая такую литературу, которую ему будет сложно освоить самому.
Если говорить о выборе литературы для чтения, то, конечно, нужно выбирать те книги, которые будут развивать ребенка духовно, давать материал для эмоционального, нравственного роста. Очень полезно читать и заучивать с детьми стихи. В современном мире психика детей сильно хаотизируется. Резко возросла возбудимость, расторможенность, неуправляемость. Стихи же — это мир гармонии. Подобно спокойной классической музыке стихи действуют на детей умиротворяюще. Чем больше человеческая душа проникнута этой внешней гармонией, тем меньше в ней остается места для хаоса. То есть, хорошая поэзия может оказывать психотерапевтическое воздействие.
Родителям нужно быть достаточно осторожными в выборе сказок. Впечатлительным детям не стоит рано читать страшные сказки типа «Карлика Носа» Гауфа или грустные вроде «Русалочки» Андерсена. Народные сказки, в том числе и русские, должны быть литературно обработаны именно для детей, поскольку в оригинальном варианте слишком много архаичной жестокости. В дошкольном возрасте психологи рекомендуют читать побольше веселых произведений наших и зарубежных классиков детской литературы («Вини-Пух», «Буратино», книги Астрид Линдгрен, Николая Носова, Дениса Драгунского, Эдуарда Успенского, Самуила Маршака, Сергея Михалкова). Делайте упор на эмоциональнонравственное развитие ваших детей через книги — все-таки, большая часть произведений должна не просто забавлять, а учить и воспитывать. Читайте детям книги о животных Джеральда Даррелла, Сетона Томпсона. Учитывайте склонности детей. Допустим, ваша дочка романтична, любит помечтать. Из сказок она уже выросла, а до тургеневских повестей еще не дозрела. Предложите ей прочесть Джейн Эйр Шарлоты Бронте, «Алые паруса» Александра Грина, «Последний лист» О’Генри. Мальчиков можно заинтересовать произведениями о Великой Отечественной войне, приключенческой, исторической, а кого-то и научно-технической литературой.
Знакомство детей с православной литературой лучше начать с совместного чтения. «Детская» Библия и жития святых в изложении для детей будут интересны и взрослым. Почему мы вновь настойчиво говорим о совместном чтении? Во-первых, ребенок сможет задать вам возникающие у него в ходе чтения вопросы. Во-вторых, здесь родителям предстоит некий труд, польза которого неоценима. Ведь, отвечая на богословские вопросы своего чада, вы еще и еще раз повторите азы своей веры, причем, будете вынуждены сделать это простым, доступным даже для ребенка языком. И здесь вполне может прийти глубокое понимание того, над чем ранее поразмыслить было недосуг. Еще несколько слов о житийной литературе. Даже в сборниках, подготовленных для детей, иной раз встречаются эпизоды, малопонятные и современным взрослым. Составители таких книг не всегда берут в расчет особенности детского восприятия. Это — еще один аргумент в пользу именно совместного чтения, когда, что называется, «все под контролем».
Очень важно, чтобы в круг чтения вашего ребенка вошли не только произведения, непосредственно знакомящие с основами православной веры, но и книги, в которых напрямую не говорится о Боге, но все в них проникнуто духом христианства. Очень показательны в этом отношении книги Клайва Стейплза Льюиса «Хроники Нарнии», «Хоббит» и «Властелин колец» Толкиена, «Поллианна» Элинор Портер, сказки Джорджа Макдональда. Т. Шишова рекомендует: «Из современных православных авторов, пишущих для детей, хочется особо выделить известного писателя Владимира Николаевича Крупина, священника Игоря Лепешинского и Николая Блохина (повесть „Бабушкины стекла“)». Добавим к этому захватывающе интересные и ненавязчиво поучительные книги Юлии Вознесенской.
Резюмируя все вышесказанное, хочется подчеркнуть, что, обучая ребенка чтению, вы открываете ему мировую сокровищницу человеческого опыта, целый мир. Неужели вы отдадите радость этого совместного открытия чужому человеку, например, учителю? Неужели не захотите стать хотя бы до некоторого времени его проводником по этому миру, развивая его вкус и уча делать правильный выбор? Одним словом, учите детей читать, и читайте вместе с ними и получайте удовольствие. «Самая большая радость, которую мы можем дать друг другу, это радость человеческого общения». А общение с собственным ребенком котируется по самому высшему курсу.
Принято считать, что воспитать девочку не так сложно, как мальчика. Дескать, мальчики озорные, а девочки гораздо спокойнее.
«Благословляйте, а не проклинайте» (Рим. 12, 4).
Рождество Христово — один из самых светлых православных праздников, время, которого с нетерпением ждут и дети, и взрослые.
Рубрика «Малая церковь» продолжает знакомить наших читателей с семьями постоянных прихожан Свято-Пантелеимоновского храма.
Отец загадал мне мудреную загадку:— «Стоит мост на семь верст. У конца моста стоит яблоня — она пустила цвет на весь Божий свет».
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.