Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №3 (80) → Жизнь без наркотиков

Жизнь без наркотиков

№3 (80) / 12 •марта• ‘09

Светлана ЛадинаМилосердие

•В этой теме:•

Милосердие
Богадельня
Полина МитрофановаМилосердие
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»

Епархиальный Реабилитационный центр для наркозависимых не так давно отметил десятилетний юбилей. Создан он был в январе 1999 года по благословению Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия. 

В те годы проблема наркомании в обществе была настолько остра, что казалась неразрешимой. И Церковь не могла остаться в стороне. Духовная лечебница, не отказывавшая никогда и никому, приняла на себя заботу и об этих больных.

Наркомания рассматривается Православием как страсть, как духовная болезнь, исцелить которую может только Бог. Но для этого больной должен узнать своего Врача и обратиться к Нему за помощью. В этом ему помогают священники, психологи, инструкторы центра. О процессе и его результатах можно составить мнение по рассказам самих реабилитантов. У каждого из них — своя история. У каждого есть прошлая жизнь и жизнь настоящая. Настоящая во всех смыслах этого слова.

Сергей, инструктор реабилитационного центра.
Я попал сюда несколько лет назад с той же проблемой, что и все. Прошел реабилитацию — тогда она длилась всего 4 месяца. По выходе из центра работал на строительстве храма святого целителя Пантелеимона. Потом ушел работать по специальности, водителем. С 2003 года пришел в центр инструктором.

Инструктор живет здесь наравне со всеми. Зная проблему изнутри, проще поправить человека и помочь ему. По большей части делишься опытом своей борьбы со страстью, своим опытом духовной жизни — короткой, конечно, но тем не менее. Инструкторов у нас несколько. Ведь как человек выбирает себе духовника, так и здесь — каждый с каждым не может быть откровенным. Есть возможность выбора: кто-то делится проблемами с одним инструктором, кто-то с другим. Все направлено на то, чтобы человек не испытывал дискомфорта.

Кроме того, с ребятами работают руководитель центра Королькова Инга Владиленовна, православные психологи, священники.

Выпускники наши обычно не теряются, приезжают сюда и на праздники, и просто так. Поэтому у нас большая православная община. И даже венчания у нас здесь были — достаточно примеров, слава Богу.

Конечно, выдерживают не все. Без срывов не обходится. Но тех, кто сорвался, обратно мы принимаем. Ведь и Господь нас каждый раз на исповеди прощает и не говорит: «Раз упал — валяйся дальше». Надо бояться не того, что упал, а того, что встать не сможешь. Человеку надо помочь. И мне тоже в свое время помогали.

Василий, 25 лет, г. Красноярск, в центре 12 месяцев.
...Это было под Новый год. Ко мне тогда пришло понимание, что жить по-прежнему я не хочу. И либо я сейчас, до наступления нового года, решусь изменить свою жизнь, либо и дальше все пойдет так же. Из Владивостока через Красноярск шел крестный ход с мироточивой иконой Богородицы. Я приехал в храм, где установили чудотворный образ, и привез туда нашу домашнюю старинную икону, чтобы приложить ее к нему.

С того дня обстоятельства стали складываться так, что помогли мне вырваться из привычного образа жизни. Я открыл родным свою проблему, которую до того тщательно скрывал. Они отнеслись ко всему с пониманием. Мой родной брат верующий, воцерковленный человек. Он через священников узнал об этом реабилитационном центре, и 7 января 2008 года я впервые приехал сюда. Адаптационный период провел в монастыре на Ганиной Яме. Спасибо моему отцу, который поехал вместе со мной. Мне в то время нельзя было оставаться одному. Раньше я бы сказал, что все сложилось случайно, но теперь во всем видится Божий Промысел.

В центре существует определенный режим. Это и дисциплину прививает, и дает возможность заниматься всем необходимым — как с физической, так и с духовной стороны. Помимо этого у каждого здесь со временем формируется режим индивидуальный, в зависимости от его интересов. Чтение, столярное мастерство, спортзал, евангельские беседы. Когда живешь не обособленно, а в коллективе, свободное время проходит довольно-таки плодотворно. Не в праздности, не в лени, а с пользой. Это то, чего мы раньше не умели делать. А здесь, слава Богу, учимся. Душа чего-то искала и раньше. А мы просто не знали, чем ее напитать, и питали всем ложным, ненастоящим.

Труд здесь направлен на самообеспечение базы. Заготовка дров, работа в столярной мастерской: делаем рамки для икон, резные киоты, полочки под иконы, вытачиваем деревянные яички, которые затем на Пасху отправляем в детские дома.

Сейчас смотришь назад — не верится. Год прошел. Порой забываешь, каким был раньше, здесь все совершенно другое. Все хорошее, что есть в каждом человеке, порой в течение жизни скрывается под слоем всякой всячины, а здесь через духовный и физический труд начинаешь все это разгребать и находишь все самое чистое, что в тебе есть, стремишься и тянешься к этому. Идет отторжение прошлого, переоценка собственных ценностей.

По окончании Святок я уеду из центра в монастырь. Поскольку обитель женская, там элементарно не хватает мужской рабочей силы. Кроме того, нужна помощь и в алтаре, куда женщины не допускаются. Поживу там, буду трудиться во славу Божию.

В дальнейшем планирую обвенчаться со своей девушкой. Она появилась еще в той жизни. Это человек, которому присущи жертвенность и терпение. Но мне до сих пор не верится, что она смогла все вытерпеть и остаться со мной. Страсть требовала прикрытия, и я лицемерил, много масок надевал. С ней я был один, в компании — другой, и даже сам не знал, какой я на самом деле. В моей прошлой жизни не было ответственности, было своеволие и безразличие ко всему. Конечно, за год я здесь кое-чему научился, но думаю, что сначала надо пожить в монастыре, закрепить полученные здесь навыки самостоятельной, ответственной жизни. Венчание — очень серьезный шаг, который должен быть обдуманным.

...Православие — это огромный мир. Даже в христианских религиях, ныне существующих, нет той полноты, которая есть в Православии. Поэтому свою дальнейшую жизнь без Православной церкви я не представляю. Должно быть постоянное духовное развитие. Ведь, если встал на месте — пошел вспять.

Михаил, 22 года, г. Челябинск, в центре 12 месяцев.
Меня, как и многих молодых людей, не знающих, куда определить свое свободное время, поглотила страсть наркомании. Родители узнали об этом реабилитационном центре, я приехал сюда, побеседовал с врачом. Мой путь в Православие начался с этой первой поездки в центр. И, если подвести итог моего годичного пребывания здесь, я абсолютно не жалею, что пришел сюда. Сейчас я понимаю, что Православие — это жизнь. В том числе и для тех, кто упал, оступился, кого подстерегла беда.

Конечно же, для каждого здесь готовят индивидуальную программу выхода из центра. Для кого-то это монастырь, для кого-то — работа при храме во славу Божию. Семейные люди возвращаются в свои семьи. Я не имею ни жены, ни детей, поэтому для меня оптимальный выход — монастырь. Но к этому не принуждают, не заставляют — просто советуют. Мне посоветовали некоторое время социальной адаптации провести при церкви. А затем уже можно будет выбирать: остаться там же или вернуться домой. Но, как правило, возвращаться домой не рекомендуется. Когда-то дом стал местом начала твоей страсти. Как показывает опыт, прежний круг общения затягивает, и человек может сорваться в ту же яму, из которой только что выбрался.

Сергей, 34 года, г. Алапаевск, в центре около полугода.
Увидел по телевизору программу про реабилитационный центр. На телеканале «Союз» подсказали, что в передаче показывали краснодарский центр, дали телефон Краснодарской епархии. А там, узнав, откуда я, посоветовали обратиться сюда. Вот таким путем я и оказался здесь. В то время я искал исцеления. Побывал в протестантском центре, но чувствовалось: что-то не то. Я ведь русский человек. А все их проповеди и службы больше похожи на капустники. А Православие дает возможность ощутить благодать, даже просто в храме постоять в тишине.

Приживаться здесь мне было несложно, если говорить об общении с новыми людьми. А вот если говорить о борьбе с собой — тяжеловато было первое время. Учитывая то количество глупостей, которое было собрано в моей голове... Сердцем я понимал, что нашел то, что искал, а в голове все копошились какие-то аргументы и факты. В этом плане было тяжело. А так — хорошо...

...Я здесь учусь всему — учусь жить трезво, трезво оценивать жизнь, вообще, быть человеком. Наркотики я употреблял в течение 15-ти лет. У меня были, конечно, периоды ремиссии — месяц, два, три. Но я выходил на улицу и даже не знал, как общаться с людьми. Для меня, не привыкшего к трезвости, это был просто другой мир. Здесь учусь трезво ко всему подходить. С Божией помощью, конечно же. Стараюсь во всем уповать на Господа. Хотя не всегда это легко: и благодарю Господа, и тут же ропщу...

Павел, 26 лет, г. Тюмень, в центре 9,5 месяцев.
Этот центр через Интернет нашел мой отец, к которому я обратился за помощью. Два с половиной месяца подготовки — и я здесь. Каждую неделю я ездил из Тюмени в Екатеринбург на подготовительные беседы, где мне объясняли все, начиная от правил, которых здесь нужно придерживаться, и заканчивая духовными беседами о том, чем человек живет и чего он хочет.

Раньше я считал себя человеком воцерковленным. Но по ходу реабилитации понял, что абсолютно не был воцерковлен. Знал лишь внешнюю сторону веры: когда нужно поститься, как к иконе приложиться... Внутренняя, духовная сторона оставалась для меня неизвестной, потому что я и не стремился к этому знанию. И только сейчас я имею желание узнавать о своей вере все больше и больше. Но и теперь не могу сказать, что я воцерковился.

Очень мало таких мест, где не самом деле человек мог бы уделить время себе, оторвавшись от мирской суеты, и просто задуматься над собой: кто я, что я, чего я хочу, к чему стремлюсь. Конечно, чем больше я узнаю, тем больше возникает вопросов. Но я уже определился: да, я хочу так жить, этот образ жизни с Богом меня устраивает.

До того, как попал сюда, я пробовал лечиться в протестантском центре, поэтому есть с чем сравнить. Пробыв здесь буквально пару недель, я понял, что не уеду отсюда, пока не реабилитируюсь, пока меня не отпустят, пока мне не скажут, что я готов выйти в город, вернуться к своей семье. У меня есть жена, сыну три года. Жизнь я хочу посвятить им, их привести к Богу. Этот путь и тернист, и труден, но надо пройти его рука об руку.

Алексей, 31 год, г. Сергиев Посад, в центре 6 месяцев.
Пути Господни неисповедимы. Для того, чтобы исцелиться, я приехал в монастырь, но это не стало панацеей от болезни. Можно ходить на службы, можно соблюдать всю внешнюю сторону жизни, но нужно иметь что-то внутри, чтобы делать это искренне. Вся внешняя шелуха отлетит буквально через месяц. Достаточно долго я прожил в монастыре в Далматово, но ожидаемого толка от этого не было. И батюшка, иеромонах Иосиф, посоветовал мне поехать в этот центр.

В прошлой жизни я был коммерсантом, директором магазина. Дважды разведен. Дочери 10 лет. Все потерял из-за наркотиков... И в духовном смысле, и в материальном. Наркотики — удовольствие недешевое. И деньги нужны очень большие, чтобы при этом еще и одеваться, и ходить в клубы, и так далее. В результате прогуливаешь абсолютно все. Когда делаешь первый шаг, главное понять, что обратно не будет дороги. Все начиналось с сигарет. Не надо думать, что я покурю чуток — да и ладно! Спросите наркомана, какой наркотик страшней — сигарета или героин? Он скажет: героин. На самом деле, сигарета. Просто по логике вещей к сигарете мы привыкаем и даже не замечаем этого. И надо сказать себе: нет, нет — во всем.

Нет смысла менять одну страсть на другую, надо менять себя полностью. А на гордыне далеко не уедешь, сколько ни пытайся, заполнить душу может только вера. Реабилитация — это изменение. Это образ жизни. Мне было тяжело решиться на первый шаг в этом направлении. Но я решился, и, Господь даст, никогда не пожалею об этом.

Антон, 25 лет, г. Екатеринбург, в центре 9 месяцев.
Центр — это то место, которое дает правильное представление о Православии. Дает азы жизни. Здесь задается правильный вектор, правильное понимание того, что есть для нас Православие, что есть для нас Господь Иисус Христос.

Корень проблемы — не в наркотиках, не в физической зависимости, а в духовном состоянии человека. Не мне судить, но, по-моему, это от отсутствия жизненных принципов, ради которых стоит жить, от неумения нормально общаться с другими людьми. Не со всеми бы ребятами, которых встретил здесь, я стал бы общаться в своей прошлой жизни. Не все были бы мне приятны. Здесь научают жить почеловечески, относиться друг к другу с большим пониманием, с большим уважением. И начинаешь ценить другого больше, чем самого себя. Жертвовать чем-то.

В школах не дают понимания того, для чего стоит человеку жить — решай сам, для чего стоит. Из современной пропаганды следует, что семья — это не актуально, по телевидению создаются идеалы-кумиры, которые сходятся, расходятся, заключают однополые браки и тому подобное. Нет твердого стержня, который мог бы удержать людей на правильной стезе. Люди живут только для себя. Я, например, считал, что рожден для того, чтобы провести жизнь в свое удовольствие. А родители — они сами справятся, зачем я буду им помогать! Стыдно сейчас об этом говорить. Родители — самые дорогие, самые близкие люди, которые дали тебе жизнь. И заповедь есть: почитай отца и матерь твою.

Думаю, что по молитвам родителей Господь и сподобил меня попасть сюда. Они у меня даже некрещеные, но я знаю, что мама молилась обо мне, как могла, как умела. Просила Господа, чтобы Он помог мне оставить эту пагубную привычку. Я и сам молился от безысходности: «Господи, сделай так, чтобы мне завязать с этим». Просто все уже было невыносимо. Эта страсть настолько отяготила.... Все делаешь для того, чтобы ее удовлетворить, а в результате лишь постоянная жажда, а насыщения как такового нет.

Я рад, очень рад, что оказался здесь. Те изменения духовного состояния, которые происходят, помогают прийти к нормальному образу жизни. Мое прежнее представление о Православии было связано с некоторым магизмом: прийти в храм, свечку поставить — и все у тебя будет хорошо. А Православие, как я сейчас представляю — это просто сама жизнь. Это правила, которые помогают оставаться человеком, просто сохранять человеческий облик.

P. S.: Слушая эти искренние повествования, невольно вспомнишь слова Спасителя: «...и в Израиле не нашел Я такой веры». И задумаешься о чудесах Божьего Промысла. Страсть должна была погубить этих людей. Но вмешался Тот, Кто пришел спасти не праведников, но грешников, и все обратил во благо.

«Бога нельзя использовать, как одно из средств решения своих проблем. Нельзя идти к Богу, чтобы излечиться от наркотиков. Можно, придя к вере и к жизни в Боге, исцелиться от этой страсти. Бог — это цель, а не средство», — вот один из основных принципов работы реабилитационного центра. За десять лет он изменил судьбы сотен людей, стал основой их жизни, дорогой к спасению.

 

•В других номерах:•

№11 (88) / 12 •ноября• ‘09

Милосердие

Бомж... Сам виноват?

Полина Митрофанова

«Тот, кто берет, принимает радость человеческую. Тот, кто дает, приемлет Божественную радость. Мы приемлем Божественную радость даянием». Старец Паисий Святогорец

№5 (82) / 15 •мая• ‘09

Милосердие

Мы боимся слова «милосердие»

Олег Васюнин

Сегодня мы беседуем с Ларисой Николаевной Худяковой, учителем средней школы №165 Кировского района, руководителем волонтерского отряда «Истоки».

 
Милосердие

Богадельня

Полина Митрофанова

Никто не может исправить своих дел, не любя ближнего и не заботясь о его спасении. Собственная польза каждого соединена с пользой ближнего.

 
Встреча с батюшкой

«Необходимое условие для нормальной жизни в сегодняшнем мире – это трезвость»

Олег Васюнин

Во все времена на Руси заключенных называли несчастненькими. 

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс