Журнал «Православный вестник»

•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

Главная → Статьи → Скажи мне, Господи, путь. Записки русского паломника о болгарском монастыре

Скажи мне, Господи, путь. Записки русского паломника о болгарском монастыре

Сейчас я нисколько не сомневаюсь, что в Болгарию нас привел Господь — это ни с чем не сравнимое чувство уверенности в неслучайности события.

С детства я листала у бабушки подшивку советских журналов «Вокруг света», и путешествия в другие страны были моей мечтой. В школе я с упоением учила английский язык — у нас были преподаватели с прекрасным произношением и отличный лингафонный кабинет с наушниками. А ближе к старшим классам нашей классной руководительницей стала молодая учительница, которая много путешествовала по миру. Её рассказы об этих поездках потрясали воображение школьников 1980-х годов, а меня вдохновили на углублённое изучение языка.

Когда я оканчивала школу, в стране началась перестройка. Из института я ушла, желая зарабатывать деньги для осуществления давней своей мечты, тем более — главным событием того времени было открытие границ. И первой страной, где я побывала, стала Греция. Когда приземлялся самолёт, сердце замирало от вида красных черепичных крыш под ярким солнцем. Мы ездили по Афинам, Салоникам и другим городам, так что спокойная, красивая Греция в период наших мятежных 90-х стала хорошим лекарством. Архитектура, узкие улочки, неспешные, улыбчивые жители, мойка витрин с пеной по утрам, затенённые терраски, на которых в жаркий полдень отдыхают греки. Гостиница в Афинах была рядом с поликлиникой, и увитая лозой терраса, где доктора в белых халатах проводят время за чашкой кофе, до сих пор стоит перед глазами.

Это были впечатления, которые разделили мою жизнь на «до» и «после». Европа во всех её внешних проявлениях, начиная с архитектуры, климата, заканчивая здоровой атмосферой человеческих отношений, перешла из разряда мечты в конкретную цель. Была, конечно, слабая надежда, что скоро закончится хаос в нашей стране, и мы тоже сможем жить хотя бы в меньшей концентрации стрессов и тревожных новостей. Но вот дочка пошла в школу, и о переезде речи быть уже не могло. Оставались радости недолгих поездок в другие страны, после возвращения из которых мы практически впадали в депрессию — так велик был контраст с Россией тех лет.

Вот именно благодаря этим депрессиям я и начала ходить в церковь. Многое было совершенно непонятно, пугало. Сначала старалась приходить в то время, когда не было службы, дёргающих тебя бабушек и массы отвлекающих моментов. Просто садилась на лавочку в дальнем уголке храма и приходила в себя. Я тогда поняла, что Господь действительно может утешать, причем как-то необъяснимо. Вроде ничего не менялось в мыслях, но чувство жизни становилось каким-то другим. До меня дошло, что в хаосе 90-х Церковь — это единственное место, где ничего не меняется «от века». Что есть что-то не только стабильное, но и настоящее, чем можно жить уже сейчас, независимо от времён и событий.

Первыми книгами, которые я прочла, были сочинения митрополита Антония Сурожского, избранные «зёрна» из писаний святых. А когда впервые открыла Библию, притчи Соломоновы, была поражена. Я представляла себе Библию совершенно иначе, более упрощённо, как свод правил «что такое хорошо, и что такое плохо». Но глубины мудрости, которые я обнаружила, превзошли все ожидания! Постепенно я стала понимать, что источник радости открывается через дух Божественных писаний. И что можно, не выезжая никуда, находиться в гармонии с собой и окружающим миром. Мечты о путешествиях остались со мной, но я успокоилась, почувствовала, что Господь приготовил для нас что-то совершенно замечательное.

И вот прошло время, дочка вышла замуж, а мы с супругом поехали к знакомым в гости в Болгарию. Когда приземлялись над красными черепичными крышами, было дежавю — как двадцать лет назад! В течение всего отпуска — одно сплошное удивление, насколько всё смешано в Болгарии: и славянское, и греческое, и даже турецкое. В архитектуре храмов и монастырей мы увидели много схожего с греческой традицией. Города, построенные в период социализма, напоминали нашу советскую картину градостроения. А старинные городки, в которых сохранились болгарские традиции, демонстрировали совершенную самобытность.

Болгары оказались людьми простыми, улыбчивыми, бегущими на помощь по первому зову. В магазинах и кафе были забавные уточнения, когда они говорили «нет» с кивком, выражающим у нас согласие. Мы переспрашивали: «Да-да или да-нет?» — и смеялись вместе с ними. На улицах было спокойно и днем, и ночью, образ жизни привлекал неспешностью и размеренностью даже в больших городах. Цены мы увидели такие, что просто не верилось: несколько раз переспрашивали наших знакомых, правильно ли мы перевели стоимость с левов на рубли, и даже сохраняли чеки, чтобы показать родным по возвращении на родину. Ну, а когда нам предложили дом по цене нескольких квадратных метров жилья в Москве, мы сразу же его купили, не сомневаясь ни минуты.

Болгары до сих пор благодарят русских за освобождение от турок. Каждый год в памятные даты здесь проходят праздники. В один из таких дней к нам подошёл болгарин с детской коляской, спросил, русские ли мы. И очень сердечно, с чувством, как будто это было вчера, поблагодарил нашу страну за освобождение. Мы даже прослезились. Они считают нас своими «братушками», родными славянами. Очень радуются, что всё больше русских переезжают в Болгарию, и даже в детских садиках преподают русский язык. Они всеми силами хотят сохранить наши прежние отношения и растят детей и внуков, объясняя им наши исторические связи и общие славянские корни.

Когда мы объехали монастыри и храмы, поняли, что это благословение. Господь давал время для понимания, что всё дело в настоящем источнике радости — в Нём, а не в перемене места жительства. Куда бы мы ни отправились, мы везде с собой берем себя. Об этом ещё святые отцы говорили. Вечно всем недовольные и здесь становятся недовольными после спада первоначальной эйфории от моря, солнца и доброжелательной обстановки. Если бы мы переехали в то время, когда ещё ничего не знали о Нём, не воцерковились, то, скорее всего, остыли бы и пропали в этом внешнем комфорте. А Его мудрым попечением переезд стал нормальным, спокойным решением, а не бегством от проблем. Так вот мудро, не ломая нашей внутренней природы, ведёт Господь. Слава Богу за всё!

Моя мечта о путешествиях обернулась созданием паломнической службы. Я поняла, в чём смысл путешествий. Поездки по святым местам помогают быть ближе к Богу, умиротворяют душу, напоминают, как много было в истории настоящих подвижников. Самое большое желание — чтобы как можно больше людей открыли для себя веру, почувствовали эту основу жизни. Поэтому мы старались построить маршруты так, чтобы люди могли, не спеша, побывать в святых местах, помолиться, подышать нашим горним отечеством. Очень важно, чтобы и бабушки, и немощные по здоровью вернулись не выжатыми от бесконечных переездов, где все впечатления сливаются в калейдоскоп, а наполненными новыми силами и с внутренними ответами от Господа. Такое, конечно, должно быть без суеты.

Прошлой зимой мы решили поехать в Россию на нашей болгарской машине. Через три месяца по таможенным правилам нам нужно было возвращаться на ней обратно. А весной уже был разгар украинских событий, и ехать нам пришлось через Европу. Как всё устраивает Господь! Мы въезжали в Болгарию со стороны Софии, а именно в этом регионе сосредоточены самые известные монастыри. Решили, что будем останавливаться в них, знакомиться с настоятелями, узнавать подробности для размещения паломников. На Вербное воскресенье мы были в великолепном Рильском монастыре, потом ночевали в Бачковском, созданном для уединения и молитвы. Поднимались в густом тумане, когда уже стемнело, по крутому серпантину в Сокольский монастырь, ночевали в традиционном домике в горах. Мы были потрясены невероятным горным воздухом. Слышали о нём много, но наяву он оказался неописуемо хорош!

Потом мы поехали по намеченному маршруту в Поморие, в монастырь святого Георгия. Шла вторая неделя нашего путешествия и переезда, мы устали и спросили о возможности ночёвки. Нас встретил управитель, как это у них называется, с интересным именем Пламен, в крещении Серафим. Нас разместили, и мы пошли на вечернюю службу. Там мы и увидели игумена Йеротея — молодого, со звучным голосом и волевым профилем. Старинный храм, чудотворная икона святого Георгия, целебный источник, тихий двор... Как-то сразу почувствовалось успокоение, усталость долгого пути прошла. Мы решили побыть здесь дня три как минимум. После службы к нам подошел игумен с сияющими, искрящимися юмором глазами и сказал, что машину можно поставить на парковке на территории монастыря, что ворота закроют, а калитка открыта всю ночь для паломников и странников. «Можете гулять, сколько хотите», — сказал он дружелюбно, чем нас немало удивил. А когда мы пошли гулять, то поразились полноте жизни в городе. Шли праздничные дни, на площадях танцевали традиционный танец «хоро», звучали болгарские фольклорные песни.

После воскресной Литургии мы познакомились поближе с управителем Пламеном и игуменом Йеротеем. Это был уже третий день нашего пребывания в монастыре, и мы успели прочувствовать его необычную благодатную обстановку. Умилялись болгарской традиции: женщины, которые встречались в храме после службы, брали друг друга за руки и в рукопожатии поочерёдно целовали друг другу руки. Познакомились с трудниками и насельниками обители, погрузились в атмосферу улыбок и дружелюбия. Даже монастырские кошки залезали к нам на колени по трое, стоило только вечером присесть на лавочке, а остальные ложились вокруг нас и довольно урчали. Был апрель, вокруг всё цвело. По вечерам мы подолгу гуляли по берегу моря. В общем, сердце наше было отдано этой обители.

Мы настроились в ближайшее время приехать и помочь во славу Божию с работой по монастырю. Так как мой супруг — профессиональный реставратор, было, куда приложить его опыт и знания. В сентябре нам предложили остаться, мы перевезли из дома вещи, и уже через три дня жили в монастыре.

Жизнь сразу закружила внутренними событиями! Нашего дорогого игумена посвящали в епископы, мы ездили в Сливен и помогали готовить храм к этому торжеству: мыли люстры, чистили всё вместе с другими монастырскими жителями.

В одно из воскресений, после Литургии, епископ Йеротей собрал прихожан на чаепитие, совмещённое с духовной беседой и чтением Евангелия. Если в России это давно практикуется, то для болгар это было в новинку. На чаепитии мы поняли, что монастырская жизнь выходит на новый виток: епископу предложили создать церковный хор, проводить паломнические поездки. Он благословил, и вот моя паломническая работа обрела новые очертания. Всегда поразительно, насколько в Господе каждый день нов и неповторим, и опять чувство — всё только начинается...

Разговор с владыкой Йеротеем

Владыка, сколько монахов и послушников живет в монастыре святого Георгия, сколько у вас постоянных прихожан?

Монахов в болгарских монастырях немного. В монастыре святого Георгия всего четыре монаха и несколько послушников. Постоянные прихожане есть, но их тоже мало, как и молодежи. В монастырский храм люди ходят не каждое воскресенье, зато на праздники он обязательно заполняется.

Людей в обители не хватает, поэтому каждый монах и послушник — универсальный боец. Раньше мы сами пекли просфоры, лили свечи из воска, держали коров, но сейчас отошли от этого — стараемся уделять внимание виноградникам и много работаем в саду. Летом встречаем многочисленных туристов и паломников, для которых, кстати, открыли музей истории монастыря. И, конечно же, ежедневно совершаем молитвы и таинства.

Монастырь с двухвековой историей сегодня привлекает толпы туристов, которые свободно бродят по монастырю в пляжном виде, шортах и топиках. Как братия относится к этому?

Учитывая расположение монастыря в курортном городе, в ста метрах от моря, и большое количество туристов в летний сезон, такое явление, как пляжная одежда, неизбежно. На входе висит объявление со знаками, запрещающими слишком открытую одежду, но это не помогает, и, конечно, братии приходится с этим мириться. Туристов к нам привозят большими автобусами — испанцев, немцев, итальянцев, а юбки не в их традиции. Зато когда приезжают паломники, они одеты соответственно, особенно если это паломники из России. Болгарские священники и монахи очень радуются, что у вас в стране происходит такой подъём в паломническом движении и в возрождении Православия.

В монастыре Георгия Победоносца сейчас создается русская община и воскресная школа. Неужели так много русских прихожан в городе, что они нуждаются в особом внимании?

Да, русских в Помории действительно много, но они разрозненны и зачастую испытывают трудности с адаптацией. Верующих из них процент не очень большой. Это привело к мысли создать русскую общину. Сейчас она на стадии зарождения, но, судя по тому, что Господь посылает интересных людей, на это есть Его благословение. Скоро к нам должен переехать на постоянное место жительства мужчина с богословским миссионерским образованием, планируется, что он будет вести воскресную школу. Есть возможность учиться петь в церковном хоре, регент которого — наполовину русская девушка, с рождения живущая в Помории. Мы видим, что многие русские, живущие здесь круглый год, очень рады этой инициативе и готовы к ней присоединяться.

Расскажите поподробнее о проекте строительства детского православного лагеря на территории монастыря.

Наш монастырь уже 6 лет принимает больных детей из Белоруссии, которые живут в детском лагере наряду со здоровыми ребятами. Каждое утро у них начинается с молитвы, потом дети завтракают, идут на пляж или играют на участке рядом с монастырём. Мы возим их на экскурсии в Несебр, Созополь и другие интересные места. По воскресеньям дети обязательно причащаются. А каждый год к концу смены мы проводим прощальный концерт. Среди детей всегда есть инвалиды-колясочники, но и они в полной мере участвуют в наших мероприятиях, не испытывая никакого дискомфорта. Ребята живут в лагере не каждый сам по себе, а как единое целое.

Были во время детских смен интересные эпизоды, которые мы до сих пор вспоминаем с нежностью. Например, однажды одна девочка без разрешения вышла за ограду монастыря, и её в качестве наказания не взяли на море. Мы видели, как она целый день грустно бродила по территории, но при этом на её лице не было видно обиды, насупленного выражения или затаённой детской злости. Очевидно, что она приняла наказание, всё осознала, и для нас, монахов, это был настоящий пример смирения!

А как-то ребята самоорганизовались и купили детские леечки. Туристов, автобусами приезжающих на экскурсии в монастырь, приводило в восторг, как детишки с разноцветными лейками ходят по саду и поливают цветы и плодовые деревья. Это действительно было очень трогательно!

Сегодня, имея значительный опыт работы с детьми, мы пришли к мысли построить на участке земли за монастырём большой детский лагерь с самостоятельной территорией. Все мы молимся о единстве христиан в мире, поэтому хочется, чтобы огромная территория, на которой расположился монастырь, послужила и социально важному делу. Помимо ежедневного купания в море, конкурсов, спортивных состязаний, походов с палатками и общения у костра, планируется, что дети будут учиться традиционным ремёслам и рукоделию. Мы связываемся с русскими, живущими в Болгарии, и приглашаем их на волонтерское преподавание ремёсел, рукоделия, рисования, лепки, вышивания и гончарного дела.

На территории лагеря будет свой храм?

Да, и мы рассчитываем, что в нём можно будет проводить службы во время ремонта основного монастырского храма. Он нуждается в замене крыши, реставрации, укреплении стен и смене покрова. Работы в нём займут несколько месяцев, так что храм при лагере позволит нам продолжить литургическую жизнь, без которой существование монастыря немыслимо.

Недавно мы создали русскоязычный сайт нашей обители, на котором обращаемся к православным благодетелям, бизнесменам и меценатам с просьбой об участии в этом благотворительном проекте. А также приглашаем волонтёров, которыми могут стать архитекторы, люди строительных специальностей и все желающие помочь посильным трудом. Учитывая, что монастырь богат святынями, здесь есть чудотворная икона великомученика Георгия и целебный источник, это может порадовать многих паломников, родителей с детьми и организаторов детских смен. Это замечательная возможность объединиться для духовного развития и общения друг с другом на благодатной ниве. Ведь любой талант нужно обязательно принести Тому, Кто его дал. Благодарность — самое плодотворное чувство!

•05 •октября• 2015•

2014

2015

2016

•Январь• •Февраль• •Март• •Апрель• •Май• •Июнь• •Июль• •Август• •Сентябрь• •Октябрь• •Ноябрь• •Декабрь•

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»