•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
Сегодня у нас в гостях - священник Димитрий Ощепков, руководитель Катехизаторского отдела Екатеринбургской епархии.
Слово «катехео» в переводе с греческого - наставляю, научаю. И цель катехизации - это научение человека основам христианской веры, введение его в таинственный мир веры. И в конечном итоге - рождение христианина, достижение глубокого воцерковления человека.
Катехизация заложена в природу Церкви, первым катехизатором был сам Господь Иисус Христос. Он научал своих учеников-апостолов, передавал им знания. Потом эти ученики разнесли знание по всей вселенной. С расширением церкви возникла необходимость в подготовке людей приходящих в Церковь, курс оглашения был долгим и длился до трех лет, а в некоторые времена и до 10 лет. Подготовку вели как отдельные катехизаторы, так и целые огласительные школы, расцвет которых пришелся на II-IV века. Среди катехизаторов было много людей, которые впоследствии были прославлены Церковью.
Когда Римская империя стала христианской, катехизация переместилась в быт. Люди стали получать христианское воспитание в семье, и огласительные школы потеряли свою актуальность. В последующие века люди оглашались, вводились в мир христианской веры в основном через повседневную жизнь.
У нас в России, к сожалению, практически никогда не было катехизации, только может быть на первоначальном этапе, но в последующем специальной школы, которая бы научала людей и готовила их к крещению, не было. Об этом осталось множество свидетельств современников - и святителей, и светских писателей. Хорошо известно высказывание русского писателя Н.С. Лескова:
«Русь крещена, но не просвещена». Зачастую жизнь христианина останавливалась на внешних формах. Глубокое знание основ веры, опытное переживание Таинств было свойственно только немногим членам Церкви.
И до недавнего времени ситуация оставалась практически такой же. Можно считать, что оглашения крещаемых не было. Перед крещением проводилась одна, редко две-три беседы. Эта практика не оправдала себя, она не давала серьезных положительных результатов, а позволяла только слегка познакомить человека с Церковью. Ясно, что за три беседы невозможно по-настоящему привести человека к Богу, научить его исповедоваться, причащаться, научить его основам христианской жизни.
А в результате мы теряем людей. Население страны - 150 миллионов, а в Пасху на службе миллиона не набирается. Это просто катастрофа! Это значит, что мы плохо работаем, как говорит наш Владыка, если даже на Пасху люди не приходят и не причащаются.
Взять Екатеринбург. Из полутора миллионов населения, если считать, что хотя бы половина православные, получается 700-750 тысяч. Значит, эти 700 тысяч должны прийти в воскресенье на Литургию. А их нет. Значит это ложь, никакие они не христиане. А мир ведь очень религиозен. Если мы сейчас не сможем стать христианским обществом, то другие религии просто сокрушат нас, сокрушат нацию. А другая религия - это другое мировоззрение, другое законодательство, другое отношение к жизни. И мы потеряем свою идентичность. Ситуация очень серьезная!
Настраивание процесса катехизации - это одна из важных мер по нормализации этой ситуации. В настоящее время мы пытаемся как бы вернуться во времена раннего христианства, т.е. вернуть катехизацию обратно в Церковь в форме огласительных курсов перед крещением. В нашей епархии решением общего собрания духовенства установлен трехмесячный обязательный период подготовки ко крещению. Утверждена программа подготовки мирян ко крещению, разработанная Катехизаторским и Миссионерским отделами епархии.
При разработке программы использовался соборный опыт. Мы проанализировали, что делается в этом направлении в Патриархии, что происходит в других епархиях. Соборно решали, что подойдет, что нет. Потом уже, при проведении оглашения, отрабатывались практические моменты. Собирали статистику, анализировали, удается ли нам оставить людей в храме или нет. В результате получилась программа, состоящая из 12 бесед. В эту программу вошли знания, которые жизненно необходимы православному христианину.
Вся жизнь христианина строится на трех основах - догматика, нравственность и аскетика. Он должен обладать знаниями Откровения и Истины, знать Евангелие, иметь знания о Боге и о человеке, принять для себя некий нравственный кодекс жизни, поведения. Он должен научиться всему этому. Соответствующие разделы православного учения представлены в программе катехизаторских бесед. Немало внимания уделяется практическим аспектам духовной жизни, таким как - молитвенное правило, пост, борьба со страстями.
В беседах раскрывается смысл творения, призвание человека, нравственный путь жизни, смысл христианской жизни. Все это - необходимые знания, потому что большинство наших современников не обладает знаниями о Боге, опытом мистического переживания духовного мира. Поэтому такие фундаментальные понятия - Бог, человек, жизнь, смерть - требуют разъяснения. Даже больше, они требуют передачи пусть малого, но всё-таки опыта христианской жизни.
Основой научения служит Священное Писание и Предание, творения святых отцов и комментарии современных богословов. Очень важно, что в течение этих бесед мы пытаемся привить людям навыки чтения Священного Писания. Даем первоначальные знания о молитве, стараемся научить их основам духовной жизни.
Очень важна форма, в которой проводятся занятия. Они не должны стать формальностью, должны проводиться не «для галочки». В храме Вознесения Господня мы стремимся проводить эти беседы не по жесткому шаблону, стараемся создать атмосферу взаимного доверия. При занятиях со взрослыми, зрелыми людьми, которые уже готовы к восприятию Слова Божия, опорой является Священное Писание. А молодежь еще надо заинтересовать, поэтому при работе с ними мы стремимся учитывать молодежные интересы, например, использовать фильмы, современное творчество, примеры из жизни, через них пытаемся свидетельствовать об Истине.
Не обходится без сложностей. Даже встреча двух людей, которых только что познакомили, не всегда ровно происходит. Построение личных отношений между двумя людьми - дело очень сложное. А здесь люди встречаются с такой Личностью, как Бог. Здесь все еще сложнее. Поэтому основное правило - мягко убеждать, не навязывая и не пугая людей. Результатом катехизации становится крещение. Священник берет на себя ответственность перед Богом за того, кого допускает к купели. Поэтому он должен подготовить человека: недопустимо относиться к таинствам просто как к благочестивым традициям.
Крещению предшествует исповедь, как плод покаянных трудов, возникших в процессе оглашения. При этом человек должен не только исповедоваться в своих грехах, но и выразить желание изменить свою жизнь, например, зарегистрировать брак, если живет в так называемом «гражданском» браке. У нас, например, за первый год проведения катехизаторских курсов восемь пар зарегистрировались и повенчались.
Беда нас, священников, иногда в том, что мы боимся, что слова нашей проповеди (в том числе о браке) не принесут должного эффекта. А здесь не надо решать за Бога. Наша задача говорить об этом, а Господь людей меняет так, что они после этого регистрируются, венчаются. И бывает очень радостно видеть серьезное отношение людей к словам Церкви.
Не все слушатели на катехизаторских курсах являются оглашенными. Наоборот, основная масса людей на беседах - это люди крещенные, но мало знающие о вере. Мы «ловим» их на исповеди в храме. Иногда люди подходят со своими вопросами, мы их пытаемся привлечь к участию в наших беседах. Приходят люди, которые собираются крестить детей.
В Катехизаторском отделе уже собрана некоторая статистика по проведению огласительных бесед в епархии. По данным последних лет, в храме остается около 20% людей, пришедших изначально на катехизаторские курсы. 80% людей уходит. Из них больше половины проходят более шести бесед, меньше половины проходят две-три беседы. Ничего здесь не сделаешь, нельзя гнаться за количеством, нужно качество. С другой стороны, новый порядок катехизации действует в храме Вознесения всего три года, в епархии - вообще только первый год. Пока что через эти курсы прошло около 2000 человек, это пока не показательно. Результаты увидим лет через пять.
Одной из перспективных задач катехизации является переход к активной работе на предприятиях и в организациях. Епархия давно ведет работу с воинскими частями, с пожарниками, с милицией, но эта деятельность не всегда приносит ожидаемый результат. Люди не испытывают нужды во Христе, в Его проповеди, и заинтересовать их этой проповедью может какая-то очень одаренная харизматическая личность. Такая, как апостол Павел или апостол Петр.
Учитывая, что у нас таких харизматических личностей нет, нужно сосредоточиться на тех людях, которые заинтересованы во Христе, которые сами приходят в храм в поисках Бога. Когда с их помощью мы создадим в обществе людей, которые будут говорить про себя, что они не просто крещеные, что они христиане, тогда можно будет уже приходить на предприятия, воинские части и т.д. Когда на предприятии будет группа христиан, они смогут, например, просить о проведении беседы в этом учреждении. Тогда мы будем нужны. Поэтому катехизация должна присутствовать и в школе, и в садике и воинской части, если там есть христиане. Может быть, будут появляться заводские храмы, как это было до революции, но это опять же, если основная масса населения будет христианами.
Из сказанного выше ясно, что проблем много. И задача нашего отдела - помощь приходам в организации этой деятельности, популяризация катехизации. Мы ездим по епархии, проводим беседы, делимся опытом, распространяем методическую литературу, приглашаем к себе ставленников для прохождения практики. Общаемся с другими опытными катехизаторами как в нашей епархии, так и за ее пределами. У нас есть очень хорошие священники, которые обладают богатым опытом катехизации. Плоды их деятельности видны - это хорошие приходы, хорошие христиане, которые не просто по верхушкам знают свою веру, а которые могут исповедовать ее, служить примером.
Нужно, чтобы таких христиан становилось все больше - не пассивных прихожан, а активных членов христианской общины, которые могли бы не только участвовать в богослужении, но и служить Церкви в мире, свидетельствовать о Христе и приводить за собой других людей. Нам незачем стесняться проповеди - мы не свое проповедуем, нам есть к кому людей приводить - к Христу, к Его Церкви и Его Чаше, главному Таинству Православия. Молчать об этом мы не можем и не должны.
Подготовил Олег Васюнин
•27 •сентября• 2010•
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.