Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

Главная → Статьи → О Божием Промысле, музыке и любви к ближним

О Божием Промысле, музыке и любви к ближним

Когда талантливые люди оказываются еще и открытыми, искренними собеседниками - это всегда подарок и для журналиста, и для читателей. Статья, которую мы предлагаем вашему вниманию, родилась благодаря встрече нашего корреспондента с прихожанами Крестовоздвиженского мужского монастыря - Натальей Сергеевной Петровой и ее сыном Алексеем.

Родные корни

В годы коллективизации деда раскулачили просто потому, что он не пошел в колхоз. В акте о раскулачивании, который мне удалось найти, записаны даже вилки, ложки и ножи. Со слов бабушки (она дожила до 90 лет, была глубоко верующим человеком), знаю, что забрали все, осталась только большая кадушка с квашеной капустой. Когда добрались до этой кадушки, бабушка схватила топор, встала около нее и говорит: «Кто сделает хоть шаг, зарублю, мне терять нечего». Они развернулись и ушли.

И потом бабушка на себе тянула детей и мужа, который сломался, потерял интерес к жизни. И только благодаря этой хрупкой, маленькой женщине вся семья осталась в живых во время голода. Бабушка была искусной поварихой, работала на хуторе, она никогда не смотрела в рецепты, а готовила по наитию. То, что на хуторе не доедали, она приносила домой и этим выкармливала семью.

В деревне, где мы жили, был большой, красивый храм Архангела Михаила. Когда активисты полезли скидывать с купола крест, один из безбожников упал и разбился, а больше никто не дерзнул. Ну, а если есть крест на куполе, значит, храм закрывать нельзя. Так он и уцелел.

В наш храм по большим праздникам стягивались люди со всей густонаселенной округи. И меня бабушка всегда водила в храм, я там выросла. Правда, в пионерско-комсомольском возрасте ходить туда перестала, но когда в моей жизни наступил драматический момент, в первую очередь я вспомнила о храме.

...Меня назвали Натальей в честь бабушки по отцовской линии, Натальи Федоровны. Я никогда ее не видела и знаю о ней от отца. У нее было прозвище - птичка райская, она прекрасно пела. При этом бабушка была очень мужественным человеком: у нее был перебит позвоночник, она не могла ходить. Но один кузнец из уважения к ней, из любви к ее голосу сковал железный корсет, в котором она могла хотя бы медленно передвигаться.

Она погибла во время войны под бомбежкой - не успела покинуть дом. Мой будущий отец, вернувшись с фронта, увидел яму на месте своего дома. Сам не зная как, он оказался на вокзале, сел на поезд и поехал, куда глаза глядят. Очнулся, когда окликнул однополчанин - он и позвал отца в нашу деревню. Рассказал, что женился там, сказал и про соседку, «неплохую на лицо, но хромоножку». Это была моя будущая мама.

Отец был орел, на него пришли смотреть чуть ли не все девушки деревни. А он говорит: «Девки, приходите на свадьбу, я выбрал Дуську». И они с мамой прожили вместе 50 лет.

Всю жизнь отец был невоцерковленный. Никогда не молился, маму ругал: «Ты чего так долго молишься, какой дурак молится по полчаса?». Но в конце жизни сам стал молиться. В одной из молитв Николаю Чудотворцу есть слова: «Моли обо мне, окаянном». Когда доходил до этих слов, плакал: «Про меня это написано, это я окаянный». Все осознал в своей жизни, и по молитвам Богородицы сподобился христианской кончины. Пособоровался, причастился. И ровно на сороковой день после соборования умер - на рассвете, на коленях, с молитвой на устах. Мама к нему обращалась, а он ей отвечал: «Я молюсь», - а потом только рука опустилась, и отошел в мир иной.

Театр как часть жизни

После школы я окончила Харьковский техникум молочной промышленности и по распределению попала на завод в Липецкую область. Участвовала в самодеятельности, поехала в область на выступление - и меня пригласили работать во дворец культуры массовиком-затейником. Оттуда попала в культпросветучилище в Твери, училась пению. Там же встретила своего мужа Виталия, там мы и поженились. После музыкального училища Виталий поехал поступать в Воронежский институт искусств. В Воронеже у нас родилась Любаша. Муж убедил меня оставить пение, сказав, что двух вокалистов для семьи много. И я оставила, хотя и очень любила петь. Потом мужа пригласили в Свердловский оперный театр. А я какое-то время заведовала музеем, а потом меня пригласили в гримерный цех театра, причем, на самый ответственный участок - работать с солистками оперы.

Месяца через два мне пришлось самостоятельно делать грим графини из «Пиковой дамы». Чтобы потренироваться, я взяла домой парик, накладные брови и нос, которые входили в грим. Ночью села перед зеркалом, наклеила себе нос, брови, надела лысый парик, нарисовала на лице всякие борозды. Сижу, разглядываю себя. Вдруг открывается дверь и заходит 4-летняя дочь Люба. Я повернула к ней голову и медовым голосом: «Любочка, не бойся, это я, мама твоя». А она, всхлипывая: «Мамочка! Я думала это Баба Яга!». Значит, грим получился.

...Театр присутствует во всей жизни нашей семьи. Это сложный конгломерат, суровый и жесткий. Жить там сложно, чаще приходится выживать. Это удается только с Божией помощью.

«Без них меня бы не было в живых»

Я очень богатый человек: Бог послал мне замечательных детей - Любу и Алешу.

У дочери с детства была мощная потребность в пении. Мы покупали книжки с детскими песнями, разучивали их в большом количестве. После школы Люба окончила Московскую консерваторию и аспирантуру. Случайно попала на прослушивание для стажировки в Метрополитен-опера, и ее взяли! Она позвонила мне сообщить об этом, а я так расстроилась! И зачем ей эта Америка?! Люба такая хрупкая! А это другой конец земного шара, я ее под крылом уже не смогу спрятать. Я побежала в храм. Батюшка расспросил меня, как Люба попала на прослушивание, желала ли этого. И успокоил: значит, все получилось по Промыслу Божиему.

Любаша снялась в английском фильме «Волшебная флейта» (режиссер - известный английский актер Кеннет Брана - прим. автора). Все опять получилось промыслительно. В Метрополитен-опера Люба пела «Бал-маскарад». И ее пригласили попробоваться на роль Царицы ночи. Она не хотела петь эту партию, но все-таки поехала на прослушивание. Ее багаж по ошибке отправили по другому адресу, и она предстала перед режиссером в совершенно «разобранном», дорожном виде - в рваных джинсах, с двумя косичками, в очочках. Увидев ее, Кеннет Брана сказал: «Наконец-то я вижу живое лицо!». Эта роль словно дожидалась Любу. Режиссер прослушал 200 претенденток на роль Царицы ночи, прежде чем нашел исполнительницу этой партии. Сейчас Люба живет в Нью-Йорке и работает в Метрополитен-опера, поет и в других театрах Америки и Европы.

Поскольку вся семья наша певческая, сын Алеша по принципу «куда деваться с подводной лодки» поступил в Московский музыкально-педагогический институт имени Ипполитова-Иванова, созданный на базе довольно известного училища с хорошими традициями. Его оканчивали и Пугачева, и Кипелов, там работали сестры Лисициан. Был очень хороший педагогический состав не только на сольном пении, но и по общим предметам. Но после второго курса Алеше пришлось оставить учебу в Москве - он приехал домой, чтобы сидеть с больной бабушкой, помогал ей в течение трех лет. Я тогда тоже тяжело заболела, на тень была похожа, Люба нашла для меня врачей. Мои дети меня спасли.

Сейчас Алеша учится на 3-м курсе екатеринбургской консерватории. Он поступил на общих основаниях на первый курс, через 20 дней его перевели на второй. Кроме того, он поет в оперной студии консерватории, в камерном театре. Редко - в оперном, как приглашенный солист.

Алеша женился, и теперь у меня есть невестка с замечательным именем Юлия и внук Илья.

Я очень благодарна Богу за своих детей. Я их не воспитывала, я жила их жизнью. А они. если бы не они, меня уже не было бы в живых.

О музыке, ее создателях и исполнителях

Наталья Сергеевна: Певцы - это особые люди. У них мышцы по-другому натренированы, у них легкие по-другому работают. Они дышат по-другому - как бабочки: когда их учат, говорят: «Ну, понюхай цветочек и ребрышки раздвинь». Кеннет Брана, режиссер фильма, в котором снималась Люба, только прикоснулся к миру оперы. Ему все было интересно, он смотрел на певцов, как на небожителей. Понаблюдав, сказал Любе: «Так ты же всем телом поешь!».

Когда певцы готовят партию, музыка все время крутится в голове, не дает спать, расслабиться невозможно. Это эмоциональное перенапряжение, которое потом дает себя знать.

Когда мы только переехали в Свердловск, отцу Любы и Алеши дали партию Альваро в «Силе судьбы». Вокально он справлялся, у него очень красивый голос. Но эмоционально эта партия его перехлестывала. Так он пел ее, а потом перестал спать. Первую ночь, вторую, пятую. Уже стал зеленеть. На гастролях в Перми он выходил на сцену, как на палубу. В первом действии во время исполнения потерял сознание на сцене, отключился на какое-то мгновение, но потом допел спектакль. Приехал сюда и сразу попал в больницу. Пришлось пока отказаться от Альваро.

Все это терпится артистами, потому что когда ты поешь и у тебя получается, отказаться от этого практически невозможно.

Алексей: Но счастье стоять на сцене может заключаться не в самодовольном сознании своей гениальности, а в том, что ты отдал что-то в зал, и люди тебе это возвращают. Это не значит, что человек болеет звездной болезнью, а значит, что он предан своему делу и хочет делиться тем, что любит.

Я считаю, что музыка чаще какого-либо другого вида искусства заставляет человека задуматься. Она затрагивает те струны, которые в обычной жизни пребывают в спящем состоянии. Часто бывает, что люди, не имевшие никакого отношения к музыке, впервые приходят на концерт симфонической музыки, и произведения Генделя или, скажем, Бетховена, становятся для них открытием - люди в шоке, они не знали, что такое бывает. После этого может совершено перевернуться мировоззрение. Возможно, у меня предвзятое мнение, но, на мой взгляд, никакой другой вид искусства не может изменить человека так, как музыка.

А высшим аспектом музыки является музыка вокальная. Не случайно в храмах большинства конфессий богослужения сопровождает вокальная музыка. Нашу службу невозможно представить без клироса. Но и у мусульман, например, воззвания тоже имеют музыкальную природу.

Н. С.: В вокальной музыке человек не перебирает струны чего-то инородного, а из себя самого извлекает звуки. Из своего горла, из своего сердца, своими нервами поет, своей кровью. Гортань человека - это чудо, маленькие связочки, которые творят чудеса. Могут заставлять цепенеть несколько сотен человек одновременно. Кто-то из великих русских композиторов сказал, что музыка оказывает самое сильное воздействие на эмоциональную сферу человека. У Мусоргского, например, такая гениальная музыка, что через нее он разговаривает с Богом.

А.: Недавно посмотрел удивительный советский фильм «Мусоргский», 1951 года, с потрясающим созвездием актеров. Большая часть фильма посвящена личностям Мусоргского, Стасова, Римского-Корсакова. В этом фильме очень хорошо показана высота души Мусоргского. Он сам нищеты не знал, но был очень восприимчив к чужому горю. В фильме были сцены, когда люди, которые следят за порядком, унимали недовольство в толпе, требовавшей хлеба. Кнутами разгоняют, а он все видит - какие у него при этом глаза!

Н. С.: Он сочувствует людям, а Господь ему посылает: «Вырази это вот такой музыкой». И мы сейчас это видим на сцене. В «Борисе Годунове» есть момент, где народ просит хлеба. Когда они все протягивают руки и поют, в зале мурашки бегут по коже. Он это передал, как будто сфотографировал, и мы слышим сердцем то, что услышал своим сердцем он.

А.: Иногда классические композиторы, обращаясь к духовной теме, открывают новые грани. Моцарт в конце жизни написал «Реквием» - может, он всю жизнь шел к нему, это именно духовная музыка. В душе человека она оставляет яркий, неизгладимый след - особенно если понимаешь смысл текстов «Agnus Dei», «Dies Irae», «Lacrimosa». Но это не поверхностная человеческая эмоция, а что-то более глубокое: эта музыка способна очистить душу.

То же самое можно сказать о двух операх. Финал «Бориса Годунова» - на Россию идут поляки, убит боярин, приехал Лжедмитрий -все оканчивается темой плача юродивого. Все ушли, остался один юродивый. Все обрубается и возвращается к высшему смыслу: «Люди, что вы делаете? Рушите сами то, что создаете!». Или «Пиковая дама». Казалось бы, крайне эмоциональная опера, переполненная страстями. В ней есть все - любовь, предательство, измена, убийство... Но в конце Чайковский вставляет потрясающий по красоте церковный хорал, хор без оркестра поет слова: «Господи, прости и прими его истерзанную душу». Эта музыка дает мощный духовный импульс.

Н. С.: Конечно, есть разница между душевным и духовным в музыке. Вот, например, композитор Пуччини, который является представителем веризма в музыке. Веризм - направление в искусстве второй половины XIX века, слово происходит от итальянского «vero» - «верить», «правдивый», «истинный». Музыка Пуччини настолько эмоционально насыщена, что действительно vero, ему веришь. Человек у него в операх страдает так, что невозможно безразлично к этому отнестись, не верить невозможно. Но эту музыку слушать не могу, потому что просто становлюсь больной. В духовной музыке такого не бывает. В светской музыке больше воздействие на эмоциональную сферу. В духовной, наоборот, задеваются высшие сферы.

В нашем храме я пою на клиросе. Когда в первый раз спела «Господи, помилуй», у меня полились слезы. И, наверное, месяц я плакала. Что-то вскипало в сердце, и слезы ручьем. Особенно на великом славословии не могла даже слова произносить: «Господи, Сыне Единородный, Иисусе Христе и Святый Душе. Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грех мира, помилуй нас: вземляй грехи мира, приими молитву нашу» - и слезы...

Я плакала не потому, что меня перехлестывали эмоции, как от музыки Пуччини - это было осознание своей греховности, осознание того, что Господь меня любит такой, какая я есть, со всем моим нехорошим и грязным принимает меня, я могу к Нему притулиться сердцем, я могу верить в то, что Он поможет.

Где сердце успокоится

Есть в моей жизни три храма, где сердце чувствует себя дома. Заходишь туда - и все узелки в душе развязываются. Когда приезжаю в Москву, хожу в храм Софии Премудрости Божией, что напротив Кремля. Там служит прежний настоятель нашего Крестовоздвиженского монастыря, отец Филарет. В Нью-Йорке очень люблю русский храм св. Николая Чудотворца. Он встроен между двумя высотками, какой-то русский купец построил его больше 100 лет тому назад. А третий храм - наш Крестовоздвиженский монастырь. Хожу в него уже лет 15.

У меня такое ощущение, что там мой дом. Семья - это малый дом, а там что-то большее. Это сложно объяснить словами.

К отцу Флавиану меня направил отец Филарет, сказав: «Он у нас специалист по всяким проблемным делам». И у Алеши было много крутых ситуаций в жизни, разобраться в которых помог ему отец Флавиан. Мне очень нравится, что батюшка потрясающе умеет находить общий язык с молодежью, он остроумный, открытый. Я не боюсь и не стесняюсь обращаться к нему за советом, потому что знаю, что он все поймет правильно. Когда моя мама умерла в четвертом часу ночи, мы растерялись и не знали, что делать, и первым делом позвонили именно ему. Настолько я привыкла в сложные моменты своей жизни обращаться к отцу Флавиану за поддержкой и утешением, что то же самое советую своим детям.

Угол зрения

В свое время меня поразило высказывание свт. Феофана Затворника: «Не ищи любви ближнего своего. Ищущий любви, если не находит, смущается. Лучше ты прояви любовь к ближнему. Этим сам успокоишься и его приведешь к любви. Чем больше мы общаемся друг с другом, тем больше мы приближаемся к Богу». Меня это высказывание потрясло, я его запомнила. Главное мое богатство, самое большое сокровище, за которое я благодарна Богу - это люди. Если б я не пришла в храм, скольких бы людей я не встретила! Как Бога за это не благодарить!

И я рада тому, что после тяжких испытаний изменился мой взгляд на людей. Я не стараюсь видеть, а вижу в человеке доброе. Мне очень запомнился ответ Феодосия Кавказского на вопрос: зачем Господь посылает человека на землю временно, если потом опять забирает? Для того, что только на земле человек может выбрать себе господина: кого выберет здесь на время, тому будет служить там вечно. Я понимаю, что каждый человек стоит перед выбором между добром и злом, в каждом есть хорошее и плохое. И если раньше мне бросалось в глаза плохое, то сейчас вижу, прежде всего, хорошее. А если бы я не прошла через все перипетии, которые мне Господь послал в жизни, этот угол зрения не сформировался бы. Это другая шкала ценностей, другой взгляд на жизнь, другое ощущение себя в мире.

Я иду по жизни с сознанием того, что я -православный человек. И верю в Промысел Божий - все будет так, как Господь распорядится; и верю в милость Божию. И я в любой момент могу придти к Нему и сказать: «Вот она я, со всем своим скарбом. Прими меня, Боже». Так будет, как должно быть, а Господь милостив. На этом я держусь.

Беседовала Наталия Евстюгина

 

•27 •сентября• 2010•

2009

2010

2011

•Январь• •Февраль• •Март• •Апрель• •Май• •Июнь• •Июль• •Август• •Сентябрь• •Октябрь• •Ноябрь• •Декабрь•
 

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс