Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

Главная → Статьи → Ирина Зильбер-Веселова. Воспитание внутренней красоты

Ирина Зильбер-Веселова. Воспитание внутренней красоты

О спорте и воспитании, о пути к храму и духовном росте мы беседуем сегодня с прихожанкой храма святого праведного Симеона Верхотурского, Олимпийской чемпионкойИриной Зильбер-Веселовой.

Ирина, расскажите, как Вы попали в художественную гимнастику?

Это интересная история. В художественную гимнастику приходят почти в младенческом возрасте, в три-четыре года. Мама с папой, ни о чем особо не мечтая, отдали меня в Школу олимпийского резерва – просто для того, чтобы «ребенок был чем-то занят». Сначала меня не приняли: я была полненькая и неперспективная, к тому же, набор был закончен. Через полгода все-таки взяли, но несколько лет я была на задних позициях, никому не приметной. Потом пришла новая тренер – Симоненкова Ирина Викторовна, она увидела во мне что-то особенное и взялась это особенное развить.

Вообще, для гимнастики у меня было, наверное, только два качества: очень хорошая координация и большая любовь к этому виду спорта. Я не хотела видеть преграды, потому что было большое желание, например, освоить новый элемент. Потихоньку я стала развиваться, стали появляться хорошие результаты. На этом этапе меня тренировали Амелькина Галина Кирилловна, Горгулина Наталья Македоновна. А хореограф Иванова Ирина Викторовна, с которой мы тогда стали работать, до сих пор моя верная помощница.

Потом я попала в сборную к тренеру Ирине Александровне Винер. Так уже с 4-х лет началась моя спортивная жизнь. Проходила она в многочисленных тренировках, с огромными нагрузками. Художественная гимнастика – это образ жизни: если хочешь чего-то достичь, реализоваться, если мечтаешь о какой-то большой цели – попасть в сборную России и выступать на международной арене, – нужно посвятить этому все время и усилия.

Причем, не только ребенок, но и вся его семья должна подчиняться тому образу жизни, который диктует художественная гимнастика: это ограничения в режиме дня, в режиме питания, в развлечениях, поездках, отдыхе. Я очень благодарна моим родителям, особенно маме, которые посвятили огромную часть своей жизни этой цели.

А в 17 лет, практически сразу после Олимпиады, за месяц до чемпионата Европы я приняла решение оставить спорт. Когда Ирина Александровна спросила, почему я так рано решила закончить – возраст позволял тренироваться, результаты были хорошие – я ответила ей: «Я влюбилась», и развернула свою жизнь в противоположную сторону.

Последние годы перед тем несколько лет я жила в Москве, вела самостоятельную жизнь. Приходилось самой справляться со всеми сложностями и в спорте, и в быту. Мне, конечно, хотелось домашнего тепла, уюта, какой-то защищенности, то есть, была потребность создать семью уже в столь юном возрасте. Я приняла решение, что это важнее спорта. Вернулась в Екатеринбург, вышла замуж за Павла, у нас родился сын. Сейчас у меня двое детей: сыну Павлу восемь лет, а дочери Анне – пять.

А как давно Вы ходите в храм?

Наверное, с тех пор, как попала в сборную. На любых международных соревнованиях ты чувствуешь, что выступаешь не за себя, а за Россию. Это большая ответственность! Тем более это касается Олимпиады: делегацию всегда провожают, наставляют, нас благословлял Патриарх Алексий II. Мы обязательно ходили в церковь перед любыми крупными соревнованиями.

Но гораздо позже я пришла храм, чтобы начать по-настоящему воцерковляться. По сути, в храм меня привел ребенок. Когда Паше не было еще года, он испугался, когда нас кропили святой водой. После этого очень долго мы с ним не могли заходить в храм: он не желал стоять, падал на пол, бился ногами, плакал, я плакала вместе с ним, мы не знали, что делать. Батюшка нам посоветовал заходить в маленькие часовни и храмы, и мы делали это во время прогулок – заходили, свечки ставили.

Наши прихожане, с которыми я дружу и советуюсь, сказали, что выше Причастия нет ничего, что необходимо ребенка водить к Причастию, тогда Господь все управит. Я так поверила в это! У меня была одна задача: в воскресный день обязательно привезти Пашу в храм и причастить. Теперь, слава Богу, все исправилось. Сейчас уже сын напоминает нам, например, о том, что мы еще не вставали на вечернюю молитву. У него есть потребность в молитве, в храме. Это для меня самая большая радость и поддержка. Сейчас стараемся трудиться уже совместно.

Почему Вы выбрали именно этот храм?

Мы крестили здесь дочку. Было очень душевно, хорошо. После крещения, как нам сказал батюшка, дети спят долго. И Аня проспала чуть ли не семь часов. Мы подумали, что это значит, что благодать сошла, и здесь наше место. И после этого здесь остались.

Расскажите о Вашей семье, как в ней относятся к вере?

Моя прабабушка была глубоко верующим человеком. Она умерла в 86 лет, и я помню, что до самого последнего времени она перед сном молилась за всех, чьи имена были записаны у нее на листочках. А родители – люди верующие, крещеные, только с такой установкой: «Бог у нас в сердце, зачем ходить в храм?». Это очень распространенное сейчас мнение: если Бог у нас в сердце, этого достаточно, мы живем, соблюдая заповеди. Более тщательного воцерковления не было. Но сейчас они потихоньку, помаленьку приближаются к Церкви.

Удается ли всей семьей посещать богослужения и совмещать напряженную тренерскую работу с участием в церковной жизни?

Мы стараемся делать это по мере сил. К сожалению, в нашей жизни, в суете, когда надо успеть и в школу, и в секцию, и в садик, и на работу, и обратно, конечно, не хватает силы духа, чтобы сделать это спокойно, мягко, терпеливо. Не хватает силы духа даже у спортсменов. Когда срываешься, конечно, еще больше себя ругаешь, понимаешь, что так не должно быть. Заново встаешь и идешь. Этот путь, наверно, бесконечен. Чем более требователен ты к себе становишься, чем более ты стараешься соблюдать заповеди, тем больше искушений тебе достается, тем тяжелее. Если ты уже поднялся на определенную ступеньку, нужно двигаться дальше.

Иногда кажется, что это движение не по силам. Но батюшка нам напоминает, что к каждому делу надо приступать с молитвой, обращаться за помощью к Богу, потому что сами, без этой помощи мы действительно ничего не можем. Можем только честно трудиться, воплощать какие-то благие свои намерения, искренне этого желая. И если есть на это Божия воля, то любое дело, наверное, получится, если к нему идти честно и последовательно. Такая у нас установка в семье, по крайней мере, мы очень стараемся так жить, не всегда получается, к сожалению.

Но может быть, со временем будет больше мудрости, больше терпения. Может быть, в этом помогут дети. Когда осознаешь, что за все твои поступки будут отвечать дети, сразу задумываешься, надо так поступать или не надо. Ведь мало детей просто приводить в храм, нужно, чтобы и дома была соответствующая атмосфера. Если родители будут духовно расти, то и дети будут воспитываться на этом примере.

Занимаясь гимнастикой, Вы, наверное, много путешествовали. А удалось ли съездить уже сейчас в какие-то паломнические поездки?

Времени свободного у нас очень мало, мы очень загружены, хотя я понимаю, что это отчасти отговорки. Мы съездили совсем недавно в Израиль со всей семьей. У нас очень большая семья. Мама мужа с любовью посвящает свое свободное время внукам. Отец мужа, теперь наш общий папа – настоящая опора и щит для всей семьи. У него настолько широкая и щедрая душа, что рядом с ним отдыхаешь. Он и организовал эту поездку. У нас был великолепный гид, очень интересная программа. Мы были в Храме Гроба Господня, у Стены Плача, купались в Иордане. После купания там подавали рыбу Петра – это связано с евангельскими событиями. Удивительно, что мои дети до тех пор вообще не воспринимавшие рыбу, начали уплетать ее за обе щеки.

Больше пока серьезных паломнических поездок не было – наверное, мы до них еще не доросли. Все-таки, должен быть определенный образ жизни, особый круг общения. А когда ты в другой среде, когда вокруг люди нецерковные, это сложно. Бог даст, созреем. А в прошлое Крещение мы всей семьей пережили еще одно замечательное событие: мы купались в проруби. Первой туда в батюшкиных руках полетела 4-х летняя Аня.

Вам не было страшно на это смотреть?

Нет. Мы пошли на это осознанно, доверяли батюшке. Вообще, у меня было ощущение огромного счастья от того, что мы нырнули всей семьей. Там была еще семья брата. Такое общее семейное событие вызывает душевную радость и чувство полноты жизни. Материальные блага как приходят, так и уходят, чем больше ты их получаешь и ими насыщаешься, тем больше появляется потребность их получать. А радость от совместных семейных событий – навсегда. Становится легко, тепло и хорошо на душе от самых простых радостей: от того, что собралась вся семья, от того, что дети рядом, от того, что после купания дети в машине пили горячий чай и уплетали блины.

Давайте вернемся к художественной гимнастике: это такой вид спорта, в котором большое внимание уделяется внешнему виду, всегда нужно хорошо выглядеть. Как Вы думаете, нет ли в этом опасности для православного человека?

Я уверена, что художественная гимнастика в сравнении с танцевальными кружками, с другими видами спорта и досуга для девочек, безусловно, выигрывает тем, что это настоящий спорт. Этот вид спорта учит трудиться, преодолевать трудности, привыкать к каким-то лишениям и ограничениям, воспитывает такие качества, как воля, целеустремленность. Я бы, может, не хотела, чтобы моя дочь пошла по моим стопам так высоко, но обязательно буду прививать ей любовь к художественной гимнастике. Художественная гимнастика – это не внешние блестки, камушки, бантики, а приобретение настоящих женских качеств – силы воли, терпения – той внутренней красоты, которая будет себя проявлять и вовне.

В наше время, когда совсем маленьким девочкам уже дарят косметику, и они начинают ею пользоваться, наряжаться, носить колечки, бусы, браслеты, – очень важно, чтобы у девочки был внутренний стержень, который позволит противостоять соблазнам. В жизненной суете она должна найти свой путь – глубокий, правильный, чтобы с этого пути ее не могли сбить никакими внешними раздражителями. Художественная гимнастика в этом смысле очень правильно формирует характер.

Я сама сейчас тренер, у меня школа, где вместе со мной работают мои единомышленники и помощники. В школе занимается 80 девочек от 3-х до 9-ти лет. Нам скоро будет 4 года, мы молодая школа. У нас есть неплохие спортивные результаты, но самый главный результат – то, что дети на глазах меняются. Меняется их внутренний мир, меняется их характер. Они привыкают к тому, что на них лежит ответственность, у них много обязанностей, они становятся очень последовательными, дисциплинированными, в своих желаниях они очень сдержанны. В 9 лет они понимают, что нет слова «не могу», а есть слово «не хочу», которое надо преодолевать, и слово «надо». И если «надо», то неважно, устала ты или не устала, болит у тебя что-то или не болит. Это спорт, это очень серьезно, это понастоящему.

Совсем не обязательно, чтобы каждая из 80-ти учениц стремилась к олимпийскому золоту. Художественная гимнастика в нашей школе выполняет функцию дополнительного воспитания. Если наши воспитанницы позже решат, что хотят еще чем-то заниматься, у них уже будет умение преодолевать трудности.

Талантливых девочек, которые могут выступать на мировом уровне, единицы – это понятно. Но всем остальным ведь тоже надо быть успешными – этого требует наше время. Когда ребенок трудится, добивается трудом своей цели, можно назвать это успехом. Хотя, может, успех – это не то слово. Точнее было бы сказать о целостности, ребенок должен чувствовать себя целостным человеком, способным принимать решения, брать на себя ответственность, нести свою ношу с достоинством. Это очень важно, поэтому и я в своей работе, и мы с мужем в семье стараемся вложить в детей умение трудиться, выполнять свои обязанности, добиваться своей цели.

А другая опасность – чувство соперничества, зависть – насколько это развито в гимнастике, в спортивной среде вообще?

Это зависит от педагога, от коллектива, от самого человека, от той установки, с которой он пришел в спорт. Очень важно, как к этому относится семья, насколько родители помогают двигаться.

Мне в моей спортивной жизни повезло: я была «гадким утенком», поэтому соперничество меня обошло стороной. У всех гимнасток очень разный опыт – положительный и отрицательный. Кто-то в этой среде приобретает непомерную жесткость, особенно если воспитание гимнастки происходило методом кнута и пряника. У кого-то самооценка становится очень низкой, потому что девочка слышала постоянно, что она бесперспективна, у нее неподходящая фигура. Завышенная самооценка – это тоже опасно, особенно если есть какие-то победы, успехи.

Работать с детьми очень интересно, но и очень сложно. Ведь каждая девочка индивидуальна, у каждой есть плюсы и минусы, конечно, есть и завистливые девочки. Но я своих малышек, а особенно их родителей, стараюсь учить тому, что спортсмен должен уметь не только выигрывать, но и проигрывать. И радоваться успехам других.

Ирина, Вы сказали, что каждая девочка – индивидуальность, и, безусловно, воспитание гимнастки – это воспитание индивидуальности. Но Вы – олимпийская чемпионка в групповых упражнениях. Как индивидуальность перестроить в умение работать в группе?

Групповые упражнения – это отдельная тема, я ее очень люблю. В групповых упражнениях важен, прежде всего, командный дух, принцип «один за всех и все за одного».

Для меня наша команда, конечно, была самой лучшей! За 4 года ни разу не было капитана, все были равны, все были очень сильные, яркие. Мы были очень дружны, и какие-то мелкие ссоры мы умели разрешать.

Основа группового упражнения – большое количество перебросок. У нас всегда было такое правило: если произошла потеря предмета, виноват не тот, кто бросил, а тот, кто не поймал. Это правило говорит о том, что в команде ценится умение выручать. Надо и детей учить этой взаимовыручке, взаимопомощи. И они очень хорошо на это идут.

Такой показательный случай: на соревнованиях у них не получилась переброска, у одной девочки оказалось два обруча – один в руках, за другим ей надо было бежать. Она этот отдала своей подруге, а сама побежала за тем, потому что той было дальше бежать. И для меня это было радостно: значит, мы идем в правильном направлении, дети уже усвоили, что когда они на площадке, очень важна и нужна дружеская помощь. И на тренировках объясняем: вас пятеро, если одна будет халтурить, а остальные работать, просто ничего не получится. Они это быстро понимают, и очень много трудятся. При этом они влюблены в свой вид спорта.

А есть ли у девочек другие влюбленности, есть ли у них кумиры?

Сейчас поколение другое. По крайней мере, у нас в школе в этом смысле очень цельные девочки. У них нет кумиров, они все больше над собой работают. Им хочется тот или иной элемент освоить, они хотят так же прыгать, как та или иная гимнастка, хотят добиться такой же растяжки, но не хотят быть такой же, как она. Мы всегда с ними анализируем все наши выступления, вместе критикуем. Они понимают, что есть положительные и отрицательные моменты. Спокойно к этому относятся.

Ирина, расскажите, пожалуйста, кто Вам помогает в воспитании гимнасток и их родителей?

Чтобы создать команду, необходим не один год. Задумка была такая – чтобы были люди разные по своим подходам, но чтобы они друг друга дополняли и были единым целым. Самый большой помощник – это хореограф Ирина Викторовна, воспитавшая меня и всех олимпийских чемпионок из нашего города. Это самый верный человек, мы с ней смотрим в одну сторону, понимаем друг друга с одного взгляда. Мы привлекли еще одного тренера из другой школы. Остальные – молоденькие мастера спорта по художественной гимнастике -нам помогают и обучаются сами. Во-первых, конечно, хотелось бы больше талантливых, опытных тренеров. Но, к сожалению, мало их. А во-вторых, хотелось бы подступать к детям с новым подходом, с новыми эмоциями.

А в чем заключается этот новый подход?

Я анализировала свой опыт и пришла к выводу, что, например, очень важно, чтобы у детей был правильный режим дня, чтобы они занимались в хорошем и чистом зале, чтобы у них были хорошие и удобные костюмы. Не то чтобы нам этого не доставалось, но этому не уделялось должного внимания.

Кроме того, дети сейчас очень мудрые, им обязательно нужно все объяснять, обращаться к их разуму, рассказывать почему, например, они должны соблюдать строгий режим питания.

Ребенку нужно это дать, а не брать от его таланта все, чтобы непременно получать от него результат. Новый подход, наверное, и должен заключаться в том, чтобы в ребенка вкладывать, обращаться к его уму и душе. Спорт – это не дрессировка, трудолюбие должно прилагаться к внутреннему содержанию – именно в этом заключается условие успеха.

В этом смысле оказывается очень ценной мудрость опытных тренеров, которых мы приглашаем. Они принадлежат к другому поколению гимнасток, к тому времени, когда гимнастикой занимались до 30 лет (сейчас уже в 13 лет гимнастка считается зрелой). Та гимнастика была очень емкая и настоящая. Последние десятилетие настолько быстро идет технический прогресс в гимнастике, что здесь часто не остается места для души. Детей сотни, тысячи, они все растянутые, худые и гибкие, ни одного лица не помнишь.

Кроме того, что они научились сгибаться пополам, они ничего больше не умеют, даже танцевать красиво! А когда начинаешь воспитывать внутреннее содержание, обращаешься к интеллекту, к этому прикладывается трудолюбие, тогда, наверное, даже если не суждено этой девочке добиться серьезных результатов в спорте, она все равно пойдет дальше по жизни более наполненной.

Расскажите, пожалуйста, о планах Вашей школы на будущее, на что Вы настроены?

Когда школа открывалась, мы все равно рассчитывали на результат, хотелось бы работать на мировом уровне. Но для этого надо набраться терпения, потому что дети еще маленькие, самой старшей девочке 9 лет.

Задача на ближайшие пять лет – максимум вложить в них, не стремиться к тому, чтобы в этом возрасте они начинали выдавать результат. Не торопить, постепенно, поэтапно: и хореография, и общая физическая подготовка, и акробатика, и танцы. Чтобы весь этот объем они за пять-шесть лет в себе уложили и стали зрелыми гимнастками. Это тяжело для тренера, потому что хочется видеть отдачу сейчас. Но приходится себя каждый день останавливать и настраиваться на терпение и кропотливую работу.

Беседовали Наталия Евстюгина, Елена Макеева

•Фоторепортаж•

 

•21 •февраля• 2010•

2009

2010

2011

•Январь• •Февраль• •Март• •Апрель• •Май• •Июнь• •Июль• •Август• •Сентябрь• •Октябрь• •Ноябрь• •Декабрь•
 

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс