•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
В наши дни, когда традиции благотворительности в России постепенно возрождаются, особенно полезным становится обращение к дореволюционному опыту, накопленному, в том числе, благодаря деятельности русских благотворительных ведомств и комитетов под покровительством Императорского дома Романовых. Наиболее высокого уровня эта деятельность достигла в период правления последнего российского императора Николая II, все члены семьи которого непременно занимались делами милосердия и состояли покровителями или председателями правлений благотворительных ведомств, комитетов, обществ и отдельных учреждений.
К примеру, сам Государь покровительствовал Обществу повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям; наиболее крупными объединениями благотворительных организаций являлись Ведомство учреждений Императрицы Марии, Императорское человеколюбивое общество, Попечительство о домах трудолюбия и работных домах. Подлинным энтузиастом благотворительности с первых лет царствования стала супруга последнего Государя императрица Александра Федоровна. Она была инициатором создания Попечительства о домах трудолюбия и работных домах, попечительницей Дома трудолюбия для образованных женщин, председательницей Императорского Женского патриотического общества, первым почетным членом Попечительства императрицы Марии Федоровны о глухонемых, главой Всероссийского попечительства об охране материнства и младенчества, покровительницей Дома призрения для увечных воинов и целого ряда других благотворительных обществ.
Большой интерес Императрица проявляла к проблеме борьбы с туберкулезом. Вместе с подросшими дочерьми Александра Федоровна посещала туберкулезные санатории, расположенные вблизи царской резиденции в Крыму, посылала девочек к больным, чтобы принести в их дома цветы, фрукты, деньги, а главное, ласку и ободрение. На возражения о том, что сидеть у постели туберкулезных больных опасно, она замечала: «Дети должны знать, что кроме красоты в мире много печали». В 1910 году по указу Государя Николая II в Санкт-Петербурге была образована Всероссийская лига для борьбы с туберкулезом. Александра Федоровна стала инициатором празднования народного Туберкулезного дня: этот праздник, получивший название Дня Белого Цветка, в первый раз состоялся в России 20 апреля 1911 года.
Анна Вырубова, фрейлина и ближайшая подруга Александры Федоровны, вспоминала: «Императрица соорганизовала четыре больших базара в пользу туберкулезных в 1911 – 1914 годах; они принесли массу денег. Она сама работала, рисовала и вышивала для базара и, несмотря на свое некрепкое здоровье, весь день стояла у киоска, окруженная огромной толпой народа. Полиции было приказано пропускать всех, и люди давили друг друга, чтобы получить что-нибудь из рук Государыни или дотронуться до Ее платья; Она не уставала продавать вещи, которые буквально вырывали из Ее рук. Маленький Алексей Николаевич стоял возле нее на прилавке, протягивая ручки с вещами восторженной толпе. В день «белого цветка» Императрица отправлялась в Ялту в шарабанчике с корзинами белых цветов; дети сопровождали Ее пешком. Восторгу населения не было предела. Народ, в то время не тронутый революционной пропагандой, обожал Их Величества, и это никогда нельзя забыть...»
Капитан Николай Саблин, служивший на императорской яхте «Штандарт», описывал праздник следующим образом: «Императрица организовала четыре больших базара в пользу туберкулезных в 1911, 1912, 1913 и 1914 годах во время пребывания Царской Семьи на отдыхе в Крыму. Перед началом акции в районные комитеты развозили заготовленные букеты из искусственных ромашек, листовки и памятные жетоны. Курсистки – слушательницы Высших женских курсов и Женского медицинского института – забирали букеты и расходились по городу. Цветы они укладывали в небольшие бело-желтые корзины. Ленты и заколки продавщиц тоже должны были быть ярких тонов. Лучше всего сборы шли на трамвайных остановках». Организаторы праздника подчеркивали ценность каждого пятачка. Прейскуранта на букеты не было, каждый давал, сколько мог. Памятный значок вручался пожертвовавшим более 5 рублей.
В 1911 году День Белого Цветка прошел по всей России; отчеты о собранных средствах и их использовании были напечатаны в газетах. Вот что сооб щали «Екатеринбургские епархиальные ведомости» о проведении праздника в нашем городе:
«21 и 22 мая в Екатеринбурге происходил так называемый праздник Белого цветка. По примеру столиц наша интеллигенция пожелала принять активное участие в деле борьбы со страшным бичом человечества – туберкулезом. Был организован Комитет Общества Белого Цветка, выработан план праздника, избраны дамы – продавщицы цветов, заготовлено свыше 50 тысяч искусственных цветов белой ромашки – словом, в течение нескольких недель было приготовлено все, что требовалось для этого праздника. И вот 21 мая площадь перед Кафедральным собором покрылась громадной толпою народа – по преимуществу интеллигенции. Общество Белого Цветка пожелало начать свой праздник, как и подобает христианам, молитвою к Богу о помощи и благодатном благословении праздника и с этой целью просило Преосвященнейшего Митрофана в этот день совершить молебен, на что Его Преосвященство изъявило полное свое согласие. Ровно в 9 часов утра при колокольном звоне из Кафедрального собора вышел крестный ход и расположился на особо устроенном возвышенном открытом помосте. Молебен совершил сам Архипастырь в сослужении с многочисленным сонмом градского духовенства. Пели два хора – архиерейский и соборный. По окончании молебна Его Преосвященство в краткой речи призвал Божию помощь и благословение на труд, предприемлемый во имя христианской любви к страждущему человечеству и пожелал успеха благому начинанию. […] Праздник Белого Цветка прошел с выдающимся успехом. Пожертвований собрано до 8000 рублей. Заготовленного количества цветов белой ромашки не хватило. Фельетонист «Уральского Края», описывая успех праздника, отмечает: «Многие крестились, опуская в кружку деньги: Господи, благослови!» […] О таком же религиозно-молитвенном отношении народа к этому празднику, по словам другой газеты «Уральская Жизнь», рассказывают дамы – продавщицы, г-жи Камнадская и Рябова. Первая вспоминает о какой-то бедной старушке, пожертвовавшей «на Божье дело» заветный пятак, хранившийся на божнице, а вторая говорит о старушке в Верх-Исетске, которая, перекрестившись, бросила монету… Таким отношением к празднику со стороны жертвователей Комитет обязан христианскому началу: молебен наложил свою санкцию на праздник и способствовал успеху! Да, крепка верою, сильна молитвою Русь. На празднике Белого Цветка в Екатеринбурге эта истина еще раз наглядно показала себя».
День Белого Цветка вызвал такой отклик среди населения, что в Российской империи стали устраиваться благотворительные праздники с использованием разных цветов в качестве символов: букеты из белых ромашек раздавали в день борьбы с туберкулезом, букетики из колосьев ржи – при сборе в пользу голодающих крестьян, розовые цветы – при помощи сиротам.
Эта традиция, однако, была прервана с началом Первой мировой войны в 1914 году. Заработали новые благотворительные структуры для оказания помощи различным категориям пострадавших от войны: Особый Петроградский комитет Ее Императорского Высочества Великой Княжны Ольги Николаевны по оказанию помощи семьям лиц, призванных на войну; Комитет Ее Императорского Высочества Великой Княжны Татьяны Николаевны по оказанию временной помощи пострадавшим от военных бедствий; Особо уполномоченный комитет Великой Княгини Марии Павловны (двоюродной сестры Николая II) по снабжению больных и раненых воинов теплой одеждой, Всероссийское общество здравия в память войны 1914-1915 годов под покровительством Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны. Широко известна своей благотворительной деятельностью была старшая сестра Государыни Великая Княгиня Елизавета Федоровна. По общему числу благотворительных обществ и заведений ведомства Дома Романовых занимали третье место после Министерства внутренних дел и Синода, охватывая социальной помощью миллионы человек.
На свою благотворительность члены Императорского Дома тратили весьма значительные суммы из собственных доходов, и часто были вынуждены сокращать личные расходы ради возможности поддержать свои заведения. Августейшая семья не ограничивалась денежной помощью, жертвуя и своим личным трудом: с началом Первой мировой войны императрица развернула в помещениях Зимнего дворца лазарет, в котором сама вместе с юными дочерьми в качестве сестер милосердия оказывала помощь раненым, ассистируя при операциях, промывая гнойные раны и принимая ампутированные конечности.
Одно из патриотических стихотворений, опубликованных в годы войны в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях», содержало следующие строки:
И льется кровь родных, любимых братьев,
Крестясь они в крещеньи боевом,
Еще бегут в рядах своих собратий,
Пока не скосит бешеный огонь... [...]
Мужайся, Русь! Те раны нам не чужды,
Их первые утер Наш Венценосный Царь!
И злато полилось – покрыть святые нужды...
Дерзай! Твои сыны все те же, что и встарь!..
И первою Сестрой святого милосердья,
Как Ангел наш земной, Царица поднялась
И с Царственной сестрой и с Дочерью-Царевной
Заботу о борцах на рамо приняла...
(Инокиня Августа.
Дерзай, Святая Русь!
// Екатеринбургские епархиальные
ведомости. № 39. 28 сентября 1914. С.
857-859).
Среди женщин Императорского Дома, отдавших себя служению России в военные годы, была и младшая сестра Императора Николая II – Великая Княгиня Ольга Александровна.
В годы Первой мировой войны ею на собственные деньги были организованы госпитали, в которых она работала обычной сестрой милосердия. Сохранившиеся отзывы раненых о ее работе дают пример того, настолько скромно себя держали себя женщины из Императорской семьи, трудясь сестрами милосердия, с какой искренностью и теплотой относились они к пациентам в госпитале.
Один из таких рассказов был опубликован также в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях».
«Снова воскресают стародавние времена, когда рука древних благоверных князей и княгинь творила милостыню. В Москве неусыпно работает Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, управляя делом благотворения раненым. В Ковне, в Ксениевской Общине Красного Креста, трудится в качестве сестры милосердия Великая Княгиня Ольга Александровна. […] После подачи первой помощи меня, в числе многих, отправили в лазарет Великой Княгини Ольги Александровны. Я не видал никогда Ея Высочества, и, когда ко мне подошла сестра милосердия, небольшая, худенькая, с лицом прекраснейшей доброты и нежности, – я не знал, кто была она.
– Нога вот… – говорю, – да и плечо... а рука – это пустое...
– Снимите рубаху, я осмотрю вашу рану, – сказала тихо и просто сестра.
Я разделся. Сестра осторожно сняла бинт, отмочила повязку, позвала врача, и минут через десять меня повели в операционную. Я был там не один. Когда до меня дошла очередь, начали очищать рану. Сестра, которая меня встретила, стояла около; тут же был фельдшер и другие сестры; дальше – шли другие операции. Плечо сильно болело, кость была разбита, и вынимание кусочков доставило мне немало боли.
– Пожалуйста, ваты, – сказал доктор.
Сестра подала.
– Мало...
Сестра подала громадный кусок, намоченный какой-то жидкостью. Далее – это было уже настоящие команды, которые исполнялись сестрой беспрекословно, в то время как другая держала таз и полотенце, третья кипятила инструменты, а фельдшер держал руку и голову.
– Ваты! Воды!.. Ножницы № 6... Скорей! Примите руку… Ваты!.. Дайте шприц скорее!
Все это исполнялось моментально, без малейшего смущения и волнения; на меня в упор смотрели два добрых глаза, полных нежности, сострадания и, как мне казалось, печали; в то же время эти глаза смотрели строго и притягивали к себе, заставляли на секунды отвлекаться от боли. Очистка кончилась.
– Можете сейчас же терпеть перевязку ноги? – спросил доктор.
– Могу, – сказал я.
Сестра развязала бинт и в тазу, поданном фельдшером и другой сестрой, начала мыть мою рану; последняя была невелика, но от долгого времени снаружи начиналось нагноение, которое надо было очистить. Мягкими, нежными, осторожными руками сестры была промыта рана, и доктор сделал, что нужно. Вслед за этим последовала перевязка пальца. Страдания обессилили меня, и в бессознательном состоянии меня перенесли на кровать. К вечеру, когда я собирался приподняться, чтобы пить чай, подошла та сестра, что мыла мне рану и, подхватив под здоровое плечо, помогла подняться. Затем она села на край кровати, налила в блюдечко чаю и стала меня поить. Я совершенно ободрился.
– Вы семейный? – спросила сестра. – Детки есть? Ну, что же, поедете их проведать, а потом опять?..
Я отвечал, что через месяц я, должно быть, вернусь к роте.
– А вы очень любите свою роту? – спросила сестра и, не дождавшись ответа, сказала:
– Вам надо спать, уже поздно, девять часов, а завтра поговорим...
Затем сестра встала, мягко провела рукой по моим волосам и как-то по-матерински, как, помню, в детстве мне мама говорила, сказала:
– Ну, спите, будьте умницей...
– Сестра! – остановил я, – скажите: в этом лазарете работает Великая Княгиня Ольга Александровна?
– Да, а что?
– Мне бы повидать...
– А вам зачем? – улыбнулась сестра.
– Да как же, – говорю, – ведь Царская Сестра, и вдруг такую работу исполняет… Да и потом, говорят, она хорошая, добрая… Мне бы ручку поцеловать Великой Княгини...
– А вы мне обещаете спать, если я вам устрою?
– Обещаю, – сказал я, ободрившись.
– Ну, целуйте скорее и спите, – сказала сестра и ладонью закрыла мне рот. Я обомлел в первую секунду. Затем, схватив руку, прижал ее к губам.
– Ваше Императорское Высочество...
Сестра тихо отвела руку и сказала:
– Зовите меня сестрой и помните, что вы дали обещание спать».
После февральской революции 1917 года члены Императорского дома Романовых были отстранены от управления государственной благотворительностью. Их собственные средства и возможности резко сократились, а после октябрьского переворота были полностью уничтожены. Однако, милосердие и призвание к благотворительной деятельности, отличавшие женщин семьи Романовых, должны служить примером нам, в нынешней России, пробуждать совесть в сердце русских людей и напоминать о вечных ценностях жизни и человеческой души.
Литература
1. Буксгевден С.К. Жизнь и трагедия Александры Федоровны, Императрицы России: в 2-х томах. М., Книга, Вече, Грифъ, 2012.
2. Бякина В.П., Качалова В.Г. Российская благотворительность под покровительством Дома Романовых: истоки, традиции, опыт // CREDO NEW. № 2, 2005. URL:http://credonew.ru/content/view/481/30/
3. Екатеринбургские епархиальные ведомости. № 22. 29 мая 1911. С. 506-508.
4. Екатеринбургские епархиальные ведомости. № 39. 28 сентября 1914. С. 857-859.
5. Екатеринбургские епархиальные ведомости. № 42. 19 октября 1914. С. 919-923.
6. Куликовская-Романова О.Н. Продолжение традиции благотворительности Царственных женщин Дома Романовых // Круглый стол «Презентация международной благотворительной программы «Детская лепта». 23 ноября 2009. URL:http://www.pravoslavie.ru/jurnal/32790.htm
7. Сорокин А. Династия Романовых и благотворительность // Легитимист. 17.02.2013. URL:http://legitimist.ru/sight/history/2013/dinastiya-romanovyix-i-blagotvorite.html
8. Саблин Н. Десять лет на императорской яхте “Штандарт». СПб., 2008.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.