Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №1 (78) → Ледовый городок в центре города

Ледовый городок в центре города

№1 (78) / 12 •января• ‘09

Светлана ЛадинаМнение

В истории Кафедральной площади - площади 1905 года - есть несколько пограничных дат: до революции и после нее, до взрыва Богоявленского кафедрального собора и после него, до раскопок в июле 2008 года и после них.

Второго июля, при проведении дорожных работ в исторической части города, проводившихся без положенного законом согласования с археологами, ковш экскаватора вскрыл одно из находившихся под брусчаткой прицерковных захоронений. Полтора века на площади стояли храмы: сначала — деревянная церковь, затем — Богоявленский кафедральный собор. По традиции рядом с ними хоронили почетных граждан Екатеринбурга и членов их семей. В 1930-м году собор взорвали, его фундамент и погост покрыли брусчаткой. За несколько десятков лет горожане привыкли к военным парадам, концертам и новогодним праздникам, проводимым на площади. О том, что все это происходило на могилах и алтаре разрушенного храма, кто-то искренне не знал, а кто-то предпочитал не знать. Летние события сделали тайное явным. Это стало для городских властей, много лет утверждавших, что на площади захоронений нет, фактом раздражающим и неприятным. Накануне своего 285-летия Екатеринбург получил привет из исторического прошлого... и не оценил этого.

Нет, конечно, были священники, установившие на месте раскопок кресты, денно и нощно совершавшие возле них панихиды и литии по усопшим. Были героические христиане, которые вставали на пути движущегося катка и экскаватора, пытавшихся засыпать обнаруженные могилы. Были самоотверженные люди, которые дневали и ночевали на площади, чтобы не позволить властям убрать кресты и прекратить раскопки. Были подвижники-археологи, проводившие исследования в авральном режиме (за неделю было обнаружено и вскрыто 50 захоронений!), работавшие по 12 — 14 часов в сутки, причем, абсолютно бесплатно. Были крупные екатеринбургские бизнесмены, поставившие свои подписи под письмом в защиту проведения раскопок и уважительного отношения к родной истории и традициям. Были средства массовой информации, отважившиеся возвысить голос против беспредела городских властей.

Но была и масса людей, искренне не понимавших, из-за чего, собственно, весь сыр-бор, и желавших только одного: чтобы на площади как можно скорее прекратились работы, и восстановилось движение транспорта. Были и сочувствующие, были и с любопытством ожидающие, чем дело кончится. И, конечно же, были и сами городские власти, заботившиеся исключительно о приближающемся юбилее Екатеринбурга и подготовке главной площади к массовым мероприятиям — прямо на могилах тех людей, чьими трудами Екатеринбург и создавался. Ни проведение полномасштабных раскопок, позволивших бы больше не попирать ногами и колесами автомобилей захоронения, ни восстановление на площади кафедрального собора, ни возведение на месте алтаря часовни, ни даже обозначение территории погоста и храма цветными плитами в их планы не входило. Максимальные уступки со стороны мэрии заключались в переносе празднования Дня города в Исторический сквер и обещании установить на площади памятную табличку. Все.

А результат? Останки наших предков, извлеченные из обнаруженных склепов, вот уже 5 месяцев ожидают научных исследований в институте археологии, а затем — упокоения на территории Ново-Тихвинского монастыря (правда, есть одна загвоздка: археологам до сих пор не оплатили даже проведенные работы, не говоря уж о финансировании предстоящих). Под брусчаткой площади — на том месте, где обычно действует автопарковка, а в новогодние дни возводится ледовый городок — находятся фундамент алтаря кафедрального собора и около сотни православных захоронений, в числе которых — могилы трех екатеринбургских архиереев: Мелхиседека, Иринарха и Поликарпа.

Знают ли об этом горожане и как относятся к этому, теперь уже неоспоримому, факту? Опрос, проведенный нашими корреспондентами на улицах города, дал следующие результаты. Их 20-ти случайных прохожих лишь двое сказали, что к проблеме они полностью равнодушны. Пятеро не видят ничего плохого в том, чтобы продолжать проводить на месте массовых захоронений массовые мероприятия: «У нас везде захоронения. Что нам теперь, не жить?». Тринадцать опрошенных так или иначе выразили свою обеспокоенность сложившейся ситуацией: «С одной стороны, все привыкли уже, но чем дальше, тем более ощущаешь дикость происходящего».

Дикость происходящего явилась во всей красе за полтора месяца до Нового года, когда городская администрация анонсировала тематику ледяного городка на главной площади: саммит ШОС. Здесь стоит пояснить, что саммит стран — членов Шанхайской организации сотрудничества ожидается в Екатеринбурге летом 2009 года. Найти хоть какую-то связь между зимним ледяным городком и летним крупномасштабным мероприятием можно, наверное, только с помощью пословицы «Готовь сани летом, телегу — зимой».

Правда, уместна ли русская народная пословица там, где существует полное пренебрежение родной традицией и безудержное желание прогнуться под чужую?.. Из многочисленных сообщений СМИ стало известно, что на святом для православных месте будут воздвигнуты, помимо прочего, статуя Будды, красный дракон и пагода — буддистский храм, за десятикратный обход которого авторы идеи сулят исполнение желаний. Языческие символы и обряды — на месте христианских святынь.

Больно? Еще как. Но стоило представителям епархии заявить об этом в средствах массовой информации, как в ответ тут же была развернута целая PR-кампания на тему: «Ледовый городок в этом году будет бесплатным!» Ну, то есть, не обращайте внимания на этих православных! Мало ли, кому от чего больно, главное — бесплатно! Развлекаться на могилах и исполнять языческий обряд на месте православного храма можно абсолютно безвозмездно! — в смысле денег, конечно.

За безвозмездность в другом плане не осмелятся поручиться, наверное, даже авторы бесстрашного (в смысле — без страха Божия сотворенного) проекта. Видимо, какие-то опасения у них, все же, существуют. Чем иначе можно объяснить, что бригада «Скорой помощи» будет дежурить на открытии ледового городка, что вызовы «Скорой» к его посетителям обещают выполнять в первоочередном порядке, и что охранять порядок на площади будут в этом году не только сотрудники милиции, но и военнослужащие внутренних войск? Видимо, эти врачебно-милицейско-военные меры должны стать противодействием Божьему гневу. И сразу вспоминается Адам, который, согрешив, прятался от Бога под кустом. В нашем случае роль куста призваны исполнить доктора и силовики.

Совершенно очевидно, что все условия для отказа от реализации кощунственного проекта его авторам были созданы. Аномально теплая для зимы погода, установившаяся на Урале, долгое время не давала возможности начать работы по возведению ледяного Шанхая.

Тепло стояло ровно до тех пор, пока устроители городка не заявили: «Хоть из пластика, хоть из фанеры, но то, что задумали, мы построим! А лед привезем из Нефтеюганска». Сказано — сделано. Все, вплоть до льда из Нефтеюганска, который не только сверкает, как груда бриллиантов, но и стоит примерно столько же. Похолодало буквально на следующий день. Небесам стало не для чего и дальше задерживать приход настоящей зимы, потому что люди этим так и не вразумились.

Только речь не о них, а о нас с вами. О нас, когда-то крещеных в православных храмах и считающих себя христианами. О нас, жителях города великомученицы Екатерины — святой, отважно обличившей язычество и даже среди мучений оставшейся верной Христу. О нас, чья хата с краю. О нас, кому своя рубашка ближе к телу. Церковь — это все мы. Екатеринбургская епархия — это все мы. Помним ли мы об этом? Не ждем ли, что все проблемы решат за нас и без нас? Не наше ли равнодушие к своим святыням породило все то, о чем сказано выше? Не сами ли мы дали повод не воспринимать чувства верующих всерьез?

 
Милосердие

Материнство - счастье или труд?

Полина Митрофанова

День матери, который в этом году мы отмечали 30 ноября, стал еще одним поводом для размышлений о том, что же такое — материнство.

 
Семейная педагогика

Семейные традиции встречи светлого праздника Рождества Христова

Елена Макеева

Рождество Христово — один из самых светлых православных праздников, время, которого с нетерпением ждут и дети, и взрослые.

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс