Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №5 (108) → Великий молчальник, совершенный молитвенник

Великий молчальник, совершенный молитвенник

№5 (108) / 16 •января• ‘13

Алексей и Галина КоршунУгодники Божии

«Сердце есть малый сосуд, но заключает он все: в нем Бог, ангелы, жизнь и владычество, небесные области и дары несущей Духа благодати»

Св. Макарий Египетский

11 января – память преподобного Василиска Сибирского

Икона – окно в мир иной, окно в вечность, через которое нисходит живительный, спасительный свет Царствия Божия. И в этом свете являет нам Господь образы Своих святых угодников. Даже впервые встав перед иконой, молящийся ощущает благодатную силу, исходящую от изображения святого. Но каждая деталь иконы имеет свое значение и свое предназначение: лучистые глаза, полные смирения и мудрости, благословляющий жест или руки, скрещенные на груди, как пред Святым Причастием…

Икона всей своей сущностью, каждым слоем краски и каждым мазком, положенным кистью иконописца, устремлена не столько к разуму, сколько к сердцу человека. Некоторые иконы являют это свойство с особой отчетливостью, указуя на этот важнейший орган человеческого естества. Как, например, некоторые образы преподобного Серафима Саровского, на которых он изображен с рукой, прижатой к сердцу. С подобным жестом явлен нам на иконах и образ преподобного Василиска Сибирского, святого подвижника XVIII-XIX веков, прославленного совсем недавно, уже в XXI веке. Этот жест говорит о преуспеянии этих угодников Божиих в сердечной молитве. И, в то же время, предназначен всем православным христианам, в чьих сердцах молитвенное обращение к Богу должно звучать непрерывно.

«Единение с Богом протекает в душе как постоянное общение, не как конечное состояние совершенных. Как только оно прекращается, душа оказывается вне своего назначения».

У преподобного Серафима и у преподобного Василиска и в самом деле много общего: оба молитвенники, оба молчальники, оба пустынножители. Но самое главное – и тот, и другой угодили Богу тем, что достигли великого совершенства в сердечной Иисусовой молитве, главной молитве, о которой святой Григорий Синаит сказал: «С этой молитвой не бойся ничего – ибо Сам Бог с тобою».

Мы уже привыкли к тому, что Господь прославляет своих угодников, рано или поздно являя миру свидетельства их подвигов. Но богоизбранность святых проявляется, конечно, гораздо раньше – еще при их жизни. И даже в детском, почти неосмысленном возрасте. Как это произошло со святым Василиском, тогда еще Василием, третьим сыном набожных крестьян из Тверской губернии. Когда слабенький мальчонка пробивается сквозь толпу в церкви, чтобы лучше слышать голос священника, а, не пробившись, выходит из храма со слезами огорчения; когда, вынужденный по бедности побираться, голодный ребенок получает черепок от разбившегося горшка с медом и благодарит Бога за явленную милость; когда он, пастушок, углубленный в молитву, нисколько не печется о стаде, которое, защищенное его молитвенным призыванием помощи Божией, не разбредается, и волки обходят его стороной; когда, наконец, его детская мечта увидеть Отца Небесного становится такой нестерпимой, что он делает себе крылья, как у ангелов, и пытается взлететь – это ли не указание на богоизбранность? На бесконечную и всеохватную любовь к Богу, заключенную в сердце маленького человека? Такую любовь, какой на Руси испокон веку обладали молчальники и молитвенники.

У Василия, и в самом деле, обычных талантов было немного. Из рукодельных ремесел, необходимых для пропитания, он, уже будучи взрослым, научился только самым простым – выделывать глиняные горшки и вырезать деревянные ложки. Да и то не слишком изящные. Все существо будущего отшельника было подчинено его главному таланту – таланту молитвы. Его-то он развивал и совершенствовал всю жизнь, стремясь следовать словам святого Исаака Сирина: «Начало истинной внутренней жизни есть страх Божий».

Василий с помощью Божией прошел испытания детского и искушения юношеского возрастов, когда он полностью доверялся воле старших (даже женился, подчинившись желанию отца, но по согласию с женой жил с ней в целомудрии, как брат с сестрой). Когда же настала пора, и в его помощи уже не нуждался никто из родных и близких, испросив разрешения у братьев, тестя и жены, Василий наконец-то смог приступить к исполнению своей детской мечты.

«Итак, важнейшей жизненной задачей является ревностное стремление к соединению с Христом для того, чтобы вечно жить с Ним. Только внутреннейшая сердечная любовь может соединить тебя с Богом, само существо Которого есть любовь».

Тогда он уже знал, что искусственные крылья в этом деле не помогут. Что силу, возносящую к Богу, можно обрести лишь посредством усердной молитвы, которой можно научиться у духовного наставника.

Сколько монастырей обошел Василий, точно неизвестно. Скольких отшельников он посетил, остается догадываться. Но Бог привел его к иеромонаху Адриану, жившему в брянских лесах. Предав себя в послушание этому духоносному старцу, Василий вскоре принял монашеский постриг. Он был пострижен старцем Адрианом в мантию с именем Василиск.

Казалось бы, все складывается как нельзя лучше: в пустынножительстве обретен и духовный отец, и возможность усердной молитвы. Но что человеческая жизнь без испытаний? Тепличное растение, которое погибает мгновенно на ярком солнце и свежем воздухе! Дорогой его сердцу старец был вызван митрополитом Петербургским для обновления Коневской обители. С ним уехало большинство его духовных чад. Отец Василиск оставался некоторое время совсем один в своей келье среди лесной чащи, одолеваемый бесами, как когда-то преподобный Сергий Радонежский, которому тоже пришлось испытать много искушений в своем отшельничестве.

«Тот, кто стремится к внутренней молитве, будет насколько возможно искать одиночества и избегать многочисленных разговоров. Он будет регулярно и неторопливо совершать молитву и задерживаться на ее содержании. Время от времени он будет приостанавливать молитву и в тишине ожидать ответа от Бога, обратившись к Нему в нерассеянной сосредоточенности. При этом он должен направлять свой ум к Богу неуклонно, без всяких отвлечений».

Тем, кто смиренно проходит испытания, Бог еще при земной жизни дарует вознаграждение. Такое, каким для отца Василиска стал юный искатель Истины. В нем он обрел духовного брата. Трудно в безмолвии жить одному, и отец Василиск молил Бога о том, чтобы послал ему друга духовного, искреннего, сердечного, единодушного. Отец Зосима (Верховский) – так звали того юного монаха – стал на долгие годы сподвижником и ближайшим другом отца Василиска. Вместе они переселились на остров Коневец и со временем стали там самыми почитаемыми пустынножителями.

Но, понятно, не к почитанию стремились духовные братья. Слава человеческая была для них в тягость. Краткие минуты перерывов между долгими молитвами и необходимыми бытовыми заботами отец Василиск всегда использовал для чтения святоотеческих трудов, откуда он в великом множестве выписывал важные для него мысли, то есть держал свой разум в постоянном напряжении, не давая ему пребывать в расслабленности и прелести.

«Тот, кто ищет живого общения с Богом, обращает к Нему свои мысли. Он желал бы только о Боге читать, думать и размышлять».

Но только через отца Зосиму послал ему Господь тайное монашеское сокровище – учение о сердечной молитве.

«Эта краткая молитва содержит все элементы истинной молитвы: хвалу Бога и исповедание Сына Божия, покаяние и прошение всемогущей помощи Его. Молитва сия, обращаясь к Иисусу Христу, сосредоточивает на Нем внимание, учит жить в присутствии Его и согревает сердце. Как простая, краткая молитва, она доступна всякому, везде, всегда, при всяческой деятельности».

И вот что интересно: учение это стало главным призванием старца Василиска. Настолько, что уже отец Зосима стал записывать за ним чудесные проявления действия сердечной молитвы. Эту рукопись отец Василиск впоследствии сам читал и выправлял. И она стала важнейшим документом, свидетельством того, как меняет свойства души сердечная Иисусова молитва.

«По мере того, как сердце очищается от эгоизма, в нем возгорается любовь к Христу. Человек добровольно отдает Ему свое сознание и свою свободу и получает от Него в своем постепенном развитии силу для овладения собою. Наконец, божественная благодать нисходит в очищенное сердце и возжигает в нем солнечное сердечное познание, которое открывает во всех вещах их истинную сущность. Она дарует духовный разум и пробуждает любовь ко всем существам. Царствие Божие раскрывается во внутреннем и наполняет дарами Святого Духа».

Перед тем, как отец Адриан принял великий образ схимы и собрался переехать в Москву, он благословил духовных братьев отправиться на пустынножительство в Сибирь. Так что отцам Василиску и Зосиме было суждено продолжить свои духовные подвиги не на Святой Горе Афон, о которой они так мечтали. И не в Киево-Печерской лавре, не в Крыму, не в Моздоке, не в Астрахани, не в Таганроге – все эти места обошли они, по немощи, свойственной всем людям, посчитав, что сами могут избрать место, где им подвизаться. Но ни одно из мест на Земле не было тогда предназначено для них, кроме бескрайней Сибири. Так судил Господь. Там они и оказались, став отшельниками в глухой тайге.

Тогда же и сподобились монахи познать силу сердечной молитвы, когда однажды, после длительной и мучительной зимовки, решили по весне отправиться к людям, да заплутали. Оставшись после всех испытаний без еды, промерзшие до костей, истощенные, они шли к людям, бросив всю свою и без того скудную утварь, но оставив при себе только Евангелие и книгу святого Исаака Сирина как важнейшую для безмолвствующих. Им оставалось уповать на Бога, потому что выжить в лесу ранней весной невозможно. Но Господь не посылает испытаний не по силам. И, в конце концов, Промыслом Божиим отшельники вышли на дорогу. Отец Василиск после того «путешествия» почти два месяца приходил в себя, лежал в расслабленности. Но милостивый Господь послал преподобному долгие годы земной жизни, целью и основой которой стало совершенствование в сердечной молитве.

«Путем работы и деятельных усилий стремимся мы к очищению сердца. Путем созерцания стремимся мы к обращению духа к Богу, Который, испепелив всякую нечистоту, вступает в очищенное сердце».

Результат духовных подвигов зачастую находит свое воплощение в реально ощутимых вещах. Именно таким воплощением стала обитель, которую под конец жизни сподобился окормлять старец Василиск. Эта обитель – Свято-Николаевский женский монастырь в городе Туринске, который возобновили отцы Василиск и Зосима. Там, в восьми верстах от обители, старцу Василиску срубили келью. Там он окончил свои земные дни 29 декабря 1824 года. К этому он пришел 90-летним старцем и уже совершенным молитвенником.

Возможно, преподобный Василиск не совершил явных чудес, которые доказывали бы миру его святость – он вообще всю жизнь бежал от мирской суеты, и не было для него ничего тяжелее славы человеческой. Но он, малограмотный крестьянин, постиг тайны Царствия Небесного, которое “внутри вас есть”. Его достижения можно сравнить с духовными открытиями великих толкователей Слова Божиего – Симеона Нового Богослова и Григория Паламы. Чудесным свершением преподобного Василиска Сибирского стала сама его жизнь как беспримерный эталон духовного совершенствования. Жизнь – как процесс восхождения ума во внутреннее сердце.

О таких великих молитвенниках святой Иоанн Златоуст говорил: «Каждый молящийся беседует наедине с Богом. Как это величественно – будучи смертным человеком, с Богом бессмертным беседовать – едва ли кто может выразить...».


P.S.:В подготовке статьи использованы материалы книги «Жития святых Екатеринбургской епархии» (Екатеринбург, 2008)

Курсивом выделены фрагменты книги «Умное делание. О молитве Иисусовой» (Валаамский монастырь, Финляндия, 1936 и 1938 гг.)

 

•В других номерах:•

№7 (119) / 5 •октября• ‘15

Угодники Божии

Русские дети-святые

Статью подготовила Юлия Комлева, кандидат исторических наук

№3 (115) / 15 •декабря• ‘14

Угодники Божии

Святой праведный Симеон Верхотурский: Как стать другом Господа?

Статью подготовила Елена Сетник

№2 (114) / 12 •декабря• ‘14

Угодники Божии

Ходатай земли нашей

Священник Борис Бароев, настоятель храма Рождества Христова п. Алтынай Сухоложского района Каменской епархии

 
Праздник

Арт-проект «Екатерины города святой Екатерины»

7 декабря 2012 года Екатеринбург отметил свои 290-е имениныНебесной покровительнице Екатеринбурга – мудрой, отважной и прекрасной великомученице Екатерине и любимому городу посвящается…«Здравствуйте, меня зовут Екатерина Журавлева.

 
Царские дни

Рождество в кругу Императорской семьи

Юлия Комлева

Праздник Рождества Христова, отмечаемый на Руси с Х века, традиционно был тихим и спокойным. Канун Рождества – сочельник – справляли скромно и в царском доме, и в крестьянской избе. Веселые, разгульные Святки начинались только на следующий день…

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс