•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
– Сергей Иванович, Вы – православный христианин, и своих религиозных взглядов не скрываете. Когда и как Вы пришли к вере? Было ли это результатом семейных традиций, или это был самостоятельный путь?
– Крещен был в детстве, как и многие, но не могу сказать, что семья как-то особо повлияла на мое отношение к религии. К вере у нас относились с уважением, но набожным у нас никто не был и какого специального православного воспитания я не получил. Понимание пришло намного позже.
Мое первое образование – это история. В вузе, в котором я учился, коммунистической идеологии уделялось повышенное внимание, но мне с преподавателями, можно сказать, повезло. Фанатиков марксистко-ленинской теории у нас не было, зато были свободные дискуссии, и было высокое качество преподавания истории. Уже тогда для меня было ясно, что развитие нашей страны со времен Киевской Руси невозможно отделить от развития Православия.
Абсолютно уверен в том, что, если бы киевские князья избрали для своего народа другую веру, то вся история нашей страны пошла бы по совершенно другому пути. И вполне возможно, что не было бы даже такой страны под названием Россия, а если бы и была, то в совершенно других границах. Например, можно ли поверить, что горстка казаков сумела завоевать бескрайние сибирские пространства и на огромной территории до самого Тихого океана установить российскую государственность? Не хочу преуменьшать вклад Ермака и его дружины в отечественную историю, но не мечом были присоединены к России сибирские народы. Здесь никогда не было регулярной армии. Единственное сражение, которое оставила нам история – это битва с Кучумом на Иртыше.
Важнейшим событием в российской истории было крещение сибирских народов, которое провел великий русский просветитель митрополит Тобольский Филофей Лещинский. Без оружия, без войска он посещал языческие народы, и люди верили его слову, принимали Православие, а вместе с ним и российское подданство. Его миссионеры дошли до самой Камчатки и окрестили камчадалов. И только после этого можно было с уверенностью утверждать, что Сибирь стала неотъемлемой частью российской территории.
Но Православие – это не только наша история, это культура и традиции, в Православии заложены основы нашей нравственности. Это один из столпов, на которых выстраиваются другие общественные отношения. Если убрать эту основу, то общество начнет разрушаться. Даже в самое жестокое время гонений на Православную Церковь в тридцатые годы прошлого века, когда взрывали храмы, а священников уничтожали физически десятками тысяч, народ сохранил веру.
Десятки лет на полную мощность работала огромная пропагандистская машина, в школе, в институте, на производстве, в средствах массовой информации нас пытались перевоспитать, насадить атеизм, а люди все равно шли в церковь, крестили детей, отмечали Рождество и Пасху. Полагаю, что человеческий разум в какой-то степени можно затуманить различными псевдонаучными идеями, а вот душу обмануть нельзя. Поэтому жить без веры – это все равно, что жить без души, то есть, превратиться в роботов. Когда начинаешь это осознавать, то понимаешь, какую роль в твоей личной жизни и жизни всего народа играет православная вера.
– Принято пренебрежительно отзываться о присутствии на богослужениях высокопоставленных чиновников как о дани моде на Православие. Что бы Вы ответили людям, которые так говорят и пишут?
– С одной стороны, церковь – это намоленное место, где душа человека общается с Богом. Полагаю, что, если человек идет в храм только для того, чтобы помолиться, то присутствие здесь прессы и публики просто не уместно. Поэтому я не понимаю тех людей, которые собственную набожность выставляют напоказ и превращают это в пиар-акцию.
Совсем другое дело, если речь идет о большом духовном празднике, например, Пасхе, или значительном событии в жизни Православной Церкви – таком, как открытие нового храма или участие в крупном православном фестивале. Это уже не интимный процесс, это праздник локальный или всенародный. Поэтому участие в нем первых лиц региона или государства вполне уместно. Естественно, что к таким событиям приковано внимание прессы и общественности. Полагаю, что если мы будем просто различать участие в богослужении как составной части праздника и личную молитву, все вопросы отпадут.
– Как Вы оцениваете события в Екатеринбурге, связанные с активизацией антиклерикалов (антихристианский «молебен» 21 мая, организацию всероссийского движения против преподавания в школах основ мировых религий)?
– В таких случаях принято говорить: «Прости им Господь – они не ведают, что творят». У родителей каждого школьника есть выбор – будет их ребенок изучать основы православной культуры, другой религии или светской этики. Курс составлен так, чтобы максимально обеспечить интересы всех слоев общества и гарантировать соблюдение их конституционных прав. Первые итоги преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» свидетельствуют о том, что и преподаватели, и родители позитивно оценили включение курса в учебный план. По мнению большинства, «Основы религиозных культур и светской этики» – это культурологическое явление, которое направлено на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу всего многообразия традиций многонациональной культуры России.
Если есть какая-то конструктивная критика – можно обсуждать и спорить, если это просто приступы «воинствующего атеизма», то я могу лишь посочувствовать эти людям – их дело абсолютно бесперспективно. В тех случаях, когда дело доходит до разжигания межрелигиозной розни, тогда оценку этим действиям должны давать правоохранительные органы.
– Сегодня Церковь принято обвинять в сращивании с государством. Насколько, на Ваш взгляд, обоснованны эти обвинения? Могут ли Церковь и государство сотрудничать так, чтобы не было такой критики? В каких областях и формах видится Вам это сотрудничество?
– По опыту знаю, что критика будет всегда, потому что есть целый пласт людей, которые критику органов государственной власти сделали своей профессией. Для таких людей важен не результат, а сам процесс. А если по существу, то у государства и церкви есть немало сфер для сотрудничества.
У нас сложились по-настоящему партнерские отношения между традиционными конфессиями и органами власти. Ярким тому примером является деятельность Совета по реализации государственной политики в области свободы совести и религиозных объединений при полномочном представителе Президента Российской Федерации в УрФО.
Вы знаете, что между полномочным представителем Президента России в УрФО и Святейшим Патриархом подписано Соглашение о социальном партнерстве, соглашения о сотрудничестве подписаны также с Верховным муфтием России и Главным раввином России. Эти документы имеют конкретную цель – объединить усилия государства и религиозных конфессий в решении задач по духовному возрождению общества, сохранению исторического наследия и национальной культуры нашего народа.
Вызовы нового тысячелетия требуют усиления взаимодействия церковной и светской властей в деле духовной поддержки граждан страны в условиях экономического кризиса; в работе по пресечению экстремизма, воспитании молодежи в духе патриотизма с целью сохранения единства России. Задача церкви и государства – воспитать не только компетентного и работоспособного человека, но и полноценную личность, приносящую пользу не только себе, но и своим ближним и своему Отечеству.
Сегодня, как никогда остро, ощущается потребность во взаимодействии государства и церкви в гражданско-патриотическом и духовном воспитании граждан. Существует необходимость совершенствования российского образования и воспитания подрастающего поколения на основе сочетания отечественных образовательных традиций и мирового педагогического опыта, решения проблем науки и культуры, сохранения и приумножения нравственных ценностей в Отечестве.
К сожалению, наряду с бесспорными заслугами религиозных организаций в благородном деле духовного возрождения общества, нельзя скрывать факты, когда религиозные организации используются для разжигания межнациональной розни и религиозной нетерпимости. Нельзя отмахнуться от фактов, что идеологам от терроризма иногда удается творить свои черные дела, играя на чувствах верующих.
В этом случае наша с вами задача – обеспечить надежную защиту общества от проникновения экстремизма и его разрушительной идеологии. Это непростая проблема и для ее решения не может быть готовых рецептов. Неоценимую помощь органам государственной власти в противодействии экстремисткой деятельности может оказать наша научная элита, преподаватели богословия, деятели культуры и искусства. Очень большую роль в противодействии экстремизму должны сыграть средства массовой информации.
На открытии выставки художницы Марии Вишняк
– Минувший век оставил нам горькое наследие: многие храмы были взорваны или изуродованы, погосты осквернены – и, как следствие, изуродованными оказались души людей. Мы ходим по улицам, носящим имена кровавых убийц и террористов (да и область наша носит имя зловещего персонажа) – для одних это является болью, других вполне устраивает.
Попытки что-то изменить наталкиваются на противодействие: так было с идеей восстановления храма святой Екатерины, взорванного в 1930 году – храма небесной покровительницы Екатеринбурга; так было с идеей перезахоронения почетных граждан Екатеринбурга, чьи останки сегодня лежат под брусчаткой площади 1905 года (по оценкам археологов там, где паркуют машины, устраивают новогодние елки и проводят концерты, находятся сегодня более 100 захоронений, в т.ч. и могилы трех архиереев, а также фундамент алтаря Богоявленского кафедрального собора).
С тем же совсем недавно столкнулись студенты Уральского финансово-юридического института, выступившие с инициативой вернуть улице Карла Либкнехта ее настоящее имя Вознесенский проспект: у горожан это встретило поддержку, у чиновников – противление. Это лишь те примеры, которые, что называется, лежат на поверхности. Какие пути решения заявленных проблем Вы видите?
– На самом деле вы подняли очень серьезные вопросы, на которые нет, и не может быть однозначных ответов. Каждая эпоха оставляет свое собственное наследие. Представьте себе, что людям, которые строили и развивали Екатеринбург в советскую эпоху, скажут: «Все, что вы сделали в своей жизни – это ошибка, все, во что вы верили, к чему стремились, вся ваша жизнь – это ошибка». Но и оставлять все как есть – невозможно.
Вы правильно заметили, что в городе, который носит имя святой христианской мученицы Екатерины, улицы названы именами тех, кто надругался над верой, кем были взорваны храмы и уничтожены тысячи мирных жителей. Вы правы и в том, что восстановление храма небесной покровительницы Екатеринбурга – это один из самых важных вопросов. Инициатива решения всех этих достаточно деликатных вопросов должна исходить от горожан, и окончательное решение тоже должны принимать жители города Екатеринбурга. Есть разные формы и площадки обсуждения – Городская Дума, общественные слушания и даже референдум.
Полагаю, что будет непросто найти компромиссный вариант, возможно, будет сопротивление и со стороны городских чиновников. Но если вы верите, что последнее слово всегда за чиновниками, тогда незачем роптать, если вы поймете, что принимают решение горожане, а чиновники его всего лишь исполняют, тогда все изменится.
Редакция журнала «Православный вестник» благодарит пресс-службу Полпредства в УрФО и лично Владимира Николаевича Туркина за помощь в проведении интервью
Когда и как случилось это с городом, вопрос сложный. Тогда ли, когда убили здесь Помазанника Божия и его семью… Тогда ли, когда город отказался от покровительства святой Екатерины и принял кровавое имя Свердлова… Тогда ли, когда взрывали храмы и уничтожали духовенство… Но…
То, что развернулось вокруг идеи восстановления на его законном месте взорванного в 30-е годы прошлого века Градо-Екатерининского собора, нельзя назвать полемикой. Это, скорее
В настоящее время основные усилия екатеринбургского Фонда имени святого великомученика Димитрия Солунского сосредоточены на том, чтобы привлечь внимание общества к проблеме «Власть и Святость», способствовать возвращению к традициям национального самосознания, основанного…
Уралмаш. Название этого микрорайона Екатеринбурга хорошо известно далеко за пределами города. Уралмаш – это сегодня не только место дислокации знаменитого завода тяжелого машиностроения, но и обширный микрорайон, украшенный несколькими православными храмами.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.