•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
Евангелие возвестило абсолютно новую весть. Весть, которую до этого не знал мир, которая выражает существо Божие. «Бог есть любовь», «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).
На такую Любовь человек не способен сам по себе. Часто можно слышать такие слова: «Евангелие выдумано людьми» — тогда хочется сказать в ответ: «Попробуй, напиши сам!» Есть заповедь: «Кто ударит тебя по правой щеке — подставь левую» — кто из людей может такое придумать?
А сердцевина заповедей — любовь к врагам — совсем недосягаемая для человеческого ума высота: «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Ин. 6,
Но Христос не только говорит, но всей своей жизнью являет любовь к человеку. Любовь является главным двигателем человеческой деятельности, так как все, что он делает хорошего — он делает по любви. Если человек любит детей, то он их рожает и воспитывает. А если не любит детей, то будет всячески от них предохраняться, оправдывая себя тем, что «время не пришло», «нужно еще подзаработать, чтобы дать ребенку все».
Это все лукавство, прикрывающее нелюбовь к детям. Если человек любит свою работу, то он готов ради нее забыть про семью, про здоровье. Если человек любит водку, то ради нее он отказывается и от детей, и от жены, и от работы, и от здоровья. Человек делает только то, что он любит. И отказаться от «любимого греха» человек может исключительно ради высшей любви. Попробуй девочкеподростку сказать: «Знаешь, дорогая, курить это плохо, на дискотеках появляться опасно, никакого мужа там не найти». Она возмутится: «Да вы с ума сошли! Там моя жизнь, мои друзья! Я все это люблю». И никакие аргументы не убедят ее.
Но пройдет время, она встретит свою вторую половинку, образуется семья и однажды она почувствует, как у нее под сердцем зародилась новая жизнь. Вот ради этой новой жизни своего малыша она, если она еще не до конца потеряла рассудок, откажется и от курения, и от опасностей. Если только она не воспринимает ребенка как проклятие, ведь огромное количество даже крещеных людей именно так реагируют на ребенка. Нормальная девушка откажется от своих вредных привычек и перестанет «трястись» на дискотеках, так как осознает, что в противном случае через девять месяцев она будет дорого платить за свои привычки. Платить своим здоровьем и, главное, здоровьем, несчастьем своего ребенка. Ради любви она может исправить свои грехи.
Человек не рождается с широкой душой и способностью всех любить. Он приобретает это божественное свойство. Любовь воспитывается, а не внезапно «сваливается» на человека, «когда ее совсем не ждешь». Как воспитывается любовь? Господь говорит: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14, 23) — то есть воспитание любви происходит через исполнение заповедей Божиих. Есть забавные люди, которые утверждают: «Я Бога люблю, я в него верю!». Спрашиваешь такого человека: «Хорошо, расскажи, а какие заповеди Божии ты знаешь и как ты реально их исполняешь?». Человек сразу садится в лужу, мямлит что-то про «не убий, не укради». Но понятно, что никаких заповедей он не соблюдает и не знает их содержания.
И оказывается, что вся любовь его на словах. Это не любовь, так как любовь является в делах, когда человек ежедневно себя понуждает к исполнению заповеди любви по отношению к ближнему и к Богу. Одним из самых главных источников любви к Богу является центральное и самое главное таинство Церкви — Причастие, таинство Евхаристии. Господь говорит: «Истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53) Без этого таинства невозможны ни жизнь со Христом, ни любовь к Нему. Все становится похожим на какой-то цирк: человек приходит в храм и вместо того, чтобы приступить к таинству, которое с точки зрения Бога является самым главным, наблюдает. Сегодня получается так: 30 человек подходят к Чаше, 200 стоят и наблюдают, а еще 100 вообще смутно представляют, зачем они сюда пришли! Зачем эти наблюдатели пришли в храм? Свечку поставить, музыку послушать, повздыхать о чем-то?
Если хочется музыку послушать, то лучше купить диск с записью хорошего хора, например, Троице-Сергиевой Лавры вместо слабеньких голосов приходских хоров. Не для этого же существует Церковь. Церковь Господь создал для того, чтобы человек был в общении с Ним, был причастником Божественной жизни. Такую ситуацию вообще невозможно представить в первой христианской общине. Там человек, не приступающий к Чаше, находился в трех состояниях: во-первых, если он был еретиком и не верил, что происходит таинство, во-вторых, если он был смертным грешником, в-третьих, когда он нес епитимью.
Мы находимся в жутком заблуждении: когда христианин, живущий церковной жизнью, считает, что достаточно причащаться раз в год, в полгода или раз в месяц. Но ведь если у человека правильная православная вера, если у него нет тяжких смертных грехов, если он борется со страстями, если он молится, кается, то у него нет причин, чтобы не причащаться.
А у нас выходит, как в притче: «Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти» (Лк. 14,
В России самые благоприятные условия для спасения. Ни в одной стране нет такого множества храмов, где совершаются богослужения. А мы к этому равнодушны. И я не говорю о некрещеных людях, которые даже не слышали о Евангелии, так как с них никакого спроса быть не может. Я говорю о равнодушии тех, кто приходит в храм, о равнодушии сотрудников храма — свечниц, уборщиц, певчих — которые могут годами петь и ни разу не подойти к Святой Чаше.
Ведь для многих Причастие является всем чем угодно, но не целью жизни. Особо хочется сказать про причастие детей. Каждый раз, когда к Чаше подносят детей, находятся такие дети, которым взрослые люди держат головы, разжимают челюсти, выворачивают руки, потому что они с криком извиваются и отталкивают Чашу от себя. Конечно, можно такое поведение ребенка списать на непривычную обстановку.
Но опять же возникает вопрос — почему пребывание в храме для ребенка непривычно? Как устроена жизнь семьи, папы и мамы, что ребенок Христу противится, начинает бесноваться, что даже взрослый человек не может его удержать? А сопротивляется он потому, что видит двойные стандарты, чувствует, что есть разница между тем, как живет его семья, и Тем, Кого он встречает в Причастии.
Обязательно причастие детей должно быть связано с причастием родителей. Часто спрашивают: как научить ребенка просить прощение, как его научить делиться? Но воспитание не должно строиться на принципе: «Я тебе расскажу, как надо». Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Ребенок должен видеть, как поступают его родители, как мама просит прощения у папы, как папа извиняется перед детьми, если он несправедливо их наказал. В духовной жизни то же самое. Мы приносим детей на Причастие, а сами не участвуем в нем, стоим в стороне, думая, что таким образом мы воспитываем детей в православной вере, что дети становятся лучше каким-то магическим способом.
И ребенок думает: «Меня с вывернутыми руками к Чаше подносят, а папа с мамой спокойненько стоят в стороне и разговаривают!». Пока он маленький, то он будет это терпеть, но когда ему исполнится 12 лет, он вылетит из храма, как пробка из бутылки! И родители ничего сделать с этим не смогут, потому что сами они ничего не сделали, чтобы вера (а не просто хорошие слова) выросла в душе ребенка.
К сожалению, приходится констатировать, что пока наши храмы не могут называться христианскими общинами. Это просто приходы: пришли, постояли, погрустили, свечки поставили, записочки подали, послушали батюшкину проповедь, повздыхали и ушли. Нужно стремиться к тому, чтобы «едиными устами, единым сердцем прославлять Господа Иисуса Христа». Когда во время литургии наблюдателями будут только оглашаемые и находящиеся на епитимье, а вся община будет приступать к Чаше с Причастием, тогда можно будет говорить об успехе духовной жизни, о том, что мы — христиане, живущие по Евангелию. Помогай нам в этом деле Господь. Аминь.
Дорогие читатели, сегодня в нашей рубрике мы хотим задать вам простой вопрос — в каком городе вы живете? Понятно, что каждый человек живет в каком-то своем Екатеринбурге. Он мысленно выбрал для себя любимые районы, улицы, парки, дома… Но ведь при этом…
«Мечта — заветное желание, идеализированная цель, сулящая счастье», — утверждает электронная энциклопедия. «Нет, мечта — это погоня за радугой, которая ничего не дает человеку, а только отнимает у него время, данное Богом для спасения», —…
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.