Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №8 (97) → Свидетель Истины

Свидетель Истины

№8 (97) / 20 •сентября• ‘10

Алексей и Галина КоршунУгодники Божии

•В этой теме:•

Угодники Божии
Обратная связь
Алексей и Галина Коршун

10 сентября — память священномученика Алексия Будрина

«Кровь мучеников - семя христианства»
Тертуллиан

До прихода в мир Спасителя скорая на расправу толпа легко расправлялась с пророками, чьи слова нестерпимо жгли исковерканные страстями души. Правда колола глаза, и легче было убить пророка, чем задуматься и попытаться что-то изменить. Прежде всего, в самом себе. Появление на Земле христианства ознаменовало поворотный момент в истории человеческой цивилизации. Крестной смертью Иисус Христос «приобрел вечное искупление» для людей (Евр. 9:12). Но глубинная повреждённость человеческой природы очень многим помешала тогда - и мешает до сих пор - прийти к пониманию Истины. «Много званных, а мало избранных» (Мф. 20:16).

Христос в разговоре с Пилатом говорит: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (Ин. 18: 37). Идущие вслед за Ним ближайшие ученики Христа, апостолы, и первые христианские мученики, принимая мучения и смерть, следовали примеру Спасителя. Не мужество свое они демонстрировали этим и не презрение к палачам.

Проповедь христианской веры, проповедь Благой Вести в те давние времена имела свое высшее проявление в мученической кончине. Именно она - смерть во имя Господне на кресте, от клинка, от звериных клыков или камней - была неопровержимым доказательством Истины.

С появлением христианства родился и феномен мученичества. Библейские пророки говорили о грядущем приходе Спасителя. Мученики свидетельствовали об уже состоявшейся Искупительной жертве. Они были свидетелями (само слово «мученик» восходит к греческому «мартис» - свидетель). Свидетели об Истине. Апостолы, которые видели и слышали Христа, в полном смысле являлись очевидцами. И все же их свидетельство об Истине, как и свидетельство всех последующих за ними мучеников, исходило не от органов чувств тела, но от сокровенного состояния души, называемого верой.

Октябрьский безбожный вихрь многократно увеличил число мучеников. Целый сонм новых свидетелей об Истине - новомучеников - явил миру кровавый XX век. И произошло это не потому, что безбожным тиранам и диктаторам, назначившим себя на роль всемирных благодетелей, оказывалось открытое сопротивление. Нет. Неугодными становились как раз те исповедники христианской веры, которые просто продолжали выполнять свой долг, ни на йоту не отступая от заповедей Христовых. Но в том-то и дело, что сам образ их жизни становился жупелом для псевдонародной власти, поскольку невольно служил веской альтернативой лживой концепции «нового мира».

Жизнь, отданная служению Богу и людям, после 17-го года в России стала той самой правдой, которая колет глаза. По большому счёту, для «борцов за народное счастье» сан священника был не так уж и важен. Облачение и наперсный крест - вот что служило для них тем же, что красная тряпка для быка.

И все-таки главным бельмом на революционном глазу были не просто попы, но те, кто имел особые заслуги перед Российской империей, ее народом и царем. К числу таких «непростых» священников относился и батюшка Алексий Будрин, в 1918 году служивший протоиереем в Свято-Троицком соборе города Красноуфимска Пермской губернии.

Он и в самом деле был заслуженным батюшкой, чьи награды одним своим перечнем внушают глубокое уважение: ордена Святой Анны II и III степени, орден Святого Князя Владимира IV степени, камилавка, золотой крест и Библия от Святейшего Синода, палица. В 1912 году он был избран в члены Государственной Думы от Пермской губернии и в том же году удостоился представления Его Императорскому Величеству, в память о чём ему был подарен фотоснимок с изображением Государя.

В 1913 году протоиерей Алексий удостоился чести лично преподнести поздравления Государю Николаю II в связи с 300-летием царствования Дома Романовых, что было отмечено особым наградным знаком. Но еще больше поражает воображение перечень должностей и постов, которые занимал батюшка на протяжении своего священнического служения в Красноуфимске и Перми.

Вот лишь краткий послужной список батюшки: преподаватель Закона Божия и церковно-славянского языка, законоучитель в русско-башкирской сельскохозяйственной школе, член уездных отделений епархиального училищного совета, помощник благочинного, заведующий церковно-приходскими школами, ключарь пермского Спасо-Преображенского собора, штатный член Пермской Духовной консистории, благочинный церквей Красноуфимского округа и председатель Красноуфимского уездного отделения епархиального училищного совета, председатель Красноуфимского церковноприходского попечительства.

Многие из своих обязанностей отец Алексий совмещал, поскольку решительности в активном служении Богу и людям ему было не занимать. И при этом он, настоятель главного храма города Красноуфимска, оставался добрым пастырем, окормлявшим множество прихожан, и добрым отцом большого семейства, вместе с благочестивой матушкой воспитавшим и поставившим на ноги шесть детей.

Без всякого сомнения, его родные и духовные чада приобрели тот бесценный заряд чистейшей духовной энергии, который можно получить лишь имея перед глазами жизненный пример добрейшего и честнейшего человека, чей жар души горит во Славу Божию.

В сентябре 1918 года убеленный сединами любимый паствой 57-летний батюшка по приговору революционного комитета года Красноуфимска был осужден на смертную казнь через расстрел. Единственным обвинением протоиерею Алексию Будрину стало его участие в Государственной думе. Но это, конечно, был лишь повод расквитаться с уважаемым в народе пастырем, «чтобы не мешался под ногами на пути к светлому будущему». Он принял смерть за все, что свершил в своей жизни. За все то, что не укладывалось в «прокрустово ложе» революционной идеи, отрицавшей Бога, а, значит, и тех, кто вёл народ к Престолу Божию.

Все деяния отца Алексия, все его свершения носили печать добра. У борцов за «равенство и братство» именно за все доброе и хорошее полагалось смерть. И отец Алексий встретил её, не дрогнув, со спокойствием, достойным первых христианских мучеников. Батюшка твёрдо помнил слова Христа: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу, и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28).

Наверное, эта его несгибаемость, совершенное упование на волю Божию и явное духовное превосходство над палачами более всего выводило убийц из себя. Даже мёртвый священник внушал им страх недосягаемостью своего высоко воспарившего духа. Неугасимый огонь, жгущий их души, огонь совести, который, без сомнения, не гаснет в сердцах даже самых закоренелых преступников, они старались погасить надругательством над усопшим.

Мучаясь от бессильной злобы, они привязали расстрелянного ими безвинного человека к лошади и погнали ее через железнодорожные пути к зданию ревкома. На протяжении всего пути тело убиенного моталось из стороны в сторону, переворачивалось, ударялось о камни, так что лик отца Алексия был обезображен до неузнаваемости.

Впрочем, по свидетельствам тех, кто имел несчастье быть пригнанным на место казни в качестве зрителей, ни у кого не было полной убежденности в смерти батюшки. Возможно, что он не умер сразу, и лошадь какое-то время тащила по камням еще живого человека.

«Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф 10:39). Те красноармейцы (конечно, те из них, кто был крещен в православной вере), которые расстреливали служителей церкви, не могли не учиться Закону Божиему, не могли не знать этих строк из Святого Писания.

Во времена, предшествовавшие революции, преподавание духовных дисциплин велось на высшем уровне, широко и повсеместно. Возможно, что кто-то из тех, кто навел прицел винтовки на статную фигуру благообразного священника и кто невольно встретился с теплым светом его глаз, когда-то, будучи ребенком, посещал уроки Закона Божиего, которые вел отец Алексий.

Что же могло произойти с ними за столь короткий срок - с октябрьского переворота 17-го года до сентябрьских дней 18-го? Неужели разум, отравленный лозунгами и прокламациями, так безраздельно стал властвовать над их сердцами? Или же душевная повреждённость, унаследованная человечеством от Адама и Евы, возобладала над добрыми чувствами настолько, что никому не причинивший зла, никому не угрожавший и не способный помешать священник стал настолько ненавистен, что единственно возможным способом общения с ним мог стать винтовочный залп?

Так или иначе, последний аккорд прекрасной, ничем не запятнанной жизни пастыря, наставника, гражданина и отца семейства батюшки Алексия прозвучал посредством нелюдей, не ведавших, что творят. Прозвучал под свист семи пуль, лишь последняя из которых сбила его с ног.

Перед праведником, претерпевшим до конца, открываются врата Царства Божиего. Что открывается перед нераскаявшимися убийцами - даже страшно подумать. Так ли уж мало расстояние от мученика до палача? Физически оно равно длине полёта пули. Духовно - это бесконечность между омертвелыми душами грешников, летящими в смертную бездну, и воспаряющими к Создателю душами святых подвижников.

Прошедший свой земной путь от начала до конца честно и свято, священномученик Алексий и жизнью, и смертью своей засвидетельствовал великую Истину христовой веры, которую вместе со всеми мучениками, от века принявшими смерть за Христа, заповедовал всем людям Земли. Святой Алексий и сейчас пребывает с нами, научая всех нас праведной, чистой, а, значит, по-настоящему, по-Божески лёгкой, не отягощенной злом и грехами, жизни. Мощи священномученика Алексия Будрина находятся в Свято-Троицком храме города Красноуфимска.

Священномучениче Алексие, моли Бога о нас!

 

•В других номерах:•

№7 (119) / 5 •октября• ‘15

Угодники Божии

Русские дети-святые

Статью подготовила Юлия Комлева, кандидат исторических наук

№3 (115) / 15 •декабря• ‘14

Угодники Божии

Святой праведный Симеон Верхотурский: Как стать другом Господа?

Статью подготовила Елена Сетник

№2 (114) / 12 •декабря• ‘14

Угодники Божии

Ходатай земли нашей

Священник Борис Бароев, настоятель храма Рождества Христова п. Алтынай Сухоложского района Каменской епархии

 
Праздник

Заступница усердная

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

14 октября — Покров Пресвятой Владычицы Нашей Богородицы и Приснодевы Марии…

 
Угодники Божии

Обратная связь

Алексей и Галина Коршун

30 сентября — память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии…

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс