Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №4 (93) → Смех может быть утешением

Смех может быть утешением

№4 (93) / 15 •апреля• ‘10

Ксения ВозгривцеваПростые вопросы

Он бывает заразительным и гомерическим, радостным и непосредственным, злым и «сквозь слезы», нервным и издевательским. Он передается, как зевота, стоит только поймать его «бациллу». Он может поссорить, а может и подружить. Некоторые считают, что он порожден бесами, а другие уверены, что им можно с бесами бороться. Он упоминается в одной из заповедей блаженств: «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» (Лк. 6, 21).

Сегодня мы говорим с о. Владимиром Первушиным о смехе.

Отец Владимир, говорят, что пять минут здорового смеха заменяют стакан сметаны. Можно ли было в пост смеяться?

Да, наверное, можно. Господь говорит: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (Мф. 6, 14). Это фарисеи могли посыпать голову пеплом, якобы в знак глубокой скорби о содеянных грехах. Но пост в таком случае превращается в «показуху» и приносит душе не пользу, а вред. Для нас в пост более актуальна заповедь апостола «Всегда радуйтесь» (1 Сол. 5, 14) и подобные ей – «Братия, радуйтесь, совершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, – и Бог любви и мира будет с вами». (2 Кор. 13, 11).

Так вот если радость у человека, действительно, искренняя, то он будет не только радоваться, но и выражать эту радость в искреннем смехе. Если же радость не настоящая, то приходится человеку либо ходить с унылым лицом, либо натягивать на это лицо фальшивую улыбку «по Дейлу Карнегги».

Смех – тема опасная... Вообще, чтобы у читателя журнала возник правильный взгляд на смех, нужно разобраться, что же такое смех. А смех – это проявление эмоции. Каждую эмоцию можно рассматривать как дар Божий человеку. Будь то печаль, или гнев, или смех, или плач – все эти эмоции можно и нужно просто научиться правильно использовать. Чаще всего человек использует эти дары себе же во вред: например, он печалится не о своих грехах, не о потерянном Боге, а о том, что у него зарплата не такая высокая, как хотелось бы, или что ему позарез не хватает новой машины. Так же и смех. Человек может видеть, что другому человеку плохо, злорадно смеяться и издевательски шутить. А другой человек доброй шуткой поддерживает брата, и все окружающие, словно огнем, заражаются этой душевной радостью.

Апостол Павел говорит: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4, 29). Так и гнилой смех не должен вырываться из наших уст. Смех должен быть неким инструментом, который укрепляет, назидает, утверждает нас в вере.

Есть история св. Антонии Великом, которого однажды кто-то увидел рассказывающим братии какую-то смешную историю. Братия стояла вокруг настоятеля и смеялась. Недоуменный очевидец потом подошел и упрекнул св. Антония в том, что он творит, что не должно. А тот протянул ему лук и попросил натягивать тетиву. Все сильнее и сильнее натягивал тетиву человек, а потом говорит: «Больше нельзя… порвется». Тогда св. Антоний говорит: «Вот так и человеку нельзя находится в постоянном духовном напряжении, так как человек может сломаться».Также шуткой можно выдернуть человека, находящегося в унынии, из его состояния. Но сделать это может только воистину добродетельный человек, человек, любящий ближнего.

Почему же смех – тема опасная?

Смех есть проявление напряженного эмоционального состояния, а это присуще уже падшему человеку. После грехопадения люди (особенно взрослые) стали смеяться часто злорадно или издевательски. Этим смехом смеялись люди, которые оказались рядом со Христом в доме Иаира, чтобы оплакать его умершую дочь, когда Спаситель говорит, что она «не умерла, но спит». Так злорадно смеялись люди, стоявшие у Креста и говорившие «если Ты Сын Божий, сойди с креста» (Мф. 27, 40).

Такой смех неприятен даже внешне: оскал зубов, прерывистое дыхание, издание громких звуков. Но ведь у смеха самое главное – внутренняя сторона, его содержание. Вот содержание и определяет греховность или чистоту смеха.

То есть сам по себе смех ни спасителен, ни губителен для человека?

Конечно. В одном из отечников есть история о двух монахах. Один был всегда веселым и радостным. А другой никогда не улыбался, имел память о смерти, усердно подвизался о спасении. Он практически умер для этого мира, а ведь покойники не улыбаются. Братия же любила обоих, и весельчака, и серьезного. Случилось так, что почти одновременно оба брата умерли. Братья стали недоуменно размышлять, кто же из них двоих спасся, ведь они такие разные были, разными были и пути их христианской жизни? Стали молиться, чтобы Господь открыл им посмертную участь братьев. И вот одному монаху было открыто, что спаслись оба. То есть и тот, и другой путь угодны Господу. Нужно и всегда радоваться, и всегда иметь память о страшном дне смерти.

Говорят, что четверодневный Лазарь, которого Господь воскресил, потом всю жизнь даже ни разу не улыбнулся, вспоминая о тех адских муках, которые видел. То есть имеющие память смертную могут вовсе и не радоваться.

Совершенно верно, есть такое предание. Оно как раз подтверждает другую точку зрения на смех и радость. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Господь плакал о Лазаре (Ин.11,31), об Иерусалиме (Лк.19,41) и возмутился духом об Иуде (Ин.13,21). Да и часто бывало, что видели Его плачущим, а чтобы Он смеялся или мало улыбался, этого никто никогда не видел, – почему ни один из евангелистов не упомянул о том. Так же и Павел, что он плакал, и плакал три года день и ночь, сам о том свидетельствует (Деян.20,31), и другие о нем говорят то; а чтобы когда-либо смеялся, об этом нигде не говорит ни сам он, ни другой апостол, ни один из святых, ни о нем, ни о ком другом подобном.

Об одной только Сарре говорит Писание (Быт.18,12), за что она и получила упрек, также о сыне Ноя, который за то из свободного сделался рабом. Впрочем, я говорю это, не запрещая смеяться, но удерживая от неумеренного смеха». (Свт. Иоанн Златоуст. Том 7, книга 1, беседа 6).

Апостол Павел говорит: «всегда радуйтесь» и через запятую добавляет: «непрестанно молитесь». Хороший смех – продолжении радости. И если он не рассеивает молитву, то он неопасен?

Да, только это должен быть совсем уже чистый смех. Кроме того, нужно понимать, что значит «непрестанно молитесь»? Это не значит, что я должен ходить и постоянно что-то себе под нос бубнить и одновременно улыбаться. Если мы так будем поступать, то мы неизбежно окажемся в одном из отделений психиатрической больницы. «Непрестанно молитесь» – значит «непрестанно пребывайте пред Господом». Как во время молитвы мы стоим перед Богом, так и в любом деле, в любой ситуации, в любом месте нужно как бы стоять перед очами Господа.

Такое внутреннее предстояние отличается от мысленной молитвы. Предстояние, скорее, можно определить как молчаливую молитву человека, помнящего, что «на всяком месте очи Господни». Если человек научился такой молчаливой молитве, то в его сердце будет и непрестанная радость. Радость о том, что Господь помнит нас, что Он в каждый момент промыслительно заботится о нас, помогает, спасает. Господь настолько любит нас, что Сына Своего отдал за наше спасение – этому ли не радоваться?! Блажен тот, кто может поделиться радостью с другими.

В культуре во все времена были люди, которые делали смех своей профессией. Сегодня таких «смехотворцев» как-то особенно много. Их можно увидеть практически на всех центральных телевизионных каналах по праздникам и выходным. Они усиленно «дарят» другим радость.

Вот как раз это явление и можно классифицировать как тот самый гнилой смех. Если трезвомысленный человек, имеющий память о Боге, включит эти программы, то он увидит, что высмеиваются святыни и авторитеты. Высмеиваются люди, ценности, история… Говорят же: «Если хочешь уничтожить народ – уничтожь его авторитет» – то есть народ превращается в сборище животных. Смешного в этих шоу ничего нет.

Почему же люди тогда смеются?

Есть такое понятие как индукция (заражение, передача). Можно индуцировать истерию, то есть заразить тревожным состоянием других людей (например, на футбольном стадионе возбужденные фанаты передают свое состояние и другим болельщикам, и самим футболистам). Также можно рассадить в зале, где проходит юмористический концерт, людей, которые будут истерически смеяться и других заражать. Здесь начинает работать и стадный инстинкт.

Также срабатывает «рефлекс», как у собаки Павлова: Петросян появился – люди засмеялись. Но этот смех надрывный и опустошающий. Это вовсе не тот смех, который «заменяет стакан сметаны». Напротив, чем дольше человек так смеется, тем больше выхолащивается его душа.

Почему от такого смеха душа опустошается? Что происходит с душой?

Как же она не будет опустошаться, если над ней совершается насилие? Вряд ли от насилия человеку будет хорошо. Вряд ли насилие приведет его в доброе, спокойное и гармоничное расположение духа. А теперь каждый праздник и выходной день человек подвергается этому насилию. Сами же «производители» такого смеха, зарабатывающие на смехе, в жизни оказываются унылыми людьми. Как наркоман со временем перестает получать от наркотиков удовольствие. У него просто заканчиваются защитные ресурсы, выделенные Господом, и остается одна боль. Так и смехотворцы будто иссякают в своем смехе, в душе остается одна больная пустота.

В фильме Никиты Михалкова «12» Михаил Ефремов играет артиста эстрады, который осознал эту пустоту и боль. Он произносит монолог, в котором говорит о том, что люди всегда готовы «ржать». Что он пытался с людьми о чем-то серьезном поговорить, но они это не воспринимают и «ржут». И потом говорит: «А знаете, почему они ржут? А потому что когда серьезно, тогда страшно».

Да это и понятно, что без Бога из этой пустоты человеку не выбраться. Здесь требуется длительное лечение души в Церкви, переосмысление жизни. Но это отдельная тоже очень серьезная тема, которая связана со смехом уже косвенно.

Отец Владимир, когда человек начинает только входить в жизнь Церкви, он может увидеть, что во время приходского праздника после богослужения батюшки вместе с прихожанами веселятся, поют песни, участвуют в подушечных боях. И у него возникает недоумение, так как он ожидал увидеть постоянный плач о грехах и покаяние.

На самом деле православные люди очень любят и ценят праздники. Есть праздник праздников, который определяет всю жизнь православного человека – Пасха! И это не только потому, что весь круг праздников Церкви строится вокруг Пасхи. Тот, кто живет полнотой церковной жизни (а не просто иногда заходит свечки поставить), может почувствовать особенность Пасхи. Когда я кроплю святой водой мою маленькую дочку, она начинает радостно смеяться и кричать «Христос воскресе!», выражая этим криком радость, которая запомнилась ей с Пасхи. Когда все люди ликовали, по-детски кричали, обнимали друг друга – по-настоящему свободная радость. То есть, чтобы понять, что такое радость, нужно понять, что такое Пасха. Человек непонимающий смущается: «Где вся серьезность? Где память о смерти?». А Воскресение – это победа над смертью, над грехом и над всем, что когда-либо тяготело над человеком и над миром, победа над адом и сатаной.

Некоторые африканские народы, принявшие православие, выражают свою религиозную радость танцем, как когда-то царь Давид танцевал перед ковчегом завета. Хотя со стороны это может выглядеть по-детски нелепо, но настоящая радость о Боге и это допускает. «Всякое дыхание да хвалит Господа».

Настоящая неоскверненная страстями радость, наверное, чаще встречается у детей. Можно ли сказать, что в смехе мир взрослых и мир детей соприкасаются?

Вообще, если сравнить мир взрослых и мир детей, то можно сказать, что мир взрослых – это ответственность, которая требует сосредоточения сердца и ума. Когда взрослый смеется, то он соприкасается с детством, переживает некую беззаботность, легкость. Ведь счастливое детство – дар Божий, резерв хороших эмоций, к которым взрослый человек может постоянно возвращаться. От отягощенного грехом сегодняшнего состояния человек призван вернуться к той чистоте, которая была в детстве. Господь призывает быть, как дети.

То есть смех может быть той лакмусовой бумажкой, при помощи которой я оцениваю свое сегодняшнее духовное состояние?

Конечно, проанализировав свой смех, мы можем сделать вывод о том, насколько мы близки ближнему и Богу. Ведь настоящий друг – это не тот, кто может сопереживать в трудностях, а тот, кто может сорадоваться другому! Порадоваться успеху другого, без всякой зависти или печали – это любовь.

Греховен ли простой смех, вызванный несуразностью другого человека? Например, мы видим что-то забавное в его внешности или походке, или манере говорить, и не можем сдержаться.

Давайте зададимся вопросом: такой «простой» смех чем-то приближает нас к Богу? Нет. Других людей к Богу приближает? Нет. Такой смех подобен празднословию. А Господь сказал, что за каждое пустое слово мы понесем ответ. Почему? Потому что ум рассеян, молитва потеряна, и в таком состоянии человек становится более беззащитной жертвой для бесов. Главное

– трезвость мысли. Ты помни, что за твои грехи Господь распят. Если будешь это помнить, то пустяки тебя не будут напрасно смешить. Может казаться смешным то, что у человека нос вырос не в том месте, но сорадоваться этому было бы странно.

Бывает ли что батюшки смеются над прихожанами?

С прихожанами смеются, а над прихожанами – нет. Это было бы похоже на сплетни, а этого допускать нельзя. Особенно в храме, где Сам Господь присутствует, нет места пустому смеху. В храме должна царить благоговейная радость, подобная радости в Царствии Небесном.

А в Царствии Небесном люди будут смеяться?

Не знаю, побываю – расскажу.

Отец Владимир, что Вы пожелаете читателям «Православного Вестника»?

Если человек действительно настроен на духовную жизнь, то главное – не потерять расположение и не отторгнуть от себя наших близких. Даже если нам что-то в жизни наших близких не нравится, то, главное, чтобы в душе не возникла озлобленность или фарисейское чувство превосходства «над этими грешниками». Чтобы не получилось так, что ты и не объедался, и не упивался, не «ржал» и не гулял, а мир душевный потерял и время поста прошло напрасно. Поэтому хочется пожелать всем читателям суметь сорадоваться нашим родным людям и сохранить мир с собой, с близкими и с Богом.

Беседовала Ксения Возгривцева

 

•В других номерах:•

№1 (90) / 12 •января• ‘10

Простые вопросы

Что такое катехизация?

Светлана Ладина

И снова — о катехизации — предмете дискуссий среди священнослужителей и мирян. На эту тему мы беседуем с о. Алексием Яковлевым, настоятелем храма во имя святителя Николая Чудотворца, действующего в микрорайоне Синие Камни г. Екатеринбурга.

№2 (79) / 12 •февраля• ‘09

Простые вопросы

Встреча с Богом

Ксения Возгривцева

Не ленись, о душа моя, искать Владыку! И очистись осиянием света, тогда Владыка Сам, придя, весь возобитает в тебе, и с тобой будет пребывать Тот, Кто мир сотворил, и ты будешь обладать истинным богатством, Которого мир не имеет….

№10 (87) / 9 •октября• ‘09

Простые вопросы

О счастье

Ксения Возгривцева

Почти во всех поздравлениях, тостах и просто пожеланиях звучит слово «счастье». Оно очень важно для людей, хотя каждый определяет его по-своему. 

 
Актуальный разговор

Таинство брака: путь к настоящей любви

Светлана Ладина

Как выразилось некое городское информагентство в одном из новостных сообщений, «венчаться в пост считается грехом». Является ли эта забавная ошибка случайной оговоркой или следствием искреннего непонимания сути (ведь в постное время повенчаться в принципе невозможно)…

 
Угодники Божии

Набат

Алексей и Галина Коршун

18 апреля – день памяти священномученика Алексия Кротенкова…

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс