•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
15 сентября — память преподобных Антония и Феодосия Печерских.
На колоколах КиевоПечерской Лавры есть изображение двух угодников Божиих, предстоящих в усердной молитве пред Царицей Небесной с Богомладенцем на руках. На этой колокольной иконе есть и очертания Успенского собора, главного храма Лавры, которая возникла и утвердилась благодаря двум подвижникам — преподобным Антонию и Феодосию Печерским. Почти тысячу лет звонят колокола обители, благовествуя русской земле великую радость Божественной Истины. И в этом звоне слышится молитва преподобных первоотцов русского иночества.
Трудно представить, что когда-то на Руси не было монашества. То есть не было в том виде, в том свете благочестия, непрестанной внутренней молитвы и поста, в котором православный народ привык видеть черное священство. До святых Антония и Феодосия не было у русского православия такой силы, как искренняя сокрушенная о грехах мира иноческая молитва.
Впрочем, на Руси уже начали строиться первые монастыри, но очень далеко им было до того совершенства чина и общежительного устава, которое Антоний видел и впитал в свою душу, будучи на святой горе Афон. Как свидетельствует житие преподобного Антония, по Божиему благословению он искал в Киевских землях достойное место для иноческого подвига, но не нашел ничего лучшего, чем укрыться в пещере, некогда отрытой варягами, и там в одиночестве и строгом посте творить молитвы, подобно своему тезке, преподобному Антонию Великому, основателю пустынножительства, отцу монашества.
Времена тогда были тяжелые. Русь приняла крещение лишь несколько десятков лет назад. Приняла как целебное средство, как лекарство от затянувшейся лихорадки идолопоклонничества. Но исцеление не могло произойти сразу: если телесное выздоровление занимает столько же времени, сколько длилась болезнь, то что же говорить о духе! Струпья язычества, проявления которых видны до сих пор, в наш век просвещения, в те древние времена страшной коростой покрывали народную душу. Надеть крест еще не значит стать христианином. Потому и творились на русской земле бесчинства, насилие и кровопролитие. И даже братоубийство.
Подчинившись демонам диких страстей, окаянный Святополк умертвил родных своих братьев — благоверных князей Бориса и Глеба. Немыслимые для христианина деяния больно ранили душу Антония. Тяжко было ему на новокрещенной земле русской. На святой горе, на благословенном Афоне — вот где душа сама поднималась к небесам, паря на крыльях Божественной благодати. От смердящих грехов своего народа Антоний вновь ушел искать спасения на Афон.
Но не было на то Господней Воли, чтобы преподобный навсегда остался в Греции. Провидение Божие влекло Антония обратно, в родной край, дабы не угас светильник веры Христовой среди девственных лесов Киевской Руси. Духу святой Афонской горы необходимо было утвердиться на днепровских берегах. И сделать это мог избранный Богом для русского народа новый Моисей — преподобный Антоний.
Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские
Вновь вернувшись в Киев и взойдя на холм, на котором впоследствии будет возведен великий монастырь, Антоний, помолившись Богу со слезами, сказал: «Господи! Да будет на сем месте благословение святой Афонской горы и — молитва моего отца, меня постригшего; утверди, Боже, мое вселение здесь!».
По преданию, лицо святого, подобно лику пророка Моисея, сияло так, что обыкновенный человек не мог прямо смотреть на него. Не желая никого искушать или пугать, преподобный проводил большую часть жизненного времени под землей, в пещерах. Антоний не мог не вернуться в родные края, хотя сознавал, какая неравная и тяжкая борьба предстоит ему с князем мира сего, который свою злобу на угодника Божьего будет изливать разными способами, но особенно через власть предержащих.
Великий князь Изяслав Ярославич, унаследовавший Киевский престол, жестоко обидит святого Антония, поначалу едва не засыпав его пещеру, а потом, несколько лет спустя, изгнав в Чернигов. Неурядицы эти происходили оттого, что собственные греховные помыслы князь, вполне богобоязненный, кстати, приписал праведнику.
Так часто люди поддаются сатанинскому влечению и судят окружающих людей по себе, по своей ущербной натуре: мол, если я так думаю и так могу поступить, значит, и они на это способны. Суетному миру непонятен, а иной раз и подозрителен образ и строй мысли искреннего самоотверженного молитвенника.
И все же вокруг Антония соберется братия, и как из малого саженца прорастет росток будущего мощного древа главной монашеской обители Руси. Как говорится в житии святого: «Преподобный Антоний не имел золота, но своими слезами возрастил обитель, несравнимую с другими». Она возникла в Киеве 1051 году на правом крутом берегу Днепра из небольшой рукотворной пещеры, которую Антоний унаследовал от пресвитера Иллариона, ставшего впоследствии митрополитом в Софийском соборе. Теперь на этом месте дальние, так называемые «Феодосиевы пещеры» Лавры.
Прослышав о добродетельном Антонии, многие приходили к нему за духовной помощью и благословением. Некоторые оставались с ним, принимая постриг. Среди них был и молодой человек, всею душою и всеми помыслами возлюбивший Бога и искавший, как Ему послужить. Звали его Феодосий. Он с детства отличался особой набожностью, носил вериги, и это не смотря на то, что его мать, души в нем не чаявшая, противилась сыновнему устремлению вплоть до рукоприкладства. Совсем в юном возрасте Феодосий сбежал из дому, пытался принять постриг в киевских монастырях, но принят был только отцом Антонием, который прозорливым оком увидел в нем того, кто сможет стать самоотверженным помощником в утверждении и расширении монастыря.
Казалось бы, странно, почему сам святой Антоний не возглавил устроенную им пещерную обитель? Вместо этого благословил на избрание игуменом Лавры (в 1057 году) Феодосия, а сам удалился во вновь вырытую неподалеку пещеру, на месте которой теперь находятся ближние пещеры. Но ответ лежит на поверхности. Точнее — под землей, там, где и пребывал Антоний до самой своей кончины. Преподобный жил молитвой. Он даже пищу — черный хлеб с водой — принимал крайне редко, раз в два дня, чтобы не отвлекаться. Молитва — главное, к чему его сподобил Господь.
Он должен был стать, своего рода, мерилом смирения для тех, кто вступал на иноческий путь. Возложив прямое руководство братией на своего соратника Феодосия, Антоний вел иноков духовно, невидимо. При этом он все же не чурался тех, кто приходил к нему за помощью. Он исцелял болезни своими святыми молитвами, для пущей важности давая больным настои и отвары разных травок. Именно этот способ молитвенного исцеления унаследовал от него другой Печерский святой — врачеватель Агапит.
Поддерживаемый молитвами святого Антония, игумен Феодосий все силы положил на то, чтобы устроить в монастыре правильное общежитие по византийскому уставу. И ему это удалось: общее имущество, непрестанный труд, молитва перед каждым делом, исповедание помыслов игумену. Будучи мудрым пастырем, преподобный Феодосий не гнушался никакой работы — рубить дрова, носить воду — при этом строго следил за поведением братии. Он своим примером вел иноков ко спасению, аскетизмом своим поражая воображение неподготовленных, поскольку ветхое его рубище, как сказано в житии святого, «сияло на нем как честная багряница царская».
Перед великим постом Феодосий уходил в затвор на всю четыредесятницу. Дверь в его пещеру засыпали землей, оставляя лишь малое оконце для общения с братией по особым случаям. При всех своих аскетических подвигах преподобный не забывал и возлюбленных ближних своих. Он учил инков милосердному отношению к бедным: в обители он устроил дом для жительства нищих, слепых, хромых, расслабленных, на содержание которых уделял десятую долю монастырских доходов. Не оставлял он заботой и томящихся в темницах, каждую субботу посылая им воз хлеба. Феодосий обладал изрядной ученостью: два поучения к народу, десять поучений инокам, два послания к великому князю Изяславу и две молитвы (одна — «за вся христианы», другая — написанная по просьбе варяжского князя Шимона, так называемая «разрешительная молитва») — таково дошедшее до нас его духовное наследие.
Земной период жизни человека, ищущего спасения, невозможен без двух главных условий — молитвы и труда. Антоний и Феодосий стали своего рода воплощением этих начал — духовного и телесного. Именно так было заложена первая каменная церковь монастыря — чудом деятельной молитвы. Преподобные отцы Антоний и Феодосий, не отлучаясь из Печерского монастыря, чудесным образом явились в Константинополь, во Влахернский храм. Сама Царица Небесная дала им золото, которое они передали греческим мастерамкаменщикам, чтобы те шли в землю русскую для построения Печерской церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Перед своей кончиной (в 1073 году) девяностолетний старец Антоний утешал своих духовных чад обещанием, что и по отшествии своем он не оставит обители, всегда будет помогать живущим в ней и притекающим в нее с верою. Через год отошел ко Господу и Феодосий.
Мощи преподобного Антония, по его молитвам, удалены от человеческих взоров (подобно тому, как при жизни он удалялся от мирской суеты). Нетленные же мощи преподобного Феодосия были обретены в 1091 году, перенесены в Успенскую церковь, но позже во время татарского нашествия захоронены у западных дверей Лавры. По молитвам к преподобным святым постоянно происходят чудеса помощи всем, кто с верою в сердце приходит к их могилам. Для удостоверения святости, общей всем святым преподобным и богоносным отцам нашим, честные мощи которых нетленно почивают в тайне пещер, хорошо вспомнитт о чуде, бывшем во время Пасхи. Это было в 1463 году при благочестивом князе Киевском Симеоне и брате его князе Михаиле.
Должность начальника пещер в это время занимал один из братии, священноинок Дионисий, по прозванию Щепа. Он на Великий День вошел в пещеру преподобного Антония покадить тела усопших святых и пришел на место, называемое община, или трапеза. Покадив тут, он сказал: «Святые отцы и братие, сегодня Великий День: Христос воскресе!» И тут вдруг понесся ото всех мощей голос, как гром: «Воистину воскресе!».
Таким чудом те, хранимые Господом смиренные мощи, возрадовавшиеся и по смерти о Христе Боге живом, ясно подтвердили свою святость. От Печерского монастыря берут начало все монастыри русские, перенявшие его устав, в свою очередь унаследованный от цареградских иноков. Иерусалим, святая гора Афон, Киево-Печерская Лавра — главные святыни для русского православного сердца. Из года в год, до революции и сейчас, в ХХI веке, вереницы паломников притекают на днепровский берег, на котором вознесли к небесам свои купола храмы обители, основанной двумя угодниками Божиими, искавшие совершенства и от избытка любви к Богу всецело посвятившие себя служению Ему.
Именно эту чудесную обитель, плод трудов и молитв преподобных Антония и Феодосия, избрала Своим Уделом Пресвятая Богородица.
21 сентября — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Невозможно уверовать в Бога, если не было первой встречи с Ним, пусть даже самой мимолетной, почти незаметной.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.