•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
Говорить об отдыхе всегда приятно. А еще приятнее говорить об усталости, потому что такой разговор подразумевает, что мы «славно поработали», и у нас выдалась свободная минутка, чтобы оценить результаты труда, ненадолго остановиться и выдохнуть...
А, может быть, и пожалеть себя: «Как же мы много работаем! Как же мы устаем! А еще не хватает времени практически ни на что! Куча дел навалилась, нужно разгребать... столько работы... хроническая усталость!» Об этом наш разговор с протоиереем Евгением Попиченко.
Отец Евгений, от чего устает современный человек?
Устает от суеты, от неумения правильно распределять свои силы, время, ресурсы. А происходит это оттого, что человек четко не может определить жизненные приоритеты. Время — понятие растяжимое.
Его хватает на то, что человеку нравится. Часто мы слышим: «Когда мне ходить в храм, когда мне молиться, если я работаю, у меня семья и дети, мне нужно зарабатывать?».
На самом деле человек хочет сказать совсем другое. У него есть время на друзей, на телевизор, на походы в баню, на общение по телефону. И только на Бога времени нет. Это не вопрос времени, Как отдохнуть и не устать а вопрос любви: «Люблю ли я Бога?» Большинство людей никогда себе не признается в том, что Бога они не любят, что Он — лишнее звено в их жизни.
Они хотят получать от Бога блага, здоровье, благополучие, но лучше, если это будут односторонние отношения. Они хотят только использовать любовь Бога к себе, и поэтому в ответ на действия Бога в жизни человека — тишина и забвение.
Ведь это очень страшная правда, и люди понимают в большинстве случаев, что Бог — это Существо, от Которого жизнь всецело и зависит. Мы это чувствуем всей кожей, и сказать: «Мне Бог не нужен» может только безумный. «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс. 13, 1).
Поэтому человек поступает более лукаво. Он говорит себе, и сам в это свято верит: «Мне надо содержать семью, развивать детей, у меня сады, огороды, на что я буду жить», и т. д. Ну, правда: «Благими намерениями...». А на самом деле нам просто не нужен Бог, мы Его не любим. Наше время зависит от наших приоритетов.
Господь сказал: «Итак, не ищите, что вам есть или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам». (Лк. 12,
Паломнические поездки – это и мощи святых угодников Божиих, и чудотворные иконы, и купание в святых источниках
Человек создан Богом как существо духовноматериальное, как стройная, сложная система, поэтому он должен жить по законам духовным и физическим. Законы физического мира мы соблюдаем (принимаем и учитываем в своих поступках закон всемирного тяготения или смену времен года).
А вот законы духовные немногими людьми признаются и принимаются как важнейшие принципы жизни. Когда начинают нарушаться физические и духовные законы Божии, то жизнь человека приходит в дисгармонию, возникает напряжение: у человека нет мира с самим собой, он начинает суетиться, загонять себя, боясь что-то не успеть.
И это напряжение не столько физическое, сколько духовное — «я что-то недоделал, что-то сделал неправильно, что-то не успел».
Вот от этого и возникает синдром хронической усталости. В монастырях люди работали с раннего утра до позднего вечера: монахи трудились в полях, содержали хозяйство, молились на длинных службах — там сочетался тяжелый физический и напряженный духовный труд. И, тем не менее, в монастырях синдром хронической усталости не наблюдается. Почему? Потому что там есть четкий режим, четкое понимание цели труда (спасение души), есть добровольное принятие условий жизни, как необходимых для достижения цели, есть доверие Богу и настоятелю. Где понимание — там послушание, где послушание — там смирение, а где смирение — там мир души.
Жизнь человека зависит и от скорости движения информации. Одно дело — монастырь или деревня, где жизнь течет размеренно. Другое дело — город, в котором человеку постоянно поступает новая и новая информация, с которой нужно что-то делать, нужно как-то на нее реагировать.
Современный человек буквально «атакуется» средствами массовой информации и рекламой, его глаз постоянно «уловляется» какими-то текстами, сообщениями, картинками и так далее.
Отбор информации также зависит от жизненных приоритетов?
Безусловно, сегодня мы должны постоянно отсеивать ненужную информацию, поступающую к нам извне. Это необходимо как в профессиональной деятельности для более эффективной работы и распределения времени и сил, так и в повседневной жизни.
Сегодня человеку очень трудно думать, формулировать свои мысли, поэтому у него много времени уходит на то, чтобы подойти к интересующему его вопросу. Навык получения и передачи информации очень важен. В качестве примера можно вспомнить стиль работы игумена Димитрия (Байбакова): он очень дорожит своим временем, поэтому он приучает людей, чтобы к нему обращались с четко сформулированной сутью вопроса. Тратить пять минут на вступительные разговоры, на то, чтобы сформулировать то, что можно уложить в тридцать секунд — это огромная роскошь, занятой человек этого просто не может себе позволить.
Находясь на работе, человек постоянно работает с информацией, распределяет ее, отсеивает, усваивает. Но, приходя домой, он снова включается в «гонку за информацией», усаживаясь за компьютер и уходя в дебри Интернета, или включая телевизор (в общественном сознании эта форма время препровождения уже давно стала одной из самых распространенных). Вроде бы человек отдыхает, тратя время на себя, но отдыхает ли он?
Нет, он лишь еще больше засоряет свое сознание, отягощает свою душу. Жизненные приоритеты — это тот критерий, при помощи которого человек определяет, какая информация для него важна и нужна, а какая является лишней, бесполезной и даже вредной. Только так мы можем оградить и защитить наше сознание.
Одна из наиболее распространенных тенденций в современной культуре — «черновая жизнь». Человек живет так, как будто пишет черновик, откладывая жизнь на завтра: «Завтра я прочитаю эту книгу, завтра я подумаю над этим делом, завтра я лучше помолюсь» и так далее. Иллюзия жизни.
Человеку кажется, что наступит такой день, когда все изменится, когда он все обдумает и его осенит, как нужно жить и что делать. Человек живет, вспоминая «светлое прошлое» и мечтая о «светлом будущем», и пишет «черновик жизни». И, как правило, с этими мечтами и черновиком он и приходит к финалу своей реальной жизни. Мы живем очень поверхностно, ненапряженно, растрачивая себя.
В Священном Писании есть такая мысль: «Помни последняя твоя и вовек не согрешишь». Если бы человек помнил о краткости жизни, о близости смерти, тогда каждое мгновение он проживал бы как самое значимое. Ко всему, что встречалось бы на его пути, он относился бы с максимальным вниманием — к человеку, к работе, к книге, к исповеди — потому что «завтра» может и не быть; может оказаться, что этот человек, эта книга, эта исповедь последние в твоей жизни.
Такое памятование о смерти формирует правильное отношение к жизни и, как следствие, правильное устроение души.
Как же отдыхать, имея память о смерти? Первое, что приходит в голову, когда рядом звучат слова «Православие» и «отдых» — паломничество...
Отдыхать нужно с пользой для души. И это не означает, что все время отдыха надо проводить в святых местах. Ведь к чему бы ни прикасался человек, он все может извратить. И даже паломничество по святым местам можно превратить в праздношатание, в удовлетворение собственного тщеславия.
Съездит в какое-нибудь святое место и начинает всем «вещать»: «Я был тут, я был там, а вот я на фоне Гроба Господня, а вот я прикладываюсь к такой-то святыне». Часто в паломничестве человек утрачивает понимание того, зачем он куда-то едет.
Современное паломничество наполнено суетой: нужно объехать несколько мест, нужно не потеряться на экскурсии, нужно заказать требы, нужно не пропустить свою очередь, чтобы приложиться к мощам и так далее.
Суета все благоговение к святыне уничтожает. Поэтому, если человек действительно желает отправиться в паломничество, то совет будет таким: провести неделю в одном святом месте, спокойно приехать, устроиться на трудничество, помолиться, серьезно подготовиться к исповеди и Причастию.
В таком случае получается уникальное соединение духовного отдыха и духовного труда.
Да, это важно. Ведь в современном паломничестве есть и еще один момент: на сегодняшний день человек стал более мобильным. Он платит деньги, садится в автобус, в самолет, на поезд и с комфортом доезжает до места назначения. Затраты только лишь материальные. А раньше это был настоящий труд, когда человек давал обет Господу: «Если Ты исцелишь моего ребеночка, то я отправлюсь по святым местам», — и потом, выражая свою благодарность, долго шел к святыне пешком.
Если взять паломничество в Верхотурье, то это две недели пути, две недели молитвы, настройки души и сосредоточения, когда все силы собраны для того, чтобы потом в святом месте принять благодать Божию.
С одной стороны, человек физически уставал, но с другой стороны, душа его оказывалась готовой для встречи с Богом, как возделанная земля готова принять в себя зерно, чтобы произрастить урожай.
Замечательный отдых и традиция нашего храма: летний сплав по рекам Урала на лодках вместе с детьми
И уходил человек из святого места отдохнувшим, напитавшим свою душу. Когда человек просто идет к святыне, что у него есть? Дорога, прекрасная уральская природа, молитва и Господь.
А вот чего не должно быть на отдыхе, так это праздности: бессмысленного лежания на пляже, еды и питья от скуки. Пляж — это прекрасно, но с какой мотивацией мы туда направляемся? Многим жителям Урала море и солнце необходимо по медицинским показателям. Но опять же для многих отдых на курорте превращается в повод ко греху (пьянству, блуду). Причем, по нашим прихожанам можно заметить, что отдых на зарубежном курорте более безопасен с духовной точки зрения, чем отдых в санатории.
На курорт, все же, чаще люди едут всей семьей. А вот в санаторий едут в одиночку по путевке или направлению врача, и порой находят там «любовные приключения». Кому нужен отдых, который разрушает человека?
Отец Евгений, порицание блуда, пьянства, обжорства вполне понятно. Но чем плох отдых на пляже, когда ты просто читаешь хорошую книгу, общаешься с родными или друзьями, радуешься вкусу приморских яблок, любуешься красотой Божьего мира?
Апостол Павел сказал: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12). Отдых для человека, а не человек для отдыха. Господь для человека создал и солнце, и море, и яблоки. Но умеет ли праздный человек с «ненастроенной» душой так видеть мир?
Повторю еще раз — при отсутствии правильной системы приоритетов человек не умеет распределять свое время. И на самое нужное и важное времени как раз и не находится. Вот он много работает, чтобы «достойно» зарабатывать, и времени на жизнь катастрофически не хватает. Но он и не задумывается, что если бы он работал меньше, получал меньше, сократив часть прихотей, то он не проиграл бы, а, наоборот, выиграл, получив время на общение с близкими людьми.
Жажда исполнять свои прихоти, «брать от жизни все» (что нужно и не нужно) делает его сумасшедшим трудоголиком. А времени на Бога, на духовную жизнь, на чтение, на семью не хватает. На время отдыха человек как раз и должен дарить себя своим близким. Что же мы видим сегодня?
Новая «мода» — раздельный отдых. Муж, жена и дети едут в отпуск в разные места, чтобы «отдохнуть друг от друга». При современной атомизации общества в целом, и семья, как малое общество, также атомизируется: члены семьи редко собираются за обеденным столом, еще реже обсуждают какие-то общие темы, редко дают себе разрешение переживать какие-то важные события совместно.
Поэтому отдых, напротив, должен стать временем укрепления семьи, когда все члены семьи принадлежат друг другу. Будет ли это поездка к морю, или поход, или отдых на даче — не важно, но важно отдыхать всей семьей. Хотя бы две-три недели отпуска должны питать семью, оживотворять людей любовью друг к другу.
В Пантелеимоновском храме складывается походная традиция. В прошлом году было совершено два сплава по рекам Серге и Чусовой. Сплав — это также прекрасное соединение отдыха и труда.
Это одна из замечательных форм отдыха для городского жителя, когда человек оказывается в экстремальных условиях, которые требуют от него проявления лучших его качеств.
Сплав — это проверка самого себя: как ты переживаешь непогоду, усталость, непредвиденные обстоятельства. Вроде бы давно пора спать, а ты еще в пути, ты хочешь кушать, но до ужина еще так далеко, так как вы еще плывете... да еще и дождь задерживает, мешая разбить лагерь и приготовить ужин.
И, как ни странно, человек возвращается со сплава отдохнувшим во всех отношениях...
Хотя физические усилия были большими по сравнению с лежанием на диване. Мы часто отдых понимаем как некое расслабление. Расслабиться — сходить в кино, посидеть в кафе, полежать перед телевизором. Господь дает человеку седьмой день для отдыха, но ведь Он не благословляет праздности. От расслабления душа ничем не может напитаться, она еще больше расстраивается, наполняясь ненужными впечатлениями и сопутствующими грехами. Еще говорят «понедельник — день тяжелый», то есть выходные прошли, а бодрости не появилось. Нужно себя искусственно взбадривать, чтобы включиться в работу, которая зачастую воспринимается как тяжелый груз. К пятнице человек еще более накапливает напряжение и усталость, а дальше... снова расслабляться.
Семейный отдых на природе
Христианин относится к работе как к призванию, как к служению Богу через честное выполнение своих профессиональных обязанностей, а не как к ярму или кабале. Даже если у христианина совершенно «не престижная и низкооплачиваемая работа», то он трудится по послушанию воле Божией. В седьмой же день христианин идет в храм, где он реально получает благодатную энергию от Бога.
Душа человека подобна музыкальному инструменту. Даже самый замечательный инструмент будет звучать фальшиво, если он не настроен. За неделю наша душа расстраивается, и в седьмой день Господь настраивает нашу душу на неделю вперед. Если у человека сформировалась добрая привычка в выходные приходить в храм, то у него понедельник не будет тяжелым днем, он радостно подойдет к началу трудовой недели. Хотя со стороны может показаться, что человек должен устать, «выстаивая на службах».
Образ натянутой струны, действительно, очень удачен. Обывателю кажется, что струны его души за рабочую неделю натягиваются и в выходные нужно их ослабить, иначе они просто лопнут. Но оказывается, что если всю неделю ударять по струнам нашего душевного инструмента, то они ослабевают и под конец недели вместо музыки можно услышать фальшивое бряканье. Именно поэтому в седьмой день нужно прийти и, натянув струны, настроить душу.
Таинства Церкви — это тот источник, к которому человек должен стремиться прибегать на протяжении всей жизни, чтобы напитать свою душу, правильно настроить ее. В одном из песнопений есть такие слова: «Святым Духом всякая душа живится и чистотою возвышается». Как это происходит — тайна благодатной Божией любви.
А вот отпуск — это «лекарство человеческое». Владыка Викентий как-то сказал о священниках: «Если священник едет в отпуск и снимает с себя рясу, то он все равно остается священником». То же самое мы можем сказать и о любом христианине. Вера и верность Богу, режим духовной жизни и поведение христианина за время отпуска не должны меняться.
А зачастую люди приезжают из отпуска «расстроенные»: молитвенное правило оставлено, пост забыт... Дай Бог, чтобы грехов смертных с собой человек не привез. Мы не должны забывать о Боге, о вечной жизни ни при каких обстоятельствах. Кроме того, христианин должен стремиться посетить святые места, расположенные рядом с тем местом, где он отдыхает (просто заранее нужно узнать о них). Греция, Египет, Турция — все эти страны стали колыбелями Христианства. Золотое Кольцо России, юг нашей страны, Абхазия, Европа — все эти замечательные места могут напитать душу встречами со святынями.
Культурный туризм может стать и первой встречей с православной культурой. Такое путешествие может стать ступенькой к вере. Господь во всех обстоятельствах может человека найти!
Отец Евгений, что бы Вы пожелали нашим читателям, планирующим отпуск?
Первое и самое главное — не быть готовым ко греху, ведь там, где грех, там Господь уже не сможет поучаствовать в жизни человека.
Ну, а во-вторых, нужно отдохнуть так, чтобы новые впечатления и мысли вдохновили бы человека на новые хорошие поступки и свершения — то есть, чтобы отпуск стал настоящим отдохновением.
Перефразируя св. Филарета Московского можно сказать, что мы должны во время нашего отпуска наполнить время «благочестивым созерцанием, в котором дух отдыхает от труда плоти и собирает силы для работных дней жизни».
Он бывает заразительным и гомерическим, радостным и непосредственным, злым и «сквозь слезы», нервным и издевательским. Он передается, как зевота, стоит только поймать его «бациллу». Он может поссорить, а может и подружить. Некоторые считают, что он порожден бесами, а другие…
И снова — о катехизации — предмете дискуссий среди священнослужителей и мирян. На эту тему мы беседуем с о. Алексием Яковлевым, настоятелем храма во имя святителя Николая Чудотворца, действующего в микрорайоне Синие Камни г. Екатеринбурга.
Не ленись, о душа моя, искать Владыку! И очистись осиянием света, тогда Владыка Сам, придя, весь возобитает в тебе, и с тобой будет пребывать Тот, Кто мир сотворил, и ты будешь обладать истинным богатством, Которого мир не имеет….
22 июня — день памяти Святого праведного Алексия Московского.
26 апреля состоялась поездка прихожан нашего храма в монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.