•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
Уж кто только ни говорит о пользе дружеского общения между христианами! Оно душеполезно, так как в идеале христиане общаются во спасение. Но актуально ли это для нас? Давайте честно: хотим ли мы дружить семьями, прилагаем ли для этого усилия? И зачем нам это нужно? На эту тему размышляет матушка Ульяна Демидова, которая на примере собственной семьи оценила важность дружеской поддержки между верующими людьми.
В 1999 году нам предложили приход, и муж мой, отец Андрей, стал настоятелем. Наша семья переехала в небольшой областной городок Камышлов, а после — в село Новопышминское (Поварня), где мы и служим в храме святителя Николая Чудотворца уже 15 лет. Сначала было много трудностей… Но самым трудным было то, что наши друзья остались далеко. Впоследствии эта оторванность от дружественных семей стала не моей личной, а нашей общей семейной проблемой, так как на новом месте таких друзей мы не нашли.
Дружба — великая вещь, но, прежде всего, тогда, когда в самой дружбе присутствует Бог.
Сначала мы по мировосприятию были городскими, и мне было трудно понимать людей, живущих рядом с нами, разделять их ценности, радости и беды. Например, я долго привыкала к тому, что даже у детей, приходящих в воскресную школу, одна из главных проблем — это огород. Их родители приходили в храм, видели, как мы разводим цветник у алтаря, и недоуменно спрашивали: «Зачем цветы у храма? Давайте лучше посадим огурцы и картошку». Прихожане, наверное, тоже не воспринимали нас, приезжих и городских, как полноценных собеседников, а тем более потенциальных друзей.
Вспоминался родной город Кемерово и мой первый приход, в котором все батюшки и прихожане были очень-очень дружные. В первые годы воцерковления меня это сильно привлекло к храму. Даже бабуськи были замечательные, воспитанные и незлобные. Все праздники готовили и встречали всем приходом, люди тянулись друг к другу, и я тогда подумала, что очень хочу попасть в такую церковь-семью. Хочу пояснить, что моя мама рано умерла, а я воспитывалась отцом. У моего мужа тоже нет родственников.
Вспоминался и Тобольск, где я училась на регента и познакомилась с моим будущим супругом… Лёгкая на подъем и помощь ближнему молодёжь собиралась вокруг семей духовенства. Это были (и есть сейчас) крепкие многодетные семьи, которые, действительно, дружили друг с другом. Устраивали общие праздники (дни рождения и именины), приезжали в гости. Представьте, соберутся хотя бы три больших семьи — и это уже человек 25-30! Дети священников постоянно общались, а потом это общение перерастало в дружбу. Старшие, когда шли в храм, заходили за малышами из другой семьи и приводили их на помазание или Причастие. Вместе радовались и вместе спешили на помощь тому, кто попал в беду...
Поддержка друзей — как же это важно в наших житейских и храмовых заботах. Когда по окончании Тобольской духовной семинарии моего мужа рукоположили во диакона в Знаменском кафедральном соборе города Тюмени, мы поселились в небольшой комнатке (6 кв.м.) при храме Всех Святых. В этом храме я служила регентом и катехизатором. Храм Всех Святых небольшой и очень уютный во всех отношениях, но главное — приход дружный. Сколько добрых воспоминаний оставило то время в наших сердцах!
Помнится случай… Профессиональный хор за неделю до Пасхи отказался петь ночную Пасхальную службу. Я была в ужасе, ведь клирос состоял из простых прихожан, которые не имели музыкального образования, а песнопения Пасхи очень сложные. Времени оставалось всего шесть дней. На помощь пришла крепкая дружба, единодушие, взаимовыручка наших певчих. Все они люди семейные и разновозрастные, у каждого свои заботы о семье и работе, однако, несмотря на это, мы с ними репетировали по несколько часов в день и всё выучили! Какая была благодатная Пасхальная служба! Мои певчие вложили в неё всю душу, прочувствовали каждое слово и сумели донести его до всех прихожан. После службы мы все плакали от радости, поздравляли друг друга. Радость о Воскресшем Христе объединила нас.
В 1996 году по приглашению владыки Никона мы с мужем переехали в Екатеринбург, где в Иоанновской церкви он был рукоположен в иереи и отправлен служить в Троицкий кафедральный собор. И здесь Господь не оставил нас Своею милостью, у нас появилось много друзей. Спустя годы один из них сказал: «Помнишь Троицкий? Вспоминаю его, как детство!». Дружба — великая вещь, но прежде всего тогда, когда в самой дружбе присутствует Бог.
И вот на новом месте служения мы вдруг оказались в изоляции от друзей. Только лет пять назад мы познакомились с одной семьёй, живущей в 60 километрах от нашего прихода. У батюшки восемь детей, множество проблем, и тем не менее мы встречаемся и помогаем друг другу. То есть дело не во времени, не в количестве детей, а в чём-то другом.
Сейчас я попробую объяснить, почему мне такой важной кажется дружба именно между верующими семьями.
Апостол Павел в письме фессалоникийцам сказал: «Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицем, а не сердцем, тем с бо'льшим желанием старались увидеть лице ваше. И потому мы, я, Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана. <…> И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом…» (1 Сол. 2:17–18; 3:1–2). Тесная дружба связывала первых христиан: «Вы друзья мои» (Ин. 15:14), — говорит Господь апостолам. Называя их друзьями, Он соединяет их самих тесными узами дружбы. Прежде всего заметим, что в душу человека изначально заложены две потребности — общения с Богом и общения с людьми. В Евангелии упоминается одно из чудес Спасителя — исцеление расслабленного по вере его друзей. «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2: 5).
Самое волнительное — это то, что наши дети могут в этом мире потеряться, если у них нет верующих сверстников из крепких православных семей.
Человек без друзей терпит бедствия с особенно сокрушающей силой, и душа чувствует покинутость в мире земном. Особенно это заметно на сельских приходах. У нас в принципе трудно найти в храме полную церковную семью мирян. То супруга с детьми ходит в храм, а муж просто дозволяет ей делать это. То дети ходят в храм, а родители сидят дома. То бабушка приходит одна, так как ни дети, ни внуки в храм ни ногой. Неполные церковные семьи — наша беда. И хорошо, если этот одинокий в своих убеждениях верующий человек останется в Церкви, несмотря на мнение своей семьи. А если мы говорим о детях, то они в итоге отпадают от храма, как только оканчивают воскресную школу. Они берут пример с неверующих родителей, которые являются для них авторитетом.
Самое волнительное — это то, что наши дети могут в этом мире потеряться, если у них нет верующих сверстников из крепких православных семей. Ведь если даже у верующего ребёнка есть верующие родители, он очень часто испытывает духовное одиночество в среде сверстников. И не потому, что мы, родители, не хотим, чтобы наши дети дружили с нецерковными детьми. Это происходит естественно, они словно чувствуют разницу в ценностях, и мы ничем не можем помочь нашим детям. Вот и приходится с детьми переосмысливать то, что они переживают в школе. Они не видят множества таких же верующих людей, как они и их родители, поэтому чувствуют себя очень одиноко в этом мире. Семья становится для них небольшим островом, к которому они приплывают из житейского моря. А хотелось бы, чтобы этот остров был большим и населённым материком.
Слава Богу, Господь Сам подсказывает дорогу. Например, дочка записалась в секцию самбо и ходит туда с удовольствием, потому что там занимаются мальчики и девочки, для которых важны такие ценности как благородство, терпение, уважение, взаимопомощь.
Вторая причина, почему нам так необходимы верующие друзья, связана с нашими страстями. Очень важно не только оградить детей от вредного влияния мира, воспитать их так, чтобы у них выработался хороший иммунитет против лжи, безответственности, эгоизма и так далее. Важно, чтобы они, оставшись в Церкви, не начали превозноситься перед неверующими ближними. «Мы не такие, как прочие человецы, безбожники». Одна девочка-прихожанка рассказала, как она съездила в православный лагерь. Там были дети священников, которые пренебрежительно относились к «обычным» детям. «У меня отец — кафедральный протоиерей, а у тебя...», «мы в Церкви всё знаем, мы туда с детства ходим, а вы…». Страшно.
Вот и получается, что верующие родители, воспитывая своих детей без дружеской поддержки единомышленников, ходят «по острию ножа», а их чада балансируют между одиночеством и превозношением. Вспоминаются слова из дневника страстотерпицы царицы Александры Фёдоровны: «Я видел лилию, плавающую в чёрной болотной воде, всё вокруг прогнило, а лилия оставалась чистой, как ангельские одежды. В тёмном пруду появилась рябь, она покачивала лилию, но ни пятнышка не появилось на ней». Но как научиться этому без широкого опыта дружбы в семье и вне семьи?
Поэтому, если у вас есть знакомые верующие семьи, то нужно все силы прилагать к тому, чтобы по-настоящему дружить. Ведь это так важно и для нашего спасения, и для сохранения душ наших детей. И здесь невозможно сослаться на нехватку времени, ведь понятно, что при наличии возможности всё упирается только в желание. Или, лучше сказать, нежелание что-то делать, организовываться, придумывать, тратить время и душевные силы. А вот почему мы не хотим дружить — это большой вопрос ко всем нам.
Записала Ксения Кабанова
•10 •февраля• 2016•
Хирург Илья Дьячков: «И миру, и Церкви нужны профессионалы»… •10.02.2016•
Детский Сад или сАД? •10.02.2016•
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.