•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
В привычном для нас понимании поход или сплав — это весёлая развлекательная прогулка, предпринятая с целью посещения каких-либо интересных мест. И сразу возникает образ пикника на лесной поляне или на живописном берегу озера. Наши представления хорошо резюмирует Википедия, где туристический поход определяется как «групповое или индивидуальное мероприятие, связанное с перемещением по некоему маршруту в рекреационных, спортивных, познавательных целях». И здесь возникает забавная дилемма: с одной стороны, поход, о котором мы сейчас расскажем, можно вполне назвать туристическим. Но вот определение для него больше подходит из словаря Ушакова: «передвижение, переход войск или судов из одной местности в другую для выполнения какой-нибудь (преимущественно боевой) задачи».
О том, как просто и с пользой для главных участников сплава — детей — соединить такие разные понятия, мы поговорили с подполковником в отставке и действующим адмиралом флотилии катамаранов Cобора в честь Успения Пресвятой Богородицы Олегом Олеговичем Савиным.
Сплавы по уральским рекам... с чего начиналась эта практика, и когда в них стали участвовать дети?
Первый коллектив состоял из нескольких семей, вместе с которыми мы спустились по реке Исети. Это было лет 10 назад. А вскоре после первого опыта, который всем понравился, был предпринят второй сплав — главными его участниками стали дети, а из взрослых присутствовал только я. Получилось трудное плавание с протяжённым маршрутом от Колюткино до Каменска-Уральского, с перевалочным пунктом на даче Олега Васюнина, участок которого как раз выходит к самой воде. Сплав был спортивным: на выносливость, на стойкость характера, на терпение и смирение. В пути нас застала гроза, проливной дождь, мы высаживались на берег, ставили палатку и разжигали костёр, когда всё было насквозь сырое. Я думаю, что ребятня многому научилась во время того путешествия. Несмотря на его тяготы никто не плакал и не роптал. К концу маршрута все очень вымотались, а один паренек, сидевший сзади, уснул, весло выскользнуло из его рук и начало сплавляться самостоятельно… Слава Богу, сам остался на борту! А домой все возвращались довольные и счастливые.
Интересно, что с самых первых сплавов дети стали активными их участниками. Не было опасений по этому поводу?
Не думалось об этом. У нас было желание интересно провести время, попутешествовать по рекам, испытать себя в плане выносливости — на что способны. Детвора не отставала от взрослых даже во время первых тяжёлых сплавов, когда уровень воды был низким, течение медленным, и постоянно приходилось грести. Сильно уставали, но ребята всё равно сплавлялись с нами каждый следующий раз: им интересно было открывать для себя новые реки.
Потом, когда сплавы стали более многочисленными, по 30-40 человек, мы стали выбирать накатанные маршруты, по которым ходили неоднократно. Это делалось в целях безопасности, чтобы легче было рассчитать скорость движения и километраж, правильно выбрать время и место для отдыха, найти транспортные пути подъезда, если придется внезапно сойти с маршрута, например, из-за травмы.
Такие экстремальные случаи бывали?
Слава Богу, ноги никто не ломал, а вот катамараны уплывали, рвались, тонули... Однажды во время сплава порвался баллон у большого 10-местного катамарана, и пришлось устраивать операцию по спасению вещей прямо из русла реки. Мы модернизировали один из оставшихся на плаву катамаранов, приделав к нему уцелевший баллон, и удвоили нагрузку. При этом все благополучно уместились на других плавсредствах и дошли до конца маршрута. А когда мы года два назад решили сплавляться по Нейве и приехали на место, то оказалось, что уровень воды в реке резко упал. Но от похода мы не отказались, хотя местами, на больших мелях, приходилось идти пешком. Один из таких трудных сплавов был назван «броском спецназа под прикрытием прогулки с детьми».
Дети какого возраста могут участвовать в сплавах?
Ребёнку с родителями можно сплавляться в нашей команде уже с трёхлетнего возраста. Но это, конечно, при готовности к возможным трудностям и испытаниям. Единственное ограничение может быть, если родители пытаются отправить своего ребёнка одного в 10-12 лет, считая его самостоятельным. Практика показывает, что это не так.
Рассказывает ветеран сплавов по уральским рекам Денис Волик:
Мои дети по-разному реагируют на трудности. Старший сын Глеб в целом хорошо себя ведёт, а младшему Тимофею нужно больше внимания. Когда ему было 5 лет, он постоянно то в воду лез, то углями баловался и в одиночку заснуть не мог — надо было всё время с ним в палатке находиться. Но в бытовом отношении присутствие детей не тяготит. Условия для всех одинаковые: те же спальники, палатка, тот же режим. Дети активно участвуют во всех мероприятиях, и с положительным воспитательным эффектом тоже всё в порядке. Новая среда обитания требует от них постоянного физического труда, дисциплины. У нас заведена православная традиция всё делать с молитвой, никто в одиночку не трапезничает. К тому же, в наших поездках нет никаких компьютеров!
Ярких приключений было много. Например, однажды на сплаве дочь Валерия потеряла свой рюкзак, в котором были все её вещи. Обнаружилось это только во время привала на обед. Мы, конечно, погоревали, но делать нечего — пошли дальше. И вдруг, спустя время, слышим крик: «Что-то плывет по реке!». Это и был наш рюкзак. Когда вытащили его, оказалось, что вся одежда внутри мокрая: мы тогда были ещё неопытными сплавщиками и не уберегли рюкзак от влаги. Как же быть, как просушить вещи? На месте, где мы остановились, росло только одно очень раскидистое дерево, и мы развесили все носочки-чулочки на нём. Дети сразу вспомнили стихотворение Чуковского и стали водить хоровод вокруг этого «чудо-дерева».
Были и опасные случаи. Как-то на одном из сплавов мы занимались скалолазанием, и Глебу в каску попал камень. Это был ответ на вопрос «для чего она нужна», который накануне он задал Олегу Олеговичу.
Как проходят сплавы сегодня?
Они уже давно стали многочисленными, так что сейчас наша флотилия состоит из шести катамаранов и одной лодки. На них мы можем разместить около 60 человек. Большим количеством людей управлять сложнее, ведь у каждого свой ритм жизни, и требуется много времени и сил, чтобы все участники, как в оркестре, играли слаженно. Поэтому перед сплавом я традиционно провожу инструктаж о том, что с собой необходимо взять, как себя вести; ставится задача приплыть к определённому пункту, где в назначенное время будет ждать транспорт. Также очень важно, чтобы на 50 человек было хотя бы семеро мужчин — это необходимый костяк коллектива.
Со временем изменилась цель ваших путешествий?
Раньше у нас было желание познать неизведанное, хотелось попробовать всё, были грандиозные планы. Но Господь смирил и дал другое понимание сплава как мероприятия, которое помогает людям объединиться, проверить себя, сделать усилие над собой, претерпеть трудности, в том числе и морального плана. Сказали тебе заготовить дрова, и ты не спрашиваешь: «А почему именно я?»
Сплав даёт возможность друг другу послужить, принять участие в общем деле, помочь кому-то, поделиться экипировкой, тёплой одеждой. Ну и, конечно, сплав — это вечерние посиделки у костра, туристические песни, интересные истории… Фирменная уха, походная баня — всё это наши неотъемлемые радости. А когда хорошо родителям, хорошо и детям, они чувствуют себя как рыба в воде.
Рассказывает первопроходец сплавов Олег Васюнин:
Мы сплавляемся больше по рекам, которые не представляют трудности с точки зрения скорости потока и опасного течения. Основные сплавы организуются в летнее время, когда вода тёплая, и, если промокнешь, в этом ничего страшного нет. А главную проблему в сплаве для меня представляли клещи, для защиты от которых мы запасались всевозможными баллончиками, и движение по реке во время дождя, особенно с маленькими детьми.
Остался в памяти наш первый сплав: новые впечатления, дружный коллектив, всё было очень душевно! И сплав по реке Чусовой, когда мы приехали на место уже поздним вечером, полночи ставили палатки и собирали плавсредства, а проснувшись утром, обнаружили выстроенные вокруг нас декорации к отечественному фильму «Золото», для съёмок которого был выбран этот живописный уголок.
Сплав однозначно оказывает положительное влияние на детей. Более того, эти путешествия мы всегда использовали в качестве «морковки» для них: хочешь на сплав — делай что-нибудь важное и полезное, даже если тебе этого делать совсем не хочется.
В силу того, что у нас появились малыши, уже несколько лет сплавы у нас получаются только семейные. Например, по реке Исети до соседней деревни. Но главное — эту практику мы не оставляем.
•05 •октября• 2015•
Исповедуй, чадо, вся грехи своя, или особенности подготовки… •05.10.2015•
Русский силомер: по-царски просто, по-детски радостно •05.10.2015•
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.