Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

Главная → Статьи → Владимир Высоцкий – человек, у которого украли Бога

Владимир Высоцкий – человек, у которого украли Бога

Наверное, нет нужды представлять это имя. Хотя отношение у всех и к личности, и к творчеству совершенно разное. Для кого-то Высоцкий неотделим от остального «шансона» – что-то блатное, хрипатое. Кто-то и вовсе брезгливо скажет – «шпана, уголовщина, тюремная романтика». Кто-то припомнит искромётный юмор, кто-то – романтику гор и походов. А я… я росла на его песнях и взрослела вместе с ними.

Мне было лет пять, когда родители начали всеми способами доставать эти записи – раздолбанный магнитофон, полузатёртые плёнки… И в детстве – что там особенно хорошо слушалось? – конечно «ой, Вань, гляди, какие клоуны!» или «почему аборигены съели Кука». Но прошло несколько лет, и в репертуаре Высоцкого, а значит, и в моей жизни, появились такие пронзительные песни, как «Кто сказал, что земля умерла…», «Протопи ты мне баньку по-белому…», «Охота на волков», «Кони привередливые»...

И чем дальше, тем больший накал, всё более мучительный и страстный, не находящий выхода и разрешения. В год его смерти мне было всего десять. Но потери я не ощущала, потому как ещё много лет продолжала открывать всё новые пласты его песен. Стандартное объяснение его мучительного состояния, озвученное множеством друзей и поклонников – нереализованность творческого человека, которого зажимали, не пускали, давили...

Однако, ещё в те годы резанула меня фраза Марины Влади (в книге «Владимир, или прерванный полёт»): «Легко жить, когда тебя так не тянет к смерти». Стало ясно, что муки его и кризисы – не результат внешнего давления, но внутреннее какое-то свойство… И то правда – его не запирали в психушку, не ссылали в лагеря; у него всегда были роли в театре и кино; он был небеден и прекрасно осведомлён о всенародной любви – чего ещё желать артисту! Это теперь я знаю, что всякая душа рождается христианкой. Ею и останется, если не мешать. Как росток, она пробьётся к свету. Но что же будет, если накрыть нежное существо плотной бумагой, не пропускающей свет? Запретить всякое упоминание о Боге, объявить Его небывшим, либо злым божком, карающим горем и страданием?… То, что Высоцкий искал Бога – несомненно.

Не мог неверующий, равнодушный к духовным проблемам человек написать:

Мне судьба – до последней черты, до креста
Спорить до хрипоты, а за ней – немота,
Убеждать и доказывать с пеной у рта,
Что не то это все, не тот и не та!
Что – лабазники врут про ошибки Христа...

Или «Купола»:

В синем небе, колокольнями проколотом,
Медный колокол, медный колокол
То ль возрадовался, то ли осерчал...
Купола в России кроют чистым золотом –
Чтобы чаще Господь замечал...
Душу, сбитую утратами да тратами,
Душу, стертую перекатами, –
Если до крови лоскут истончал –
Залатаю золотыми я заплатами –
Чтобы чаще Господь замечал!

Во времена государственного атеизма – пожалуй, лишь из его уст я слышала хоть какие-то упоминания о Боге. В его стихах нередко встречаются слова церковно-славянского языка: лик, человече, ныне, присно, во веки веков и другие. Его песни изобилуют очень нехарактерными, непривычными для советской поэзии словами: церкви, святая святых, благодать, образа, иконы, кресты, лампады, ладан, свечи, купола, малиновый звон, молитвы, крещение, первородство, апостол, дьякон, пономарь, звонарь, архангелы, ангелы, херувимы, рай. Не говоря уже об именах Божиих: Господь, Бог, Дух, Христос. Да, в ранних песнях это зачастую ирония, даже сатира; но с возрастом обращение к этой теме становится всё более серьёзным и трагичным.

Вдоль обрыва по-над пропастью по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю.
Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю.
Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю.
Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть!
Но что-то кони мне попались привередливые –
И дожить не успел, мне допеть не успеть.
Я коней напою, я куплет допою,
Хоть немного еще постою на краю...
Мы успели, в гости к Богу
не бывает опозданий,
Так что ж там ангелы поют такими злыми голосами?..
Или это колокольчик
весь зашелся от рыданий?..
Или я кричу коням,
чтоб не несли так быстро сани?..

Это плач души, блуждающей в потёмках, рвущейся к свету – но света не находящей. Ему никто не сказал, что Бог есть Любовь. Он знал о Боге, но знал лишь то, что мог почерпнуть из «официальных источников» – что это меч, карающий грешников, страх и «скрежет зубовный». Это безумный страх смерти и встречи с Богом. Автор начинает понимать, что не Бог Своей властью лишает человека райского блаженства в загробном пути, но сама отягощенная грехом душа оказывается не в силах приобщиться к этому блаженству. В песнях Высоцкого вновь и вновь образно запечатлевается состояние мучительного взыскания Бога, рая, оборачивающегося для героя трагическим разочарованием не-встречи.

Я тогда по полю, вдоль реки.
Света – тьма, нет Бога!
А в чистом поле васильки,
Дальняя дорога.

Вдоль дороги лес густой
С бабами-ягами,
А в конце дороги той –
Плаха с топорами.

В душе, побеждённой унынием, воцаряется тоска и мрак, изгоняющие Божественную благодать. Человек пытается бороться со своими страстями в одиночку, без Бога. Пытается искренне, рвётся изо всех сил «и из всех сухожилий», но, ничего не зная ни о прощении, ни о милости, неизбежно терпит поражение. Трагедия человека, у которого украли знание о Боге, не пустили к нему. Однако, в 1980 году он пишет:

Мне меньше полувека – сорок с лишним,
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.

Был ли Высоцкий крещён – достоверно неизвестно. Вот что свидетельствует вторая жена Высоцкого Людмила Абрамова. Когда она давала интервью газете «Московский комсомолец», корреспондент задал ей вопрос: «Был ли Высоцкий верующим человеком?» На что она ответила: «Судя по тому, как тактично он относился к моей сумбурной, очень бестолковой, но очень искренней религиозности, верил. У меня всё шло от любви к Толстому в большой степени, а у Володи – от жизни. В начале 1970 года он приезжал ко мне сказать, что едет креститься в Армению».

Сын поэта Аркадий тоже подтверждает факт крещения отца. В пользу того, что Высоцкий действительно принял крещение, говорит и такой факт: сохранилось несколько его фотографий, на которых он в рубашке с расстегнутым воротом, и хорошо видно большое серебряное распятие у него на груди. Известно, что дома у Владимира Семеновича были иконы и кресты. Поэтому сегодня, в день памяти В. Высоцкого, я прошу ваших молитв за этого человека – искреннего и, надеюсь, успевшего «в гости к Богу»...

 

•27 •марта• 2015•

2014

2015

2016

•Январь• •Февраль• •Март• •Апрель• •Май• •Июнь• •Июль• •Август• •Сентябрь• •Октябрь• •Ноябрь• •Декабрь•
 

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс